Урок литературы "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Сивкович Татьяна Валерьевна

Урок с презентацией, детальная работа с текстом рассказа. Во время урока используются фрагменты художественного фильма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichekaya_razrabotka_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Уссурийский дистанционный фестиваль педагогического мастерства

                                            учителей - словесников

                                  Конкурс "Мой урок"

                 Методическая разработка урока литературы в 11 классе

          "Концепция Гражданской войны в рассказе

                      М.А.Шолохова "Чужая кровь".

                                         Урок разработала и провела

  в рамках обмена опытом для учителей Уссурийского Суворовского училища

                        Сивкович Татьяна Валерьевна

(учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 32)

                                                  г. Уссурийск  2012 г.

  Концепция Гражданской войны в рассказе "Чужая кровь" М.А.Шолохова.

               «Дальше дороги нету, гора обвалилась…»

Цели:  1.  Изучить “Донские рассказы” М. Шолохова, выявить    концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказа “Чужая кровь”.

Определить функцию пейзажа в раскрытии идеи и характера персонажа, способы создания психологического портрета персонажа.

2. Рассмотреть понятие «война» с нравственно-религиозной и социальной точек зрения, формировать систему нравственных ценностей, привести учащихся к мысли о необходимости прощения и любви по отношению к своим врагам.

Задачи урока:

  1. формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов;
  2. формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  3. развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь

Предварительные индивидуальные задания:

  1. Используя первые главы романа «Тихий Дон» рассказать о жизненном укладе, быте, системе нравственных ценностей казачества.
  2. Выразительное чтение наизусть финала рассказа «Чужая кровь
  3. Выбрать и проанализировать отрывки с описанием природы

А) жизнь Гаврилы до появления Николая-Петра

Б) жизнь после появления Николая

      4.   Выписать детали, передающие душевное состояние Гаврилы:

            А) весть о смерти сына

            Б) сцена продразверстки

            В) Гаврила находит раненого

            Г) Старики выхаживают Николая

            Д) Получение письма - отъезд

Оборудование урока:

 компьютер, плазменная панель для демонстрации презентации, отрывков из художественного фильма «Непрошенная любовь».

  1. Вступительное слово учителя. Коммуникативная атака.

Презентация к уроку. Слайд 2.

«Дальше дороги нету, гора обвалилась…»

Внимательно прочитайте эти слова. Кто, когда их говорит? О какой дороге, горе идет речь? В прямом и переносном смысле. (Можно ли назвать эти слова символами?)

Подбор синонимов. Презентация к уроку слайд 3, 4.

Дорога – жизнь – судьба – счастье – покой – семья – продолжение рода – удовлетворенность собой

Гора (обвалилась) – препятствие – преграда – расставание – смерть – война – потеря

О чем мы  будем говорить сегодня? Какие проблемы решать? Сформулируйте цели урока.

  1. Работа с текстом

Дорога (представление о смысле жизни Гаврилы)

Расскажите о жизненном укладе, быте, системе нравственных ценностей казаков на основе материала рассказа «Чужая кровь».

В начале рассказа – раздумья Гаврилы о пропавшем сыне, а дальше воспоминания «развёртывают свиток» проводов сына на фронт против «красных»:

а) конь – «буря степная, летучая»;

б) седло и уздечка дедовская с серебряным набором;

в) напутствие сыну служить. Как отец, и «тихий Дон не срами»;

г) «…должон и ты!...»  (как деды и прадеды);

д) по казацкой традиции и звучит старинная песня, провозглашая неизменность слепого подчинения отцу-командиру: «Мы туда идём – рубим, колем, бьём!..»

е) как положено, сын берёт горсть родной земли.

Демонстрация эпизода из фильма «Непрошенная любовь» - «Проводы Петра на службу»

Индивидуальное задание: Рассказ о  жизни казачества по первым главам «Тихого Дона».

Всё это подчёркивает нерушимость традиций казачества, вековой уклад жизни, который, как думали, никогда не изменится.

Почему нарушается привычный уклад жизни Гаврилы?

Работа с предварительно найденными и выписанными в тетрадях деталями, передающими душевное состояние героя.

Герой (Гаврила)

Пейзаж

 

В станицу приходят красные, старики ждут сына

Жизнь вывернули наизнанку                  

Кохал, нянчил ненависть                            

Назло носил шаровары

Порохом пыхнул дед                            

Обида горькая росла

Родниться со злобой стала

Кадры фильма «Непрошенная любовь»

Известие о гибели сына

Сказал почему-то шепотом

С виду равнодушный и твердый

Криво улыбнулся

Спросил низким шепотом

Глядя в упор, ну, кончай

Багровея, захрипел

Налились кровью и слезами, стонал

Не верю!

Лег плашмя, тяжело закрыл глаза

Сцена продразверстки

Прохрипел, набухая злобой

Засипел, кашляя и судорожно кривляясь

В дрогнувшем от ужаса сердце не ощутил злобы

Дрогнул от жалости

Кадры из фильма «Непрошенная любовь»

Старики выхаживают белокурого

Днем и ночью дежурили

Слезы закипали

Жалость приходила непрошеная

На цыпочках отошел

С ужасом чувствовал

Образ родного тускнел

Силился вернуть прежнюю тоску и боль

Ощущал стыд и неловкость

Испытывал ревнивое чувство

Густо побагровел, скрывая смущенную радость

Потеплело в груди

Жизнь Николая-Петра со стариками

Одеваясь одним тулупом, незримой путой привязал его сын

Заслонил собою образ покойного Петра

Вспоминал все реже

Письмо, отъезд

Томимый неясной тревогой

Чувствовал нарастающую злобу к письму, изломавшему привычный покой

Глухо спросил

Ненавистный завод

Бодрясь ответил

Цепляясь за последнюю надежду

Шепотом, дыша порывисто и хрипло

Говорил без умолку, пытался улыбаться

С усилием задушил рыданье

Протянул трясущиеся руки

Кривя изуродованное болью, мокрое от слез

До крика повысил голос

Рыдало в груди невыплаканное слово

Подул ветер

Ночь спеленала станицу

Непаханая, забурьяневшая степь

Глухо завыл волк

Холостеющая степь

Манила земля

Месяц нагло засматривал на чужое горе

Замерзли на Дону окраинцы

Утро – бледная немочь, чахлый рассвет

Месяц зазоревал, сил не хватило дошагать до тучки

Дул ветер, порошил снегом, темень громоздилась

                   

Ветер налетал

Длинные зимние ночи

Мутил почерневшее небо

Стлал холодные тучи

Расторопная весна лед почернел

Снег ушел

Обдонье млело. СОЛНЕЧНОЕ ПОЛОВОДЬЕ

Дни, опаленные солнцем

Жирная степная пыль

Буйный Дон

Цветущие тополя

Медвяные запахи

Унылая часовенка

На этом месте девки потопли

Гора обвалилась

Ветер дурашливо взвихрил и закружил пыль

Гора обвалилась

Слайды презентации 5,6,7

Что же нарушилось в жизни Гаврилы? ( «жизнь вывернули наизнанку», убили сына, завод забрал второго.)

Второго ли??? («Один ить ты у нас был…») Смысл названия рассказа?

3.Подведение итогов.

Перед обоими героями стоит тяжелейшая проблема нравственного выбора.

                                                Гаврила

Чувствовал злобу к письму                              Не держу. Поезжай!

Мысль - изорвать письмо                                 Старуху обмани…

                                                  Петро

                   (угловато осунулся, пожелтел…)

Неужто не пожалеешь нашу старость?         А совесть? Девятерых повесили…          

                                                                               Смертно голодают, а работают…

Кто и кого учит в рассказе? Чему?

Образ старика Гаврилы возносится автором на недосягаемую высоту, ибо любовь к врагу, отрицание мщений являются высшей степенью сравнения человека перед Богом. Дед Гаврила победил в себе духа зла и тем самым указал путь и своему приёмному сыну.

Таким образом, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке, М.Шолохов осуждает войну – «Распрю, разрушающую творение Любви» (Эмпедокл), приводя к евангельскому завету «любите врагов ваших», будто призывая героев повторить слова М.И. Цветаевой: «Враг, ты мой родной!». И своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».

Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобивости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

Слайд 8

Только тот знает истинную любовь,

Кто любит людей враждебных.

Проверка истинной любви – любовь к врагам.

Л.Н.Толстой.

Чтение наизусть ученицей финала рассказа «Чужая кровь». На протянутой руке она держит свечу, в конце задувает.

Рефлексия.

Оцените самостоятельно свою работу на уроке, оценки продиктуйте учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

презентация к уроку по литературе "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"

Презентация создана для урока по изучению рассказа Шолохова "Чужая кровь"...

Презентация к уроку "Первая гражданская война в Риме"

Презентация к уроку в 5 классе по УМК "Русское слово"...

Конспект урока "Песни Гражданской войны"

Конспект урока "Песни Гражданской войны"...

Презентация к уроку истории "Гражданская война в США" 10 класс

Презентация к уроку истории "Гражданская война в США" 10 класс...