Урок внеклассного чтения в 8 классе. Рассказ В. Г. Короленко "Сон Макара"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Стрельникова Ольга Ивановна

В конспекте дано подробное описание хода урока, включающее  викторину "Узнай героя по описанию", инсценирование эпизода "Суд у Тойона".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz_v._g._korolenko_son_makara.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Чтение рассказа.
  2. Беседа по содержанию рассказа с уточнением словаря.
  3. Иллюстрирование рассказа.
  4. Составление адаптированного текста (подписи к иллюстрациям).
  5. Рассказы учащихся по рисункам.
  6. Ответы на вопросы о жизни и творчестве писателя.
  7. Оформление выставки книг В.Г. Короленко.
  8. Заучивание ролей.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Проверить и углубить понимание учащимися прочитанного рассказа, подвести к обобщению содержания.

ЗАДАЧИ УРОКА

Коррекционно-развивающие:

1.  Коррекция логического и образного мышления, памяти.

  1. Развитие  устной и письменной речи, слухового восприятия, умение обобщать и сравнивать.

Воспитательные:

1. Развитие способности внимательного и вдумчивого отношения к слову.

  1. Формирование у учащихся собственного взгляда на прочитанное произведение, своего  отношения к человеческим характерам героев рассказа.

      Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Выставка книг  В.Г. Короленко.
  2. Рисунки учащихся с адаптированным текстом для составления книжки-малышки.
  3. Разрезной текст для инсценирования эпизода «Суд у Тойона».
  4. Золотая и деревянная чаша для весов.
  5. Эмблемы.

СЛОВАРЬ

писатель Владимир Галактионович Короленко

судья

сона

торбаса

бергес

руга

Тойон

слободка

ПЛАН  УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая зарядка. Опрос по вопросам (упр. на развитие памяти, слухового восприятия).
  3. Актуализация опорных знаний. 1. Беседа по вопросам (упр. на развитие словесно-логического мышления). 2. Краткое сообщение учителя по теме урока. 3. Словарная работа (упр. на развитие памяти).
  4. Мотивация. 1. Викторина «Узнай героя по описанию» (упр. на развитие памяти, мышления). 2. Заполнение читательских дневников.
  5. Комплексное применение знаний. 1. Рассказы учащихся по рисункам (упр. на развитие памяти, логического мышления, монологической речи). 2. Выводы по теме (упр. на развитие аналитико-синтезирующего мышления).
  6. Самостоятельное применение знаний. Инсценирование эпизода «Суд у Тойона»

 Инсценирование эпизода «Суд у Тойона» (упр. на развитие памяти,          монологической и диалогической речи).

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент.

            Учитель проверяет готовность  учащихся  к уроку.

  1. Речевая зарядка проводится учителем за экраном.

            Опрос по вопросам (упр. на развитие памяти, слухового восприятия).

Какой сейчас урок?

Внеклассное чтение

Творчество какого писателя изучаем?

Владимира  Галактионовича Короленко

Какое произведение читаем?

Рассказ «Сон Макара»

Откройте читательские дневники, запишите ф.и.о. писателя, название рассказа.

Учащиеся делают необходимую запись в читательских дневниках

       

         Учитель сообщает о цели и выводах работы на уроке.

Ш.         Актуализация опорных знаний.

1. Беседа по вопросам (упр. на развитие словесно-логического мышления, слухового восприятия). Учащимся предлагается ответить на вопросы о жизни и творчестве писателя.

В каком году родился

 В.Г. Короленко?

В 1853 году.

Кем был его отец?

Судьёй.

За что отец писателя пользовался уважением среди простых людей?

За честность, справедливость.

Какие качества родители воспитывали в своих детях?

 Уважение к людям, доброту, честность, стойкость.

Чему Короленко посвятил свою жизнь?

Борьбе с беззаконием, произволом властей.

Чьи интересы он защищал писатель?

Защищал интересы простых людей: рабочих, крестьян Севера.

Кому из  писателей Короленко дал первые литературные советы?

А.М. Горькому.

Какие произведения написал Короленко?

Повесть «Слепой музыкант», рассказы «Чудная», «Сон Макара», «Огоньки» и др.

2. Краткое сообщение учителя по теме урока.

Сегодня наш разговор о жизни и творчестве В.Г.Короленко не случаен. В июле этого года будет отмечаться 145-летие со дня рождения писателя. На нашей выставке представлены книги, которые продолжают переиздаваться и в наши дни.  Это доказывает, что Короленко – один из самых читаемых писателей конца XIX – начала XX века. Одним из самых интересных рассказов Короленко является «Сон Макар». Именно этот рассказ принёс автору славу.

       3. Словарная работа.

 Учащимся предлагается  объяснить значение некоторых слов, выражений (упр. на развитие памяти).

сона – шуба

торбаса – мягкие оленьи сапоги

бергес – шапка

руга – плата деньгами, хлебом, припасами попу

Тойон – хозяин, господин, начальник

слободка – деревня

Бедный Макар, который загнал своих телят в угрюмые страны -  очень далеко

1У.               Мотивация.

1. Викторина «Узнай героя по описанию» (упр.на развитие памяти, мышления).

Дело было в канун Рождества. Ему было известно, что завтра большой праздник. Работать нельзя – что же он будет делать, если не напьётся? Эта мысль делала его несчастным

Макар

Между деревьями мелькнула его коренастая фигура. У него было тёмное лицо, а на нём выделялись большие белые зубы.

Алешка

Это был добрый человек. Он никогда не притеснял Макара. Макар сам назначал ему плату и ставил перед ним бутылку водки.

попик Иван

Он трудно дышал, тяжело налегал на палку. Он тащил на плечах древнюю старуху.

Старик

Лицо его было доброе. Он внимательно слушал Макара. Он заплакал,  когда Макар рассказал о своей тяжёлой жизни.

Тойон

2. Запишите в читательские дневники имена героев рассказа.

У.           Комплексное применение знаний.

1. Рассказы учащихся по рисункам. Рисунки развешаны на доске не в хронологической последовательности. Необходимо вспомнить содержание рассказа, восстановить последовательность событий, рассказать, что нарисовано на картинках. (Упр. на развитие памяти, логического мышления, монологической речи).

  • Портрет Макара.
  • Макар и Алёшка.
  • Попик Иван.
  • Татарин мчится на коне.
  • Старик тащит на плечах древнюю старуху.
  • Большие весы с золотой и деревянной чашами.

       2. Выводы уч-ся по теме (упр. на развитие аналитико-синтезирующего мышления).

  1. Человек в ответе за всё, что он делает.
  2. На краденом коне далеко не уедешь.
  3. Не бросай близкого человека в беде.  Его болезни, немощь настигнут и тебя.
  4. В конце жизни человека ожидает суд.

У1.       Самостоятельное применение знаний.

Инсценирование эпизода «Суд у Тойона» (упр. на развитие памяти, диалогической и монологической речи).

Действующие лица:

автор

Макар

1 работник

2 работник

3 работник

4 работник

5 работник

Весы с большой деревянной чашей и маленькой золотой чашечкой.

Действие происходит в избе Тойона. В  центре избы стоят весы. Справа и слева от них – работники. Перед Тойоном стоит Макар.

Автор: В центре избы стояли весы, одна чашка была золотая и маленькая, другая – деревянная и большая.

Макар: Для чего здесь весы?

Тойон: Мы будем вешать добро и зло, которое ты сделал при жизни.

1 работник: Макар всю жизнь много работал.

2 работник: Он возил дрова, пахал и сеял, растил хлеб

З работник: Бился с нуждой, растил детей.

Когда работники произносят эти слова, золотая чаша опускается вниз, а деревянная поднимается вверх.

Тойон: Это Макар твои добрые дела.

4 работник: Но за свою жизнь Макар много обманывал, грешил, пропивал деньги.

5 работник: Твоё лицо, Макар, тёмное, глаза мутные. Твоя одежда разорвана, а на сердце у тебя – горькая полынь.

Тойон: За это я отдам тебя  в мерины. Ты будешь возить попа,  пока  он тебя не заездит.

Чаша деревянная перевесила золотую чашечку.

.

Макар: Но приговор ваш  неправильный. Пусть я пил, обманывал, грешил, но это потому, что всю жизнь меня гоняли старосты, морозы и нужда.

Автор: Первый раз так говорил Макар. Говорил  честно и искренне. Он плакал, а вместе с ним плакал и Тойон. И чем искреннее говорил Макар, тем ниже опускалась золотая чашка, а деревянная поднималась вверх.

УП.         Подведение итогов урока (за экраном).

Учитель оценивает работу всего класса, учащихся. Что делали на уроке?

Отвечали на вопросы, рассказывали по рисункам, инсценировали эпизод

УШ.            Домашнее задание.

В читательском дневнике заполнить колонку «Краткое содержание».

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

Речевая разрядка

Внеклассное чтение.

В.Г. Короленко.

Рассказ «Сон Макара».

Д/з

Краткое содержание рассказа

записать в дневник

 вн. чтения.

Иллюстрации к рассказу

Словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Урок внеклассного чтения. Н. Носов. Рассказы о детях.

Урок развивает навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;Формирует...

"Чужого горя не бывает" урок внеклассного чтения по "Донским рассказам "М.Шолохова в 6 классе

К уроку готовились учащиеся зараннее: класс  получил задание  прочитать расказы М.Шолохова "Жеребёнок","Родинка" и "Нахалёнок". Первая группа готовили презентацию,по котрой рассказывали о жи...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....