применение кейс-технологии на уроках литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС
статья по литературе (5 класс) на тему

СТАТЬЯ С ПРАКТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_keys.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

С.И.Громенкова,

учитель русского языка и литературы

 МОУ « Лицей №5»г.Железногорска 

Применение кейс-технологии на уроках литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. 

Где это только возможно, обучение должно стать переживанием.

А.Эйнштейн

Актуальность темы обусловлена тем, что новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) предусматривают становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является способность учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике, необходимы новые технологии и методы, способствующие развитию данных качеств учащегося.

Русская литература – кладезь тем и проблем, не имеющих однозначного толкования, обширное поле для полемики и выражения позиции, основанной на системе гуманитарных и нравственных ценностей.

Применение кейс - технологий в обучении литературе позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Суть технологии состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности. Первая степень: есть практическая ситуация , есть решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Так, при изучении романа А.Дюма « Три мушкетера» , перед ребятами ставится проблемный вопрос: « Согласны ли вы с утверждением, что королевские мушкетеры руководствуются законами чести»?

Вторая степень: есть практическая ситуация –  найди ее решение. Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности, сравнить, найти точки соприкосновения и различия (по рассказу Д.Лондона « Любовь к жизни»).

Третья степень: есть практическая ситуация – определи  проблему и найди пути ее решения. Например, при изучении повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» предлагаю ребятам выяснить, в чем состоит драма Васи и Васиного отца, и предложить свои пути решения проблемы.

Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть много и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Основа кейса – это грамотно подобранная проблемная ситуация (детям должно быть интересно), логически выстроенная система заданий (для лучшего результата указываем даже самые мелкие шаги), мотивированная презентация результата.

Цели кейс–технологии заключаются в :

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура и содержание кейса:

  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
  • подробное описание спорных ситуаций;
  • ключевые вопросы при разборе ситуации;
  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
  • режим работы с кейсом;

критерии оценки работы по этапам.

 Кейс должен отвечать следующим условиям:

  • наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;
  • определенная хронология событий, временные рамки,
  • наличие реальной проблемы, конфликта,
  • ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи,  их действия, поступки;
  • действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Кейс-технологии можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему.

Пример кейса

по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1. Практическая ситуация (чтение рассказа)

2. Вспомогательный теоретический материал.

  • Одна ложь родит другую.  Теренций
  • Лжет только тот, кто боится. Сенкевич
  • Ложь- это воплощение зла. В.Гюго
  • Ложь, откровенная или уклончивая, высказанная или нет, всегда остается ложью. Ч.Диккенс
  • Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. Цицерон

3. Вопросы к кейсу.

  • Что было сделано?
  • Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
  • Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
  • Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
  • В чем состоит проблема?
  • Какие пути решения это проблемы вы можете найти? Почему?

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как:

  • метод проектов (после изучения произведений детективного жанра выполняем  творческий групповой проект « Сочиняем детектив» или пишем сценарий игры « Мы детективы» );
  • ролевая игра ( «Суд над механиком Салерно» , «Путешествие в мир фантастики»);
  • мысленное  экспериментирование (личный дневник Саньки Григорьева, записная книжка Шерлока Холмса, сайт профессора Керна)
  • и многое другое

Преимуществами работы с такими кейсами являются развитие критического и аналитического мышления обучающихся, возможность через конкретную жизненную ситуацию постичь замысел автора художественного произведения, способность отстаивать свою точку зрения и терпимо относиться к чужой. Всё это мотивирует школьника на принятие самостоятельных решений.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

 При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Литература

  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. - Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
  2. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/4.
  3. Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/ 
  4. Добротина И.Г.Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах – Москва:Просвещение,2014.
  5. Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/
  6. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 
  7. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе в условиях реализации ФГОС по теме "Виды сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложноподчинённых предложений (подготовка к ЕГЭ)" рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития ЗУН.Форма ур...

Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)

Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Проект "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы по предмету в условиях реализации ФГОС ООО"

Скрипко Е.В. разработан масштабный проект по внедрению элементов проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Выделена пролема,...

Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....