ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С ПУШКИНА.
методическая разработка по литературе на тему

Правдиво и исторически верно звучит тема прошлого нашей родины во всей поэзии Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennye_osobennosti.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ  «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» А.С ПУШКИНА.

       Глубокой любовью к родине и русскому народу овеяны страницы художественных произведений А.С Пушкина, посвященные далекому историческому прошлому, которое всегда  интересовало и привлекало поэта

      Правдиво и исторически верно звучит тема прошлого нашей родины во всей поэзии Пушкина.

      В «Песне о вещем Олеге», сюжетом которой послужил летописный рассказ, изложенный Карамзиным в 1 томе «Истории государства Российского», Пушкин не только поэтически воспроизвел летописное предание, но и передал в нем свою любовь к старине, нарисовав прекрасные и правдивые картины воинского быта Киевской Руси.

      Все это делает стихотворение ценным в познавательном отношении и заставляет преподавателя хорошо обдумать ход своей работы, чтобы помочь ученикам правильно осознать и усвоить предлагаемый материал.

      Художественное воспроизведение действительности, эпохи X века с её воинским бытом, обычаями, нравами и верованиями древних славян – вот основная задача автора, которая и определяет идейное содержание баллады.

       Заглавие «Песнь о вещем Олеге» ставит в центре произведения Олега – воина-победителя. Его имя окружено воинской славой, победными битвами, о которых вспоминают бойцы на «тризне плачевной Олега».

     Образ воина, его вооружение, отношение к коню, боевому товарищу князя, передают воинский дух той эпохи, раскрывают идейный замысел- воспроизвести «минувшие годы».

     Рисуя быт Киевской Руси, автор  касается религиозных представлений славян того времени, их суеверий, веры в чудеса, в кудесников.

     Останавливаясь на вопросе об отношении Олега к кудеснику, учитель укажет, что только в ту эпоху, когда культура и техника стояли на очень низкой ступени развития, когда наши предки не умели научно объяснить явления природы, только в то время, на основе религиозных языческих представлений славян, могли сложиться такие взаимоотношения между князем и кудесником.

        Приступая к изучению в классе «Песни о вещем Олеге», учитель поставит перед собой следующие задачи:

  1. Сообщить краткие исторические сведения об эпохе, которая изображена в «Песне о вещем Олеге».
  2. На художественном  тексте раскрыть идейное содержание стихотворения: показать, как историческая эпоха древней Руси, с её воинским духом, верованиями и обычаями древних славян, отразилась в творчестве поэта: какие художественные приемы употребляет поэт с целью ярче и образнее выразить свой идейный замысел.
  3. Сравнить «Песнь о вещем Олеге с летописью, чтобы выявить особенности художественного произведения.
  4. В разделе сведений по теории литературы дать понятие о балладе, о стихотворной речи, о строфе.
  5. По языку – понятие об архаизмах.
  6.  По развитию логического мышления и речи – сложный план.

         Чтению и разбору стихотворения может предшествовать вступительное слово учителя, в котором он восстанавливает в памяти учащихся ряд исторических  сведений, полученных ими в 5 классе.

           Поэт всегда интересовался прошлым своего народа, изучал историю и в основу своего произведения «Песнь о вещем Олеге» положил летописный рассказ о смерти Олега.

          Пушкин в своем произведении изображает поход Олега на хазар. У древних народов было в обычае перед войной, где каждому угрожала смерть,  вопрошать богов, обращаться к оракулам, которые предсказывали будущее.

           У нас в древние времена тоже были такие волхвы, которые служили Перуну, богу молнии и грома; считалось, что они знали будущее. Иначе они назывались кудесниками ( волшебниками; кудесник – от слова чудо).  Олег, как говорит Пушкин, обратился к такому кудеснику с вопросом о своей судьбе.

      Во времена похода верными боевыми товарищами князя-воина были дружина (ближайшие к князю люди, с которыми он совершал все военные походы и с которыми советовался о важнейших делах) и его конь.   Вооружение древнего воина было иным, чем теперь. На войну он шел вооруженный копьем, мечом, луком со стрелами, пращой ( ремень, сложенный петлей, для метания камней), секирой (оружием в виде топора). Чтобы предохранить себя от ударов мечом или кинжалом и от стрел, воины надевали на себя броню ( кольчугу).

      Древние князья большую часть своего времени проводили в походах на врагов, много было кровавых сражений, о которых они любили вспоминать.

      Язык славян в те времена отличался от нашего: чело – лоб, перст – палец, брань – сражение.

       Сюжетом летописной легенды обусловлена композиция стихотворения, которое распадается на две части: предсказание кудесника и исполнение предсказания. Сравнением « И кудри их белы, как утренний снег», автор указывает, что прошло много времени с момента предсказания, что Олег и его товарищи уже успели состариться.

       Диалог Олега с кудесником,  позволяет развернуть картину воинского быта древней Руси, показать силу и могущество князя - победителя, его отношение к кудеснику, его наивную веру в предсказание.

       Из разговора выясняется роль коня в жизни древнерусского воина – это верный товарищ, верный слуга на бранном поле, предмет заботы и любви со стороны князя.

      Мудрому, вещему Олегу, князю-воину, прославившемуся своими победами, противопоставлен вдохновенный кудесник, «заветов грядущего вестник» покоряющий своей сверхъестественной силой всех, даже князя.

     Средством характеристики этих персонажей являются яркие, образные эпитеты стихотворения: Олег- вещий, мудрый, могучий, воитель; кудесник – вдохновенный, мудрый старец, любимец богов, « с волей небесною дружен», «покорный Перуну старик одному».

     Воинский дух, черты древнерусского быта запечатлены в жанровых картинках – пира и тризны.

     Язык стихотворения, насыщенный древнерусскими словами (чело, перст, обрёк он мечам и пожарам, вещий, тризна и др.), соответствует описываемому времени  и придает тон эмоциональной приподнятости.

       Таким  образом, художественные особенности «Песни о вещем Олеге», её композиция, жанр и язык определены летописной легендой, обусловлены идейным замыслом поэта – поэтически воспроизвести картины воинского быта древней Руси.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге»

Урок по теме «Художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.»...

Источники и идейно-художественное своеобразие «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина .

Автор методической разработки: Камардина Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2».Тема методической разработки:...