Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Чебаненко Антонина Алексеевна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе. Программа и учебник  В.Я. Коровиной. 68 часов (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalend-temat_planir_7_kl_liter_uchebnik_korovinoy.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

на 2017 – 2018  учебный год

Программа и учебник под редакцией В.Я. Коровиной.

68 уроков (2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока. Основное содержание.

Дата

Примечание

1.

Введение – 1 ч.

Изображение человека как важнейшая  идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2.

Устное народное творчество -  4 ч.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

3.

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

4.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций.

Нет в учебнике, но есть вопросы стр 35

5.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

6.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.

7.

Из древнерусской литературы -  2ч.+2 р/р

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

8.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

9.р/р

р/р Написание своего «Поучения» младшему брату, сестре

10.

Из русской литературы 18 века – 2ч.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни  Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению.

11.

Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления  о смысле жизни и свободе творчества

12.

Из русской литературы 19 века –25 ч.+ 3р/р

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес  Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII.

13.

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

14.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение  быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Композиция. Своеобразие языка.

15.

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»:  сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

16.

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - пр-ние из цикла «Повести Белкина». Изображение  «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

17.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

18.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характера и идеи поэмы.

19.

Нравственный поединок  Калашникова с Кирибеевичем  и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета и худ. формы поэмы. Образы гусляров и автора.

20.

к/р

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

  21.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании худ. образов. Обучение выразительному чтению.

22.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе.  «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

2 триместр

23.

Остап и Андрий. Патриотический пафос повести.

24.

Изображение природы в повести. Развитие понятия о литературном герое.

25.

р/р

р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

26.

И.С. Тургенев. Слово о писателе.  Цикл рассказов «Записки охотника»и их гуманистический пафос.  «Бирюк» - произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы. Мастерство писателя.

27.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

28.

р/р

р/р Анализ сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

29.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

30.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

31.

М.Е. Салтыков-Щедрин.  Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных  пороков общества. Превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

32.

«Дикий помещик».Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

33.

р/р

Урок-игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина.  

34.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

35.

Главный герой повести, его чувства, поступки и духовный мир

36.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопо-нимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

37.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.  

38.

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

39.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

40.

р/р

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического текста.

41.

Из русской литературы 20 века –18 ч.+4 р/р

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиогра-фический характер повести.

42.

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

43.

Тема и идея пр-ния. Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков,Цыганок, Хорошее Дело.

44.

р/р

Сочинение-характеристика литературного героя. Портрет как средство характеристики героя.

45.

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

46.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключе-ние, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Ритм и рифмы. Обучение выразительному чтению.

47.

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лири- ческого героя.Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

48.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

49.

А.П. Платонов . Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

50.

«Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию.

51.

р/р

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» или сочинению-отзыву о прочитанном произведении.

52.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симоно-ва, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

53.

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Литературные традиции.

54.

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы

55.

Е.И. Носов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

56.

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

57.

р/р

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в восприятии природы.Чтение наузусть.

58.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная», « Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике.

59.

Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

60.

р/р

Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Размышления о нравственности.

61.

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

62.

Песни на слова русских поэтов 20 века. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…». Н.А. Заболоцкий «В этой роще берёзовой…». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…» и др. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

63.

Из зарубежной литературы – 6ч.+р/р

Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности.

64.

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

65.

Японские хокку. Особенности жанра.

66.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

67.

Р.Д. Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». «Зелёное утро». Фантастические рассказы – предупреждения. Мечта о победе добра.

68.

р/р

Итоги года и рекомендация книг для чтения летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...