Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Спиридонова Анна Валерьевна

Данная рабочая программа составлена в соответствии с БУП-2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_10_klass.docx91.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 10 класса составлена  на основе  Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной рабочей программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов (под редакцией Коровиной В.Я.-  М.: «Просвещение», 2007г.).

Рабочая программа  соответствует авторской, внесены незначительные изменения. Так как количество  учебных недель в 10 классе составляет 35 недель, то дополнительно добавлено 3 часа: 1 час на раздел «Из зарубежной литературы», 1 час на раздел «Литература второй половины XIX века», 1 час на итоговое тестирование.

     Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Учащийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.  

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

                Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

         

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание средствами художественной литературы духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;
  • освоение художественных текстов; овладение знаниями о русской и мировой художественной литературе; создание общего представления об историко-литературном процессе, о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями зарубежной литературы и литературы народов России;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; углубление эстетического восприятия литературных произведений;
  • развитие познавательных интересов и коммуникативно-эстетических способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; художественного вкуса;
  • формирование читательской культуры, умений написания сочинений различных типов; навыков владения устной и письменной речью, развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений; духовное становление личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенного владения речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Используемый УМК:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература.5-11 классы. 10-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение», 2007 год.
  2. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений . Базовый и профильный уровни. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.
  3. Литература: 10 класс. Электронное приложение к учебнику  Ю.В. Лебедева. В 2 частях (СD).

На изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю (по программе 102 часа в год). Но так как количество учебных недель в 10 классе в 2017-2018 учебном году составляет 35 недель, то в год выходит 105 часов.

Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе

К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:

Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;

  • Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
  • Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

 Приоритетные направления в преподавании предмета

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими

заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом- музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне учащийся должен

знать

  • содержание художественных произведений, обязательных для изучения;
  • наизусть стихотворные тексты (по выбору);
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса; основные черты литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения, характеризовать его тематику и проблематику;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
  • анализировать художественное произведение, его проблематику, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительных средства языка, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять авторскую позицию, давать самостоятельную интерпретацию изученного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге или дискуссии;
  • писать рецензии на прочитанные произведения,
  • писать сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;
  • использовать различные информационные источники при самостоятельном выборе книг для чтения и анализе художественной литературы;
  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

Формы контроля знаний обучающихся:

Промежуточный

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, несколько глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесе, критической статьи;

- выразительное чтение;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

Устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной особенности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического  содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;

- участие в дискуссии, заседание круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

- написание сочинения на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачет;

- защита проектов.

Форма промежуточной аттестации – итоговое тестирование.

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Введение

2

3

Литература первой половины XIX века

29

4

Литература второй половины XIX века

68

5

Из литературы народов России

1

5

Из зарубежной литературы

3

6

Итоговые уроки

2

Итого:

105

Основное содержание программы

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских  прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г   н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни  и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность-  - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и  покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

 «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России.  Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

(102 часа)

Название раздела

тема

Кол-во часов

Тип урока

Основные термины, понятия

Требования к уровню подготовки

Дата по плану

Дата фактическая

Введение (2 часа)

1

Введение

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы 19 века

 

1

Лекция

Классицизм, романтизм, реализм

 Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям.

05.09.

2

Россия в первой и во второй половине XІX века  Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.

1

Лекция

Реализм.

Русская критическая мысль

Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

07.09.

Литература первой половины XIX века (29 часов)

3

Литература первой половины XIX века

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Художественный мир Пушкина        

1

Лекция

Новаторство

Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

08.09.

4

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок

1

Беседа

Романтизм, реализм

Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.

12.09.

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

1

Практика

Знать сти-ия на тему поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.

14.09.

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина.

1

Практикум

Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.

15.09.

    7

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти.

1

Практика

Художественно-выразительные средства

Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать. Идейно-тематический анализ текстов философской лирики.                          

19.09.

8

Любовная лирика

А.С. Пушкина.    

1

Практикум

Знать стихотворения любовной лирики  А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики. Идейно-тематический анализ текстов стих-ий                 

21.09.

9

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.  Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».

1

Практикум

Знать идейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения.                  

22.09.

10

Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».

1

Лекция.

Практикум

поэма

Знать, какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека».

Уметь         анализировать художественный текст

26.09.

11

Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

1

Беседа

конфликт личности и

   Знать приемы создания образов в поэме.

Уметь раскрыть конфликт личности и государства.

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения                  

28.09.

12

Р/р Сочинение по творчеству А.С. Пушкина (подготовка к написанию)

1

Работа над сочинением

-

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.          

29.09.

13

Р/р Написание сочинения по творчеству А.С. Пушкина

1

Работа над сочинением

-

03.10.

14

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта (Основные темы и мотивы лирики).                  

1

Лекция. Беседа

Реализм романтизм

        Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.

05.10.

15

Молитва как жанр в лирике поэта. «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».

1

Беседа, практикум

-

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

06.10.

16

Тема жизни и смерти в лирике поэта. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»        

1

Беседа,

практикум

-

Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

10.10.

17

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

1

Беседа,

практикум

-

Уметь определять позицию поэта в определении  значения поэта и поэзии

12.10.

18

Философские мотивы в лирике  М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

1

Беседа Практикум

-

Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.

13.10.

19

«Выхожу один я на дорогу». Мечта о гармоничном и прекрасном

1

Беседа Практикум

-

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

17.10.

20

Вн.чт. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

1

Беседа практикум

-

Знать произведения по теме, соотношение любовной лирики М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина.

19.10.

22

Р/р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова (подготовка к написанию)

1

Написание сочинения

-

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

                 

20.10.

23

Р/р. Написание сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

Написание сочинения

-

24.10.

24

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Признание Гоголя-писателя

                

1

Лекция.

Беседа

-

Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.                

26.10.

25

 «Вечера на хуторе близ Диканьки»- начало творческого пути.

1

Лекция.

Беседа

-

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение        

27.10.

26

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека».

1

Семинар

-

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение

09.11.

27

Р/р  Н.В.Гоголь.

«Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

1

Практикум

-

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

         Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала

10.11.

28

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».                

1

Беседа

-

14.11.

29

Вн. чт. Н.В.Гоголь

Место повести «Портрет» в сборнике «Петербургские повести».                

1

Внеклассное чтение

-

Знать текст произведения.

Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.        Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики.

16.11.

30

Р/р Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя (подготовка к написанию)

1

Написание сочинения

-

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение

17.11.

31

Написание сочинения по творчеству Н.В. Гоголя

1

Написание сочинения

-

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

21.11.

Литература второй половины XIX века (68 часов)

32

Русская литература второй половины XIX века. Русская проза  и русская поэзия. Мировое значение.

1

Лекция

-

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»,религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг.Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности

23.11.

33

И.А.Гончаров. Особенности композиции романа «Обломов» из трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - - «Обрыв».                

1

Лекция

Беседа

особенности композиции

Знать факты биографии писателя,  социально-нравственную проблематику романа.

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.                  

24.11.

34

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера. Смысл его жизни и смерти.                

1

Беседа

понятия «типичный герой», «диалектика»;

Знать содержание романа «Обломов», Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера                  

28.11.

35

«Обломов» как роман о любви. Позиция автора и способы её выражения.        

1

беседа

«обломовщина»

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев.

30.11.

36

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике                

1

Семинар

Знать понятие «обломовщина»

Уметь находить признаки явления в жизни и в романе.        

01.12.

37

А.Н.Островский. Личность и судьба. Традиции русской драматургии в его творчестве.                 

1

Лекция.

Семинар

-

Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра.

Уметь готовить сообщение о писателе        

05.12.

38

История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза»                

1

Беседа

-

Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.                

07.12.

39

Своеобразие конфликта, смысл названия пьесы Островского «Гроза»

1

Беседа

-

08.12.

40

Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «тёмного царства».        

1

Беседа

-

Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.

Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка)                  

12.12.

41

Протест Катерина против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

1

Беседа

-

Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народно-поэтическое  и религиозное; в чем заключается нравственная проблематика «Грозы». Составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа.

14.12.

42

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»                

1

Беседа

Драма

Знать словесную символику драмы, литературную критику.

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь         сочинения.        

15.12.

43

Слово о И.С.Тургеневе. «Записки охотника» и их место в русской литературе                

1

Лекция

жанр записок

Знать о личности и судьбе писателя, стиль писателя.

Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве

19.12.

44

История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.                

1

Беседа

-

Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.

Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа.        

21.12.

45

Базаров — герой своего времени                

1

Беседа

понятие духовный конфликт

Знать: в чем заключается сила и слабость нигилизма Евгения Базарова; как герои романа проходят испытания любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбах. Знать, как развиваются отношения Базарова с его мнимыми последователями, почему в итоге главный герой обречён на трагическое одиночество.        

22.12.

46

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»                

1

Беседа

конфликт, идеологический конфликт

Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию.                

26.12.

47

Любовь в романе «Отцы и дети»                

1

беседа

        -

Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова.

Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью

11.01.

48

Анализ эпизода «Смерть Базарова»        

        

1

Практикум

эпизод

Знать особенности анализа эпизода в произведении.

Уметь анализировать эпизод        

12.01.

49

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».        Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

1

Лекция

-

Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева.

Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.

16.01.

50

Р/р Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

Написание сочинения

цитаты

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей.        

18.01.

51

Страницы жизни Ф.И.Тютчева.

1

Лекция

-

Знать основные этапы творческой биографии Ф.И.Тютчева, мотивы его лирики; особенности изображения поэтом мира природы.

19.01.

52

Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)                

1

Лекция

средства выразительности

Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.

Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания.        

23.01.

53

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)                

        

1

Семинар

-

         

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

25.01.

54

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь – «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.»         

1

Практикум

-

Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Тютчева тема любви, почему она предстает как «роковой поединок» двух сердец.        

26.01.

55

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Стихотворения о природе.

1

Лекция.

Практикум

-

Знать: основные этапы творческой биографии и мотивы лирики А.Фета; почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «Служение чистой красоте».

30.01.

56

Любовная лирика А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Певице»).

1

Беседа

-

Знать, какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии; в чём заключается художественное своеобразие лирики А.Фета.

01.02.

57

Вн. чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

1

Лекция

Беседа

-

Знать основные вехи биографии, мотивы, образы поэзии А.К.Толстого.

 Уметь анализировать стихотворное произведение.

02.02.

58

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

Судьба народа в лирике. «Еду ли ночью по улице темной…». «Надрывается сердце от муки…»

                  

1

Лекция

Беседа

-

Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной форм                 

06.02.

59

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт»)                

        

1

практикум

новаторство

        

Знать, какое воплощение в произведениях Н.А.Некрасова нашёл собирательный образ русского народа, какие художественные приёмы использовал поэт, воссоздавая картины народной жизни.

Знать: почему был неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «искусства для искусства» о роли поэта и назначении поэзии; какой предстаёт в стихах поэта его Муза, почему Некрасов называет её задорной, «сестрой народа», «печальной спутницей печальных бедняков».

08.02.

60

Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…»)                

1

Практикум

Стихотворный размер

09.02.

61

Тема любви в лирике Некрасова. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей» и др.

1

Практикум

-

Знать, какое развитие получила в лирике Некрасова любовная тема, в чем заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла.

13.02.

62

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»                

1

Лекция.

Беседа

особенности жанра

Знать историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», понимать, в чём заключается своеобразие жанра (поэма-эпопея), проблематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в прологе поэмы.

15.02.

63

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства                

1

Практикум

-

Знать, какие сатирические краски использовал поэт, создавая образы помещиков и их верных слуг. Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян.

16.02.

64

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы                

         

1

Беседа

поэма

Знать: в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»

20.02.

65

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Подготовка к сочинению по творчеству Некрасова                

1

Практикум

фольклорная народная  основа языка поэмы.

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

22.02.

66

Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок                

1

Лекция.

Беседа.

сказка

Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах        

23.02.

67

Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр романа.                

1

Вн.чт

композиции романа.

Знать, в чём заключается идейная направленность «Истории одного города», понимать актуальность для современного читателя данного произведения, повествующего о механизме деспотической власти. Знать: какие сатирические приемы использовал Салтыков-Щедрин в процессе создания образов градоначальников и народа; почему «История одного города» может быть названа сатирическим гротесковым романом.                  

27.02.

68

Вн. чт. Композиция романа «История одного города». Образы градоначальников

1

Лекция.

Беседа.

-

01.03.

69

Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути                

1

Лекция.

Беседа

-

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему

02.03.

70

Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого                

1

Вн.чт

патриотизм

Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл.

Уметь анализировать отдельные эпизоды        

06.03.

71

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора                

         

1

Лекция.

Беседа.

Роман-эпопея

Знать историю создания и смысл названия романа. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи.         

09.03.

72

Духовные искания Андрея Болконского                

1

беседа

монолог

Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики.        

13.03.

73

Духовные искания Пьера Безухова        

1

беседа

монолог

15.03.

74

Женские образы в романе «Война и мир»                 

1

Беседа.

Практикум

-

Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.

Уметь делать мультимедийную презентацию «Любимые героини Л.Толстого»

16.03.

75

Семья Ростовых и семья Болконских                 

                   

1

беседа

-

Знать о «мысли семейной в романе».

Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и  Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.

20.03.

76

Тема народа в романе «Война и мир»                

1

беседа

-

Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева-воплощение противоположных сторон русского национального характера

22.03.

77

Обобщение по теме «Изображение народа в романе «Война и мир».

1

беседа

-

22.03.

78

Кутузов и Наполеон                 

1

Практикум

Антитеза

Знать антитезу как центральный композиционный приём.

Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории.        

 Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона         

23.03.

79

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир»                

        

1

Семинар

героизм

Знать: в чём заключается своеобразие жанра романа-эпопеи; какова роль автора в произведении, какое отражение в тексте нашли философско-публицистические и исторические рассуждения; какое влияние оказали произведения Л.Н.Толстого на развитие русской и мировой литературы.

03.04.

80

Художественные особенности романа «Война и мир».

1

семинар

-

05.04.

81

Р/р  Анализ эпизода из романа «Война и мир».

        

1

Беседа.

эпизод

Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, анализировать эпизод, определять его роль в романе.

06.04.

82

Р/р Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

1

-

10.04.

83

Жизнь и судьба Ф.М. Достоевского. Этапы творческого пути.        

1

лекция

полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

12.04.

84

Петербург Ф.М.Достоевского. Образ Петербурга в русской литературе.        

1

беседа

прием контраста.

Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста.

Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста                  

13.04.

85

История создания романа «Преступление и наказание».         «Маленькие люди» в романе.

1

Беседа,

семинар

художественные приемы создания образов.

Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа.

Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов

        

17.04.

86

Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя в романе «Преступление и наказание»

1

Беседа,

семинар

-

19.04.

87

Теория Раскольникова и истоки его бунта        

         

1

Беседа

практикум

тематика, проблематика, идейное содержание и композиция

Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание. Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа.  Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова.

        

20.04.

88

Двойники» Раскольников

1

семинар

двойники

24.04.

89

Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Эпилог романа. Подготовка к сочинению                

1

Беседа.

тематика, проблематика, идейное содержание и композиция

полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символика  имен,

Знать: какое место в «Преступлении и наказании» Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы. Знать, какова роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова. Знать: какова роль эпилога в раскрытии идеи романа,  как сны и внутренние монологи героев «Преступление и наказание».

26.04.

90

Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.                

         

1

Лекция,

практикум

праведники

Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев

27.04.

91

Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа Лескова.

1

Беседа

-

03.05.

92

Вн. чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (По пьесе «Гроза» и рассказу «Леди Макбет Мценского уезда»)

1

Беседа

-

04.05.

93

А.П.Чехов. Особенности рассказов    80- 90-х годов. «Человек в футляре».        

1

Лекция, беседа

рассказ

Знать жизненный и творческий путь, идейную и эстетическую позицию Чехова, основную проблематику, своеобразие мастерства писателя. Уметь выявлять основную идею рассказов. Уметь анализировать рассказ 

10.05.

94

Проблематика и поэтика рассказов 90-х гг. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай на практике», «Чёрный монах»

1

Практикум

-

Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности и анализировать рассказ

11.05.

95

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

         

1

Практикум

принцип нисходящего развития личности        

Анализировать образы людей, которых «можно уважать и мир, который окружает и не губит их». Видеть трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч»

11.05.

96

Особенности драматургии А.П.Чехова

        

1

семинар

конфликт (внутренний и внешний),

                 

Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни». Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

11.05.

97

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда        

1

Практикум

-

15.05.

98

Сад как символ в комедии «Вишневый сад»  Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»                

1

Практикум

-

17.05.

99

Р/р Сочинение по творчеству А.П. Чехова

1

Написание сочинения

-

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

18.05.

Из литературы народов России 1 час

100

Из литературы народов России

Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».        

1

Лекция

практикум

-

Знать основные мотивы творчества осетинского поэта К.Хетагурова (гражданская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика).                  

22.05.

Зарубежная литература 3 часа

101

Зарубежная литература.

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».

1

Беседа

-

Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов.

24.05.

102

Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом».

Беседа

-

Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы.

25.05.

103

Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

Беседа

-

Знать особенности поэтического языка Рембо.

Уметь раскрывать особенности поэтики.

25.05.

Итоговые уроки

104

Итоговое тестирование

Итоговое тестирование

-

29.05.

105

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Беседа

-

30.05.

        


Перечень материально-методического обеспечения:

  1. методические и учебные пособия;
  2. оборудование и приборы:
  • компьютер;
  • проектор;
  • колонки.
  1. дидактический материал;
  2. литература, использованная при подготовке программы;
  3. литература, рекомендованная для учащихся;
  4. наглядные пособия (портреты писателей);
  5. образовательные диски.

Список используемой литературы

  1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2014.
  3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...