Планирование уроков литературы 5 и 10 классы
календарно-тематическое планирование по литературе (5, 10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Поурочное планирование уроков литературы в 5 и 10 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_urokov.docx61.21 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование уроков

5 -6 классы

ММ Пришвин. Кладовая солнца.

Урок. Знакомство с героями сказки-были. Дружба и взаимопомощь людей. Настя и Митраша, их трудолюбие и терпение. Особенности жанра сказки-были. Анализ глав 1-2

Межпредметные связи. Скульптор КА Лонк. ММ Пришвин.

Основные вопросы. Можно ли уже на основании 1-2 глав понять, почему «Кладовая солнца» названа автором былью? Что помогло Насте и Митраше преодолевать жизненные невзгоды?

Вопросы на выявление восприятия. Что в повести Пришвина особенно запомнилось? Показалось необычным? Какие чувства вызвала история Насти и Митраши? Какие вопросы, связанные с повестью, вы хотели бы обсудить в классе? Есть ли что-то общее между сказкой Пришвина и известными вам сказками? В чем сходство и отличие характеров Насти и Митраши? Какими вы представляете себе отношения в семье при жизни родителей этих ребят?

Основные знания и умения

Уметь находить в тексте изучаемого произведения портрет героя и объяснять его роль. Обучение характеристике героя на основании их поступков. Устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям).

Виды работы

Слово о писателе. Знакомство со скульптурным портретом КА Лонка «М.М. Пришвин». Что можно сказать о писателе на основании этого портрета? Чтение статьи о писателе. Самостоятельное выделение в статье учебника строк, характеризующих своеобразие Пришвина – художника и человека, видение им мира природы. Аналитическое прочитывание 1-2 глав. Устное словесное рисование «Настя и Митраша за работой».  В чем дети были похожи на своих родителей? Самостоятельна работа: прочитать диалог брата и сестры из главы 1. Как речь каждого из них помогает понять характер детей? Дать заглавие главам 1,2 и записать их в тетради.

Домашнее задание. Перечитать главы 3,4, письменно озаглавить их. Подготовить выразительное чтение одного из описаний природы (или пересказ). Индивидуальное задание. Подготовить пересказ эпизода «История Травки и Антипыча».

Урок. История Травки, значение этой истории в повести. Одухотворение природы. Ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в повести. Работа над главами 3,4. Развитие понятия об олицетворении.

Межпредметные связи. Описание природы. Роль описаний в повествовании.

Основные вопросы. Почему поссорились брат и сестра в лесу? Почему эта повесть названа сказкой? Какое отношение к Насте и Митраше имеет история Травки и Антипыча? Почему Антипыч не хотел поведать свою правду людям?

Вопросы на восприятие. Какие эпизоды в прочитанных главах понравились? Какое настроение вызвало начало 3 главы? Чем близко изображение природы у Пришвина народным сказкам? Как вы понимаете слова Антипыча о правде?

УЗН. Находить пейзаж. Определять его роль в контексте. Обучение выразительному чтению.

Виды работы комментированное чтение 3,4 глав. Игра. Подготовить инсценирование  эпизода  «Ссора ребят». Найти в тексте участников этой сцены и подготовиться сыграть роль каждого из них. Устное словесное рисование. Каким вы представляете себе Антипыча во время его разговора с охотниками? Подготовка чтения по ролям диалога Антипыча и охотников.

Домашнее задание. Перечитать 5-7 главы. Письменно озаглавить их. Прочитать статью учебника об олицетворении и ответить на вопросы: Что называется олицетворением? Какова роль олицетворения в произведении? Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение эпизода «Настя на клюквенной поляне».

Урок. Приключения Насти и Митраши. Причины их бедствий в пути. Смысл названия произведения. Анализ 5-7 глав. Развитие понятия об олицетворении.

Основные вопросы. Почему Настя не вспомнила о брате на клюквенной поляне? Как к ней и к Митраше в этих эпизодах относится автор? Почему повесть называется «Кладовая солнца»?

Вопросы на восприятие. Что нового для себя вы узнали о жизни природы, читая повесть? Почему Митраша попал в беду? Какую ошибку совершила Настя? Почему она ее совершила? Почему автор называет болото «кладовой солнца»? почему автор в 6 главе приводит слова, которые не договаривал Антипыч: «Не знавши броду, не лезьте в воду»? как вы понимаете эти слова? ЗУН. Основные признаки понятия олицетворение и его роль в контексте. Обучение выразительному чтению.

Виды работы. Аналитическое прочтение 5-7 глав. Устное словесное рисование «Дорога к Блудову болоту». Игра «Четвертый лишний»: учитель предлагает четыре предложения, три из которых содержат олицетворение, четвертое включает другой троп. Проверяя свои ответы, ученики по каждому предложению создают словесную картину, изображающую по возможности человека: «Злой ветер очень резко рванул» - «Лицо злого, рассерженного человека, резко взмахнувшего рукой». Анализ и чтение эпизода «Настя на клюквенной поляне»: как к Насте относится автор? Что помогло ей вспомнить о брате? Почему приход Травки имел решающее значение для Насти?

Домашнее задание. Прочитать повесть до конца и озаглавить 8-10 главы. Письменно ответить на вопрос: «Почему Блудово болото стало для детей не «местом погибельным», а «кладовой солнца»? Индивидуальное задание. Творческий подробный пересказ эпизода (от первого лица) «Митраша в беде». Иллюстрирование эпизодов (по желанию).

Урок. Человек – добрый и мудрый хозяин природы. Дружба и взаимопомощь людей. Смысл названия «Кладовая солнца».

Основные вопросы. Перешепнул ли Антипыч свою правду Травке? В чем эта правда? Нашла ли Травка свою правду? Какую правду открыли дети? О чем эта сказка-быль?

Вопросы на восприятие. Почему Травка пришла на помощь Митраше? Что спасло Митрашу? Почему Блудово болото стало для детей не «местом погибельным», а «кладовой солнца»?  с какими другими известными вам произведениями о природе можно сравнить эту повесть? Что в них общего?

УЗН. Обучение пересказу. Знание основных событий произведения и героев в их взаимосвязи.

Виды работы. Творческий пересказ «Митраша в беде». Составление киносценария «Травка спасает Митрашу». Найти в тексте и записать размышления автора о «загадочных словах» Антипыча: в чем большая человеческая правда (конец 9 главы)?

Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений о природе наизусть. Индивидуальное творческое задание. Подготовить устное сочинение небольшого объема в форме сказки, сказки-были о летнем лагере, о походах.

Урок. Урок развития речи. Обучение рассуждению, ответ на вопрос: чем мне понравилось это стихотворение? (стихотворение о природе, выбранное для заучивания наизусть).

Примерный план рассуждения:

Тема стихотворения (о чем оно?)

Какие чувства оно вызывает

Какие строфы, строки особенно запомнились

Основное настроение (интонация)

Домашнее задание. Написать небольшой рассказ на основе личных впечатлений о летнем отдыхе (с включением описания природы)

Из древнегреческого эпоса

Гомер. «Одиссей у циклопов»

Урок. Отражение в поэме быта, нравов и верований древних греков

Межпредметные связи. История. История Древнего мира. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».  Хозяйство и жизнь греков в 11-9 веках до нашей эры.  Религия древних греков.

Основные вопросы. Какое отражение нашли в эпизоде «Одиссей у циклопов» быт, нравы, верования древних греков?

Вопросы на восприятие. Что вы знаете о Гомере и его поэме? Интересно ли вам читать мифы Древней Греции? Чем они вас привлекают? Чем вы объясните употребление мифологических имен в наше время?

УЗН. Знание основных событий изучаемого произведения. Обучение выразительному чтению.

Виды работы. Слово учителя о Гомере. Самостоятельное чтение учениками статьи учебника «Поэтические сказания Древней Эллады». Что нового вы узнали об этих древних произведениях, прочитав статью? Наблюдения над изображением Гомера (поза, одежда, фон). Словарная работа. Комментированное чтение учителем начала отрывка из поэмы «Одиссей у циклопов»

Домашнее задание. Составить письменно простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе.

Урок. Отвага и сметливость остроумного Одиссея. Особенности изображения событий и героев.

Основные вопросы. Почему Одиссей назван хитроумным?

Вопросы на восприятие.  Все ли вам нравится в Одиссее? Какими качествами он обладает?

УЗН. Обучение характеристике героя на основании его поступков и поведения. Обучение выразительному чтению.

Виды работы. Комментированное чтение отрывка «Одиссей у циклопов». Иллюстративная работа. Вопросы после прочтения в учебнике.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение любого понравившегося эпизода. Иллюстрирование эпизодов (по желанию). Индивидуальное задание. Прочитать сказку «Лихо одноглазое» и подготовить близкий к тексту пересказ.

Урок. Особенности изображения в отрывке из поэмы событий и героев (гиперболы, повторения, постоянные эпитеты)

Основные вопросы. В чем смысл противопоставления Одиссей – Полифем? Как вы понимаете основную мысль фрагмента из «Одиссеи»? чем вы объясните сходство произведений русского народного творчества и отрывки из поэмы Гомера?

Вопросы на восприятие. Чем напоминает отрывок «Одиссей у циклопов» русские былины и сказки?

УЗН. Знание текста, событийной стороны и героев в их взаимосвязи. Основные признаки понятий гипербола, постоянный эпитет, определение их роли.

Виды работы. Прочтение понравившихся эпизодов фрагмента «Одиссей у циклопов». Сопоставление сказки «Лихо одноглазое» с отрывком из поэмы.

Домашнее задание. Список книг для летнего прочтения.

Система уроков литературы в 10 классе

Проблемное планирование

Урок. «Мысль семейная» в романе Л. Толстого

  1. «Война и мир» как раздумья Л. Толстого о тайнах счастья и согласия людей.  «Мысль семейная» в романе «Война и мир» и ее особое значение для Л. Толстого.
  2. Ростовы и Болконские – два типа дворянских семей в романе. Самостоятельная работа учащихся. Почему писатель «ограничил» семейную тему Ростовыми и Болконскими? Согласны ли вы с таким выбором? Кто – Ростовы или Болконские – вам ближе и понятнее?

Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Изображение персонажа в его «фамильных» качествах как носителя семейных традиций. Ростовы и Болконские – два типа семей в представлении писателя. Их противопоставление и сопоставление – отражение понимания семьи Толстым. Согласие, простодушие, характерно русский уклад жизни как приметы «породы ростовской». Культ труда, знаний и патриотического долга как нравственные и житейские основания «болконского» образа жизни. Чувство Родины, верность гражданскому и патриотическому долгу, духовное родство близких людей – единые начала семьи Ростовых и Болконских.

  1. Нравственная бескомпромиссность Л. Толстого в изображении Ростовых и Болконских. Писарев увидел в романе оправдание барства, замалчивание жестокостей крепостничества, односторонность изображения русской действительности. Ваше отношение к такой оценке роман? «Самый трезвый реализм» в изображении даже близких писателю героев. Развенчание избалованности и самодурства в Илье Андреевиче Ростове и старом князе Болконском. Судьба княжны Марьи – укор семейному деспотизму. Сложность и противоречивость характера Николая Ростова. Сословные представления о чести, слепая исполнительность как искажение добрых и светлых задатков «породы ростовской».

Развитие речи. Формирование точности высказываний с опорой на лексику быта и семейных отношений. (Все просто и естественно в семье Ростовых. Здесь близкие понимают друг друга. Любовь и согласие, радушие и гостеприимство стали обыденным и повседневным. Суровость, а иной раз натянутость и даже враждебность отношений в семье Болконских. Надменность и чудачества старого князя. Его содержания и суровая любовь к сыну. Отцовская гордость князем Андреем. Семейные традиции).

Домашнее задание. Устное сочинение на одну из тем: «Роль князя Андрея в романе и мое мнение о нем», «Андрей Болконский и его предшественники в русской литературе».

Урок. Назначение человека в романе «Война и мир». Образ Андрея Болконского.

  1. Князь Андрей в системе действующих лиц романа в сопоставлении со своими литературными предшественниками. Обсуждение и уточнение устных сочинений учащихся.  Какова роль Андрея Болконского в романе Л. Толстого? Ваши впечатления от него? В чем тайны писательского искусства в создании образа князя Андрея? Почему этот герой так дорог писателю и разделяете ли вы такое отношение к нему? Князь Андрей как один из центральных героев романа, к которому сходятся все его сюжетные линии и судьбы персонажей, темы «войны и мира». Традиционность и новизна характера Андрея Болконского, связывающего роман Толстого с предыдущими вехами русской литературы. Чацкий, Онегин и Печорин как предшественники Болконского. «Печеринское» одиночество князя Андрея как вызов свету. Психологический портрет – воплощение трагического мироощущения героя. Коренное отличие князя Андрея от своих предшественников: взыскательность нравственной самооценки, неустанные поиски живого практического дела – военного или гражданского – во имя осуществления идеалов. Мощь ума и воли, идеалы гражданственности, претворившиеся в жизнь – подвиг,- грани личности князя Андрея. Человек «комильфо», законодатель света, по сути дела порывающий с нам, - смысл идейно-нравственного конфликта, заключенного в судьбе и характере князя Андрея, - героя, знаменующего переломную веху русской литературы.
  2. «Тулон» Андрея Болконского. Возможности человека и смысл его жизни в нравственных исканиях князя Андрея. Почему в  судьбу героя то и дело врывается наполеоновская тема? Как объяснить преклонение князя Андрея перед Наполеоном? Что означает «Тулон» в контексте «Войны и мира»? Проследите движение этой темы в романе и сопоставьте Тулон Наполеона и «Тулон» князя Андрея. Ваше отношение к честолюбию героя романа? Что отличало его от других офицеров штаба Кутузова? Почему он добивается участия в Шенграбенском сражении и что вас поразило в поступках и состоянии князя Андрея накануне и во время боя? Объясните его «странности». Случайно ли, что Толстой приводит князя Андрея к смертельному ранению в Бородинском сражении? Тулон как символ исторического подвига и безграничных возможностей героической личности. Тулон Бонапарта – утоление жажды славы и власти. «Тулон» Болконского – мечта о  свершении подвига, желание заслужить «любовь людскую». Слава как достойная награда за подвиг. Диалектика мысли и чувства князя Андрея, противоречивость его порывов: возвышенное, безупречное и низкое, эгоистическое в них. Шенграбен, Аустерлиц, Бородино – три «Тулона» Андрея Болконского. Единение с «мыслью народной» - духовная основа личности и судьбы Андрея Болконского. Нераздельность высокого аристократизма героя и демократических, «тушинских» начал в его характере. 12 год как героический итог «дороги чести», пройденной князем Андреем. Проникновение в диалектику сложного, противоречивого характера – использование лексики со значением нравственных исканий (разочарование, мучительная тоска, недовольство собой, поиск идеалов, жажда полезного дела, мечта о подвиге, предельное напряжение ума и воли, беспокойство совести, сознание воинского долга, единение с солдатским народным миром).
  3. Дз. В чем драматизм нравственных исканий князя  Андрея? Через какие испытания ему пришлось пройти, и выдержал ли он их? Твое отношение к Андрею Болконскому?

Урок.  Андрей Болконский: трудное обретение счастья.

  1. От «Тулона» - к «небу Аустерлица». Как складывались отношения князя Андрея с близкими, дорогими ему людьми? Почему он так трагичен в романе? Права ли княжна Марья, упрекающая брата в «гордости ума», и как вы поняли этот ее укор? Какова судьба «Тулона» Андрея Болконского – его гордой мечты о славе? Почему в самый роковой момент его жизни над ним оказывается «высокое, бесконечное небо»? как вы поняли образ неба у Толстого?
  2. Победа над собой, трудное обретение гармонии и счастья – нравственный итог духовных исканий Андрея Болконского.  Как изменился князь после Аустерлицкой катастрофы? Каким вы увидели его в споре с Пьером в Богучарове? К какому нравственному итогу приводит Л. Толстой своего героя? Как согласовать его новую веру с участием в комиссии Сперанского, а затем – с выходом из нее? Роль 1812 года в судьбе князя. Сопоставьте его поступки и состояние в Аустерлицком и Бородинском сражениях. Почему так трагична его судьба и он – единственный из любимых героев Толстого – погибает? К какому нравственному итогу приводит Толстой своего героя? В чем видит писатель залог счастья и благополучия человека, его душевного равновесия, согласия с самим собой? Принимаете ли вы нравственное кредо автора романа? Философско-психологический смысл спора в Богучарове как нравственного возрождения Болконского. Идеал «простоты, добра и правды» - итог нравственных исканий князя. Преодоление надменности собственного «я», единение с миром во имя счастья всех, обретение простого человеческого счастья в тревогах и радостях отцовства. Нераздельность возвышенного и обыкновенного как проявление подлинной значительности личности. Гражданственность как постоянное свойство характера князя, оказавшееся сильнее личных потрясений. Мотив «бесконечности» жизни князя, его постоянного присутствия в судьбе близких. Овладение лексическими формулами со значением трагических противоречий личности (высокие интересы и порывы – равнодушие к обычным человеческим тревогам и заботам; дерзновенный ум, сильная воля – холодный рационализм; , гордая уверенность в себе – неотступное чувство вины;  вера в себя – мучительные сомнения).
  3. Д.з. Кто ближе Л. Толстому – князь Андрей или Пьер Безухов? Согласны ли вы с выбором писателя?

Урок. Пьер Безухов – нравственный идеал Л. Толстого.

  1. Самый «странный» герой «Войны и мира». Ваши первые впечатления о Пьере. Попробуйте передать их в воображаемых иллюстрациях (ваш портрет Пьера) или в кинокадрах. Почему так зрим, осязаем Пьер? Как создает Толстой его образ? Что поразило вас в Пьере и в том впечатлении, которое он производит на Анну Павловну Шерер и ее гостей? Согласны ли вы с князем Андреем, что Пьер – «единственный живой человек» в светском обществе? Как вы поняли Пьера в его отношениях с Элен? Как мог Пьер оказаться в мире Курагиных? Естественность и простота, доверчивость и жизнелюбие Пьера как резкий контраст и светскому притворству и разочарованности Болконского. Своеобразие авторского повествования о Пьере и его «самовыражения» на страницах романа. Безуховские приметы портрета, лишенного намека на аристократизм, динамичность авторской речи и самого поведения героя, страстность и категоричность его высказываний, исполненных убежденности и задора. Духовная независимость Пьера, верность себе, умение «быть, а не казаться». Внутренний монолог как средство раскрытия характера Пьера.
  2. Талант человечности. Пьер в судьбах героев роман в сопоставлении с князем Андреем. Как меняется Андрей и Наташа Ростова рядом с Пьером? Что привело Пьера в масонство и почему он покидает его? Любимый герой Толстого в 12 году. Почему он оказался своим в семье артиллеристов «редута Раевского» и собратом Платона Каратаева в плену? Романтическое одиночество и отчужденность от обыденного князя Андрея и страстная сопричастность миру, редкий дар понимания человека и умение возродить его к жизни – талант человечности, присущий Пьеру. Диалектика мысли Пьера, сосредоточенной на «великих вопросах» человеческого бытия, идея «вечного мира» - ответственность героя романа за будущее человечества. «Скрытая теплота патриотизма» как высшее проявление гуманизма и благородства Пьера Безухова. Осознание  незаметного солдатского героизма как мерила значительности личности. Декабризм Пьера как продолжение его поведения в 12 году, единение с мыслью народной. Исповедальность образа Пьера.  Точность высказываний о герое, взыскательность отбора лексики и синтаксических конструкций со значением «потаенных» свойств личности. Поначалу Пьер может показаться по-детски беспечным и легкомысленным. Но за этим таится. Если князь Андрей точен и ясен в мысли и действии, то Пьер. Правдивость и естественность каждого слова, порыва, жеста; чувствовать другого человека, как себя самого; сопричастность чужому горю, дар сопереживания; влюбленность во все, что близко его сердцу; страстность и непосредственность чувства; бесстрашие мысли и действия; рассеивать вражду; возрождать к жизни.
  3. Д.з. Кто из любимых героев Л. Толстого особенно близок Пьеру и чем? Нашел ли ты свой идеал в романе?

Урок. «Что есть красота?» Наташа Ростова и княжна Марья.

  1. Наташа и княжна Марья. Полемичность образов. Что поразило нас в том, как рисует писатель Наташу Ростову и княжну Марью? Почему рядом с Наташей то и дело появляется Элен? Подчеркнутая «некрасивость» любимых героинь Толстого. Антитеза «Наташа – Элен» как столкновение противостоящих нравственно-эстетических позиций. Развенчание Толстым расхожих представлений о красоте и утверждение своего идеала подлинно прекрасного.
  2. Пьер Безухов и Наташа Ростова как толстовский идеал «просто прекрасного» (лермонтовская формула в «Герое нашего времени»). Сопоставьте Пьера и Наташу: действительно ли они все время рядом в художественном строе романа и их соединение в финале романа – счастливая неизбежность? Случайно ли, что в их судьбе играют роковую роль Курагины? Почему только Пьер понимает Наташу и каждый раз «спасает» ее? В чем тайна очарования «некрасивой девочки» Наташи Ростовой и почему рядом с ней блекнет красавица Элен? Что вам особенно дорого и близко в Наташе?  Правдивость и естественность , чистота и наивность мировосприятия как единые «начала» Пьера и Наташи. «Скрытая теплота патриотизма» как воплощение духовного и нравственного родства любимых героев Л. Толстого. Музыкальность и поэтичность Наташи Ростовой как присущий ей дар созидания прекрасного в собственной душе и вокруг. Открытость и душевная щедрость Пьера и Наташи, радостная сопричастность жизни. Природа как выражение затаенных устремлений Наташи Ростовой. Лиризм страниц, посвященных Наташе («Первый бал»). Совершенствование навыка сопоставительного высказывания с использованием оценочной лексики. Наташа, как и Пьер, сразу же пленяет нас. Холодная красота Элен особенно подчеркивает обаяние и одухотворенность Наташи. Казалось бы, они некрасивы – Наташа и княжна Марья, но стоит в них вглядеться, и мы, как и автор романа, ощутим.
  3. Д.з. Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью: кто из них ближе Пьеру и автору романа? Разделяете ли вы такой выбор?

Урок. Наташа Ростова и княжна Марья: нравственный выбор Л. Толстого

  1. Взыскательность нравственных позиций Л. Толстого. Отношение писателя и ваше к Наташе Ростовой и княжне Марье. Кто из них вам ближе и понятнее? Страстный порыв Наташи к счастью, ее эксцентричность  и переменчивость. Трагические испытания как расплата за своеволие сердца. Самоотречение и альтруизм княжны Марьи. Искренность и непосредственность ее натуры, несовместимой с идеей жертвенности.
  2. Идейно-художественный смысл образа княжны Марьи. Концептуальность и проповеднический характер творчества Л. Толстого. Особая роль в романе образа княжны Марьи, его намеренно полемическая идеальность как заветной мысли Толстого о подлинно прекрасном. Преображение внешнего облика княжны Марьи под пером Толстого; нравственно-эстетический смысл ее портрета как образ самой Красоты в ее идеальности. Противопоставление княжны Марьи Наташе Ростовой – выражение взыскательности нравственно-эстетических идеалов писателя.
  3. Любимые героини автора в годину народных испытаний. «Скрытая теплота патриотизма» - основа духовного мира Наташи Ростовой и княжны Марьи. «Мысль народная» как «сила, управляющая» их поступками и судьбами. Смысл перемен, происшедших в Наташе, ее приближения к нравственной безупречности княжны Марьи. Последняя встреча с князем Андреем как искупление вины Наташи. 12-й год в ее жизни как победа над собой, обретение подлинной взрослости и нравственного совершенства.
  4. Неувядаемость образов Наташи Ростовой и княжны Марьи по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».  Как отозвались героини в строках стихотворения поэта? Поэтическое воплощение бескорыстия и душевной щедрости. Динамика и емкость стихотворной «новеллы» Н. Заболоцкого, ее психологизм и философский смысл. Мотивы и образы Л. Толстого, судьба «некрасивой девочки» как основа раздумий над вечным вопросом: «Что есть красота?» Поэтическая выразительность вопросительной строфы, завершающей стихотворение и возвращающей читателя к «проклятым» вопросам, над которыми бьются герои романа «Война и мир». «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкого как образец «поэзии мысли».  Отработка верной стилистики высказывания о персонаже: эмоциональность, поэтичность нашего слова о Наташе и сдержанность, строгость суждений о княжне Марье (Пылкая, непосредственная Наташа. Образ княжны Марьи трагичен и прекрасен. Забывая о себе, она.)
  5. Д.з. Подготовиться к семинару «Бессмертие народно-героической эпопеи Л. Толстого».

Урок. Семинар. «Бессмертие народно-героической эпопеи Л. Толстого»

  1. Слово учителя. Народно-героическая эпопея Л. Толстого как произведение, обращенное в будущее. В антитезе, вынесенной в заглавие, - коренные проблемы бытия, - самого существования человечества. Герои Толстого, как характеры, воплотившие безграничные возможности Человека. Гуманизм и жизнеутверждающий пафос романа. Его сегодняшняя жизнь: уроки, которые человечество извлекает из великого творения Л. Толстого.
  2. Доклады и выступления учащихся. «Уроки «Войны и мира»; «Мое понимание человека до и после прочтения романа «Война и мир»; «Вслед за народно-героической эпопеей (традиции  «Войны и мира» в поздних произведениях Л. Толстого «После бала», «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат»).
  3. Заключительное слово учителя. Обобщение и уточнение выступлений учащихся и краткая характеристика творчества Л. Толстого после «Войны и мира» в русле темы семинара и на основе последнего доклада. «Война и мир» как книга, объединяющая людей и народы, противостоящая раздорам и вражде. Нравственный максимализм и бескомпромиссность писателя. Художественное совершенство романа. Единство творчества великого художника и его личной судьбы. Окончательный разрыв Толстого с барским миром в 90-900 годы. Усиление обличительной направленности его творчества как продолжение иными средствами борьбы за идеалы, воплощенные в эпопее. Сокрушительный удар по курагинско-беннигсеновскому миру в рассказе «После бала». Антитеза подвига солдата и его рабской доли. «Срывание всех и всяческих масок» с государства и церкви в романе «Воскресение». Идеалы товарищества и достоинства офицера в народно-героической эпопее и «Кавказском пленнике». Жилин как характер тушинского склада. Братство простых людей в «Войне и мире» и «Хаджи-Мурате». Писательский труд Л. Толстого – завещание будущему, «как сделать всех людей счастливыми». Анализ и оценка речевого оформления, и правка (редактирование) выступлений учащихся.
  4. Д.з. Подготовиться к уроку «Великая Отечественная: секрет наших побед» (по любым страницам современной  литературы)

Урок. Великая Отечественная: секрет наших побед

  1. Вступительное слово учителя. Великая отечественная война – одна из самых значительных, сокровенных тем современной литературы. Уроки всенародного подвига как ее художественные открытия, школа патриотизма, человечности и мужества. Благоговейная память о павших, верность их заветам – мерило достоинства человека. «Война и мир» как величайший образец народно-героического эпоса, батальонной прозы – незаменимая школа постижения человека в экстремальных обстоятельствах войны и секрета победы.
  2. Выступления учащихся. Мои любимые страницы о Великой Отечественной. Как они объясняют секрет нашей победы? В чем своеобразие композиции, языка, приемов создания образов героев в батальонной прозе? Почему так часто сюжет развивается ретроспективно, возвращая нас в довоенные годы, как это происходит, например, в повести В. Быкова «А зори здесь тихие»? в чем необычность ситуации, положенной Ч. Айтматовым в основу рассказа «Свидание с сыном»? Как вы поняли эти страницы? Почему книги о минувшей войне построены на столкновении контрастных характеров? Каковы художественные открытия лучших книг о Великой Отечественной? Почему К. Симонов назвал один из своих романов «Солдатами не рождаются»? в каких произведениях вы встретились с такой же темой? Проследите ее решение. Почему Ю. Бондарев в романе «Горячий снег» противопоставляет Кузнецова и Дроздовского? Кто из них оказывается подлинным командиром? Как сказались уроки Л. Толстого в произведении о Великой отечественной?
  3. Заключительное слово. Анализ высказываний учащихся с точки зрения глубины прочтения произведений о Великой Отечественной войне, дополнения и уточнения. Редактирование высказываний – замена неточных, приблизительных и стертых слов и конструкций взыскательно отобранной лексикой, упражнения на сопоставление близких по содержанию, но различных по степени выразительности фраз и фрагментов высказывания, их правка.
  4. Д.з. Что такое подвиг и кому он доступен? Устные высказывания. Произведения современной советской литературы по выбору.

Урок. Путь к подвигу на страницах любимых книг о Великой Отечественной войне

  1. Вступительное слово. Тема подвига – ведущая тема современной литературы. Подвиг как воплощение возможностей человека, его героическое предназначение. Путь к подвигу как объяснение свершений героев.
  2. Путь к подвигу на страницах любимых книг. Выступления учащихся, презентации. Что такое подвиг? Как приходят к нему ваши любимые герои? Кому дано его совершить? Почему по-разному видят происходящее герои В. Быкова Зося и Антон («Пойти и не вернуться»). Сотников и Рыбак? Почему в произведениях о Великой Отечественной войне так настойчиво присутствуют мирное время, мирная, будничная жизнь? Овладение нравственно-психологической лексикой, объясняющей героический поступок и жизнь-подвиг (долгий и незаметный путь к подвигу; суровая требовательность к себе; верность долгу и самоотречение; умение подняться над собственной жизнью; преклонение перед отвагой и бесстрашием).
  3. Д.з. Подготовиться к сочинению по роману Л. Толстого «Война и мир».

Урок. Р.Р. Сочинение (2 часа)  и его анализ

Примерные темы.

  1. Нашел ли Л. Толстой «зеленую палочку» в романе «Война и мир»?
  2. Мой любимый герой в романе «Война и мир» Л. Толстого.
  3. Андрей Болконский в Шенграбенском и Бородинском сражениях.
  4. «Тулон» в Аустерлиц Андрея Болконского в романе Л. Толстого «Война и мир».
  5. Наташа Ростова и княжна Марья в романе Л. Толстого «Война и мир»: кто мне ближе?
  6. Нравственный идеал Л. Толстого в романе «Война и мир».
  7. Вечно живые (по страницам романа «Война и мир» и произведений современной советской литературы)
  8. Д.з. Устное сочинение «Мои любимые страницы в творчестве А.П. Чехова»

А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад»

Урок. Личность и судьба писателя

  1. «Мой Чехов» (выступления учащихся). Твои любимые страницы в творчестве писателя. Что в его произведениях тебе особенно близко и дорого?
  2. Антоша Чехонте и его выбор . испытание детства. Мир ребенка, побеждающий жестокость, в рассказах Чехова («Ванька», «Степь»). Страстный порыв его маленьких героев к добру и красоте – отражение детских устремлений будущего писателя, его первых предчувствий собственного призвания. Театр в судьбе Чехова. Артистизм и жажда творчества – итоги школьных лет писателя.
  3. Жизнь «по законам красоты».  Нравственная безупречность Чехова. Нераздельность литературы и медицины в его судьбе как воплощение гуманистического смысла  жизни писателя. Сопричастность тревогам и болям времени, ответственность за будущее человечества. Развенчание духовных недугов современников в рассказах «Хамелеон» и «Человек в футляре», их общечеловеческий смысл. Поездки на остров Сахалин – гражданский подвиг писателя. Мечта о прекрасном человеке, о преображенной России как нравственное и творческое кредо писателя.  Отбор опорных слов для рассказа о личности Чехова (простота, сердечность, пристальное внимание, независимость, мягкость, ироничность, грустная улыбка, незаметное подвижничество, увлеченность, изящество, бескомпромиссность, непримиримость к фальши и претенциозности)
  4. Д.з. 1. Устное сочинение  «Каким я представляю Чехова». 2. По прочитанным рассказам: Над чем и как смеется Чехов? Какое впечатление ты вынес из рассказов «Переполох», «Враги»? 3. Самостоятельное чтение: рассказы Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Переполох», «Враги», «Тоска» и другие.

Урок. Мир Чехова

  1. «Каким я вижу Чехова» (устное сочинение о личности писателя).
  2. Смех Чехова. Ваши впечатления от чеховских рассказов. В чем тайна их заразительности? Какие перемены в них происходят по мере творческого возмужания автора? Рассказы «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника» - существует ли между ними внутренняя связь? Как вы поняли рассказ «Унтер Пришибеев»? Емкость, динамичность и зримость рассказов-сценок. Мастерство диалога и авторских ремарок. Точность и лаконизм художественной детали – основа выразительности рассказов Чехова. Осмеяние высокомерия и подобострастия. Мастерство сюжета и композиции. Единство сатирического и трагического в рассказах Чехова. Утверждение достоинства человеческой личности. «Унтер Пришибеев». Развенчание пришибеевщины как оборотной стороны лакейства. Сатирическая беспощадность и жизнеутверждающий настрой чеховского рассказа.
  3. Нравственный идеал писателя. Сопоставьте с предыдущими страницами рассказ «Переполох». Что вы ощутили, прочитав его? Сравните с ним рассказ «Враги». Почему писатель сталкивает помещика Абогина и доктора Кириллова? Кто же прав в остром нравственном поединке, который по воле автора возникает между ними? Обработка высказываний о контрастных персонажах, отбор сатирической лексики и – в противовес – опорных слов, передающих значительность и достоинство героя (рассыпается в приветствиях; теряется в присутствии столь важного лица, расшаркивается; готов стушеваться, исчезнуть; в смятении; не знает, чем загладить вину; забывает о собственном достоинстве – чувствует свою приниженность; выпрямляется; дает волю гордости и независимости; протестует; бросает вызов; готова за себя постоять)
  4. Д.з. Чтение и анализ рассказа «Ионыч»: впечатление от новых страниц Чехова. Какое впечатление произвела на тебя судьба доктора Старцева?

Урок. Крушение доктора Старцева

  1. Ваши первые впечатления от рассказа «Ионыч». Интересен и близок ли он вам? Что потрясло вас в докторе Старцеве и его судьбе? Как сумел писатель  вместить в рассказ всю его жизнь? Смешон или трагичен Старцев? Зачем поведал нам о нем писатель? «Ионыч» - раздумье о назначении человека, о призвании юной личности. Счастье земского врача в рассказе Чехова. Надежды доктора Старцева, переданные в лаконичном чеховском слове, в динамике повествования и романтическом мироощущении героя. Ироническое изображение любви и упований Старцева как намек на неизбежность их крушения. «Тайный» смысл «кладбищенских» страниц рассказа как пародии на игру в романтический порыв. Неотвратимость превращения доктора Старцева в Ионыча в художественной логике рассказа. Психологическая антитеза как основа образа героя. Обнаженный прозаизм художественной детали, стремительность повествования в изображении преуспевающего Ионыча. Развенчание алчности и цинизма новейшего приобретателя; сатирические краски чеховского рассказа. Трагедия духовной опустошенности как его смысл. Объективированность художественного строя рассказа, убедительность и ненавязчивость авторской позиции как основа чеховского стиля.  Формирование точности высказываний о сложном, неоднозначном характере в общечеловеческом смысле чеховских страниц, искоренение прямолинейности и штампов. Рассказ Чехова о каждом из нас. Наивные упования юного Старцева. Больно и горько за Старцева. Становясь все практичнее, он не замечает, что теряет самое дорогое – пылкость и бескорыстие порывов. Можно ли было предположить, что молодого земского врача настолько «одолеет жадность». Он предал себя. Тот жар юности, котрый еще недавно так притягивал к нему.
  2. Д.з. Как объясняет Чехов судьбу Старцева? Какова роль в рассказе семьи Туркиных? Какие чеховские рассказы перекликаются с «Ионычем», как бы дополняя и продолжая его? Самостоятельное чтение: рассказы и повести Чехова «Крыжовник», «Попрыгунья», «Скучная история»

Урок. «Ионыч» как рассказ-объяснение

  1. Семья Туркиных и ее идейно-художественный смысл в рассказе Чехова (анализ рассказа). Объясните судьбу доктора Старцева. Почему писатель вводит его – и так быстро – в семью Туркиных? Почему так легко освоился в ней Дмитрий Ионыч? Заметили ли вы борьбу в нем с собой? Как относится к Туркиным автор, и разделяете ли вы его позицию? Какова же их «роль» в идейно-художественном содержании рассказа? Туркины как «обстоятельства», «среда», подчиняющая Старцева и переделывающая его на свой лад, и вместе с тем – как выбор Старцева. «Туркинское» в нем, роль психологической детали в изображении безвольного, пассивного характера. Сатирическое решение темы Туркиных; развенчание их мнимой талантливости и «творческих» притязаний. Мастерство иронии и пародии в рассказе Чехова. Туркины как воплощение пошлости в ее чеховском осмыслении.
  2. Человек и обстоятельства в творчестве Чехова. Сопоставьте рассказ «Ионыч» с близкими ему чеховскими произведениями. Как они помогают понять его до конца? «Его врагом была пошлость», - писал о Чехове Горький. Докажите справедливость этой мысли на известных вам произведениях Чехова. В чем видел писатель пошлость? «Ионыч» и «Крыжовник»: человек – «строитель» собственной судьбы; обобщенно-символический смысл ключевой детали в произведениях Чехова. «Общая идея» и ее нравственно-философский смысл как основа разумной и творческой жизни в повести «Скучная история» - исчерпывающее объяснение трагедии Старцева. Мысль писателя об ответственности человека за прожитую жизнь и сделанный им выбор. Пошлость бездуховности (темы туркиных, «человека в футляре», «попрыгуньи» и другие образы и мотивы чеховского творчества).
  3. Нравственный идеал Чехова (наблюдения и обобщающие суждения учащихся, дополнения, выразительное чтение избранных страниц повести «Попрыгунья»; «Подвиг доктора Старцева» - и монологов Астрова из пьесы «Дядя Ваня»). Какие герои противостоят Ионычу в творчестве Чехова? Каков чеховский идеал Человека и принимаете ли вы его? Почему самые обаятельные и значительные чеховские герои – Астров в пьесе «Дядя Ваня», Дымов в «Попрыгунье» - врачи? Духовная независимость и стойкость любимых героев Чехова. Доктор Дымов с его незаметным, будничным подвижничеством – чеховский идеал Человека. Призвание врача как воплощение гуманистического смысла человеческой жизни в творчестве Чехова. Овладение лексикой и фразеологическими формулами со значением объяснения, мотивировки судьбы героя и отношения к нему автора (объясняет, помогает понять; без Туркиных и отношения к ним Ионыча было бы неясно; объясняя судьбу Старцева, писатель отнюдь не снисходителен к нему; Туркины – не оправдание Ионыча, а укор ему; трагедия Старцева – в нем самом).
  4. Д.з. Сочинение по рассказам Чехова: 1. Мои любимые страницы в творчестве А.П. Чехова. 2. Чеховский смех. 3. Почему доктр Старцев стал Ионычем? 4. Старцев и Дымов («Ионыч» и «Попрыгунья»). 5. Маленький великий человек в творчестве Чехова. 6. Мастерство Чехова-новеллиста.

Урок. «Вишневый сад»

Вступительное занятие: Чехов и театр; особенности «Вишневого сада» как драматического произведения, искусство чтения пьесы Чехова (по первым сценам).

  1. Театр в творческой судьбе Чехова. Интерес и любовь писателя к театру. Драматургическое начало в рассказах Чехова (рассказ-сценка как характерно чеховский жанр. Мастерство диалога, лаконизм авторского повествования, сжатого до ремарки). Московский Художественный театр – творческий выбор Чехова-драматурга. Сценические принципы театра Станиславского, их близость творческой индивидуальности Чехова. Записи основных положений.
  2. «Вишневый сад» как драматическое произведение (чтение и анализ 1 действия). Ваши впечатления от первых страниц пьесы Чехова? В чем необычность персонажей? Какие из них вам показались наиболее интересными и в чем? Вокруг какого события разворачивается действие пьесы и почему оно так важно для автора пьесы? Лиризм и символика как стилистическое своеобразие пьесы. Интонационная роль пейзажной ремарки, пауз, лексических повторов, монологов-воспоминаний. «Подтекст» как особенность драматургии Чехова. Это пьеса перемен и временных вех, прошлое и настоящее как приметы действия пьесы, ее движения во времени. Драматизм человеческих судеб и комическое начало в пьесе. Сложность, противоречивость и вместе с тем обыденность характеров (Раневская, Лопахин), исключающих однозначность и прямолинейность авторской и читательской оценки. Роль второстепенных персонажей (Епиходов, Шарлотта и др.) в создании социально-психологического «подтекста» пьесы. Судьба Родины – центральная тема пьесы. Сложность чтения пьесы Чехова: интонация, отвечающая чеховскому тексту – основа чтения; интонационно-психологическая контрастность и эмоциональное единство пьесы. Овладение лексикой и конструкциями со значением эмоциональных впечатлений от сложного драматического произведения, его интонационного своеобразия (лиризм, символика, взволнованная интонация, напряженность ожидания; драматизм, сменяющейся комической ситуацией; умолчания, паузы, неожиданные обрывы фраз, монологи воспоминаний и надежд).
  3. Д.з. Прочитать драму «Вишневый сад» и поделиться впечатлениями от Раневской и Гаева: достойны ли они быть центральными лицами пьесы? Как другие персонажи оттеняют их характеры, помогают до конца их понять? Почему в пьесе так много «второстепенных» персонажей и второстепенны ли они?

Урок. Раневская и Гаев в пьесе Чехова

  1. Смысл образов Раневской и Гаева как центральных персонажей «Вишневого сала», единство драматического и комедийного в них. Объясните выбор автором центральных персонажей. Каково отношение к ним писателя и ваше впечатление от них. Как создает драматург образ, соединивший драматизм и комедийность? Какова роль в пьесе так называемых «второстепенных» персонажей и как они «взаимодействуют» с центральными? Раневская и Гаев как воплощение мира «дворянских гнезд», для которого время остановилось. Драматизм Раневской и Гаева в их незащищенности и простодушии, в сожалении об ушедшем детстве, о беге времени. Эмоциональность и лиризм речи центральных персонажей как воплощение их характеров. Комизм Раневской и Гаева в контрастах речи и поступков. Второстепенные персонажи как откровенно комические «параллели» к хозяевам вишневого сада, их фарсовое отражение. Епиходов – средоточие комического в «Вишневом саде».
  2. Проверка значительности человека чувством Родины – основа художественного содержания пьесы. Раскройте роль в пьесе ее «заглавного» образа – «вишневого сада». Почему ее сквозным мотивом становится приближение аукциона? Развенчание любви Раневской и Гаева к вишневому саду. Сатирическая тема парижской жизни Раневской в художественной концепции пьесы. Сюжетные и речевые контрасты – воплощение грустной иронии автора. Сцена бала в 3 действии – идейно-художественный центр пьесы, ее патриотической темы. Роль ремарки, открывающей действие, как его лейтмотива, средоточия «подтекста» пьесы. Совершенствование навыка высказывания о первых читательских впечатлениях от пьесы, о постепенном постижении истинной сущности персонажа – использование противительных конструкций и лексики со значением противоречивости восприятия произведения (Раневская и Гаев поначалу, кажется, могут к себе расположить. Но постепенно начинаешь понимать. Вызывают сочувствие и вместе с тем настораживают, даже коробят. Невольно производят комическое впечатление).
  3. Д.з. Перечитайте «Вишневый сад» и завершите анализ характеров Раневской и Гаева; сопоставьте их и Лопахина. Каков смысл этой параллели в пьесе? Можно ли считать Лопахина человеком будущего?

Урок  «Вишневый сад» - прощание с прошлым

  1. Чеховское осмеяние барства. Завершите наши раздумья о Раневской и Гаеве. Ваше мнение об их щедрости и доброте. Невзначай брошенные реплики как невольное обнажение нравственной сути персонажа. Контраст патетики и равнодушия – психологическая «доминанта» характеров Раневской и Гаева. Судьба Фирса – трагическая тема пьесы, приговор «гуманности» Раневской и Гаева.
  2. Драматизм, переходящий в фарс. Какие перемены и почему происходят в нашем отношении к владельцам вишневого сада? Проследите, как ведут они себя в ситуациях подлинно трагических. Почему так часто из пьесы горе, потрясение легко исчезают, сменяясь беззаботностью и даже «весельем» бала? Как вы поняли характер Епиходова и его роль в пьесе? Легкость и переменчивость чувств, мимолетность грусти и беззаботность как особенность «эмоционального мира» Раневской и Гаева. Пристрастие к высоким и громким словам, их смысловая и нравственная девальвация в устах Раневской и Гаева. Чеховское отношение к слову как к поступку. Трагическое, оборачивающееся фарсом, - удел Раневской и Гаева в пьесе Чехова. Епиходов как их откровенно фарсовое отражение.
  3. Человек и Время в пьесе. Как передает драматург неудержимый ход времени? Какое впечатление на этом фоне производят Раневская и Гаев? Что их делает особенно комичными? Почему не сбываются их надежды спасти вишневый сад? Какова роль образа Шарлотты в пьесе Чехова? Динамика времени в ритме пьесы, быстрой смене событий, в поступках и репликах Лопахина. Отсутствие чувства реальности как мировосприятие владельцев вишневого сада. Иллюзорность и призрачность их жизни. Фокусница Шарлотта как фарсовое отражение вневременного бытия Раневской и Гаева.
  4. «Мысль народная» в «Вишневом саде». Присутствует ли в пьесе «Вишневый сад» крестьянская Россия? Каков ее взгляд на происходящее? Сопоставьте чеховского Фирса с его предшественниками в русской литературе. Фирс и его судьба как укор барской России. Новое истолкование характера  Фирса Игорем Ильинским: достоинство и мудрость простого человека в пьесе Чехова (итоги).
  5. Развенчание Ермолая Лопахина. Почему появляется в пьесе Лопахин? Сопоставьте его с Раневской и Гаевым: выигрывает ли он поединок с ними? Судьба Лопахина в пьесе Чехова. Смысл характера Лопахина как воплощение смены «хозяев жизни». Сложность и противоречивость Лопахина; объективность и всесторонность его изображения в пьесе. Развенчание в Лопахине пошлости буржуазного практицизма. Особенности речи Лопахина как отражение его характера. Смысл и цель труда как мерило его значительности и красоты. Несостоятельность лопахинских притязаний. Отбор лексики для всесторонней характеристики сложного, противоречивого персонажа; овладение экспрессивными формами речи в литературном высказывании (Да, Лопахин энергичен и трудолюбив. Но свои незаурядные силы он отдает приобретательству и коммерции. Вырастить мак, чтобы его выгодно продать, - что же остается от красоты и бескорыстия труда при лопахинском практицизме?)
  6. Д.з. Отвечает ли Чехов на вопрос, мучивший его великих предшественников: «Куда же несешься ты, Русь? И кто сумеет построить будущее, достойное Родины?»

Урок «Здравствуй, нова жизнь!»

  1. Тема «отцов и детей» в пьесе Чехова. Какова роль юных персонажей в пьесе? Почему они так дороги автору? Сопоставьте взаимоотношения «отцов и детей» в романе Тургенева и в пьесе Чехова. Как завершил автор «Вишневого сада» эту традиционную для русской литературы тему? Сопоставьте Лопахина и юных героев пьесы: кому из них принадлежит будущее? Почему к Лопахину они относятся резче, непримиримее, чем к Раневской и Гаеву? Юные герои «Вишневого сада» - чеховская устремленность в будущее, стремление увидеть и понять «племя младое, незнакомое». «Мысль семейная» в пьесе Чехова. Согласие и взаимопонимание близких как идеал писателя. Мягкость композиции «Вишневого сада», отсутствие резкой антитезы, бескомпромиссного противостояния «отцов и детей», присущих роману Тургенева. Нравственный конфликт поколений в пьесе. Неприятие праздности и барства, страстный порыв к жизни, исполненной труда и благородных свершений, - позиция юных героев Чехова. Ирония как преодоление прошлого в окружающих и в себе. Юные герои пьесы и Лопахин: вызов пошлости и торгашеству.
  2. Молодое поколение в пьесе. Нравственный выбор писателя. Вглядитесь в Петю Трофимова и в Аню: одинаково ли рисует их автор? Почему, сближая юных героев, он, тем не менее, противопоставляет их? Взыскательное отношение Чехова к юному человеку, которому предстоит созидать будущее. Противоречивость характера Пети Трофимова, его ироническое изображение. Петя Трофимов и Гаев, их «невольная» близость. Чеховское развенчание фразерства. Поэтический образ Ани – воплощение веры автора в будущее Родины. Чистота, непосредственность и цельность характера героини пьесы. Ее решительный порыв к новой жизни. Речь Ани как воплощение ее характера. Нравственная безупречность идеалов любимой героини Чехова. Апофеоз труда как залог «чистой и радостной жизни». Знакомство с формой проблемного и риторического вопроса как выразительного средства литературного высказывания. Почему столь значительна роль юных героев в пьесе Чехова? Почему они иной раз заслоняют даже центральных героев? Что значат Аня, Петя Трофимов и Варя в пьесе? Разве не они становятся в итоге подлинными героями пьесы?
  3. Д.з. 1. Смысл заглавия пьесы Чехова и ее ключевой образ. 2. Определите жанр пьесы и попробуйте представить себя  ее постановщиком: как она должна быть сыграна на сцене?

Урок Родина в «Вишневом саде». Символический смысл пьесы и ее жанр

  1. «Вишневый сад» - пьеса о будущем России. Смысл заглавия пьесы. Проследите движение образа вишневого сада. Как он приобретает символический смысл? Как рождается в пьесе образ Родины? В чем своеобразие реализма Чехова в пьесе? Образ вишневого сада как символ России, лирическая тема пьесы, ее «подтекст». От предметно-бытового образа вишневого сада к символическому – особенность художественного мира пьесы. Роль ремарок и диалогов персонажей в создании образа вишневого сада, его символического звучания. Поэтичность и романтическая устремленность в будущее образа вишневого сада. Чеховское видение завтрашнего дня Родины; «вишневый сад» как символ Красоты и Труда.
  2. Жанровое своеобразие пьесы Чехова.  Определите жанр «Вишневого сада». В чем необычность и сложность жанровой природы пьесы? Проверьте себя собственным восприятием пьесы: как она отозвалась в вас своим драматизмом? Комедийностью? Какое начало в ней преобладает? Почему в ней так много откровенно комических персонажей? Как вы поставили бы ее на сцене и как сыграли бы свою любимую роль? «Вишневый сад» как лирическая комедия. Ирония, соединенная с грустью, - интонационная основа пьесы. Емкость ее художественного смысла и глубина «подтекста». Юные герои Чехова, символический образ вишневого сада – воплощение ее лирического начала, жизнеутверждающей позиции автора. Построение высказываний об идейно-художественном смысле пьесы с использованием литературоведческой терминологии (символ, символический образ, ирония, лиризм, комедия, жанровая природа пьесы, сплав разнородных начал, интонация, подтекст).
  3. Д.з. Подготовиться к семинару «Перечитывая Чехова». Темы проектов: 1. Перечитывая любимые страницы Чехова. 2. «В человеке все должно быть прекрасно». 3. Чеховский идеал человека. 4. Интеллигентность подлинная и мнимая в творчестве Чехова. 5. Лиризм и романтика пьесы «Вишневый сад». 6. Новаторство пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» как драматического произведения (опыт сопоставления комедий «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Вишневого сада» А.П. Чехова).

Урок Семинар «Перечитывая Чехова»

  1. Наследие Чехова в русской и мировой культуре. Нравственное и художественное совершенство чеховского творчества. Искусство лаконизма, простоты и точности слова, емкость «малых» прозаических форм – чеховская школа писательского мастерства. Сила воздействия личности и творчества писателя. Чехов в духовной жизни нашего современника (по страницам книги С. Залыгина «Мой поэт»). Овладение субъективно-аналитическими конструкциями раздумий о книге и о себе. Перечитывая любимое произведение, всегда открываешь его заново. Кажется, писатель и его книги заставляют тебя взрослеть. Поначалу доктор Старцев показался мне…, но потом, вчитываясь в чеховские страницы, я понял.
  2. Проекты. Их защита
  3. Д.з. Подготовиться к сочинению по творчеству Чехова. Общее направление тем: «Мой Чехов».

Урок Сочинение. Развитие речи

Примерные темы:

  1. Мой Чехов
  2. Друзья и враги Чехова
  3. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча?
  4. Прощание с прошлым в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  5. «Здравствуй, новая жизнь!»
  6. «В человеке все должно быть прекрасно!»

Д.з. Подготовка  к уроку. Какие рассказы современных писателей ты знаешь,  чем они примечательны? Почувствовал ли ты в них «школу Чехова»? какие страницы современной новеллистики из прочитанного тебе показались самыми значительными и почему? Твой любимый современный писатель-новеллист.

Урок  Наш современник в зеркале рассказа

  1. Рассказ как один из ведущих жанров прозы. Чеховская школа емкости «малой формы», ее идейно-нравственной значительности и художественного совершенства – основа современной новеллистики. Плодотворное развитие лирической прозы, особенно в жанре рассказа, - убедительное свидетельство чеховских традиций. Духовные искания нашего современника, его нравственный максимализм – основное содержание и смысл сегодняшнего рассказа. Его наиболее видные мастера и краткая характеристика их творчества, по-разному продолжающего чеховские традиции.
  2. Мой современник на страницах рассказов. Выступления учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. Твой любимый современный рассказ. Любимый современный писатель-новеллист. Какова преобладающая интонация современного рассказа? Чем интересен и значителен его герой? Узнали ли вы себя и своих друзей в юных персонажах рассказов? Позиция автора в рассказе и ее воплощение в композиции и слове. Почему так трагичен подчас современный рассказ? Почему так пристрастен он к тайнам человеческого сердца? Высокое призвание Человека как центральная тема современной новеллы. Нравственная бескомпромиссность героя и автора рассказа. Событие, проверяющее духовную значительность героя, - основа лаконичного сюжета рассказа. Глубокий психологизм лучших современных рассказов; мир души человеческой как их художественное содержание. Трагическое начало в современной новелле как воплощение тревоги за человеческие судьбы. «Во сне ты горько плакал» Ю. Казаков. «Камень Марии» С. Воронин. Чеховская мысль об ответственности человека за прожитую жизнь на страницах современного рассказа. Утверждение творческих возможностей и нравственной красоты человека труда. Совершенствование навыка оценочного высказывания о любимых произведениях. Монологическое высказывание.
  3. Д.з. Устное сочинение «Всего лишь несколько страниц» (о любимом рассказе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков литературы 10 класс

Планирование уроков литературы 10 класс с графиком контрольныз работ...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...