Человек, семья, история в годы гражданской войны в рассказе М.Шолохова «Родинка».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Адагызова Алевтина Валерьевна

Урок-дебаты по литературе 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек, семья, история в годы гражданской войны в рассказе М.Шолохова «Родинка».

Цели:  

а) Выработать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания.

б) Развивать умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения.

в) Формировать систему нравственных ценностей.

Эпиграф:  Война-распря, разрушающая творение любви.  (Эмпедокл)

этапы

содержание

примечание

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся

2.Актуализация знаний

3.Первичное усвоение новых знаний

Разминка  для улучшения мозгового кровообращения

4.Первичная проверка понимания

5. Рефлексия

6. Информация о домашнем задании

 Человек приходит  в мир… Что его ждёт? Любовь или ненависть? Злоба? Вражда? Каким он станет: добрым или злым, милосердным или жестоким? От чего это зависит?

На эти вопросы нам предстоит ответить , обратившись к рассказу «Родинка». Перед нами стоит задача: проследить как три линии Человек, семья, история находят своё отражение в рассказе, как раскрывается  эпиграф  Война-распря, разрушающая творение любви.  

Итак, запишите тему урока, эпиграф.

 Время гражданской войны, пожалуй, самое сложное время. Почему? На этот вопрос ответит …, которая провела исследовательскую работу, и теперь тезисно об этом скажет.

Сообщение ученицы: Гражданская война-острое столкновение между социальными группами, политическими партиями, гражданами одного государства за власть. 20-30-е годы 20 века в изображении Шолохова — это время, необратимо расколовшее русский мир, это эпоха великого горя народного.Гражданская война принесла с собой много горя в семьи. Это война, расколовшая мир надвое, война, заставившая  одних переступить через жизнь и судьбу самых родных и близких людей, других – нежелание расстаться со «старой моралью». М. Шолохов, заставший войну на своей родине –Украине, лично на себе испытал весь кошмар происходящего. Всё его родное донское казачество, а ведь мы знаем, что  Шолохов-казак, захлебнулось в этой лавине человеческих страданий.

Итак, обратимся к 1-й линии – Человек. Каким же он показан в огне Гражданской войны? Меняется ли он, если да, то в лучшую или худшую сторону.

1 группа - о Николке

2 группа-об атамане

 

1 гр. Читает цитату о Николке, который в свои 18 лет выглядит стариком –старят его глаза «в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая».

-Ну а что его состарило в его 18 лет?

«Опять кровь, а я уже уморился так жить. Опостылело все…»

-Как вы думаете, для чего автор ставит многоточие после этих слов.

(Николка недоговорил, а следом и автор. Это боль души, это тоска, но и злоба, ненависть к врагам, которые не дают успокоиться и заняться мирной жизнью и учёбой)

2гр. Что узнали об атамане?

Вернувшись домой узнал, что жена умерла, а сын пропал, в станице новая советская власть.

-Почему его сравнили с волком?

Атаман кошевой не принял  Советскую власть. Он был вынужден «Волком уходить по родным полям»

-Почему у него зачерствела душа?

(Плен германский, потом Врангель, лагерь колючей проволокой, турецкая фелюга, камыши кубанские и банда. Полсотни казаков, недовольных Советской властью, таких же как Атаман ходили в эту банду.

 Выводы пишем в доске.  

Николке- 18 лет - старик

Атаман - зачерствела душа

Послушайте слова Аристотеля «Семья-самый первый вид человеческого общения.  Вы согласны с  Аристотелем?

 Давайте через рассказ рассмотрим линию семьи.

1 гр.Что же дала семья Николке?

Семья дала Николке любовь матери, отца, сажавшего его на коня, дала кратковременное счастье, радость в семье.

2гр. Что же дала семья атаману?

Был счастлив и атаман –у него была жена, сын, упорядоченная казацкая жизнь, служба царю и отечеству.

Но удаётся ли сохранить семью в этих жутких исторических условиях?

Дети должны через финал показать не воссоединение отца и сына, а убийство.

Что значит прощальный поцелуй отца?

(прощение и прощание атамана с жизнью, нельзя жить сыноубийце,от этого горит душа и мертвеет сердце).

 Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

 Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова.  Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ -– всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной)

 Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения.

 Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)  

Выводы пишут  на доске.

Николке семья дала любовь матери, отца.

Атаману жену, сына, любовь, научила служить  отечеству.

И.п.-сидя, руки на поясе

1.-поворот головы направо

2-И.п.

3-Поворот головы налево

4-И.п

Повторить 4-5 раз. Темп медленный

А что же представляет  история

Предметом  нашего внимания сегодня  будет спор. Спорить можно по-разному.  Но нам бы хотелось  продемонстрировать  вам   пример цивилизованного спора.  По-английски это звучит дебаты. Я исполняю роль тьютора в сегодняшней игре. Я познакомлю вас с условиями игры и принципами работы судей.

 Итак, в  дебатах участвуют 2 команды из трех человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает. Сегодня в дебатах участвует  команда «Утверждающая», которая будет утверждать тезис  и команда  «Отрицающая», которая будет этот тезис  опровергать.

             Выступление спикеров четко регламентировано. Показывать, что до конца выступления   30 секунд будет Таймкипер.  Эту роль в сегодняшней игре взял на себя ….

     Я предлагаю на сегодняшних дебатах обсудить тему

Почему в истории гражданской войны родные люди становятся врагами.

Кейс утверждения. . Спикер  № 1 

      Здравствуйте, уважаемая аудитория.  Меня зовут   …  

  Я считаю, что соперничество внутри государства, отсутствие согласия, непримиримая позиция обеих сторон по отношению к друг другу может привести к гибельному исходу, как показано в рассказе Родинка.

      Прежде мы должны определить почему две родные люди оказались в разных бандах.

Я…, являюсь вторым спикером, хочу на примере картины «Так хозяйничают большевики в казацких станихах», что сын и отец поневоле оказались в различных бандах. Этому виновата история, мир расколот на красных и белых. Многие казаки уходили в банды, так как были не довольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.

Большевики приняли массовый террор против казаков. Проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков с расстрелом каждого, у кого находили оружие. Расказачивание уничтожило         сильных, зажиточных сельских хозяев, обострило отношение в деревне. Политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды.

 Меня зовут ... Я являюсь третьим спикером   команды «Оппозиция» и у меня есть дополнение.  На мой взгляд и у белых,и у красных были мотивы, среди них были люди «верные», а также «неверные»

Кейс  отрицания  Спикер № 1

  Здравствуйте, уважаемая аудитория.  Меня зовут ….  Я согласна обсудить события  периода  «гражданской войны», но категорически не согласна с темой выбранной командой утверждения. Поэтому во время дебатов считаю должным доказать, что отец и сын  они не были врагами.

Даже само название рассказа Родинка,согласно (Толковому словарю Ожегова) «родинка - это врождённое пятнышко на коже).

        Словарь приводит следующие  однокоренные слову к слову   «родинка»: Родинка, род, родня, родство, родина, народ.

        В этой связи   я  не согласна с утверждающей стороной   и считаем, что « гражданская война»,  не могла полностью разрушить общечеловеческие ценности.

         Я…. являюсь вторым спикером команды «отрицание». Я бы хотела задать вопрос …: «Вы считаете, что соперничество внутри государства, отсутствие согласия, непримиримая позиция обеих сторон по отношению к друг другу может привести к гибельному исходу», как можете объяснить конфликт в сегодняшней Украине.            

   

Я… являюсь третьим спикером команды «отрицание».  Я хочу  привести примеры из жизни…

Итог

Первый  спикер  утверждающей команды.

          Уважаемая аудитория,  завершая линию утверждения,  хочу акцентировать  ваше внимание на основных моментах наших дебатов.

           Итак, мы утверждали, что

          -Мы продолжаем утверждать, что обстановка была нестабильной, поэтому постоянно вспыхивали конфликты, которые могли мирным путём разрешить

         

                   Но сравнивая аргументы  обеих сторон, хочу сказать, что наши аргументы были  более убедительными, т.к.   доказывались на основе фактов и реальных событий. В то время как аргументы оппонентов   выглядели слабыми, т.к. основывались в основном на умозаключениях.

Второй   спикер   отрицающей   команды.

          Уважаемая аудитория,  завершая линию отрицания,  хочу акцентировать  ваше внимание на ключевом моменте наших дебатов.

          - На мой взгляд,  таким  моментом  наших дебатов, являлось обсуждение вопроса о…

          - Мы ясно дали понять нашим оппонентам, что несмотря на все аспекты, которые мы обозначили, самым главным является общчеловеческие ценности, таких как семья, Победителей и побеждённых в гражданской войне не бывает.

          -От любви и понимания личное счастье и благополучие каждого из нас, поскольку человек является членом не только своей семьи, коллектива, города, но и всей планеты.

Спасибо за внимание

К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось  открытием?

Какое задание было выполнить трудно? 

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам?     (Устно, с возможными пояснениями).

Прочитать рассказы  «Шибалково семя», «Алешкино сердце», “Чужая кровь”.

Написать  эссе по проблеме Гражданской войны, продолжив мнение.

1.Трагедия гражданской войны учит нас…

2.Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАССКАЗ М.А.ШОЛОХОВА «РОДИНКА». Тема урока: «Человек, семья, история в гражданской войне».

Слайд 2

Двадцатые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного. Т.Р.Гавриш

Слайд 3

ОБРАЗ НИКОЛКИ КОШЕВОГО Командир эскадрона, хотя ему 18 лет. Бесстрашный (так учил его отец) Плечист Николка, не по летам выглядит. Неизмеримая любовь к лошадям (от отца). Мечтает об учёбе. Родинка, такая же как у отца.

Слайд 4

ОБРАЗ АТАМАНА Семь лет не видал родных куреней. Пьёт, так как боль, чудная и непонятная, точит изнутри. Зачерствела душа. Внимательный. Сильный. Родинка величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки.

Слайд 5

ЭПИЗОД ИЗ РАССКАЗА «РОДИНКА».

Слайд 6

ДЕБАТЫ Почему в истории гражданской войны родные люди становятся врагами?

Слайд 7

Показывая, что охватившая Дон классовая борьба разрушает семейные устои, Шолохов изображает реальность как противоречащую норме человеческих отношений, и разрешает это противоречие между идеальным и реальным абсолютным отрицанием последнего.

Слайд 8

Слайд 9

ВЫВОД. Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Конфликт между красными и белыми уступает место конфликту – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.

Слайд 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1.Написать эссе А) Трагедия гражданской войны учит нас… Б)вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Урок литературы "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"

Урок с презентацией, детальная работа с текстом рассказа. Во время урока используются фрагменты художественного фильма....

презентация к уроку по литературе "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"

Презентация создана для урока по изучению рассказа Шолохова "Чужая кровь"...

Я рождён из Гражданской войны... Посвящается М. А. Шолохову

Факты из биографии Шолохова, его творческий путь, жизненная позиция....

Лабораторная работа по истории в 11 классе "Россия в годы гражданской войны"

Цель работы: самостоятельное изучение обучающимися темы "Гражданская война в России", развитие навыков работы с различными источниками, исторической картой, отработка заданий в формате ЕГЭ....

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

Сравнительный анализ рассказов М.Шолохова "Родинка" и К.Оргу "Братья"

Тема: «В мире, расколотом надвое».(по рассказам М.А. Шолохова «Родинка» и КуулараОргу «Братья»).Цели:- посмотреть, как два разных автора, при этом разной национальн...