«Благослови детей и сусликов» (по произведению Светланы Василенко «Суслик»).
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Тема: Нравственные и экологические проблемы в современной отечественной литературе

Тип урока: беседа

Технология: развитие критического мышления через чтение текста с остановками

Время проведения: 40 минут

Цели урока:

Образовательная:  Знакомство учащихся с творчеством современного     автора С.Василенко, имеющим нравственно-воспитательную и экологическую направленность;

Развивающая:  Формирование критического мышления через чтение, осмысление и анализ рассказа «Суслик»; формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между блоками полученной информации; формирование умения прогнозировать содержание и проблематику текста;

Воспитательные: Воспитание толерантности, ответственности за свои поступки; формирование экологического сознания.

Технологический прием: синквейн, «тонкие» и «толстые» вопросы.

Средства наглядности:  Портрет С.Василенко, запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», слайды, стикеры двух цветов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suslik.urok_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  открытого урока по литературе  в 11 классе учителя Козачёк У.В. по теме: «Благослови детей и сусликов»

(по произведению  Светланы Василенко «Суслик»).

Тема: Нравственные и экологические проблемы в современной отечественной литературе

Тип урока: беседа

Технология: развитие критического мышления через чтение текста с остановками

Время проведения: 40 минут

Цели урока:

Образовательная:  Знакомство учащихся с творчеством современного     автора С.Василенко, имеющим нравственно-воспитательную и экологическую направленность;

Развивающая:  Формирование критического мышления через чтение, осмысление и анализ рассказа «Суслик»; формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между блоками полученной информации; формирование умения прогнозировать содержание и проблематику текста;

Воспитательные: Воспитание толерантности, ответственности за свои поступки; формирование экологического сознания.

Технологический прием: синквейн, «тонкие» и «толстые» вопросы.

Средства наглядности:  Портрет С.Василенко, запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», слайды, стикеры двух цветов.

План урока

Этапы урока:

  1. Приветствие. Организационный момент- 1 минута;
  2. СТАДИЯ ВЫЗОВА- 6 минут;
  3. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ- 25 минут:

  • Чтение рассказа с остановками- 15 минут
  • Прогноз содержания и проблематики текста- 10 минут;
  1. РЕФЛЕКСИЯ- 8 минут:
  • Музыкальная минута для эмоционального осмысления финала рассказа-2 минуты
  • Итог урока. Составление синквейна- 5 минут;
  • Задание на дом-1 минута

                                               Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

  1. ВЫЗОВ

            Ребята, сегодня мы с вами  познакомимся с произведением новейшей литературы. Как вы понимаете этот термин? Какие имена современных писателей вам знакомы?  (Т.Толстая В. Пелевин, Л. Улицкая, Б.Акунин и др.)

            Давайте сравним два высказывания о новейшей литературе известных писателей, наших современников:

             «Всякому наблюдателю понятно, что современная словесность на русском языке никогда еще не переживала такого подъема, никогда еще не была столь разнообразна и свободна… Впору раструбить всему миру о неожиданном Ренессансе». (А.Агеев)

               «Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости… Зло самовыразилось, и русскую литературу больше никогда нельзя будет назвать учебником жизни». (В.Ерофеев)

  • Чье мнение вам ближе? С кем согласитесь?

Давайте проголосуем. Возьмите стикеры и прикрепите их к тому высказыванию,  с которым вы согласны.

                   Каких стикеров оказалось больше? Большинство из вас считает, что русскую литературу больше никогда нельзя будет назвать учебником жизни. Так ли это? К этому вопросу мы еще вернемся в конце нашего урока.

Слово учителя. Знакомство с биографией писательницы.

             Василенко Светлана Владимировна родилась 24 января 1956 года на Волге, в Астраханской области, в городке Капустин Яр. Городок был маленький, но военный. В те времена это означало: закрытая для всех, кроме жителей, территория, въезд строго по пропускам, повышенная секретность. Здесь испытывали грозные ракеты, отсюда улетали первые советские спутники. «Мы очень гордились, что живем в таком секретном важном городе, гордились, что в случае ядерной войны будем первыми жертвами: на нас нацелены все ракеты мира»,- пишет о своем школьном детстве С.В.Василенко. Такое необычное для детского сознания ощущение «героя» и «жертвы» в одном лице Светлана Василенко не забудет.

             Литературные критики, анализируя прозу писателя, сделают вывод, что «благодаря воспоминаниям о таком необычном «полувоенном» детстве, она видит и пишет жизнь сквозь призму близкого конца света. Отсюда её сострадательная приязнь ко всему живому. Отсюда же её стилевые надрывы, жесткие сюжеты. Проза Василенко держится на грани – еще чуть-чуть, и погаснет солнце». (А.Немзер)

               С.Василенко – прозаик. Окончила Литературный институт им. А.М.Горького (1983г.), Высшие сценарные и режиссерские курсы при Госкино (1989г). литературная слава пришла к С.Василенко довольно рано. Её рассказ «За сайгаками» напечатали, когда она была студенткой. Критики назвали этот рассказ лучшим произведением года в прозе. Сегодня книги, романы, рассказы С.В.Василенко переведены на 12 языков. Она лауреат премии «Лучшая европейская книга года» в Праге («Звонкое имя» 1991), премии журнала «Новый мир» (1998), премии им. Набокова ( роман «Дурочка» 1999). Получила Высший приз им. Сергея Эйзенштейна в Германии за лучший литературный сценарий («Дурочка»). По её сценариям поставлены фильмы и телесериалы «Шамара», «Некрасивая», «Короли российского сыска» и др.

   III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Чтение с остановками.

                                      Светлана Василенко. Суслик.

 

       А)   Весной мы, пионеры военного городка Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.

           В нору, чёрно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду. И та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро  и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы, - мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаяньем к этой глумящейся над нами, пионерами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили. Забыв, зачем льем.

            И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, - тогда вдруг из соседней норки выполз суслик…

        «Толстые» и «тонкие» вопросы

  1. Какой глагол автор выбирает для характеристики движения машины в самом начале рассказа? Почему использовано именно это слово? (Ползет)
  2. Найдите в первом абзаце рассказа слова, имеющие отношение к теме «вода». С каким зверем ассоциируется машина на основе такого ее описания? (Хищник, притаился, выслеживает жертву)
  3. Какое чувство испытывают школьники, когда они начинают «выливать» сусликов?(Веселье, бесшабашность, игра)
  4. Чье поведение вначале напоминают действия школьников?
  5. Проследите, как изменяется поведение детей в процессе того, как они льют воду? Какие слова находит автор для передачи внутреннего состояния детей? (Злость, отчаяние. Дети превращаются в зверят)
  6. Автор называет норку суслика сначала «по-детски открытым ртом земли», а потом просторечным словом «глотка». Зачем нужен такой контраст?
  7. Как С.Василенко развивает тему воды, характеризуя действия и чувства пионеров?

     

       Б)    Он вылез на свет, мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, - и застыл очарованный.

            Божий мир был цел и глядел на него.

            Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая, хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? конец света?

            Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее и чище.

             Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на мир.

              Мир был цел. Он тихо свершил свой намаз.

         И только тогда поглядел на нас, сгрудившихся над ним людей.

          Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.

              И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял - не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир – цел. И закрыл глаза…

                «Толстые» и «тонкие» вопросы

  1. Как описан появившийся из норы суслик? С кем ассоциируется этот «мокрый, дрожащий, маленький» зверек?(ребенок)
  2. Какие еще слова характеризуют суслика как человека? Какой смысл, по вашему мнению, имеет в рассказе одушевление зверька?(очарованный, детская душа, поднял свою душу на лапки, молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато поглядел на ми, влюблено.. )
  3. Кому в рассказе противопоставлен суслик? (пионеры)
  4. Какие идиомы использует писательница, развивая тему воды? Какой библейский мотив появляется в связи с этим? Зачем? В чем символический смысл темы воды в рассказе?(Всемирный потоп, наказание за грехи)
  5. Как описан окружающий мир? Почему?

       

       В)     В тот день мы, учащиеся шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.

                  «Толстые» и «тонкие» вопросы

  1. Прочитайте последнее предложение рассказа, которое по стилю напоминает сухой отчет. Почему метафорический рассказ о гибели суслика автор заканчивает строгим языком документа?
  2. Согласны ли вы с мнением литературного критика Н.Шипилова:

« Рассказ «Суслик» можно назвать коротким, но нельзя назвать маленьким». Аргументируйте свой ответ. ( за малой формой скрывается глубокое содержание

  • Скажите, ребята, ваше мнение о современной отечественной литературе поменялось или нет? Есть такие, кто хотел бы поменять стикер? Почему?

     IV. РЕФЛЕКСИЯ.

  1. Составление синквейна.

                             

                               Суслик

                   Дрожащий, маленький

             Вылез, посмотрел, обрадовался

             И понял – не вырваться: берите

                               Шкурка

                                               (Лапаева Н. 11А)

                                 Суслик

                  Очарованный, детская душа,

           Застыл, сощурился, глядел влюбленно

              Вылили двадцать два суслика

                                  Смерть

                                                (Скобелева О. 11Б)

  1. Домашнее задание.                                                                                       Написать сочинение – эссе по данному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Символы Калмыкии. Суслик

Творческая работа ученицы 11 класса Каниной Анжелики....

Урок внеклассного чтения по рассказу З. Василенко "Суслик"

урок  разработан на основе технологии критического мышления...

"Загляни в СВОЮ душу". Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу С. Висленко "Суслик"

Только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие) можно стать человеком, достойным уважения...

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе  в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...