Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове, его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;
- развивать умение анализировать произведение (помочь учащимся разобраться в прочитанном, выявить основную мысль рассказа);
- воспитывать гуманное отношение у учащихся к природе, «братьям нашим меньшим».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_f.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 5 классе
по рассказу Ф.Абрамова «Несмышлёныши»
Задачи урока:
- расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове, его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;
- развивать умение анализировать произведение (помочь учащимся разобраться в прочитанном, выявить основную мысль рассказа);
- воспитывать гуманное отношение у учащихся к природе, «братьям нашим меньшим».
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок внеклассного чтения.
2. Постановка целей урока.
Вы уже обратили внимание на то, как оформлена доска? Как вы думаете, случайны ли у нас на уроке иллюстрации с изображением птиц и животных? О чём мы будем размышлять, рассуждать?
( Сегодня на уроке мы будем размышлять об отношении человека к «братьям нашим меньшим». А рассказ нашего писателя-земляка Ф.Абрамова углубит наши знания по этой теме.)
3. Проверка домашнего задания. Работа в парах.
-О птицах и животных написано немало прекрасных произведений. Мы с удовольствием читаем рассказы К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, А.Ч.Чехова, В.Бианки, Г.Скребицкого, Э.Сетона-Томпсона. В этот ряд великолепно вписываются и произведения А.И.Куприна, В.А.Белова, В.Л.Дурова, Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.П.Астафьева, чьи рассказы я попросила вас перечитать к уроку.
-Давайте вспомним, какие произведения они написали и кто является их главными героями. В течение нескольких минут выполните, пожалуйста, задание, лежащее перед вами.
| А | Л | Ь | К | А | ||
| У | Р | О | В | |||
| Р | И | Ё | М | Ы | Ш» | |
| У | Л | Ь | К | А | ||
| о | П | А | Л | У | Х | А» |
- Героиня рассказа В.Белова, удивившая всех материнской верностью.
(ответ: Малька – собака, которая каждый день бегала за 2 километра в чужую деревню кормить своего сына, несмотря ни на какую опасность.)
- Имя дрессировщика, написавшего рассказ «Наша Жучка».
(ответ: Дуров, история с Жучкой помогла Владимиру Леонидовичу Дурову выбрать свой жизненный путь: он стал дрессировщиком зверей. Только учил их не палкой, а лаской. И они любили и слушались его.)
- Рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка о лебеде, которому в трудную минуту помог человек.
(ответ: «Приёмыш»)
- Героиня рассказа А.И.Куприна, спасшая людей от бешеной собаки.
(ответ: Жулька)
- Рассказ В.П.Астафьева о птице, которая «каждую каплю своего тепла отдавала зарождающимся птицам».
(ответ: «Копалуха»)
Оцените свою работу в парах (за верно сделанные задания):
5 заданий – «5»
4 задания – «4»
3 задания – «3»
-Скажите, о чём мы задумываемся, читая произведения о «братьях наших меньших»?
Многие бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». А между тем у птиц и животных хранится бездонный запас нежности, любви, верности и преданности.
4. Новая тема. Рассказ Ф.Абрамова «Несмышлёныши».
-Проблема взаимоотношения человека и «братьев наших меньших» волновала и нашего писателя-земляка Ф.Абрамова.
Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении рассказа «Несмышлёныши»? О чём хотелось бы на уроке поразмышлять?
- Обратите внимание на слова, написанные на доске. Один из героев сказки французского писателя Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» сказал: «… ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
- Что значит «приручить»?
(приручить – значит привязать к себе, сделать ручным, стать нужным друг другу, волноваться, тревожиться, отдать всю душу, сердце; сделать счастливым)
- А почему мы в ответе за всех, кого приручили?
( Расставание приносит боль, расставание подобно смерти, это значит обречь на несчастье.)
- Чем созвучны слова Антуана де Сента-Экзюпери и произведение Ф.Абрамова?
(Иногда человек приносит страдания тем, кого любит.)
-Пословица гласит: «Самого главного глазами не увидишь». Обратимся к рассказу Ф.Абрамова «Несмышлёныши» и проследим, о чём важном и сокровенном хотел поведать читателям автор.
- Свой рассказ писатель назвал «Несмышлёныши». Кого называют «несмышлёным»?
(Так называют глупого, не имеющего жизненного опыта человека.)
- Почему бельчата названы в рассказе «несмышлёнышами»?
(Бельчата осиротели, не умели добывать пищу, перепрыгивать с ветки на ветку, не знали об опасности, которая им грозит.)
-Словесное рисование. Как ухаживали Олёна Даниловна, её внук Вовка и даже кот Василий Иванович за осиротевшими бельчатами? Что бы вы нарисовали к этой части рассказа, если бы вы были художниками?
(-Кот Василий Иванович в ночном дозоре, чтобы кошка чужая на усадьбу не забежала; вдоль забора похаживает.
-Олёна Даниловна с внуком Володей сухие грибы на ель навешивают;
-В грозу Олёна Даниловна и Вовка уговаривают отца Вовки лестницу поставить, чтобы во время грозы снять с ёлки бельчат.)
- Какая душа у Олёны Даниловны и её внука?
(Героиня не таит свое доброты, нежности, своего сердца; любит животных, и они отвечают ей тем же.)
- Что случилось с бельчатами? Почему добрый поступок Олёны Даниловны обернулся злом для бельчат?
(Олёна Даниловна приручила бельчат, они доверились человеку, не ожидали, что человек может их погубить.)
- А как об этом говорит сама Олёна Даниловна?
(«Я виновата», «не то воспитанье дала. Ведь они звери, им в лесу жить, а я их к человеку приучала». «Нет, не всякое, видно, добро впрок…Добро-то, оказывается, тоже надо делать умеючи».)
-Права ли Олёна Даниловна, обвиняя себя в гибели зверьков?
- Какие чувства вызывает у вас Васька Шиш?
- А как бы вы поступили на месте Олёны Даниловны?
5. В заключении урока обратимся вновь к словам Антуана де Сента-Экзюпери, вспомним, о чём мы сегодня рассуждали, и ответим на вопрос: «О чём важном, сокровенном хотел поведать читателям Ф.Абрамов?»
( Животных и птиц надо любить, беречь их , нести за них ответственность.)
Сегодня на уроке мы с вами думали, слушали, рассуждали и пришли к выводу, что всё живое имеет душу, всё живое страдает. Самое ценное, дорогое – это жизнь. Поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить.
- Домашнее задание. ( на выбор)
- Проиллюстрировать эпизод, который вам понравился, и подобрать к своему рисунку слова из текста.
- Финал рассказа трагический. Если бы вы были писателем, каким бы был конец вашего рассказа?
- Написать отзыв о рассказе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по рассказу Д.Лондона "Там, где расходятся пути"
Целевая аудитория 6 класс....
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Рассказ В. Г. Короленко "Сон Макара"
В конспекте дано подробное описание хода урока, включающее викторину "Узнай героя по описанию", инсценирование эпизода "Суд у Тойона"....
Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»
Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...
Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Урок внеклассного чтения в 5 классе "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий"" проводится после изучения творчества А.П.Чехова (можно проводить в 6 классе). Целями урока являются: 1) познакомить с р...
Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".
Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...