конспект урока по чтению на тему :О.Высотская «Осеннее утро».
план-конспект урока по литературе на тему

Цель: формирование навыков качественного чтения.

Задачи:

·         создавать у учащихся целостное представление об окружающем мире, используя близость содержания основных тем предметов (чтение, музыка, рисование, развитие устной связной речи;

·         учить правильному, осознанному, выразительному чтению стихотворения О.Высотской «Осеннее утро» с соблюдением пауз, интонации и логических ударений;

·         корригировать и развивать зрительную и слуховую память учащихся, используя мнемонический приём; развивать слуховое восприятие, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysotskaya-osen.docx135.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. О.Высотская «Осеннее утро».

Цель: формирование навыков качественного чтения.

Задачи:

  • создавать у учащихся целостное представление об окружающем мире, используя близость содержания основных тем предметов (чтение, музыка, рисование, развитие устной связной речи;
  • учить правильному, осознанному, выразительному чтению стихотворения О.Высотской «Осеннее утро» с соблюдением пауз, интонации и логических ударений;
  • корригировать и развивать зрительную и слуховую память учащихся, используя мнемонический приём; развивать слуховое восприятие, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Эхо».

- Помните, эхо повторяет слова сначала громко, потом тихо и затихает.

а) повторение учащимися последнего слова строчки отрывка из стихотворения Ю.Коринец «Листопад».

УЧИТЕЛЬ:

УЧЕНИКИ:

Вьётся в воздухе листва,

… листва, листва, листва

В жёлтых листьях вся страна.

… страна, страна, страна

У окошка мы сидим

… сидим, сидим, сидим

И глядим наружу.

… наружу, наружу, наружу

Шепчут листья: «Улетим!»

улетим, улетим, улетим

И ныряют в лужу.

в лужу, в лужу, в лужу.

2. Упражнение «Ветерок».

- Повторяйте слова за мной на выдохе.

  • лист, листья, листопад;
  • лиловый, золотой, багряный;
  • зеленоватые, красноватые, желтоватые;
  • падают, устилают, шуршат.

- К какому времени года относятся эти слова?

3. Упражнение «Осенние листья».

- Возьмите листики с осенних деревьев и положите перед собой на парте.

(У каждого учащегося по одному листочку.)

- По моей команде: «Слабо…» вы подуете на лист тихо, будто лёгкий осенний ветерок, так, чтобы листок едва закачался. Но если я скажу: «Сильно!», ваш лист должен словно подпрыгнуть от сильного осеннего ветра.

III. Проверка домашнего задания.

IV. Вступительная беседа.

картина «Осеннее утро»

- Какую осень изобразил художник?

- Какие признаки золотой осени вы здесь видите?

- А какое время суток изображено на картине?

- Почему вы так думаете?

V. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение стихотворения О.Высотской «Осеннее утро» учителем с целевой установкой:

- Я прочту стихотворение Ольги Ивановны Высотской «Осеннее утро», вы внимательно послушаете и скажете, о каком времени суток говорится в стихотворении?

(Учитель читает, учащиеся слушают и отвечают на поставленный вопрос.)

- А какое настроение передаёт автор в стихотворении?

2. Проверка восприятия текста. Ответы учащихся на вопрос:

- Какое настроение передаёт автор в стихотворении?

- О каком времени суток говорится в нём?

(Природа прощается с летом, всем грустно, всё вокруг чего-то ждёт.)

3. Повторное чтение стихотворения учителем.

- Я ещё раз прочту стихотворение, вы внимательно следите и постарайтесь запомнить интонации и паузы.

(Учитель читает, учащиеся следят.)

4. Чтение учеником I части стихотворения.

- Куда смотрит клён?

- Что он там видит?

- Какое его отражение в озере?

(Клён любуется своей красотой.)

- Что автор подразумевает под словом «серебро»?

(Осенний заморозок ещё можно назвать лёгким осенним инеем, а точнее – ИЗМОРОЗЬ.)

(На доску выставить карточку «ИЗМОРОЗЬ».)

5. Словарная работа.

- Прочтите слово ИЗМОРОЗЬ по слогам. А теперь – целиком.

(На доску выставить слово «ИЗМОРОСЬ».)

- Прочтите это слово.

- Чем слово ИЗМОРОЗЬ похоже на слово ИЗМОРОСЬ?

- Чем отличаются эти слова?

- Как вы думаете, что значит слово «ИЗМОРОСЬ»?

- Изморось – мелкий моросящий дождь.

6. Чтение учеником II части стихотворения.

а) словарная работа: запоздалый, озябшая.

- Как вы думаете, откуда на рыжике появились капли?

(Растаяла изморозь.)

7. Чтение учеником III части стихотворения.

- Почему лоси осторожные?

- Лоси – крупные животные, но, несмотря на свои большие размеры, умеют ходить очень тихо, бесшумно, тихо. осторожно.

8. Словарная работа.

*Тревожная тишина – лес с тревогой ждёт, что будет дальше, какие произойдут изменения.

*Чутко – любой шум, даже совсем незначительный, может разбудить бор.

* Гложут – едят, грызут.

9. Чтение учеником IV части стихотворения.

- Что поэтесса назвала красными бусами?

(Кисти или грозди рябины.)

- Почему она говорит, что рябина празднует?

(А праздник-то называется золотая осень!)

10. Физминутка «Осенние листья».

11. Чтение учеником всего стихотворения О.Высотской «Осеннее утро».

- Читай стихотворение не торопясь, соблюдая паузы и ударение.

12. Работа с деформированным текстом.

- Закройте учебники, откройте конверты, которые лежат на ваших партах. Достаньте тест стихотворения, разрезанный на части, и соберите его в таком порядке, в каком мы читали в учебнике.

(В конце выполнения задания ученики поднимают осенний листок.)

- Прочитайте собранное стихотворение.

(Ученик читает стихотворение целиком, остальные – проверяют.)

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.