"Загляни в СВОЮ душу". Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу С. Висленко "Суслик"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Амерханова Марина Николаевна

Только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие) можно стать человеком, достойным уважения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon нравственность детской души69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Загляни в СВОЮ душу»

(урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Светланы Василенко «Суслик») 

Учитель: Амерханова Марина Николаевна

Ключевая идея урока: только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие)

Тип занятия: урок - осмысление

Цель: сформировать у учащихся умение осмысливать знания, обосновывать свои суждения.

Задачи урока:

  1. Сформировать умение самостоятельной работы с учебной литературой.
  2. Развивать монологическую речь учащихся, их творческие способности.
  3. Воспитывать чувства патриотизма, любви к малой родине, бережного отношения к окружающей нас природе.

Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский, личностно ориентированный

Педагогические технологии: технология критического мышления, чтение с остановками

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Средства обучения:

  1. Рассказ С.В. Висленко «Суслик» (для учителя)
  2. Рассказ С.В. Висленко «Суслик», разделенный на 4 части (для учащихся)
  3. Оранжевый кластер «Суслик»
  4. Синий кластер «Дети»
  5. Листы для творческой работы
  6. Цветные стикеры

ХОД УРОКА

Этапы

Учитель

Ученики

1. Вступительное слово

Предлагаю сегодня разобраться в собственном «Я». Не часто мы размышляем о том, что такое добро, зло, справедливость. А сегодня мы прочитаем рассказ С.В. Василенко «Суслик». Этот рассказ – крик души, крик проснувшейся совести. Но рассказ назван прозаически – «Суслик».

Как вы думаете, что будет предметом изображения?

Подберите ассоциации к слову «суслик»

Жизнь суслика;

История, которая однажды приключилась со зверьком;

Борьба суслика за жизнь в природе.

Маленький, животное, норка, лапки, зверек

2. «Вызов»

Давайте прочитаем 1-ую часть и посмотрим, насколько ваши предположения совпали с тем, о чем в ней говорится.

(Чтение 1-ой части)

-Кто такие «мы»?

-Зачем люди «выливали» сусликов?

-Как вы думаете, какие поступки совершали дети?

-Чем была наполнена машина?

-С кем ее сравнивает автор? Почему?

-Что вас настораживает?

-Какие события будут в центре повествования? 

Весной мы, дети военного города Яргород, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.

Дети, люди

Да, тон повествования трагический, и когда автор говорит, что машина – зверь, он, по сути, имеет в виду, что звери – люди

Жизнь суслика; история зверька

3. «Осмысление»

Давайте прочитаем 2-ую часть рассказа, опровергнем или докажем наши предположения

(Чтение 2-ой части).

-О чем повествуется в этой части?

-Можем ли мы сказать, что речь идет о суслике? О детях?

-Прочитайте предложения, в которых представлена природа. Какой мы ее видим?

-Кого напоминает нам природа?

-А какой ребенок? Подберите ассоциации к этому слову.

-Как же изображены дети?

(Составление кластера «дети»)

2. В нору, черно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду, и та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черный зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит из норы (а если выскочит, то в Америке, испуганно озираясь среди небоскребов,- так насквозь уходила нора), мы лили воду просто так, потом весело – бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаянием к этой глумящейся над нами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху,- лили и лили, забыв, зачем льем.

Нет, речь идет о природе

«по-детски круглый рот земли»

Ребенка

Маленький, беззащитный

Жестокие, беспощадные, бездушные, злобные

Давайте еще раз прочитаем 2-ую часть. 

На полях сделайте заметки.

-Какие вопросы по содержанию или изображению героев у вас возникли?

-Сформулируйте свои вопросы.

Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы, прочитав 3-ю часть.

Почему ничего не говорится о суслике? Что случилось с сусликом? Почему автор не показывает лица детей?

(Чтение 3-ей части).

-Нашли вы ответы на свои вопросы?

-Кому посвящены 1 и 2 части рассказа, а кому – 3?

-Как эти части соотносятся?

-Каким же мы увидели суслика?

(Составление кластера «суслик»)

-Кто такой суслик?

-Чем он наделен?

-Как он смотрит на своих мучителей? Почему?

-Как вы думаете, почему суслик «обреченно залег»? Что он увидел?

-Что для суслика в данной ситуации главнее?

-Что вы чувствуете к этому маленькому существу?

-Как относитесь к людям?

Повествование закончено. Мы не прочитали лишь последнее предложение. Допишите его за автора.

3. И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой, плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, – тогда из соседней норки выполз суслик.

Он выполз на божий свет мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли,- и застыл, очарованный.

Божий мир был цел и глядел на него.

Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачивавшаяся во все закоулки и убежища: всемирный потоп? Конец света?

Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того прежнего. Не уничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное.

Неуничтоженное небо было голубое, и чище, серебряней звенела в спасенном мире полынь.

Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди, и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на солнце.

Мир был цел.

Он тихо совершил свой намаз.

И только тогда поглядел он на нас, сгрудившихся над ним людей. Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что мы вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.

И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял – не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир цел. И закрыл глаза. 

Детям - суслику

Противопоставляются

Маленький, добрый, беззащитный, доверчивый, жертвенный

Мы поняли, что не стоило так поступать, и отпустили суслика.

Давайте прочитаем последнее предложение автора.

(Чтение 4-ой части).

-Какую точку своим предложением поставил автор?

-Подумайте над прочитанным, сформулируйте вопросы, которые вас мучают.

-Почти в каждом вашем вопросе есть слово «жестокость».

 -Подберите ассоциации к этому слову.

4. В тот день мы, ученики шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.

Почему дети так бездушны?

Откуда берется зло?

Почему ради победы нужно было убивать животных?

Зло, беспощадность, гнилость, дикость, уродливость

4. «Рефлексия»

Сегодня мы с вами вместе переживали за судьбу беззащитного животного. Значит, чувство сострадания вам знакомо, значит, сердце ваше не холодное, а душа не уродливая.

-С какими мыслями, чувствами, настроением вы покидаете сегодня класс?

Нельзя быть жестоким по отношению к беззащитным.

Надо любить природу.

Надо проявлять милосердие.

5.Итоги урока

-Покидая сегодня кабинет, оставьте свое пожелание, адресованное тому, кому вы хотели бы его оставить, на цветных стикерах, которые лежат у вас на партах. Если вам урок понравился, напишите пожелание на оранжевом стикере, не понравился – на синем.

-Спасибо за сотрудничество!

Ребята прикрепляют свои цветные стикеры с пожеланиями на доске


Суслик

 Весной мы, дети военного города Яргород, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.

В нору, черно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду, и та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черный зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит из норы (а если выскочит, то в Америке, испуганно озираясь среди небоскребов,- так насквозь уходила нора), мы лили воду просто так, потом весело – бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаянием к этой глумящейся над нами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху,- лили и лили, забыв, зачем льем.

И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой, плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, – тогда из соседней норки выполз суслик.

Он выполз на божий свет мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли,- и застыл, очарованный.

Божий мир был цел и глядел на него.

Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачивавшаяся во все закоулки и убежища: всемирный потоп? Конец света?

Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того прежнего. Не уничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное.

Неуничтоженное небо было голубое, и чище, серебряней звенела в спасенном мире полынь.

Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди, и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на солнце.

Мир был цел.

Он тихо совершил свой намаз.

И только тогда поглядел он на нас, сгрудившихся над ним людей. Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что мы вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.

И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял – не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир цел. И закрыл глаза.

В тот день мы, ученики шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.


Самоанализ

Цель моего урока – сформировать у учащихся умение осмысливать знания, обосновывать свои суждения.

Ведущая идея урока – конструирование собственного знания в собственной поисковой деятельности.

Данная цель предполагала решение следующих задач:

  1. Сформировать умение самостоятельной работы с учебной литературой.
  2. Развивать монологическую речь учащихся, их творческие способности.
  3. Воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережного отношения к окружающей нас природе.

Данный урок способствовал активизации умственной деятельности учащихся, развитию памяти, концентрированности внимания, умению слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать собственную точку зрения.

Свой урок я построила на основе методики развития творческого и критического мышления. Мышление является причиной появления в нашем сознании вещей, которых мы не могли видеть и слышать. Этот тип мышления  отличается от мечтаний, так как он требует определенных усилий и у него есть цель.

Мы пользуемся критическим мышлением, когда ищем ответ на вопрос, почему одним вещам можно доверять, а другим нет. Когда мы мыслим таким образом, мы ищем не просто основание доверять, но и подтверждение этим основаниям. Иногда этот тип мышления называют рефлексией.

Рефлексия – особый вид мышления.

Во-первых, он одновременно энергичен и контролируем. Рефлексивное мышление означает тщательное фокусирование нашего внимания, взвешивание, оценку и выбор.

Второе, чем отличается рефлексия, является ее длительность. Размышление требует длительных усилий.

Третье преимущество рефлексии в ее тщательности и аккуратности. Она направлена на поиск смысла. Рефлексия – вид умственной деятельности, который задает вопросы. Сократ полагал, что с помощью этого вида мышления человеческая жизнь обретает форму. Он считал, что людям необходимо думать о том, что они делают и зачем они это делают, о том, во что они верят и почему они в это верят. Он говорил, что ни одного дня не должно пройти без этих вопросов, что жизнь без них не стоит того.

Используя методику критического мышления в школе, мы можем преодолеть сереотипное мышление, поверхностное суждение, добиться глубины проникновения в проблему, оставить в сознании ребенка след, научить его задумываться, анализировать не только учебный материал, но и собственное «Я».

Хорошим способом избавиться от привычки считать вещи как данное является постановка вопросов. Но чтобы эти вопросы возникли, необходимо разбудить любопытство. Мысли не приведут ребенка ни к чему, пока он действительно не захочет узнать это. Любопытство подвигает нас задавать вопросы, и уму будет, над чем поработать.


В ходе самостоятельной работы учащиеся прошли следующие этапы:

  • Этап «Вызов» Это пробуждение, мотивация к дальнейшей работе с опорой на имеющиеся знания или ассоциации. На данном этапе я использовала методы мозговой атаки и ключевых терминов.
  • Этап «Осмысление». Это непосредственный контакт с информацией, осмысленное чтение и слушание, систематизация, соотнесение старой и новой информации.
  • Фаза «Рефлексия». Это размышление, анализ собственных мыслительных операций, творческая переработка информации. На этом этапе уместно использовать методы «мысли вслух», «оставьте последнее слово за мной», эссе.

Критерии оценки работы учащихся на уроке:

  • Понимание главной мысли и ее развитие в творческой работе.
  • Убедительная аргументация своего мнения.
  • Логическая стройность и завершенность рассуждений.
  • Языковые и стилистические достоинства речи.

Достоинствами проведенного урока можно считать устойчивую положительную мотивацию учащихся, высокий уровень их активности, интеллектуальной и творческой зрелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....

Урок внеклассного чтения "Мотив совести в рассказе А. Костюнина "Рукавичка"

Урок внеклассного чтения по рассказу современного писателя А. Костюнина, в котором раскрывается мотив совести....