конспект урока Отечественная война 1812г
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

план-конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В грозную пору 1812 года»

    Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин

 

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года»

Задачи урока:

- развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, умение работать индивидуально и в паре; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать;

- обучающая: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по теме «Отечественная война 12-го года»;

- воспитательная: воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.

Вид урока: урок-викторина.

Оборудование: выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков, проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

- объявление темы, плана урока, приветствие учащихся.

Вступительное слово учителя:

Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому "гроза 1812 года" вновь и вновь привлекает к себе внимание. В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня на уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю, великих сражениях, подвиге русского народа.

          ПЛАН урока.

  1. «Разминка» 
  2. «Работа над ошибками» 
  3. «Выберите лишнее» 
  4. «Литературный конкурс» 
  5. «История в датах» 
  6. «Назовите события» 

2. Разминка.

1. Самый быстрый род войск XVIII-XIX в.в., действовавший на конях, в основном холодным оружием. (Кавалерия)

2. Род войск, основным вооружением которых являются орудия – пушка, гаубица. (Артиллерия)

3. Армии крупных европейских государств в н. XIX в. были устроены примерно одинаково и состояли из трех родов войск: кавалерия, артиллерия. А как назывался третий род войск? (Пехота)

4. Лучшие воинские части из пехоты, артиллерии, кавалерии и т.д., состоявшие в основном из лучших солдат, богатых и знатных офицеров. (Гвардия)

5. Известный поэт-партизан н. XIX в., один из друзей А.С.Пушкина, впоследствии генерал – лейтенант. (Д. В. Давыдов)

6. При переправе через эту реку французская армия была окончательно разбита русской армией. (р. Березина)

7. Русский генерал, водивший своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат. (Н.Н.Раевский)

8. Как известно, на первом этапе войны русская армия отступала и  должна была соединить свои разрозненные части именно в этом городе. (г. Витебск)

9. Кому принадлежат эти слова: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия, но когда уничтожена армия, погибнут Москва и Россия»? (М.И.Кутузову)

10. Кто сказал следующие слова: «Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России»? (Александр I)

11. Он принадлежал древнейшему грузинскому роду. Его прадедом был грузинский царь Вахтанг VI. Свою первую награду он получил в войне с Турцией при штурме Очакова. Сподвижник, любимец и лучший ученик А.В.Суворова. (П.И.Багратион)

12. Перед смертью она завещала при отпевании называть себя Александром Андреевичем Александровым. Священник не решился нарушить церковных правил и во время панихиды именовал ее «рабой Божией Надеждой». (Н.А.Дурова)

13. Штабс-капитан артиллерии, благодаря необычной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских сведения. (А.С. Фигнер)

14. На штурм этого города Наполеон бросил корпуса генералов Нея, Даву и Мюрата. (г. Смоленск)

15. Земляное укрепление, похожее на маленькую крепость, со всех сторон окруженное валом. (Редут).

3.Работа над ошибками (парами).

 Должны найти и выписать на лист ошибки, найденные в тексте:

12 июня 1812г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова. французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для  того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующего М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

Ошибки:

1. р. Днепр - р. Неман

2. М.И.Кутузов – А.П.Тормасов

3. О введении всеобщей воинской обязанности - с призывом собирать народное ополчение

4. Соединиться под Калугой – под Смоленском

5. М.И.Кутузов прибыл в ставку 17 сентября – 17 августа

4.Выберите лишнее:

Команды, из представленного ниже списка, должны выбрать лишний пункт и объяснить почему:

1. - М.Б.Барклай-де-Толли                             2. - Д.В.Давыдов

    - П.И.Багратион                                               - А.Н.Сеславин

    -М.И.Кутузов                                                   -М.И.Кутузов

    -А.П.Тормасов                                                 (все остальные-

     -Н.Н.Раевский                                                  руководители

     (все остальные-                                                партизанских отрядов)

      главнокомандующие                                     - В.Кожина

      русской армии)                                                                   А.С.Фигнер                                       

3. - Уланы                                                        4.   - Даву

    - Гусары                                                             - Ней

    - Казаки                                                              - Мюрат

   - Пехотинцы                                                       - П.И.Багратион

     (все остальные-                                                  (все остальные-

      рода кавалерии )                                                командующие                                                 

    - Кирасиры                                                           французской армии)

                                                                                - Наполеон

5. - Москва                                                      6.   - М.И.Кутузов

    - Смоленск                                                        - П.И.Багратион

   - Смоленск                                                        (все остальные-

    (во всех остальных                                             участники военного

     городах-                                                             совета в Филях)

     происходили                                                     - Н.Н.Раевский

     сражения                                                           - М.Б.Барклай-де-Толли

   Отечественной войны 1812г.)                           - А.П.Ермолов

- Малоярславец                                               

        - Витебск                                                           

7. - Тарутинский маневр                               8.   - Д.В.Давыдов

    - Лейпцигское сражение                                - Ф.П.Уваров

    (все остальные-                                               - А.А.Александров

     события Отечественной                                (женщина-офицер

     войны 1812г.)                                                   Н.А.Дурова)

    - Пожар Москвы                                             - П.И.Багратион

    - Бородино                                                       - Н.А.Тучков

    - Сражение у Смоленска                               

5. Литературный конкурс

Определите по литературным источникам о каких героях Отечественной войны 1812г. идет речь. ( работа в парах)

1. … которого Россия,

В свои годины роковыя,

Радушно видит на коне,

В кровавом зареве пожаров,

В дыму и прахе боевом,

Отваге, пламенных гусаров

Живым примером и вождем.

Ответ: Н.М.Языков о Денисе Давыдове.

2. Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

Ответ: В.А.Жуковский о М.И.Кутузове.

3. О вождь несчастливый!..

Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принес земле тебе чужой,

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

Ответ:. А.С.Пушкин о М.Б.Барклае-де-Толли

6. представление презентаций

7. История в датах

Соотнесите между собой события и даты за 2 мин.

1. Завершение работы Венского конгресса   А 4-6 августа 1812г.

2. Бородинское сражение                                Б 2 сентября 1812г.

3. Военный совет в Филях                               В июнь 1815г.

4. Пожар Москвы                                             Г 26 августа 1812г.

5. Вторжение Наполеона в Россию                Д 12 июня 1812г.

6.Переправа через Березину                            Е 14-16 ноября 1812г.

7. Смоленское сражение                                  Ж 1 сентября 1812г.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

В

Г

Ж

Б

Д

Е

А

8. Назовите события

По приведенным ниже цитатам из документов, определите о каком событии идет речь.

1. «Чья эта победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей» - Б.С.Абалихин. (Бородинское сражение)

2. «Дома, хотя большею частью деревянные, поражают своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!» - Ц.Ложье. (Оставление Москвы)

3. «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление» - А.Н.Ермолов. (Начало войны, вторжение)

4. «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве 1 мвсё было бы покрыто мертвыми или ранеными» - Е.Лабом. (Бородино)

5. «Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды» - Сегюр. (Пожар Москвы)

6. «Солдат роптал на беспрерывное отступление…; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему, что он был не русский» - А.Ермолов. (Отступление вначале вторжения)

7. «В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными» - Сегюр. (Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим)

9. Рефлексия

«Закончи фразу»:

- Сегодняшний урок позволил мне…..

-  На уроке я работал …..

- С урока я ухожу с ………..настроением

10. Подведение итогов


1. … которого Россия,

В свои годины роковыя,

Радушно видит на коне,

В кровавом зареве пожаров,

В дыму и прахе боевом,

Отваге, пламенных гусаров

Живым примером и вождем.

: Н.М.Языков о …

1. … которого Россия,

В свои годины роковыя,

Радушно видит на коне,

В кровавом зареве пожаров,

В дыму и прахе боевом,

Отваге, пламенных гусаров

Живым примером и вождем.

: Н.М.Языков о …

2. Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

: В.А.Жуковский о...

3. О вождь несчастливый!..

Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принес земле тебе чужой,

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

:. А.С.Пушкин о…

12 июня 1812г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М.Б. Барклая-де-Толли, другая – П.И.Багратиона, третья – М.И.Кутузова. французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для  того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующего М.И.Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

1. «Чья эта победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей» - Б.С.Абалихин

2. «Дома, хотя большею частью деревянные, поражают своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!» - Ц.Ложье.

3. «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление» - А.Н.Ермолов.

4. «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве 1 мвсё было бы покрыто мертвыми или ранеными» - Е.Лабом  

5. «Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды» - Сегюр.

6. «Солдат роптал на беспрерывное отступление…; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему, что он был не русский» - А.Ермолов.

7. «В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными» - Сегюр.

 

Оценочная карта

этапы

разминка

Работа над ошибками

Выберите лишнее

Литературный конкурс

История в датах

Назовите события

итог

Былинкин Н

Караваева К.

Клевцова К

Пономаренко С.

Соловьева Н.

Федорова О.

Чернов Д.

Перевод баллов в оценку: 18б-«5» ,   14-17б – «4»,  8-13-«3», 0-7- «2».

Самоанализ урока по истории.

Класс   8

Тема урока: «В грозную пору 1812 года»

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года»

Задачи урока:

- развивающая: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, умение работать индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать;

- обучающая: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России XIX в.»;

- воспитательная: воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.

Вид урока: урок-викторина.

Оборудование: портреты участников-героев Отечественной войны 1812 года, альбом репродукций «Отечественная война 1812 года», выставка литературы, историческая настенная карта «Отечественная война 1812 года», изображение русских наград и памятных знаков. 

ПЛАН урока.

  1. «Разминка» 
  2. «Работа над ошибками» 
  3. «Выберите лишнее» 
  4. «Литературный конкурс» 
  5. «История в датах» 
  6. «Назовите события»

Здоровьесберегающие - предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Аннотация  : Данный урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 г.». Урок способствует развитию навыков самостоятельной творческой и поисковой работы учащихся, исторического мышления, критического анализа. Закрепляет и углубляет знания учащихся по истории России XIX , воспитывая патриотические чувства на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Отечественная война 1812 года"

Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты  войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...

конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"

События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал  учащимся и способствует лучшему его усвоению.  ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г.

Разработка урока по истории России в 8 классе на тему "Отечественная война 1812 года" с использованием ЭОР....

Конспект урока Отечественная война 1812 г. 8 класс

История России. 8 класс. Конспект может быть дополнен презентацией или вырезкой их худ. фильма....

Конспект урока "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока "Отечественная война 1812 года" для 9 класса...

Технологическая кара урока "Отечественная война 1812г"

предоставлен полностью развернутый план урока...