«Странники» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
статья по литературе (9 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Мотив странничества в романе М. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranniki.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Странники» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема странничества широко разрабатывалась в романтической литературе (Байрон, Шатобриан, Жуковский, Батюшков, Пушкин). Скитальцами-романтиками считали себя многие поэты и Лермонтов тоже. Странник, противостоящий миру. Соединяет в себе гонения и избранность. Мотив странничества становится главным в лирике Лермонтова в зрелые годы. Он выходит за пределы одной судьбы и становится выражением судьбы всего современного автору поколения. Стихотворение Лермонтова «Листок» - листок-странник, «Тучи» - вечные странники.  «Дума» - целое поколение странников. Поэма «Мцыри»  и роман «Герой нашего времени» (Печорин называет себя «странствующим офицером»). В каждой из глав он появляется на какое-то время. Потом уезжает вновь. И назад уже не возвращается. Исключение глава «Фаталист». В «Бэле» Печорин приезжает в крепость и со смертью Бэлы все заканчивается. Он уезжает в Грузию. В главе «Максим Максимыч» Печорин появляется на мгновение, проездом, спеша в Персию, с одной мыслью: «Авось, где-нибудь умру». Так и происходит, возвращаясь из Персии он умирает.  В главе «Тамань» он тоже проездом. В самом словосочетании есть интересное: через Тамань герой едет по «казенной надобности», в крепость отправляется по распоряжению начальства. Эти приказы вносят в романтическую тему ноту жестокой обусловленности. В «Тамани» впервые возникает мотив волнующегося моря и паруса. Приоткрывается внутренняя лирическая связь автора с героем. А «Парус» еще не был опубликован в ту пору. Внешние сопоставления – Печорин не умеет плавать, а сравнивает себя с матросом. Здесь скрыт символический смысл: мысль о глубокой противоречивости натуры и судьбы героя. В каждой из частей Печорин показан в разной среде, в разном окружении: то это вольные, привыкшие жить по суровым законам природы и патриархального быта горцы («Бэла»), то мир «честных контрабандистов» («Тамань»), то праздное светское общество на Кавказских минеральных водах («Княжна Мери»). Происходит странствование  Печорина по разным пластам современной автору общественной жизни России. Сюжет романа строится так, , что герой оказывается причастным ко всем изображаемым жизненным сферам, но в то же время постоянно отторгнут. Отдален от них. В романе проводится соотнесение: Печорин – «все наше поколение», современное Лермонтову поколение. Поэтому нет предыстории Печорина, он везде – проездом. Даже возраст определить трудно у Печорина – 23 или 30. В 1841 году Лермонтов пишет предисловие ко второму изданию романа, где «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». Известно, что Лермонтов меняет и название романа: «Один из героев нашего века» на «Героя нашего времени». Мотив скитальчества, странствия в романе усугубляется и выводит за рамки конкретной судьбы центрального героя. И в главе «Фаталист»  уже горькое раздумье-само признанье Печорина «странничество» прямо связано с темой поколения. Печорин размышляет о себе и о характере своего поколения, непосредственно говорит от лица этого поколения, делая записи в своем дневнике. Идет перекличка с «Думой». Всем, с кем сталкивается Печорин, он приносит несчастье. Всюду видится чужим и вынужден покидать прошлое, искать чего-то нового. Мотив странствия проходит и через других героев романа.  Через судьбу «офицера» и Максима Максимыча. «Офицер» путешествует по Кавказу, пишет путевые записки о Грузии, совершенно случайно записывает рассказ Максима Максимыча о Печорине и Бэле, а затем едет дальше. Почти все эти отступления и описания пронизаны ассоциативными связями с другими явлениями, а это заставляет взглянуть ну судьбу офицера по-другому.  Метель напоминает нашу северную. И это наводит на воспоминания о своей судьбе. Метель вносит трагический мотив в судьбу офицера. И связан этот мотив, его оттенок с мотивом странствия. Максим Максимыч – тоже странник. Одинокий и бездомный. Семьи у него нет, об отце и матери у него нет вестей. Обе встречи «Офицера» и Максима Максимыча происходят в пути, в дороге. На большой дороге «офицер» увидел Печорина. Мотив скитания становится общим лейтмотивом романа. Это настроение, атмосфера «бесприютности», в которой проходит жизнь людей-странников, поддерживается постоянно противопоставлением юга (где происходят события романа) и далекого севера, но родного. Это упоминание о северной метели, о  русском колокольчике, о сугробах, которые напоминают о Саратове, Тамбове. В «Журнале Печорина» противопоставление севера и юга приобретает более лирический характер, даже интимный. Это противопоставление севера и юга – один из ведущих мотивов поэзии Лермонтова («Тучи»). Все части построены без хронологии. Но в «Журнале Печорина» есть вполне конкретное объяснение этому – сначала это путевые записки, которые пишутся «офицером» в определенной последовательности. И общепризнано, что такое построение романа подчинено постепенному и многоаспектному раскрытию характера героя – Печорина. Это новаторство и основная заслуга писателя. Лермонтов впервые в русской литературе ставит и решает задачу всестороннего изображения человека, совмещая два подхода: позицию внешнего наблюдения (повествование «офицера» и Максима Максимыча) и прием самораскрытия героя в форме его дневника, исповеди. В предисловии Лермонтов ставит задачу написания романа – показать «портрет всего нашего поколения». Этим и объясняется такое расположение глав. Таким образом, общий лейтмотив романа, проходя через образы трех персонажей-повествователей, определяя содержательность сюжета и композиции, выражает основную идею романа – трагедию «всего нашего поколения», мятущегося в поисках смысла жизни, но обреченного оставаться в «бездействии пустом». Причина не только в социально-исторических обстоятельствах жизни, условиях жизни 1830-х годов, но и в характере современного человека, зачастую внутренне раздвоенного, рефлектирующего, не обретшего почвы под ногами, безвольно переходящего «от сомнения к сомнению». Наполняясь конкретно-историческим и глубоким психологическим содержанием, традиционный романтический мотив странствия  приобретает в романе Лермонтова реалистический художественный смысл. В.Г. Белинский писал: «Да, наше поколение – израильтяне, блуждающие по степи, и которым никогда не суждено узреть земли обетованной» (письмо В.Н. Боткину от 16 июля 1840 года). Критику удалось уловить основную идею романа «Герой нашего времени» - трагедию поколения, оказавшегося в положении «странников», выраженную всем сюжетным его строем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...