Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Внутреннее взросление героя.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Солдатова Дарья Юрьевна

Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Внутреннее взросление героя.

Технологическая карта урока. Внеклассное чтение. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_k_uroku_literatury.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Солдатова Д.Ю.

Учебный  предмет:  литература

Класс:6

Внеклассное чтение: Б.П. Екимов «Ночь исцеления».

Тема урока: Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Внутреннее взросление героя.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного образа; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ, синквейн, работа по группам.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этип

2. Мотивация к деятельности

3. Постановка целей и задач урока

1.Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «А спокойствие – душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного».

Это строки из письма Л.Н. Толстого своей тете А.А. Толстой (Л. Н. Толстой и А. А. Толстая. Переписка (1857–1903). – М.,1911; 2 изд. – 2011.)

О каком спокойствии говорит великий русский писатель? Как эту мысль можно развить в рамках прочитанного вами рассказа Б.П. Екимова «Ночь исцеления»?

Давайте же будем неравнодушны друг к другу, внимательны и будем учиться слушать и слышать друг друга.

 Вы прочитали рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Какие задачи вы бы поставили перед собой сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос, высказывают свою точку зрения.

Должны прийти к выводу о том, что душевное спокойствие по отношению к своим близким  - это подлость. Только отсутствие равнодушия, способность сопереживать и бороться за близкого человека говорит о нравственном здоровье личности.

Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока, исходя из собственного опыта:

1. Проанализировать рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления» на языковом и смысловом уровнях.

2.Рассмотреть, какие изменения на протяжении рассказа происходят с главными героями.

3.Сделать вывод том, какие нравственные качества Б. Екимов считает основными в человеке.

Л- смыслообразование,

П-общеучебные универсальные действия,

К - умение формулировать собственное мнение и позицию,

Р - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

3. Актуализация и пробное учебное действие

1. Работа с биографической статьей.

Читают статью.

Отвечают на вопросы:

1. Где и в какой семье родился Б. Екимов?

2. Какие профессии освоил Б. Екимов до того, как стал заниматься прозой?

3. Расскажите о литературной деятельности писателя.

4. В чем своеобразие его прозы?

5. Прокомментируйте слова А. Солженицына о писателе.

П - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

доказательство;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

3. Первичное усвоение новых знаний

Определение темы, идеи и проблемы рассказа.

(Понятия распределены по 3 группам, 4 группа оценивает результаты)

 Тема: этот рассказ о том, как Гриша, проявив чуткость, милосердие, сострадание, нашёл способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала.

Проблематика: автор поднимает проблемы последствия войны, проблемы гуманного отношения к пожилым людям, чуткости и неравнодушия к родным и близким,  проблемы нравственного выбора и нравственного взросления героя.

Идея: рассказ учит чуткости, милосердию, отзывчивости по отношению к близким людям. Автор заставляет нас присмотреться к тем, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Комплексный анализ текста.

Работа с языковым материалом.

  1. Задание для всех групп:

Найдите во втором абзаце рассказа ключевое слово.

Найдите в тексте рассказа однокоренные слова к слову одиночество.

Как эти понятия применимы к бабе Дуне?

Как изменяется жизнь бабы Дуни с приездом ее внука Гриши?

Какая болезнь мучила бабу Дуню?

Составление сопоставительной характеристики героев по вопросам:

Семья

Гриша

- Кто (кроме Гриши) члены семьи бабы Дуни?

- Почему в городе у своего сына Пети и невестки баба Дуня гостила нечасто? О каких душевных свойствах бабы Дуни это говорит?

- Как относились близкие к болезни бабушки?

- Как лечили ее?

- Найти цитаты, говорящие о том, что близкие больше ценили свой покой.

- Что советует мать Грише в случае повторения ночных кошмаров бабушки?

- Почему Гриша с возрастом стал ездить к бабушке чаще?

- К чему он тянулся в деревне?

- Первая реакция Гриши на бабушкины кошмары.

- Как он пытается ее успокоить?

- Реакция Гриши на извинения бабушки.

- Пытается Гриша помочь бабушке или ему безразличны ее мучения? Что он предпринимает первым и почему?

- Проследить по тексту, как Гриша отказывается от совета матери. Почему он это делает? О каких чертах характера Гриши это говорит?

Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте рассказа.

Ключевое слово – одиночество.

Одна – одинокая – одиночество.

Это ее физическое и душевное состояние. Имея родственников, она одинока, живет одна, и одиночество – это состояние ее души, состояние ненужности. Одиночество при наличии родных – самое страшное одиночество.

Учащиеся цитируют отрывок из текста: « Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в  доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли  Гриша.
       К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками. И снова баба  Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе,  сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме».

Во сне к ней возвращались ужасы войны, которые она не могла забыть. Она кричала во сне и плакала, и это было причиной отчуждения семьи от нее.

Семья

Гриша

- Отец Петр и невестка, живут в городе.

- Каждую ночь баба Дуня будила всех своими криками, когда ей снились кошмары, поэтому не хотела быть в тягость своим родным, а их это устраивало.

- Родные понимали причины болезни бабушки, пытались водить по врачам, но ничего не помогало, и они отстранились от проблемы.

- Мать советует Грише прикрикнуть на бабушку,  когда та начнет бредить во сне: «Молчать!» Таким образом действовали они.

-

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий,

К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

5. Включение в систему знаний и повторение

1. Словесное рисование. Работа с деталями.

2.В чём созидательная сила труда?

Почему лирический герой обращается к Ване?

Каково авторское отношение к изображаемому?

3.Предлагает написать учащимся мини – сочинение по предложенному началу: « В стихотворении « Железная дорога»  Н.А. Некрасов  пишет о ….»

Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они воображают.

Отвечают на вопросы.

Пишут  мини - сочинение

П- использование символических средств для решения задач;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Учитель предлагает составить хайку:

1 строка: «Я узнал или увидел что-то»

2 строка: « Какого..»

3 строка: «Как»

2. Предлагает заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)

3. Дает дифференцированное домашнее задание.

4. Выставляет отметки за урок.

Составляют хайку,  выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание.

Хайку

Я увидел народ

Изнурительно трудившегося

Несправедливо.

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления"

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная....

Конспект урока "Эхо войны в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления""

Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:·        Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.·        Обучен...

Конспект урока по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Конспект урока по рассказу "Ночь исцеления"...

Эхо войны (урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Урок-анализ рассказа Б.Екимова "Ночь исцеления"Цели урока: *образовательные: расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставитель...

Екимов "Ночь исцеления"

Общешкольное чтение произведений руссских классиков вошло в традицию школы....