Конспект урока "Песни Гражданской войны"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Конспект урока "Песни Гражданской войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx72.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Урок

„Песни гражданской войны”

                                 Юрина Людмила Антоновна

                                                                             учитель музыки

г. Новоалександровск

   


Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?».

Тема урока: «Песни гражданской войны».

Цели: подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что музыка, равно как и другие искусства, черпает свои образы и темы из жизни

Задачи: - увлечь учащихся музыкой; через произведения искусства познакомить учащихся со страничкой истории нашей страны (Гражданская война); показать взаимосвязь музыки с другими искусствами;закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности;

- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, ее историческому прощлому;

- развить любовь к музыке; внутренний слух и внутреннее зрение, творческое воображение; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей (чувство ансамбля, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); певческий голос; эмоционально передать в своем исполнении (в разных видах деятельности - пение, движение под музыку) настроение и характер музыки; показать взаимосвязь музыки с другими искусствами; артистические способности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, метод  забегания  вперед и возвращения к пройденному, метод эмоциональной  драматургии, сравнительный анализ, обобщение, викторина, прием коллективных ответов.

Музыкальный материал:

1. «Орленок» В. Белого, Я. Шведова

2. Песня «Тачанка» К.Листова, М.Рудермана.

3. «Погоня» Я.Френкеля, Р.Рождественского.

Дополнительный материал: репродукция картины «Тачанка» М.Грекова, фильм «Тачанка», текст «Из истории создания песни «Тачанка"

Мультимедийное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I.Вход в класс.

II.Приветствие.

III.Проверка домашнего задания(уметь назвать некоторые имена героев гражданской.

У: - Знакомая музыка звучит? ( "Орленок»)

Д: - Это «Орленок».

У: - Как эта песня связана с историей нашей страны? Кому она посвящена?

Д: - Она рассказывает о юном   герое гражданской  войны.

Молодцы! А как вы думаете о каких песнях мы будем  говорить!( о песнях Гражданской войны)

И сегодня попробуем разобраться как музыка, литература и живопись могут рассказать нам независимо друг от друга об одном и том же жизненном содержании.

Работа по теме урока.

Слушая «Орленка», мы (каждый, конечно, по-своему) обязательно представляем в своем воображении подвиг и гибель бойца-комсомольца.  

 Что вы увидите в своем воображении, слушая вот такую песню?(Звучит «Тачанка».)

Д: - Конница мчится, степь, погоня .

У: - Что в музыке вам подсказало, что это конница?

Д: - В оркестре слышен цокот копыт.

У: - Были ли здесь еще какие – либо изобразительные детали?

Д: - Да. Стрельба из пулемета.

У: - Какой группой инструментов изображены цокот копыт и стрельба из пулемета?

Д: - Ударными инструментами.

У: - Что указало на то, что конница мчится?

Д: - Быстрый темп, громкая динамика.

У: - Какие чувства, желания  появились у вас, в момент звучания песни?

Д: - Радость, поднялось настроение, гордость за родину (и пр.); хочется присоединиться к коннице и в бой (и пр.).

У: - Песня понравилась? (Да!)Это прозвучала песня «Тачанка» композитора К. Листова и поэта М. Рудермана (Слайд 2.)

Почему и композитор и поэт посвятили песню тачанке?(Ответы учащихся.).

У - Пулеметная тачанка была грозной «боевой колесницей» в годы гражданской войны. Отлитые в бронзе, застыли тачанки в степи под Каховкой и при въезде в Ростов-на-Дону — в тех местах, по которым пролегли когда-то боевые маршруты буденовцев-первоконников (Слайд 3.).

Как же появилась песня «Тачанка»? (Слайд 4.).

История создания песни

Поэт М.Рудерман

У: -В далеком 1936 году поэт Михаил ИсааковичРудерман(1905—1984) написал стихотворение о тачанке.У себя на родине, в Харькове, четырнадцатилетним мальчиком он увидел впервые красную конницу: одна за другой проносились по улице, мимо их дома, пулеметные тачанки — бойцы спешили на юг, добивать Деникина… Это были незабываемые  впечатления детства.

Композитор К.Листов

У: - Стихотворение опубликовали в газете “Правда”. Несколько композиторов написали к нему музыку. Но песни не получалось, пока не прочел случайно эти стихи композиторКонстантин Яковлевич Листов (1900—1983) в книжке «Песни Страны Советов».Строки и образы, запечатленные в стихотворении, пробудили дорогие и его сердцу воспоминания юности, когда Листов был бойцом, а потом политруком в красной коннице, воевал в гражданскую под Царицыном.

Он восемнадцатилетним пареньком добровольно пришел в Красную Армию, защищал родную Советскую власть. Боевую тачанку он знал не по картинам…

Навсегда врезался в память Листова один фронтовой эпизод, про который он рассказал много лет спустя, знакомя с историей создания «Тачанки»(учитель зачитывает текст):

«Под Камышиным наша часть была в резерве. По безлюдной, опустевшей степи продвигались осторожно, минуя сожженные хутора. Опасались вражеских засад.

Однажды я был послан в разведку. В нескольких верстах от нас виден был, как на ладони, горящий хутор, окруженный белыми. Казалось, никому уже не суждено было вырваться оттуда. И вдруг послышались дробные звуки пулеметной очереди, и прямо на позиции белых вылетела тачанка. Вихрем мчалась она по степи. Вдогонку ей сыпал град пуль. А в ответ поливал врага пулеметным огнем приникший к стволу «максима» светловолосый пулеметчик. Красивый парень! — я его до сих пор не могу забыть. Он весь был изрешечен пулями, но прорвался к своим. Смертельно раненный, лежал он, обняв ствол своего пулемета. И таким торжествующим и счастливым был его взгляд… Довез! Добрался!»…

После К.Листов поступил в Саратовскую консерваторию.

Окончив ее, он приехал в Москву. А когда прочитал стихи Рудермана, ему сразу же вспомнился тот смелый, молодой парень — героический боец революции, верный ей до последнего вздоха. Только в стихах он не мертвый, а бессмертный, живой…

Композитор мгновенно написал музыку и понес ее в Краснознаменный ансамбль. Александру Васильевичу Александрову, руководителю ансамбля, песня так понравилась, что он тут же сказал: «Будем петь ее не меньше пяти лет… Ее запоют все!»(Слайд 5.)

18 декабря 1937 года краснознаменцы исполнили «Тачанку» в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный: песню трижды бисировали. Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах. На мелодию песни ставили хореографические композиции. Распространению песни способствовал и выпущенный Ленинградской студией кинохроники короткометражный фильм «Песня о тачанке» — один из первых опытов создания фильма-песни с участием Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Просмотр короткометражного фильма «Тачанка»

У: - Давайте посмотрим короткометражный фильм «Тачанка», созданный сегодня, в XXI веке. (Слайд 6.)

Картина «Тачанка» М.Грекова (анализ картины)

Художник М Греков

У: - Перед вами репродукция известной картины русского художника М.Грекова«Тачанка» (Слайд 5.)и ее автор - художник Митрофан Борисович Греков (1882—1934)(Слайд 7.).

Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и … лошадей. Однажды художника привлек пулеметчик,  скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки. Идея так захватила М.Грекова, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где начал изучать натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку самых лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах. В феврале 1925 года картина « Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б.Греков стал членом Академии художников.

Анализ картины «Тачанка»

У: - Вернемся к картине. (Слайд 8.) Всмотритесь в неё. (Рабочая пауза.) Что изображено на картине?

Д: - Изображена картина боя. Под палящим солнцем мчатся тачанки. Бойцы – красноармейцы стреляют из пулемета (и пр.).

У: - Прислушайтесь к картине. (Рабочая пауза.) Можно ли ее назвать «звучащей» картиной? Объясните, пожалуйста, ответ.

Д: - Картину можно назвать «звучащей». В ней слышатся крики бойцов, пальба из пулемета, ржанье лошадей (и пр.).Картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова.

У: - Какие чувства, желания вызывает у вас картина?

Д: - Волнение и гордость, желание участвовать в этом сражении (и пр.).Кажется, что кони только мелькнут перед глазами и скроются вдали.

Сравнительный анализ песни «Тачанка» и картины «Тачанка» (викторина).

У: - Вы сказали, что «картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова». В чем заключается это сходство? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую викторину. Будьте внимательны. (Слайд 8.)

Викторина

- Ощущаете ли вы в картине движение? (Да.) Есть ли движение в песне? (Да.)

- Движение (темп) в картине быстрое или медленное? (Быстрое.) А в песне? (Быстрый темп.)

- Ритм картины ровный или нет? (Не ровный.) Ритм песни? (Не ровный.)

- Каково звучание (динамика) картины? (Громкая.)А динамика в песне? (Громкая.)

У: -В чем заключается сходство песни и картины?

Д: - Они похожи средствами выразительности. И в песне и на картине мы видим события Гражданской войны, бойцов, тачанки, лошадей.

У: - Молодцы! Вы были очень внимательными.

Музыкальная загадка

(«Погоня»  из кинофильма «Новые приключения неуловимых» Э.Кеосаяна.)

У: - А теперь музыкальная загадка: попробуйте определить название музыки и вида искусства, в котором звучит эта музыка.(Звучит«Последний бой»  из к/ф «Новые приключения неуловимых».)

Д: - Это же музыка к песне «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых»!

У: - Что чувствовали во время слушания музыки?

Д: - Тревожность, радость, хочется скакать на лошадях (и пр.).

У: - Эту музыку можно увидеть?

Д: - Да. Сразу же видишь погоню, конницу (и пр.).

У: - Эта песня всем хорошо знакома. Давайте разучим ее и  исполним  (Исполнение песни классом .Слайды 11 – 13.)

У: - Молодцы!

Сравнительный анализ песен «Погоня» и «Тачанка».

У: - Сравните песни «Тачанка» и «Погоня».

Д: - Они похожи. Обе о Гражданской войне, о детях – героях. Вызывают одинаковое настроение и желание сражаться за родину. Обе в быстром темпе, стремительные, имеют неровный ритм, слышится бег лошади  (и пр.).

У: - Верно.

VI. Обобщение.

У: - Назовите виды искусства, которые присутствовали сегодня на уроке. (Слайд 14.)

Д: - Музыка, литература, изобразительное искусство (живопись, скульптура), киноискусство.

У: - Считаете ли вы, что все эти искусства родственны?

Д: - Да.

У: - Что их объединило сегодня на уроке?

Д: - Их объединила история нашей страны – Гражданская война.

У: - А зачем авторы этих произведений создали эти произведения?

Д: - Для того, чтобы люди разных поколений знали об историческом прошлом нашей Родины, помнили и чтили память тех, кто сражался за Родину.

Разные искусства — поэзия, музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление об эпохе гражданской войны (мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой).

VII.Итог.

У: - Спасибо за отличную работу. Вы сегодня были очень активными, но я хотела бы узнать как вы оцениваете сами себя?(

Дома подумайте над вопросом: «Можно ли героев песен, картины, скульптур, которые присутствовали сегодня на уроке, назвать богатырями?» (Слайд 15.)

Выход из класса.


Список использованной литературы:

1. ЗатяминаТ.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. – М.: «Глобус», 2007.

2. Кабалевский Д.Б.Программа по музыке 1-8 классы. – М.: Просвещение 2006.

Музыкальный материал:

http://mp3sort-com.ifolder.ru/15984307

http://www.sovmusic.ru/m32/pogonya2.mp3

http://www.sovmusic.ru/m32/tachanka.mp3

http://narod.ru/disk/58171756001.6d73236b5e4e6e4325098d771a4782f1/Posledni%20boi.mp3.html

Источник заимствования картинок:

http://www.artsait.ru/art/g/grekov/main.htm

http://www.artsait.ru/foto.php?art=g/grekov/img/14

http://www.bard.ru/cgi-bin/trackography.cgi?name=%D0%F3%E4%E5%F0%EC%E0%ED_%CC.

http://clubs.ya.ru/4611686018427439455/replies.xml?item_no=10487

http://rostov-dom.info/wp-content/uploads/2009/12/rostov_tachanka.jpg

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tachanka_Nova_Kakhovka.jpg

http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post110536543/

http://www.tunnel.ru/

Дополнительный материал:

http://muzruk.info/?p=3296


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация к уроку "Гражданская война"

урок в 9 классеучебник А.А.Данилова и др....

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...

конспект урока по теме "Гражданская война в России"

На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....

Конспект урока "Гражданская война в России" 11 класс

Гражданская война в России - тема урока, которую нельзя пройти мимо....