Отражение темы «Гражданская война» в истории России и литературе (конспект интегрированного урока в 12 классе в игровой форме)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Черепанова Елена Андреевна

интегрированный урок (литература+история)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integirovannyy_urok_istoriyaliteratura.odt31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Отражение темы «Гражданская война» в истории России и литературе (конспект интегрированного урока в 12 классе в игровой форме)

Огромную роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

      Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, впивается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».              

      Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионализма педагога, от знания или психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Таким образом можно провести по большой теме зачет в форме игры «Лото»

На примере, мы провели интегрированный, обобщающий (история +литература) урок в 12 классе в игровой форме(игра «Лото»)

Цели:

1)Осмысление Гражданской войны в России с общечеловеческой точки зрения.

2)Воспитание гражданственности, политической, нравственной и духовной культуры.

3)Показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора( по романам М.А.Булгаков «Белая гвардия», Фадеев А.А. «Разгром», Лавренев Б.А. «Сорок первый», Шолохов М.А. «Тихий дон», Серафимович А. «Железный поток»)

в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Задачи урока:

-обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков самостоятельной работы знания учащихся о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;

-обучать старшеклассников работе с дополнительной литературой, умению -отбирать нужный материал в соответствии с темой;

-развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Ученикам заранее дается учебный материал для подготовки к уроку, примерно за неделю до игры.

Учителя заранее готовят слайды с вопросами и изображениями гражданской войны( на каждом слайде 1 вопрос, таким образом 90 слайдов) (Приложение №1)

Оформление урока (средства):

Кабинет, оснащенный АРМ.

Портреты участников гражданской войны.

Плакаты времен Гражданской войны.

Коллажи по теме: “Что такое гражданская война?”.

Эпиграфы к уроку.

Картина В. Верещагина “Апофеоз войны”.

Портреты М. Шолохова, М.А. Булгакова, Серафимовича А., Фадеева А. ,А.Лавренева Б.А.   и годы их жизни.

Музыкальное сопровождение.

Ход урока:

 Учитель знакомит учащихся с правилами игры: ученикам предлагается 90 вопросов к теме: «Гражданская война».

Используются карточки и бочонки обыкновенной игры-лото. Один из учителей вытаскивает бочонки и объявляет номер. Другой учитель отвечает за техническую сторону игры.

Участники игры сверяют его со своими номерами на карточке и поднимают руку, если номера совпадают и он знает ответ.

На обдумывание вопроса дается 30 секунд. Игра продолжается в течение урока.

В конце урока подводятся итоги, объявляется победитель и призеры, всем участникам выставляются оценки.

Победителем становится ученик, набравший наибольшее количество баллов.

Критерии оценки:

В карточках лото — 15 вопросов.

15-14  правильных ответов- «5»

13-10  правильных ответов- «4»

 9-7     правильных ответов- «3»

Приложение №1

Вопросы по литературе:

1) К какому периоду относятся события в романе Фадеева А.А « Разгром»?

2) Эпизод приговора Фролову. Как вы к нему относитесь?( роман Фадеева А.А « Разгром»)

3) Эпизод изъятия у корейца свиньи. Через чьё восприятие описана эта сцена? Почему? ( роман Фадеева А.А « Разгром»)

4) Суд над Морозкой. Как реагируют на этот проступок Бондаренко и Дубов?( роман Фадеева А.А « Разгром»)

5) Как ведет себя Мечик в отряде? Оцените.( роман Фадеева А.А « Разгром»)

6) Нужен ли отряду суд над Морозкой? Для чего? ( роман Фадеева А.А « Разгром»)

7) Какой приговор вынес Левинсон Мечику? ( роман Фадеева А.А « Разгром»)

8) Как показано окончательное падение Мечика?( роман Фадеева А.А « Разгром»)

9) Как вы понимаете мысль командира "Сохранить боевые единицы" ( роман Фадеева А.А « Разгром»)

10) Как начинается произведение Лавренева Б.А « Сорок первый» ? Какое это время?

11) Каким вам представляется Арсентий Евсюков?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

12) Каковы остальные красноармейцы?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

13) Кто же особенный из красноармейцев? И чем? Назовите основные черты её характера?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

14) Впервые мы встречаемся с новым героем. Сорок первым должен был стать Говоруха-Отрок. Что же это за человек? Как он себя повел?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

15) Что заставило Вадима по – новому взглянуть на "амазонку", обнаружить в ней внутреннюю жизнь? Ожидал ли этого поручик? О чем дискуссия Марютки и её пленника?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

16) Почему Марютка пишет стихи?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

17) Как называется остров, на который попали герои? Какой последний приказ отдает Евсюков Марютке?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

18) Как повели себя герои? Чем стал для них остров? (Лавренев Б.А « Сорок первый»)

19) Как заканчивается произведение? Почему так поступила Марютка?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

20) Почему так названо произведение?(Лавренев Б.А « Сорок первый»)

21) Кто написал роман «Железный поток»?

22) Где происходит действие романа «Железный поток»?

23) Герой романа А. Серафимовича “Железный поток”.

24) Почему роман назван «Железный поток»?

25) Какой литературный прием использован автором в названии романа?

26) М.А. Шолохов.Тихий Дон. История создания романа

27) В чём видит М.А. Шолохов трагедию гражданской войны? (по роману «Тихий дон»)

28) Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?(по роману «Тихий дон»)

29) Судьба Григория Мелехова.(по роману Шолохова М.А. «Тихий дон»)

30) Как изображение «врагов» связано с поступком Мелехова?(по роману Шолохова М.А. «Тихий дон»)

31) В чем символический смысл поступка Мелехова?(по роману Шолохова М.А. «Тихий дон»)

32) Из какого произведения взят эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими»?

33) Какова тема романа «Белая гвардия» Булгакова М.А?

34) Историческая обстановка времени действия и времени написания романа. (роман «Белая гвардия» Булгакова М.А)

35) В чем конфликт романа «Белая гвардия»?

36) Центральное место в романе «Белая гвардия».

37) Судьба  Алексея Турбина в романе «Белая гвардия».

38) Какова основная тема романа «Белая гвардия» М.А Булгакова?

39) Судьба  Елены Турбиной в романе «Белая гвардия».

40) Судьба Николки Турбина в романе «Белая гвардия».

41) Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (роман «Белая гвардия» Булгакова М.А)

42) Проанализируйте эпизод « Николка в бою»(роман «Белая гвардия» Булгакова М.А)

43) В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе?(роман «Белая гвардия» Булгакова М.А)

44) Кто из персонажей , кроме Турбиных , сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время?(роман «Белая гвардия» Булгакова М.А)

45) Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?(роман «Белая гвардия» Булгакова М.А)

Вопросы по истории:

1) Понятие «Гражданская война в России»

2) Леонид Каннегисер- о чем говорит вам это имя.

3) Назовите причины Гражданской войны в России.

4) Причины поражения в русско-польской войне.

5) Назовите этапы Гражданской войны и интервенции в России.

6) Что вы знаете о походе Таманской армии.

7) Что такое продразвертка?

8) Кто возглавил Южный фронт в 1920 г.?

9) Дайте характеристику армий Деникина.

10) Дайте определение политики « военного коммунизма»

11) В 1918 году Россия оказалась в «кольце фронтов». Объясните.

12) Где были окружены и разбиты основные части колчаковских войск?

13) Что вы знаете о Сергее Лазо?

14) Назовите известных полководцев Гражданской войны.

15) Расскажите о борьбе на Восточном фронте в 1918 году.

16) Когда и кем была освобождена Сатка от колчаковцев?

17) Какой принцип лежал в основе  Гражданской войны?

18) Покажите на карте направления наступления Красной Армии против Деникина.

19) Кому перешло командование после разгрома Деникина?

20) Когда и где был расстрелян Колчак?

21) Когда был подписан мир с Польшей, где и на каких условиях?

22) Какие вы знаете литературные произведения о Гражданской войне?

23) О каком сражении идет речь?

« Красноармейцы с ожесточением кидались на проволоку- взрывали ее гранатами, резали, сбивали с кольев прикладами, сдирая кожу, разрывая в клочья шинели, пролезали под проволокой и набрасывались на второй ряд проволоки, на третий.»

24) За что сражались участники белого движения?

25) Где и как погиб герой Гражданской войны Чапаев?

26) Что такое «интервенция»?

27) В результате чего умер М.В. Фрунзе?

28) Когда закончилась Гражданская война и иностранная интервенция на всей территории страны?

29) Когда весь Крым был освобожден?

30) Укажите откуда исходила наибольшая опасность летом 1919 года?

31) Где находилась ставка Колчака?

32) Назовите дату операции в Северной Таврии. Ее значение.

33) Принцип распределения в годы военного коммунизма.

34) В каком году был введен военный коммунизм?

35) Кто такой Урицкий. Как это связано с Гражданской войной?

36) В чем состоял замысел штурма Крымских укреплений?

37) Кто из представителей белого движения до Февральской революции отбывал каторгу в Бутырской тюрьме?

38) Что означает политика под названием « продовольственная диктатура»? Что вы знаете о ней?

39) Основные решения VIII съезда РКП (б)

40) Какой повод нашли японцы для вторжения на территорию Дальнего Востока?

41) Что вы знаете о Махно и махновщине? Для организации отпора Колчаку был создан Восточный фронт во главе с ….?

42) Когда был создан Совет обороны и кто его возглавил?

43) Расскажите о разгроме Врангеля.

44) Что помешало странам Атланты организовать согласованный удар против Советской республики?

45) Когда и откуда был дан сигнал для начала мятежа белочехов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Конспект интегрированного урока 4 класс

Конспект интегрированного урока по математике и трудовому обучению для учащихся 4 класса по теме "Круг. Окружность."...

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе на тему «Гражданская война как итог борьбы за власть»

ЦельСоздать условия для развития ценностных ориентаций, сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народаЗадачиОбразовательные: Через рассмотрение таких пробл...