литературно- музыкальная композиция по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
материал по литературе (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по творчеству великого драматурга и композитора А.С.Грибоедова с инсценировкой из бессмертной комедии "Горе от ума".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литературное мероприятие40.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:



Тема мероприятия: «Его судьба была блистательна и трагична» (личность и судьба А.С. Грибоедова) 

Ход мероприятия 
1-й ведущий: Существуют писатели, литературная деятельность которых проявляется в целом ряде более или менее гениальных произведений по самым различным отраслям поэзии; таковы были, например: Гёте и Шиллер в Германии, Виктóр Гюго во Франции, а у нас Пушкин, Лермонтов, Гоголь. 

2-й ведущий: Но есть иного рода гении, вся творческая деятельность и, можно сказать, вся жизнь, которых исчерпывается созданием одного великого произведения, которое возносит их на недосягаемую высоту и в продолжение многих веков возвышается величественным памятником человеческого гения, своего рода маятником, ярко освещающим и мысли сотен поколений. 

3-й ведущий: Таким являются перед нами Данте со своей «Божественной комедией», Сервантес – со своим «Дон-Кихотом Ламанческим», Дефо – с «Приключениями Робинзона Крузо»; – таким же является и Александр Сергеевич Грибоедов со своей бессмертной комедией «Горе от ума». 


4-й ведущий: Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве 15 января 1795 года. Отец его, Сергей Иванович, в молодости гвардейский офицер, обыкновенно жил в деревне. Воспитанием детей, Александра Сергеевича и Марьи Сергеевны, занималась мать, Настасья Федоровна. Грибоедов получил прекрасное образование и с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками. Позже он изучил латынь, греческий, персидский. 


1-й ведущий: Восьми лет Грибоедова отдали в Московский благородный пансион, лучшее в то время учебное заведение России. Занятия в пансионе вели преподаватели университета, а после окончания пансиона Грибоедов поступил в университет. Ему было одиннадцать лет, когда он стал студентом. 
2-й ведущий: Грибоедовы жили привычным московским ритмом, привольно и хлебосольно. Два вечера в неделю у них был танцкласс известного всей Москве учителя танцев Иогеля – настоящие детские балы. Весной начинались публичные гулянья – в Сокольниках, у стен Новодевичьего монастыря, под Новинским, где устраивали качели, балаганы и прочие народные забавы, которые наблюдал с большой открытой галереи родительского дома маленький Грибоедов. В память западали веселые прибаутки балаганного зазывалы, озорные скороговорки танцоров, шум, гам, смех, праздник. 

3-й ведущий: И брат и сестра Грибоедовы обладали прекрасными музыкальными способностями. Юная Маша, любимая ученица музыканта-виртуоза Фильда, играла на арфе и была блестящей пианисткой. Грибоедов отлично играл на фортепьяно и был автором нескольких музыкальных произведений. Судьба обрекла его на постоянные скитания, но, как только ему удавалось хоть ненадолго осесть на одном месте, Грибоедов заботился о своем инструменте. 

4-й ведущий: В 1812 году Грибоедов готовился «для возведения в звание доктора прав». Он прошел курс трех факультетов – словесного, юридического и физико-математического. Его влекли занятия науками. Он увлекался театром и уже пробовал себя в сочинительстве: в четырнадцать лет он написал трагикомедию по случаю ссоры русских профессоров с немецкими из-за зала, в котором и те и другие хотели иметь кафедру. Получилось смешно, товарищам понравилось. Грибоедов переписал комедию начисто в отдельную тетрадь, которую затем подарил своему другу Бегичеву. До наших дней эта тетрадь не дошла – Грибоедов не относился всерьез к этим литературным опытам, тогда он не собирался быть профессиональным литератором. 

1-й ведущий: Всю жизнь повернула гроза 1812 года. Наполеон подступил к стенам древней Москвы. Грибоедов, движимый патриотическим порывом, добровольно записался в Московский гусарский полк. Но участвовать в битвах ему не довелось: полк не успели укомплектовать и срочно выслали из Москвы в тыл. В 1813 году Грибоедов оказался в Польше в кавалерийских резервах. Так началась его жизнь вне родного дома, вне Москвы, университета и привычных занятий. Ему было 18 лет.

Походная жизнь, удалая гусарская веселость, бесшабашная смелость нравились ему:

Чтец:

Философы в ученом заточеньи,

Защитники уединенья,

Наш посетите стан, когда вам есть досуг.

Здесь узрите вы дружний, братский круг,

Начальника, отца обширного семейства.

Коль надобно – на смерть идут;

Не нужно – праздники дают.

У вас как будто чародейство:

От книг нейдете вы на час,

Минута дорога для вас;

А мы на дней не ропщем скоротечность.

Они не истекут, доколе мы живем;

А там настанет вечность,

Так дней не перечтем. 
2-й ведущий: Неизвестно, как сложилась бы судьба Грибоедова, если бы он не встретил здесь друга, нравственное влияние которого ощущал потом всю жизнь. Это был Степан Никитич Бегичев. «Ты, мой друг, поселил в меня, или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души, с того времени, как с тобою познакомился, – писал ему Грибоедов, – и, ей-богу! когда с тобою побываю вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее». Грибоедов признавался, что Бегичев заставил его всерьез размышлять о современном состоянии России, о крепостном праве, об Отечественной войне. 

3-й ведущий: Как только кончилась война, Грибоедов взял отпуск и приехал в Петербург, а в конце 1815 года вышел в отставку и был определен на службу в коллегию иностранных дел, чиновником которой после Лицея стал и Пушкин. Так познакомились будущий великий русский поэт и будущий автор гениальной русской комедии. Оба они были молоды, увлечены веселой столичной жизнью, влюблены в поэзию, в театр. Оба уже напечатали свои первые произведения: в 1814 году в журнале «Вестник Европы» были напечатаны две статьи Грибоедова – «Письмо из Брест-Литовска» и «О кавалерийских резервах». Оба были приняты в кругу литераторов, много читали, прекрасно знали европейскую литературу, а каждый вечер были в театре, который страстно любили. Для Грибоедова театр был и праздником и домом: 
Чтец:

Люблю толпящийся народ

Я при раздаче лож и кресел:

Кому терпенье – труден вход,

Тот получил себе – и весел,

Но вот ему возврата нет!

Стеной густеют непроломной,

Толпа растет, и ропот громный,

И голоса: билет! билет!

Как будто их рождает преисподня.

А это чудо кто творит? — Поэт! 
4-й ведущий: Днем в театре на репетициях, вечером на спектакле, а после спектакля нередко отправлялись к князю А. А. Шаховскому, известному драматургу, знакомому Грибоедову еще со времен военной службы. Это он, прослушав стихи юного поэта, оценил разговорную живость их и посоветовал Грибоедову перевести одну французскую пьесу – так получилась комедия «Молодые супруги», которая была поставлена в Петербургском театре в 1815 году. 

1-й ведущий: Грибоедов написал сцены для комедии Шаховского «Своя семья, или Замужняя невеста»; вместе со своим приятелем А. А. Жандром комедию «Притворная неверность»; вместе с П. А. Вяземским — водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Так и создавался репертуар театра начала XIX века. Пройдет время, и Грибоедов высмеет несерьезность этого коллективного водевильного «творчества» устами восторженного Репетилова. 

2-й ведущий: Грибоедов прожил в Петербурге недолго. Веселая и несколько беспорядочная жизнь свела его с молодыми повесами. Осенью 1817 года его имя оказалось замешанным в громкую и скандальную историю «дуэли четверых». На этой дуэли Грибоедов был секундантом своего приятеля графа А. П. Завадовского, которого вызвал поручик кавалергардского полка В. В. Шереметев. 

3-й ведущий: На следствии о дуэли Грибоедов, как и было условлено, показал, что результат поединка ему неизвестен. Завадовскому посоветовали покинуть Петербург – прямых улик против него не было. Только Якубович не отрицал своего участия, за что был переведен из гвардейских уланов в армейский полк на Кавказ. Через год на Кавказ был переведен и Грибоедов. 23 октября 1818 года по настоянию Якубовича здесь, в окрестностях Тифлиса, состоялась дуэль секундантов. Якубович прострелил Грибоедову руку. Грибоедов промахнулся.

О «дуэли четверых» ходили разные слухи. Шереметева жалели, Якубович выглядел героем. И в конце концов единственным виновником происшествия стали считать Грибоедова. А Грибоедов молчал, считая ниже своего достоинства опровергать порочащие его слухи. Но свои переживания он не забудет: их выскажет Чацкий в «Горе от ума»:

Чтец:

Что это? слышал ли моими я ушами!

Не смех, а явно злость. Какими чудесами?

Через какое колдовство

Нелепость обо мне все в голос повторяют!

И для иных как словно торжество,

Другие будто сострадают...

О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?

Чье это сочиненье!

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют,

И вот общественное мненье! 
4-й ведущий: 12 марта 1818 года судьба Грибоедова переменилась: он назначен секретарем персидской дипломатической миссии в Тейране, как тогда называли Тегеран. Отказаться от этого «почетного назначения» не удалось, и 28 августа Грибоедов покинул столицу. Он едет к месту новой службы как в ссылку, оставляя позади столицу, театр, друзей, поэзию...

По пути на Кавказ Грибоедов заехал в Москву повидать мать и сестру. Москва не удовлетворила его. Позже, в «Горе от ума», такое же разочарование переживет Чацкий:

Инсценировка эпизода из комедии «Горе от ума» 
Чацкий:

Ах! боже мой! ужли я здесь опять,

В Москве! У вас! Да как же вас узнать!

Где время то? Где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам,

Или ваш батюшка с мадамой за пикетом;

Мы в тёмном уголке, и кажется, что в этом!

Вы помните? вздрогнём, что скрипнет столик, дверь…


Софья:

Ребячество!
Чацкий:

Да-с, а теперь.

В семнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно,

И потому скромны, не смотрите на свет.

Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ,

Без думы, полноте смущаться. 
Софья:

Да хоть кого смутят

Вопросы быстрые и любопытный взгляд… 

Чацкий:

Помилуйте, – не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.


Софья:

Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!

Где ж лучше? 
Чацкий:

Где нас нет.


1-й ведущий: Существует легенда, как у Грибоедова появился замысел комедии «Горе от ума». 17 ноября 1820 года в письме из Тифлиса Грибоедов описал вещий сон, приснившийся ему. Адресат письма остался неизвестен. «...Тут вы долго ко мне приставали с вопросами, написал ли я что-нибудь для вас? Вынудили у меня признание, что я давно отшатнулся, отложился от всякого письма, охоты нет, ума нет – вы досадовали. – Дайте мне обещание, что напишете. – Что же вам угодно? — Сами знаете. – Когда же должно быть готово? – Через год непременно. – Обязываюсь. – Через год, клятву дайте... И я дал ее с трепетом». И хотя все это был только сон, Грибоедов кончает письмо словами: «Во сне дано, на яву исполнится». 

2-й ведущий: Прошла зима 1823 года, и наконец в марте Грибоедову удалось выхлопотать отпуск. В конце месяца он уже был в Москве. С Кавказа он привез два первых акта «Горя от ума». Москва 1823 года была полна жизни. В Газетном переулке у дальнего родственника Грибоедова Владимира Федоровича Одоевского собирались Веневитинов, Погодин, Хомяков, занимались философией, читали друг другу свои стихи и трактаты; имя они себе выбрали – любомудры, то есть любящие мудрость, философы. Грибоедов сразу оказался в гуще жизни. 

3-й ведущий: Самое главное, с чем Грибоедов приехал в Москву, это начало «Горе от ума», которое он читал только Бегичеву. Ждал суждений друга, эстетическому чувству которого доверял безусловно. Бегичеву не все понравилось. Грибоедов огорчился, задумался, сжег первый акт и написал его заново. Третье и четвертое действия писал летом 1823 года, в Тульском имении Бегичева, поверяя ему написанное, как на Кавказе читал Кюхельбекеру. 

4-й ведущий: А в сентябре Грибоедов опять в Москве. Читает друзьям комедию и наслаждается успехом. Теперь он уже уверен: комедию надо печатать, ставить на сцене. Опасаясь, что московская цензура пьесу не пропустит (ведь «о Москве так грозно»), Грибоедов поспешил в Петербург. 

1-й ведущий: Грибоедова без конца просили читать, и он ездил по всему Петербургу со своим манускриптом, не в силах отказаться хотя бы от устной публикации комедии. «Грибоедов был отличный чтец,— вспоминал А. А. Бестужев, – без фарсов, без подделок он умел дать разнообразие каждому лицу и оттенять всякое счастливое выражение». А между тем слушатели далеко не всегда понимают комедию, и это огорчает Грибоедова, он досадует на себя за пристрастие к успеху среди толпы — этим «побрякушкам авторского самолюбия». 

2-й ведущий: До сих пор Грибоедов был известен как начинающий драматург, довольно способный автор остроумных водевилей в стихах и в прозе. «Горе от ума» потрясло общество. Живой, свободный разговорный язык, стихи, которые, как и предсказывал Пушкин, на лету превращались в пословицы, картины русской жизни, каких не было со времен Фонвизина. 
Инсценировка эпизода из комедии «Горе от ума

Лиза:

Ну вот у праздника! ну вот вам и потеха!

Однако нет, теперь уж не до смеха;

В глазах темно, и замерла душа;

Грех не беда, молва не хороша. 
Софья:

Что мне молва? Кто хочет, так и судит,

Да батюшка задуматься принудит:

Брюзглив, неугомонен, скор,

Таков всегда, а с этих пор…

Ты можешь посудить…


Лиза:

Сужу-с не по рассказам;

Запрёт он вас, – добро ещё со мной;

А то, помилуй бог, как разом

Меня, Молчалина и всех с двора долой. 
Софья:

Подумаешь, как счастье своенравно!

Бывает хуже, с рук сойдёт;

Когда ж печальное ничто на ум нейдёт,

Забылись музыкой, и время шло так плавно;

Судьба нас будто берегла;

Ни беспокойства, ни сомненья… 

Лиза:

Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья

Не жалуете никогда:

Ан вот беда.

На что вам лучшего пророка?

Твердила я: в любви не будет в этой прока

Ни вó веки веков.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется, к тому б

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он бáлы,

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.


Софья:

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, –

Мне всё равно, что за него, что в воду. 
Лиза:

Да-с, так сказать, речист, а больно не хитёр;

Но будь военный, будь он статский,

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

Не для того, чтоб вас смутить;

Давно прошло, не воротить,

А помнится…

Софья:

Что помнится? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех

3-й ведущий: Мечта увидеть комедию на сцене оказалась неосуществимой. Даже на сцене театральной школы ее не разрешили поставить. И долго еще комедия не будет опубликована – ни в печати, ни на сцене при жизни автора это произведение полностью не появилось. Видимо, не только московское барство задел Грибоедов – всю старую Россию вывел он на сцену, и ему этого не простили. Комедия стала рукописной. Современники вспоминали: «Первый списанный экземпляр сей комедии распространился по России, и ныне нет ни одного малого города, нет дома, где любят словесность, где б не было списка сей комедии». 


Инсценировка по крылатым выражениям из пьесы. 

(Выходит Фамусов и Молчалин с разных сторон)

Ф.: Подписано, так с плеч долой.

Как станешь представлять к крестишку ли, 
к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

М.: Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь. (в сторону)

Ф.: Нам каждого признать велят 
историком и географом! Свежо предание, а верится с трудом.

Ф.: (Молчалину) Читай не так, как паномарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

М.: Я глупостей не чтец, 
А пуще образцовых.

Ф.: Что говорит! И говорит, как пишет!

(Появляется Софья)

Ф.: Ей сна нет от французских книг,


А мне от русских больно спится.

Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да


сжечь.

Ф.: Что за комиссия, Создатель,


Быть взрослой дочери отцом!

С.: Мне всё равно, что за него, что в воду.

Велите ж мне'в огонь: пойду как на обед.

Ф.: Кто беден, тот тебе не пара.

Грех не беда, молва нехороша.

Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня


Марья Алексеевна!

Ах, злые языки страшнее пистолетов.

(Появляется Чацкий)

Ч.: (Мечтательно). И дым Отечества нам сладок и приятен!

Ба! знакомые все лица! (Молчалину)

Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.

С.: Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри

Счастливые часов не наблюдают.

Ч.: Обманщица смеялась надо мною! Я странен; а не странен кто ж?

Ах! тот скажи любви конец,


Кто на три года вдаль уедет.

Сюда я больше не ездок

Карету мне! Карету!

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов.

Ф.: Где ж лучше?

Ч.: Где нас нет. Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!


4-й ведущий: 1820-е годы ознаменованы усилением репрессий. 1821 год – начато дело по обвинению профессоров Педагогического института, недавно открытого в Петербурге, «в крамоле и безверьи». 1823 год – русским подданным запрещено обучаться в германских университетах. 1824 год – из программ учебных заведений вычеркнуты «излишние» политические науки. «Горе от ума» было первым произведением с такой точной и быстрой реакцией на текущие события. 
Инсценировка эпизода из комедии «Горе от ума» 

Фамусов

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безузных развелось людей, и дел, и мнений.
Хлёстов а

И впрямь с ума сойдешь от этих от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;

Да от ланкарточных взаимных обучений.
Княгиня

Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверьи

Профессоры!! – у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник. 
Скалозуб

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;

А книги сохранят так: для больших оказий. 
Фамусов

Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь. 
1-й ведущий: В Петербурге поначалу Грибоедов поселился в гостинице. Возвращаться на Кавказ он не торопился: А. П. Ермолов, при котором поэт состоял секретарем «по дипломатической части», продлил ему отпуск, и Грибоедов собирался прямо из столицы отправиться за границу. Уже был обдуман план путешествия: Париж, потом Южная Франция, Италия, оттуда через Дарданеллы, Босфор в Черное море и на Кавказ, к месту службы. 

2-й ведущий: В гостинице Грибоедов прожил недолго. Его беспокоило бесконечное количество посетителей, вторгавшихся в его комнаты, часто даже почти ему незнакомых, но привлеченных рассказами о комедии. Слава оказалась достаточно беспокойной гостьей. Грибоедов переехал к своему двоюродному брату, молодому поэту Александру Ивановичу Одоевскому. 

3-й ведущий: Друзья поселились в доме на углу Исаакиевской площади, из окон их квартиры хорошо была видна Сенатская. К этому времени Грибоедов уже знаком со многими будущими декабристами – и благодаря общительному характеру Александра Одоевского, недавно принятого в тайное общество, и по Вольному обществу любителей российской словесности, членом которого Грибоедов только что избран. 

4-й ведущий: 26 декабря 1825 года вместе с сослуживцами на Кавказе Грибоедов принимал присягу императору Николаю I. 26 декабря в Петербурге шло уже девятое заседание Следственного комитета по делу о тайных обществах. На этом заседании было решено взять под арест несколько новых лиц, «оказывающихся по показаниям соучастниками в обществе мятежников». Среди них значился «служащий по дипломатической части у генерала Ермолова» А. С. Грибоедов. 

1-й ведущий: Не было доказательств, что Грибоедов был членом тайного общества. Не было наверное известно, существовало ли такое общество в Грузии. Царь боялся Ермолова: этот генерал, которого в случае победы декабристы предполагали ввести в правительство, был слишком независим, обладал умом государственного человека, железной волей и реальной военной силой. После 14 декабря в столице ходили слухи, будто Кавказский корпус двинулся на Петербург. Арест Грибоедова оказался в цепи событий, связанных с проконсулом на Кавказе А. П. Ермоловым, с одной стороны, и списками комедии, которые находили в бумагах арестованных декабристов, с другой. 

2-й ведущий: 22 января 1826 года посланный за Грибоедовым на Кавказ фельдъегерь Уклонский прибыл в крепость Грозную. Было уже поздно, когда в комнату, где квартировал Грибоедов с другими офицерами, вошли дежурный по отряду полковник, адъютант и прибывший из Петербурга фельдъегерь. «Александр Сергеевич, – излишне громко произнес полковник, – воля государя императора вас арестовать. Где ваши вещи и бумаги?» Вещи помещались в двух переметных чемоданах, которые стояли тут же на полу, в головах походной постели. Чемоданы вскрыли. Бумаг там оказалось немного (Грибоедов успел уничтожить все, что могло его скомпрометировать), их зашили в холст, опечатали и отдали под расписку Уклонскому. 

3-й ведущий: Доказать причастность Грибоедова к тайному обществу не удалось, и 2 июня 1826 года его освободили «с очистительным аттестатом». Грибоедов на месяц задержался в Петербурге, чтобы немедля узнать об участи друзей. Наконец в июле была опубликована «Роспись государственным преступникам, приговором Верховного суда осуждаемых к разным казням и наказаниям». Свыше ста фамилий: родные, близкие, друзья, почти все — знакомые. Тяжелое чувство бессилия: помочь Грибоедов ничем не мог. Он поспешил уехать из Петербурга. Кавказ казался ему теперь краем вольности. 

4-й ведущий: События на Кавказе развивались бурно. Грибоедов оказался в центре их. 28 марта 1827 года Паскевич назначен командующим Отдельным кавказским корпусом и главнокомандующим Грузией. Борьба старших генералов окончилась поражением Ермолова. 4 апреля 1827 года Паскевич поручил Грибоедову ведение дипломатических дел с Турцией и Персией. Поэт вынужден был стать дипломатом. Он принимал участие в военном походе на Эривань. 

1-й ведущий: Грибоедов — человек долга. Все, что он делает, он делает добросовестно. Грибоедов человек гениальный — свои способности он вкладывает и в дела дипломатические. Но уже давно прошло время, когда его могла увлечь деятельность дипломата и война казалась романтическим приключением. 

2-й ведущий: 10 февраля 1828 года между Россией и Персией был заключен Туркманчайский мирный договор. В подготовке этого договора большую роль играл Грибоедов, который вел дипломатические переговоры. Его миссия удалась блестяще. И среди этих успехов, когда ему все удавалось и судьба, казалось, была к нему благосклонна, Грибоедов мечтал об одном: уехать «или совсем бросить службу, которую я ненавижу от всего сердца, какое бы будущее она мне ни сулила». 

3-й ведущий: 14 марта 1828 года Грибоедов привез в Петербург текст Туркманчайского мирного договора. В столице он был принят как победитель. Самые именитые сановники торопились оказать ему внимание. Чествовали посла, дипломата, но не автора гениальной русской комедии. Грибоедову-дипломату пророчили блестящую карьеру. А в его письмах по-прежнему звучит желание уйти в отставку и отдаться целиком занятиям литературным. 

4-й ведущий: В Тифлисе, как называли тогда Тбилиси, все было по-старому и лето в самом разгаре, когда Грибоедов вернулся. В Тегеран ехать не имело смысла. Отсюда министр мог диктовать условия и требовать выплаты контрибуции с большим успехом – так считал Грибоедов. А тем временем подготовить свой приезд в Персию. 

1-й ведущий: Мирная передышка поэту была необходима «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе, все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойства ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную» – так описывал Грибоедов приятелю обстоятельства своей женитьбы. Юная очаровательная Нина Чавчавадзе была его ученицей в игре на фортепьяно, теперь она стала его женой. 
Кадры из кинофильма «Смерти вазир-мухтара» 
2-й ведущий: Он сам изумляется своей способности безоглядно, молодо любить и быть счастливым. А между тем его беспокоят все обстоятельства, связанные с положением женатого человека, который должен обеспечить семью, заботиться о будущих детях. Кончилась холостая беззаботная жизнь: «А независимость! которой я такой был страстный любитель, исчезла, может быть, навсегда, и как ни мило и утешительно делить все с прекрасным, воздушным созданием, но это теперь так светло и отрадно, а впереди так темно! неопределенно!!» 
Под музыку N.Rota – Theme from Romeo&Juliet выходит Чтец 1 

Там, где вьется Алазань, 
Веет нега и прохлада, 
Где в садах сбирают дань 
Пурпурного винограда, 
Светло светит луч дневной, 
Рано ищут, любят друга... 
Ты знаком ли с "той страной, 
Где земля не знает плуга, 


Вечно-юная блестит 
Пышно яркими цветами 
И садителя дарит 
Золотистыми плодами?... 
Странник, знаешь ли любовь, 
Не 
подругу снам покойным


Страшную под небом знойным? 
Как пылает ею кровь? 
Ей живут и ею дышат, 
Страждут и падут в боях 
С ней в душе и на устах. 
Так самумы с юга пышат, 
Раскаляют степь... 
Что судьба, разлука, смерть!... 

Под музыку G.Zamfir – Ete D Amour выходит Чтец 2 

Луг шелковый, мирный лес!

Сквозь колеблемые своды

Ясная лазурь небес. 

Тихо плещущие воды.

Мне ль возвращены назад

Все очарованья ваши?

Снова ль черпаю из чаши

Нескудеющих отряд. 


Будто сладостно-душистой

В воздух пролилась струя;

Снова упиваюсь я 

Вольностью и негой чистой

Но где друг?.. ведь я один!..

Но давно ль, как приведенье,

Предстоял очам моим

Вестник зла? Я мчался с ним

В дальний край на заточенье.

Окрест дикие места, 

Снег пушился под ногами;

Горем скованы уста,

Руки тяжкими цепями. 

Чтец3 

Я дружбу пел.

Когда струнам касался

Твой гений над головой моей парил,

В стихах моих, в душе тебя любил

И призывал, и о тебе терзался!..

О, мой творец! Едва расцветший век

Ужели ты безжалостно пресёк?

Допустишь ли, чтобы его могила

Живого от любви моей сокрыла.


3-й ведущий: Его тревожит предстоящая служба в Персии, тягостные и опасные обязанности чрезвычайного посла: «Кажется мне, что не очень я гожусь для своего поста, здесь нужно больше умения, больше хладнокровия... Нет, ничего я не стою для службы, и назначение мое вышло неудачно». 

4-й ведущий: 30 января 1829 года персы напали в Тегеране на русское посольство. Горстка русских сражалась отчаянно. Грибоедов возглавил свой маленький отряд. Его удивительное мужество, хладнокровие позволили русским продержаться некоторое время, но наступающих было слишком много... Обезображенный труп Грибоедова привезли в Тифлис, где он был похоронен. По дороге траурную арбу встретил Пушкин, направляющийся в Арзрум, к театру военных действий. 
Кадры из кинофильма «Смерть вазир-мухтара» 

Нина Чавчавадзе ( в черном шелковом платке). На фоне музыки «Она» (UNIVERSITETI) читает стихи. 

Ещё мой верующий ум

Был грёзами повит,

Как вдруг … вдруг грянула молва,

Что он убит … убит!

Что он из плена бедных жён

Хотел мужьям вернуть,

Что с изуверами в бою

Он пал, пронзённый в грудь,

Что труп его – кровавый труп –

Поруган был толпой



И что скрипучая арба

Везёт его домой.
Но не скрипучая арба

Везла его в Тифлис, -

Нет, осторожно между гор,

Ущелий и стремнин

Шесть траурных коней везли

Парадный балдахин;

Сопровождали гроб его

Лавровые венки,

И пушки жерлами назад,

И пики, и штыки;

Дымились факелы, и гул

Колёс был эхом гор,

И память вечную о нём

Пел многолюдный хор… (Чтение останавливается, музыка усиливается в момент хорового исполнения)


И я пошла его встречать,

И весь Тифлис со мной

К заставе эриванской шёл

Растроганной толпой.

На кровлях плакали, когда

Без чувств упала я …

О, для чего пережила

Его любовь моя!


1-й ведущий: Итог жизни Александра Грибоедова замечательно подвел Александр Пушкин: "Его рукописная комедия "Горе от ума" поставила автора наряду с первыми нашими поэтами... Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась русско-персидская война, открыло ему новое поприще... Приехав в Грузию, он женился на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна". 
Обучающиеся танцуют вальс. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...