Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Поэзия в годы Великой Отечественной войны»
методическая разработка по литературе на тему

Малютина Наталья Евгеньевна

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

 

 

«Поэзия в годы Великой Отечественной войны»

 

 

 

Преподаватель литературы

Малютина Н.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СПО «Марксовский электротехнический колледж»

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

«Поэзия в годы Великой Отечественной войны»

Преподаватель литературы

Малютина Н.Е.

Маркс 2015 г.


Рассмотрена на заседании комиссии        Утверждаю

общеобразовательных дисциплин        Зам. директора по УР

Протокол № ____ от ______ 2015 года.                _________О.К. Смирнова
Председатель комиссии
_______________ Ю.В. Будылина

                                 

Данная методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине «Литература» предназначена для преподавателей литературы.

В первую очередь, она несёт большую воспитательную нагрузку. Она не только повышает познавательный интерес студентов к литературе, истории, родному языку и уровень овладения этим дисциплинам, но и учит гордиться всем, что связано с Великой Отечественной войной.


Содержание:

  1. Введение.                                                           4
  2. Основная часть.

Методика проведения внеклассного мероприятия

«Поэзия в годы Великой Отечественной войны»                     5

  1. План проведения мероприятия.                                 5
  2. Методика проведения.                                          7
  1. Заключение.                                                        8
  2. Литература.                                                         9

Приложение. Сценарий открытого мероприятия

«Поэзия в годы Великой Отечественной войны»                    10

1. Введение.

Открытое мероприятие по теме «Поэзия в годы Великой Отечественной войны» не только знакомит учащихся с именами поэтов, писавших в годы Великой Отечественной войны, но и на примере их творчества показывает огромную любовь человека – творца к своей земле, к её красоте, к её истории, пробуждает чувство патриотизма.

В условия мирового кризиса мы перестали обращать внимание на историю и чтить память тех, кто вложил большое усилие в то, чтобы мы жили в мире и согласии. И что я считаю самым главным, перестали читать, а если и читаем, то литературу определённого типа, которая однотипна по своему скудному художественному содержанию. На открытом мероприятии мы коснёмся творчества А.Т.Твардовского, Д.Б. Кедрина, М.Д.Львова, А.А.Ахматовой, О.Ф. Берггольц, К.М.Симонова, А.А.Суркова, М.И. Алигер, В.М. Инбер, В.Э.Багрицкого. Несмотря на возраст этих поэтов, их объединяет огромная любовь к Родине, гордость за неё, это люди, которые преодолели страх смерти, победили в себе инстинкт самосохранения, что лежит в основе всей военной поэзии.


2. Основная часть.

Методика проведения внеклассного мероприятия «Поэзия

в годы Великой Отечественной войны»

2.1. План проведения мероприятия.

Тема: «Поэзия в годы Великой Отечественной Войны».

Место проведения: кабинет литературы №22

Преподаватель: Малютина Наталья Евгеньевна

Присутствуют: студенты групп 11 кс и 11 с

Цели проведения мероприятия:

развивающая - развитие навыков устной речи студентов, их творческих способностей, духовных ценностей;

образовательная - расширение уровня знаний по литературе, истории, знакомство с творчеством поэтов Великой Отечественной войны;

воспитательная - воспитание любознательности, интереса к истории, патриотизма. Привитие чувства ответственности за свою Родину. На примерах героев показать студентам образы для подражания.

Ход мероприятия.

Подготовительно-организационный этап.

В начале учебного года при обсуждении работы литературного кружка было решено включить в план его работы знакомство с творчеством зарубежных поэтов и поэтов Великой Отечественной войны. На занятиях кружка обсуждалась литература Великой Отечественной войны, поэтому согласно учебному плану было решено провести занятие, рассказывающее о поэзии военных лет. А чтобы вызвать ещё больший познавательный интерес к поэзии военных лет, было решено использовать стихи выдающихся поэтов Великой Отечественной войны, подготовленные и прочитанные на мероприятии детьми.

Организация открытого мероприятия.

Запланировано использование сведений из истории о Великой Отечественной войне и творчества (выступления детей). В качестве оформления на стенах кабинета были размещены лозунги и плакаты военной тематики (передавая, тыл, оружие, солдаты, техника, памятники), была организованна выставка книг, портреты и фотографии поэтов, на доске цитаты « Священный бой поэзии строкой», «Когда грохочут пушки, музы молчат»....

Основной этап

Ход урока

Применяемая методика

1.

Вступительное слово преподавателя

Объявление темы. Постановка целей. 3 минуты

2.

Рассказ преподавателем из истории Великой Отечественной войны, сопровождаемый выступлениями учащихся

Варьирование исторического материала с творчеством. 40 минут

3.

Заключительное слово преподавателя

Итоги. 2 минуты

2.2. Методика проведения открытого мероприятия.

Качественное обновление всей образовательной системы на данном этапе требует поиска новых педагогических условий, которые помогут обеспечить рост познавательного интереса студентов к предмету литературы. То, что в течение всего времени обучения включено в учебную программу, иногда оторвано от действительности, и не всегда связанно с современной жизнью.

Данное мероприятие обеспечивает подготовку к восприятию творчества военной тематики. Оно должно подтолкнуть студентов к чтению поэзии о Великой Отечественной войне.

Обучающимися с помощью преподавателя выбраны стихотворения, способствующие возникновению чувства патриотизма. Каждый из студентов подошёл серьёзно к подбору литературы. Никто не остался равнодушным.

Книги, заинтересовавшие ребят, были представлены на выставке.

Выполнена главная цель: студенты прочувствовали значимость данной темы, были ею увлечены и сопереживали героям.

3.        Заключение.

Открытое мероприятие по литературе  пробуждает интерес у студентов к предмету, развивает чувство патриотизма и гордости за своих предков.

Цели достигнуты: атмосфера сопереживания, сочувствие к героям, интерес к выставке книг, фотографий, лозунгов, плакатов.

Литература, используемая на мероприятии, может помочь в подготовке к проведению классных часов и уроков литературы при изучении темы «Особенности развития литературы в 40 – 90-е гг.»

4.        Литература.

А.М.Абрамов. Сердцевина поэзии - человечность (поэзия Великой Отечественной войны; основные черты и значение) // Победа и мир. - Л., 1982.

В. Кожинов. «Я начал песню в трудный год...»: Поэзия 1941-1945 годов // Москва. - 1999.

Т.Сталев. «Мы были высоки, русоволосы»: (о поэтах, погибших в годы Великой Отечественной войны) // В мире книг. - 1985.

П.Бобылёв. «Великая Отечественная война» // Москва. - 1984.

И.О.Шуминовой. «Священный бой поэзии строкой» // читаем, учимся, играем.-2008.-№10.

Приложение.

Сценарий открытого мероприятия «Поэзия в годы Великой Отечественной войны»

1.        Вступительное слово преподавателя.

Дорогие коллеги, учащиеся я очень рада приветствовать Вас на внеклассном мероприятии, темой которого является «Поэзия в годы Великой Отечественной войны».

Думаю, чтобы сегодня в этой аудитории все прочувствуют значение слов «Священный бой поэзии строкой».

2.           Основная часть.

Недавно наша страна отметила 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

Все прошедшие века истории человечества перенасыщены войнами. И именно так уж повелось с давних пор: как только на нашу страну нападал враг, весь народ поднимался на защиту Родины. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. Нашим дедам и прадедам в годы их молодости выпало на долю защищать Отчизну.

Немецкий фашизм втянул в эту войну десятки стран Европы, миллионы людей. По приблизительным подсчётам в этой войне погибло более 20 миллионов граждан России, большинство погибших были мирные люди. Война шла 1418 дней. Они были страшными. Помогали фронту все, кто мог.

Наравне со взрослыми воевали и дети. Они не считали себя маленькими, не прятались за спины родителей, а делали всё, что могли, чтобы помочь уничтожить врага, изгнать его со своей земли и приблизить Победу.

Лёня Объедко жил в хуторе Семисводном. Когда в 1943 году фашисты заставили жителей разрушать постройки, Лёня и трое его друзей решили убежать. Убегая, они перерезали кабель связи, но были схвачены фашистами. Немецкий офицер долго избивал мальчика, но тот не произнёс ни слова. Озверевший мучитель застрелил юного патриота. Так, 14 марта 1943 г. оборвалась жизнь героя.

Витя Новицкий, юный житель Новороссийска, вместе с матросами оборонял сигнальную башню. Когда все взрослые были убиты, Витя встал к пулемёту и отстреливался от фашистов до последнего патрона, затем стал бросать гранаты. Немцам всё же удалось проникнуть в башню. Они зверски расправилась с Витей: облили его бензином, подожгли и сбросили тело на мостовую. Правительственным указом Витя был награждён орденом Отечественной войны (посмертно).

Давно закончилась война, но мы помним имена тех, кто не щадил своей жизни для освобождения страны от врага. Конечно, это были годы тяжелейших испытаний, но вместе с тем это были годы мужества, героизма, беззаветной любви к своей Отчизне.

«Когда гремит оружие, музы молчат…» Это восходящее к древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к Великой Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь жизни страны в 1941-1945 годах неизбежно придёт к выводу, что этот период насквозь пронизывала поэзия.

Воюющему народу нужна была правда о войне и о горе, которые пришли в каждый дом, каждую семью. Правда в поэзии стала нравственной опорой, духовным источником сопротивления. Лирическая поэзия – самый чуткий измеритель душевного состояния общества. Она сразу же обнаружила жгучую потребность в искренности, без которой невозможно чувство ответственности.

Строки первого стихотворения, которое мы сегодня услышим, принадлежат известному советскому поэту-фронтовику Александру Трифоновичу Твардовскому. За его плечами дороги войны, сотни стихотворений, опубликованных во всех фронтовых газетах.

(Выступление студента группы К-11 кс Горбатова Сергея со стихотворением «Война - жесточе нету слова...»)

Глубокие перемены претерпевает в поэзии военных лет образ Родины, ставший у самых разных авторов смысловым и эмоциональным центром художественного мира той поры. Он играет необычайно важную роль в поэзии Константина Михайловича Симонова.

Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»

И не только у Симонова война пробудила столь острое, столь личное восприятие Родины. Его чувства разделяли поэты Кедрин, Шубин, Львов и многие другие.

Очевидно, их стихи написаны не столько о войне, сколько войной, раскрывающие также темы родного дома, любви, природы.

Звучит стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» в исполнении студента группы К-11с Симатова Ильи.

Солдата на войне поддерживала не только военная техника, но и любовь близких, верность любимых. И об этом писал К.М.Симонов в своём знаменитом стихотворении «Жди меня». Эти строки знали наизусть все солдаты войны от рядового до маршала.

Выступление студента группы К-11с Быкова Ярослава.

Почему же поэзия тех лет смогла обрести столь существенное значение для всей страны? Да всё потому, что она выражала в себе глубокий и истинный смысл, который не всегда раскрывался в официальных сводках.

О героизме и мужестве писала ленинградская поэтесса Анна Андреевна Ахматова, которая потеряла на этой войне многих дорогих ей людей. И боль за них выражена в стихотворении «Мужество».

Звучит стихотворение в исполнении студентки группы К-11кс Левченко Алины.

История русской литературы не знает другого такого периода, когда за четыре года было создано столько значительных, подлинно талантливых поэм: «Василий Тёркин» А.Твардовского, «Твой путь» О.Берггольц и другими.

Целое поэтическое полотно развернул А.Твардовский. Его «Василий Тёркин» стал одним из главных героев войны, знаменитым персонажем.

Отрывок из поэмы читает нам Миронова Лариса, студентка группы К-11кс.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов. 944 из них ушли на фронт, не вернулись– 417. Поэтами из них было 48 человек. Самому старшему – И. Росину – 49 лет, самым младшим – Багрицкому и Смоленскому едва исполнилось 20 лет.

3. Заключительное слово преподавателя.

Война закончилась, и поэзия вступила в пору её философского осмысления. Литература должна была вернуться к ценностям мира.

Как в полифоническом хоре звучат голоса разных, но всё же в чём-то близких друг к другу поэтов. Люди, победившие в себе инстинкт самосохранения, преодолевшие страх смерти – вот, что лежит в основе всей военной поэзии.

И в завершении студент Архипов Антон читает стихотворение Муссы Джалиля «Варварство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «ВОРОНЕЖ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Внеклассное мероприятие, проведенное в 8 "Г" классе (2012-2013 уч. год). Кл. рук.: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5...

Внеклассное мероприятие "Математики в годы Великой Отечественной войны"

Внеклассное мероприятиеТема: «Математики в годы Великой Отечественной войны»Цель: узнать ученны[ математиков, которые в годы Великой Отечественной войны помогали фронту.Задачи:Познакомитьс...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию" Интегрированная игра по Великой Отечественной войне "Я только слышал о войне..."

Методическая  разработка по патриотическому воспитанию" Интегрированная игра по Великой Отечественной войне "Я только слышал о войне..."...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сибиряки в годы Великой Отечественной войны» (на примере боевого пути Борсоева В.Б. – уроженца улуса Холбот Баяндаевского района)

Внеклассное мероприятие соответствует плану военно-патриотического воспитания. Применение технологии проектной деятельности предоставляет учащимся 8-9 классов возможность исследовать интересующую тему...

Внеклассное мероприятие: «Михайловцы в годы Великой Отечественной войны: от солдата до генерала.»

Внеклассное мероприятие: «Михайловцы в годы Великой Отечественной войны: от солдата до генерала.»...

Внеклассное мероприятие "Женщины в годы Великой Отечественной войны"

Конспект включает в себя рассказ о вкладе женщин СССР  в Великую победу....