Главные вкладки

    Конспект урока истории "Гражданские войны в Риме"
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Денежкина Виктория Юрьевна

    конспект урока в 5 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon grazhdanskie_voyny_v_rime.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА УРОКА: ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ.

    Класс: 5 «А»

    Учитель: Васецкая В.Ю.

    Форма урока: традиционная

    Технология: Объяснительно-иллюстративная 

    Программное содержание: 

    Цель урока: Продолжить формирование у учащихся представления о Римской республики позднего периода.

    Задачи урока:

    • Сформировать представление у учащихся о понятии «гражданская война»
    • Подвести к пониманию того, что гражданская война  - это  тяжелое испытание для государства и его жителей.
    • Дать характеристику причин гражданских войн в Риме, их хронологию и последствия
    • Продолжить формирования навыка работы с картой
    • Способствовать формированию умения самостоятельно думать, анализировать и делать выводы

    Основная идея: Гражданские войны в Риме – следствие многолетнего угнетения беднейших слоев населения.

    Основные даты: 133 г до н.э. – принятие земельного закона

    Основные понятия: гражданская война,

    Основные географические названия: -

    Деятели: Тиберий Гракх, Гай Гракх

    Образовательные результаты: по изучению темы учащиеся:

    - выявляют причины начала гражданских войн в Риме

    - называют  имена общественных деятелей Рима, периода гражданских войн

    - называют дату принятия земельного закона

    - выявляют результаты деятельности братьев Гракхов

    - дают собственную оценку событий

    План изучения:

    1. Гражданская война – понятие, причины.
    2. Деятельность Тиберия Гракха
    3. Деятельность Гай Гракха

    Оборудование: учебник, карта, раздаточный материал, электронные материалы(презентация с иллюстрациями), проектор.

    Мизансцена урока: традиционная

    Оформление доски: дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу – д\з

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I Организационный момент (1 мин)

    Приветствие, отметка отсутствующих

    II. Проверка домашнего задания (7 мин)

    а) работа с картой.

    - Покажите на карте место начала восстания

    - покажите на карте направление походов войск Спартака

    - Покажите места сражений с римским войском

    - покажите место гибели Спартака

    б) устный опрос

    - Расскажите о причинах восстания спартака

    - Каково значение восстания Спартака для Рима?

    в) опрос по карточкам

    1 ч

    2 ч

    6 ч

    III. Постановка учебной задачи. (2 мин)

    вводное слово

    Мы с вами раньше неоднократно изучали войны различных государств друг с другом. Но в истории существуют еще одни, пожалуй, самые драматичные войны – между жителями (гражданами) одного государства. Их цель, как правило, связана со стремлением одной из сторон захватить власть, а другой, находящейся у власти, сохранить свое положение.

    Такие войны бывали практически в каждом государстве. И в нашей стране тоже была такая война. Такие войны считаются в мире самыми страшными. А почему, мы сегодня с вами разберем.

    Запишем тему урока и главный вопрос на сегодняшний урок «Почему гражданская война считается самой страшной в истории государства?»

    Запись в тетрадь:

    число, тема урока

    IV. Изучение новой темы

    1. Гражданская война – понятие, причины

    а) работа с понятием

    - Итак, давайте разберемся, в чем отличие гражданской войны от обычной?

    - А теперь сформулируем определение и запишем его в тетрадь.

    б) эвристическая беседа

    - А как вы думаете, почему начинается война? (конфликт)

    - А какой конфликт может стать причиной гражданской войны? (конфликт между гражданами государства)

    - вспомните о том, как жили разные виды населения и подумайте между кем и кем мог возникнуть конфликт? (бедные и богатые)

    Вывод: Гражданские войны в Риме начались из-за за конфликта бедных и богатых.

    в) рассказ учителя

    И действительно, после того как Рим стал господствовать в Средиземноморье, после того, как стал огромной державой, жизнь римлян сильно изменилась. В римской армии служили крестьяне, которые возвращались домой из похода и видели разоренные поля, хозяйство в упадке, голодающую семью. Жаловаться было некуда и легионеру приходилось  отправляться в Рим со всей семьей, чтобы жить случайными заработками. Таких людей в Риме становилось всё больше и больше. Недовольство их копилось.  Заступником бедных стал Тиберий Гракх.

    2. Деятельность Тиберия Гракха

    а) работа с учебником

    Прочитайте п.2 пар. 50 ответьте на вопросы:

    -Почему Тиьерий решил бороться за права бедняков?

    - Что он для этого предпринял?

    б) индивидуальная работа

    Чтобы защитить бедных, Тиберий создал новый земельный закон. Представьте себя на его месте и подумайте, что бы вы включили в этот закон, чтобы защитить права на землю бедняков?

    в) работа с учебником

    А что же внес в закон Тиберий Гракх?

    Прочитаем п. 3 параграфа и узнаем.

    г) рассказ учителя

    Вскоре после принятия закона, богачи создали заговор против Тиберия и убили его. Но Спустя девять лет трибуном стал его брат  - Гай Гракх

    1. Деятельность Гая Гракха

    а) рассказ учителя

    Гай Гракх активно стал продолжать передел земли. Тысячи бедняков получили участки земли и смогли себя кормить. Богачи возненавидели Гая и повели на улицы Рима войска, чтобы убить его. Гай Гракх не выдердал позора и покончил дизнь самоубийством.

    Разорение Римских земель продолжалось.

    Вывод: Закон братьев Гракхов стал первой попыткой достигнуть справедливости в Риме, но эта попытка провалилась. Это стало причиной начала гражданской войны.

    V. Закрепление изученного материала

    Ответим на главный вопрос урока.

    VI. Домашнее задание.

    пар. 50 читать.

    вопрос 2 письменно

    записи в тетради

    - ведется внутри государства

    - возникает из-за притеснения одних граждан другими

    Гражданская война – это война за власть между гражданами одного государства.

    запись в тетрадь:

    причина:  Гражданские войны в Риме начались из-за конфликта бедных и богатых

    Запись в тетрадь:

    133 г. до н.э.  – земельный закон Тиберий Гракха

    Каточка  1

    Как римляне использовали рабов?

    В имениях__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В богатых домах __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Развлечения________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Карточка 2

    Дайте определение понятиям

    Триумф –

    Император –

    Провинция –

    Гладиатор –

    Карточка 3

    Дайте определение понятиям:

    Патриции –

    Плебеи –

    Народные трибуны –

    Консулы –

    Ликторы –

    Форум –

    Марсово поле –

    Легион -  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

    Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...

    конспект урока "Отечественная война 1812 года"

    Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты  войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...

    конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"

    События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал  учащимся и способствует лучшему его усвоению.  ...

    Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" 5класс

    Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" для обучающихся 5 класса...

    Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

    В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...