Главные вкладки

    Конспект урока "Эхо войны в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления""
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Изотова Олеся Владимировна

    Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:

    ·        Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.

    ·        Обучение работе с  художественным  текстом.

    ·        Формирование навыков идейно- тематического анализа эпизода художественного текста; развитие навыков монологоической речи в форме аргументированного ответа; развитие навыков выразительного чтения. Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством художественного слова;воспитание понимания ценностей гражданского общества:уважения человеческого достоинства.

    ·        Обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям;проблемы  последствий войны для тех,кто не принимал в ней участие;углубить представление о  характере героя , данном в развитии.

    ·        Развитие аналитического (умение выделять существенные признаки и свойства) и синтезирующего (умение установить единые, общие признаки и свойства) мышления.

    ·        Формирование умений наблюдать, выделять главное;умения нешаблонно,творчески подходить к решению заданий; умение работать в заданном темпе,оценивать результаты работы,регулировать и контролировать свою деятельность.

    Развитие инициативы, уверенности в своих силах 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_b._ekimovu.docx86.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эхо войны в рассказе Б.П. Екимова

    «Ночь исцеления»

    Цели урока:

    • Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.
    • Обучение работе с  художественным  текстом.
    • Формирование навыков идейно- тематического анализа эпизода художественного текста; развитие навыков монологоической речи в форме аргументированного ответа; развитие навыков выразительного чтения. Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством художественного слова;воспитание понимания ценностей гражданского общества:уважения человеческого достоинства.
    • Обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям;проблемы  последствий войны для тех,кто не принимал в ней участие;углубить представление о  характере героя , данном в развитии.
    • Развитие аналитического (умение выделять существенные признаки и свойства) и синтезирующего (умение установить единые, общие признаки и свойства) мышления.
    • Формирование умений наблюдать, выделять главное;умения нешаблонно,творчески подходить к решению заданий; умение работать в заданном темпе,оценивать результаты работы,регулировать и контролировать свою деятельность.
    • Развитие инициативы, уверенности в своих силах .

    Оформление доски

    Эхо войны в рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеления»

    Словарь урока                                  …Не бывает совсем не пострадавших от войны…                      

                                                                                         Н. Стручкова ( эпиграф3)

                                                     

    Презентация

    ЭХО
    ИСЦЕЛЕНИЕ
    МОТИВ

    А может,не было войны ,

    И людям все это приснилось?..

    А.  Розенбаум(эпиграф1)

    Война-лютое бедствие, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие.

    А.Дюнат

    (эпиграф 2)

    Выставка книг Б.П. Екимова

    Ход урока

    Тишина .Дети стоят. Звук тикания часов.

    Дети садятся

    Звучит  музыка А.Розенбаума « А может, не было войны…»

    (На экране - кадры  войны)

    Учитель:      А может, не было войны,

    И у станков не спали дети,

    И бабы в гиблых деревнях

    Не задыхались на полях,

    Ложась плечом на стылый ветер…

    А может, не было войны,

    И людям все это приснилось…

    А приснилось ли?

    ( Анализ эпиграфа 1)

    Дети рассуждают.

    Учитель:Закройте глаза и подумайте каждый про себя,коснулась ли моей судьбы война,закончившаяся  70 лет назад?Вспомните произведения , фильмы, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно.

    Дети:

    В. Распутин « Уроки французского»,Е.Носов «Шопен,соната номер два»,А .Алексин «Третий в пятом ряду»и др.

    Учитель: У нас сегодня обычный урок с необычной темой. Почему с необычной темой? Потому, что  о войне невозможно говорить обычно, потому что война- это нечто противоестественное, чуждое жизни и человечеству…

    Как Вы уже заметили, тема урока  «Эхо войны в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления»»

    -Как Вы понимаете формулировку темы урока?

    Дети рассуждают.

    Учитель: Словарная работа: ЭХО ВОЙНЫ

    • Как вы понимаете значение этого словосочетания?
    • В каком контексте употреблено оно в названии темы урока?
    • Какое это  изобразительно-выразительное средство?

    Опираясь на тему урока,сформулируйте возможные задачи и цель  сегодняшнего урока.

    Дети рассуждают.

    Учитель: Эхо войны мы сегодня постараемся услышать в рассказе Б. Екимова « Ночь исцеления». Но прежде ,давайте посмотрим и послушаем  презентацию о писателе.  (Подготовленный ученик или учитель комментирует презентацию)

    Презентация

    http://ipk.admin.tstu.ru/WORK/7_class/pix/ekimov_large.jpg

    Обсуждение презентации.

    Почему писатель обращается к теме войны в своем творчестве? Как влияет биография  на творчество?

    Учитель: Какое впечатление произвел на вас рассказ?

    (Рассуждения учеников)

    Записи в тетради и на доске.

    ТЕМА: как внук помог бабушке

    ПРОБЛЕМАТИКА: гуманное отношение к страдающему человеку;

    последствия войны для мирных людей;

    выбор линии поведения в общении с другими людьми;

    нравственное взросление.

    ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ: Гриша.

    Учитель:Какие эпизоды показались Вам наиболее яркими? Почему?

    ( Анализ рисунков,коллажей,подготовленных учениками дома (домашнее задание))

    Учитель: Почему рассказ называется «Ночь исцеления?»

    О каком и чьем исцелении идет речь в произведении? (троп)

    Работа со словарем:ИСЦЕЛЕНИЕ

    Подберите синонимы к слову          ИСЦЕЛЕНИЕ

    Аналитическая работа по тексту

    (домашняя таблица)

    Вопрос

    Цитата

    1.Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

    «А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…»

    «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…»

    Одна-одинокая- одиночество

    2.Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей?Как они относились к её болезни?

    «Конечно, все понимали , что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела…Понимать понимали,но от этого было не легче.Приезжала баба Дуня- и взрослые ,считай, ночь напролет не спали . Хорошего мало.»Одного понимания  «болезни» бабы Дуниоказалось недостаточно,для того, чтобы помочь ей, «Водили её к врачам.Те прописывали лекарства.Ничего не помогало»Следовательно, «болезнь» бабы Дуни  нужно было лечить не лекарствами.Был найден способ воздействия на неё: окрик «Молчать!».Именно так советовала поступать Грише мать.

    3.Как баба Дуня относилась к происходящему с ней?

    «… совестясь…чувствовала себя такой виноватой…горевала.»

    Работа в парах

    А) Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны.Обратите внимание на детали,которые помогают читателю представить происходившее много лет назад.

    -Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки.Что во время войны для мирных людей означали карточки?

    (Карточка-бланк с отрезными талонами,дающий право на получение продуктов при  нормированной системе их распределения.Обычно их не восстанавливали в случае утери)

    -Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе?

    -Для чего бабе Дуне нужны были желуди?Почему ей необходимо было сохранить хотя бы мешки?

    Обратите внимание на сны бабы Дуни,содержание которых возвращает читателя к событиям войны.

    (В снах автор позволяет коснуться последствий войны,которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта:голод,болезни,потеря близких.

    Эти сны дают понять то,что последствия войны причиняют не только физический и материальный ущерб ,но и являются причиной психологический страданий человека спустя долгие годы после.)

    Б)Проследите , как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке?Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини.Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время.

    (Поначалу то,чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши:  «Стало думаться об утре, о рыбалке…»Затем Гришу поражают слезы  бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представляет себе,что именно из прошлого тревожило её ,то после второго сна представление о том, что пережила баба Дуня принимает конкретные очертания: «-А  зачем тебе желуди?-Кормиться . Мы их толкли,мучки чуть-чуть добавляли и чуреки пекли,ели.» Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез,что они столь реальны для бабы Дуни,сколь и окружающая действительность: « Снится- и было». Прошлое бабушки воспринимается мальчиком сначала несколько отстраненно, а потом, как собственная боль.)

    Работа со словарем  МОТИВ

    СОН- СЛЕЗЫ- СЕРДЦЕ

    Задание на карточках:

    Прочитайте фразы и подумайте, как они взаимосвязаны между собой?

    А) – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

    - Плачу , дура старая. Во сне ,во сне…

    Б) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

    В) Слезы катились и катились.Они шли от сердца,потому что сердце болело и ныло,жалея бабу Дуню и кого-то еще…Он не спал ,но находился в странном забытьи, словно в годах далеких ,иных,и в жизни чужой,и виделось ему там,в этой жизни,такое горькое,такая беда и печаль,что не мог он плакать…

    Дети рассуждают

    Учитель: Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов-« сон-сердце- слезы» ,которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание.Мотив сна- это воспоминание,проживание заново пошедших событий.Гриша удивлен ,что настоящие слезы могли быть вызваны чем-то нереальным,увиденным во сне. « Ты вправду плачешь?Так ведь это сон.- Плачу ,дура старая .Во сне, во сне…» Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: « сердце мальчика облилось жалостью и болью…» В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку ,происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло , жалея бабу Дуню и кого-то еще…»

    • Кого еще имел в виду автор?

    • Почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том ,как он ей помог?

    • Чтобы помочь бабе Дуне ,Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?

    • Какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?

    Обращение к записям на доске. Перечитать,внести коррективы.

    Учитель:Как связано название рассказа с его проблематикой?

    (Затрагивается проблема последствий войны (эха войны),которые испытывает героиня спустя многие годы после её окончания. Основное значение слова ЭХО-отражение звука от удаленных предметов,воспринимаемое ухом ,инструментом,прибором как повторение первичного звука.)

    Обращение к эпиграфу 2-3

    Как вы понимаете смысл этих слов?

     Составление синквейна «Эхо войны»

     Итоги урока

    Я понял, что…(ученики продолжают фразу)… мирные люди,уязвимые и беззащитные на  войне, страдают то его последствий( как физических , так и психологических)  на протяжении многих лет после окончания войны.

    Домашнее задание:

    а) Мини-сочинение по эпиграфу «…Не бывает совсем не пострадавших от войны…»

    б)Взять интервью у своих близких  «Эхо войны»

     Прочитать фрагмент из книги Виктора Викторовича Конецкого «Кто смотрит на облака»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

    Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

    Урок литературы "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"

    Урок с презентацией, детальная работа с текстом рассказа. Во время урока используются фрагменты художественного фильма....

    презентация к уроку по литературе "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"

    Презентация создана для урока по изучению рассказа Шолохова "Чужая кровь"...

    план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

    план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

    урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

    Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

    Конспект урока по литературе в 8 классе "Человек на войне" по рассказу М.А. Шолохова "Наука ненависти"

    Цель: уметь выразительно читать эпизоды, предложенные для анализа; уметь грамотно использовать русский литературный язык при создании устных высказываний; знать форму, жанры, детали в художественном п...