Рабочая программа по литературе (расширенное изучение). 9 класс (105 часов) на 2017-2018 уч. год
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Трифонова Антонина Васильевна

Раточая программа по литературе разработана на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9b_trifonova.docx87.69 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

городского округа Электросталь Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №4»

(МОУ «Гимназия №4»)

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МОУ «Гимназия №4»

______________/_И.И.Шеляпина/

Приказ № 071-ОД/ОВ

от  15 августа 2017г.

Рабочая программа

по литературе

(расширенное  изучение)

9  класс «Б»

Составитель  Трифонова Антонина Васильевна,

учитель русского языка и литературы  

первой  квалификационной категории

2017 год

Пояснительная записка  к рабочей программе.

Рабочая программа по литературе для 9 класса «Б»  разработана в соответствии с:

  • требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);
  • федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312) с изменениями  (Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889);
  • приказом министра  образования Московской области «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных  образовательных организаций  в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»;
  • учебным планом МОУ «Гимназия №4» на 2017-2018 учебный год ;
  • методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области/ В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко-М.: АСОУ, 2014 г.

Рабочая программа разработана на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования МОУ «Гимназия №4»;
  • Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;
  • авторской программы по литературе:
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - Коровина В.Я., Журавлев В.П., Полухина В.П./ Под ред. Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2010г.

Программа ориентирована на работу по  основному учебнику:

Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном  носителе. В 2 частях. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, И.С.Збарский.-12-е изд.  - М.:    Просвещение,  2015;

по дополнительному  учебнику для расширенного изучения предмета:

Литература.9 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф.Курдюмова-М.: Дрофа, 2015.

Данные учебники рекомендованы  (допущены) Министерством образования  и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год.

 

  В соответствии с  миссией, целями и задачами МОУ «Гимназия № 4» и индивидуальными потребностями обучающихся в дополнительной гуманитарной подготовке  предмет  «Литература» в 9 «Б» классе изучается на расширенном уровне,  что обеспечено «приращением» в  содержании изучаемого материала без  увеличения количества часов по учебному плану.

Обоснование выбора и особенности реализации авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной  в МОУ «Гимназия №4».  

Авторская программа под редакцией В. Я. Коровиной особое внимание уделяет  подготовке обучающихся в основной школе к профильному изучению предмета за счет расширения круга чтения «возвращенными» и ранее не входившими в программы произведениями, дополнительных историко-биографических сведений, материала по теории литературы. В программе уделяется внимание связям литературы с другими видами искусства через включение репродукций картин известных художников, материалов о художниках, композиторах, литературоведах, философах, интерпретирующих общие с литературными произведениями темы.

Более того, авторы настоящей программы предлагают не только базовое содержание предмета,  но и предлагают свой вариант «расширения материала» за счет включения дополнительных произведений и тем,  что является очень удобным для классов с расширенным изучением литературы.

 Данная программа прошла тщательную экспертизу на соответствие изучаемого материала возрастным особенностям учащихся.

Такой подход в наибольшей степени соответствует особенностям образовательного процесса МОУ «Гимназия №4», призванного воспитать гражданина и патриота современной России – инноватора, способного творчески преобразовывать действительность на основе  высоких духовно-нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей.

           Привлекает методически выстроенная структура программы, включающая приложения с примерными  списками произведений для заучивания наизусть, для самостоятельного чтения, а также примерное тематическое планирование, предложенное для классов базового уровня (68 часов) и с расширенным изучением предмета, рассчитанным на 102 часа. Это позволяет обеспечить единство образовательного пространства для школ, занимающихся по УМК В.Я. Коровиной. При этом авторы программы не ограничивают творческого подхода учителя к составлению своей рабочей программы. Они избегают жесткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие - читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Общая характеристика предмета литературы.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления  историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории  и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

       Принцип концентризма, осуществляемый авторской программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению с постановкой новых задач на каждом этапе. Сохраняя преемственность с программой начальной школы, программа концентра 5-9 классов, в который входит девятый класс, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. 

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя).

Программой определено, что в 9 классе  изучение литературы идет на принципиально новой, по сравнению с 7-8 классами, основе -подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования»,

принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

  • способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
  • готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
  • овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
  • освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Структура курса и особенности построения его содержания.

         Курс литературы в 9 «Б»  классе строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.  Согласно учебному плану МОУ «Гимназия №4» на 2017-2018 учебный год,  на изучение литературы в 9 «Б» классе выделяется 105 часов (3 часа в неделю). С учетом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

Содержание тем учебного курса

Введение.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение

и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова.

Из древнерусской литературы.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии

(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Из литературы второй половины XIX века.

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из литературы ХХ века.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы.

Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Расширение  основного содержания программы.

Расширение основного содержания программы осуществляется  за счет «приращения» в материале по сравнению с содержанием примерной программы, предложенной авторами  программы по литературе.

Говоря об «авторском приращении», стоит отметить, что это материал, включенный авторским коллективом под руководством В. Я. Коровиной в примерные программы в качестве «опережающего чтения» из программ для учащихся более старшего возраста. Кроме того, в рабочую программу добавлены уроки на закрепление пройденного, работу по развитию речи  и расширению сведений по теории литературы, уроки внеклассного чтения и проверки знаний.

 Исходя из ведущей проблемы курса литературы для 9 класса, в программу добавлены произведения, в которых уделяется внимание  изображению человека, показываются особенности труда писателя, его позиции.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса.

В результате изучения литературы учащиеся должны знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

     общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

-основные теоретические понятия: литература как искусство слова ( углубить  представления), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм ( начало представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм  в художественной литературе, реалистическая  типизация(углубление понятия), трагедия как жанр драмы(развития понятия), психологизм  художественной литературы (начальные представления), психологический  роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубления понятия), силлабо-тоническая  и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную эстетическую позицию писателя;

-анализировать  произведение  литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

-оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

- анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;

-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

-сопоставлять  и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы  их разрешения,   общее и различное в них;

-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них  элементы стилизации.все

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (проекта) и оценивания его;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, словари, энциклопедии, телевидение, интернет-ресурсы).

Технологии обучения, формы уроков, методы обучения.  При реализации программы используются следующие методы:

Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, тестирование и др.);

Исследовательский

При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На уроках литературы много времени отводится и на применение  стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.

Формы контроля:

промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода,  характеристика героя,  сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, презентация, проект.

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Колич. часов

Из них к/р

Из них р/р

Из них в/ч

1.

Введение

1

2.

Из древнерусской литературы

2

3.

Из литературы XVIII века

10

1

4

Из русской литературы XIX века  первой половины

47

4

2

3

5

Из  русской литературы XIX века второй половины

10

1

2

6

Из русской литературы ХХ века

26

2

7

Из зарубежной литературы

6

8

Выявление уровня литературного развития учащихся, обобщение изученного.

1

9.

Резерв

2

10.

Итог

105

6

4

5

Календарно-тематическое планирование

 (105 часов, 3 часа в неделю)

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки  и (или) коррекция

1

Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

01.09.17-02.09.17

2

Литература Древней Руси как средневековое искусство слова и ветвь мировой литературы. «Слово о полку Игореве» - крупнейший памятник мирового средневековья

3

 «Слово о полку Игореве»: художественные особенности, самобытность содержания, специфика жанра, проблематика авторства

04.09.17-09.09.17

4

Классицизм в русском и мировом искусстве (обзор). Особенности русского классицизма

5

М.В. Ломоносов - реформатор  языка  и системы стихосложения.  «Вечернее размышление о Божием величии»

6

Ода «На день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление  Родины, мира и науки.

11.09.17-16.09.17

7

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина.

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство.

9

А.Н.Радищев: жизнь, личность, литературная позиция. Жанровое и художественное своеобразие книги «Путешествие из Петербурга в Москву»

18.09.17-23.09.17

10

А.Н.Радищев. Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» и его влияние на передовую мысль эпохи

11

Н.М.Карамзин: поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка. Анализ текста стихотворения «Осень»

12

 Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

25.09.17-30.09.17

13

Р/р. Урок развития речи. Контрольное сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).

14

Общая характеристика мировой литературы начала 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

15

Урок внеклассного чтения. Дж.Гордон Байрон. Личность, судьба, творчество.

02.10.17-07.10.17

16

Романтизм в русской литературе. В.А.Жуковский: жизнь, творчество (обзор). Элегия «Море».

17

В.А.Жуковский. «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика,

18

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Творчество.

09.10.17-14.10.17

19

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Возникновение замысла. История создания, особенности композиции, жанровое своеобразие.

20

Фамусовская  Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». «Век нынешний» и «век минувший»

09.10.17-14.10.17

21

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Молодое поколение, разные его представители: Молчалин, Софья, Чацкий.

16.10.17-21.10.17

22

 А.С.Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии.

23

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы.

24

Урок развития речи. И.А.Гончаров «Мильон терзаний».

23.10.17-28.10.17

25

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина

26

А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине.

27

А.С.Пушкин. Любовная лирика. Любовь как гармония души в лирике поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики.

07.11.17-11.11.17

28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Памятник». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

29

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.

30

Вн/чт. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

13.11.17-18.11.17

31

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

32

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина.

33

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в образах. Трагические итоги жизненного пути.

20.11.17-25.11.17

34

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга Ларины: сходство и различие.

35

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

36

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина

27.11.17-02.12.17

37

 Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм романа. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале русской  критики: В.Г. Белинский, Д.И.Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского.

27.11.17-02.12.17

38

Р/Р. Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

39

 Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

04.12.17-09.12.17

40

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.  Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

41

М.Ю. Лермонтов. Образ поэта – пророка в лирике. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали..», «Есть речи-значенье..»

42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема России и её своеобразие. «Дума», «Предсказанье». «Родина».

11.12.17-16.12.17

43

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

44

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

45

 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия  характера героя. Глава «Тамань».

18.12.17-23.12.17

46

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия  характера героя. Глава «Княжна Мери».

47

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Глава «Фаталист». Печорин в системе мужских образов романа.

48

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни главного героя.

25.12.17-30.12.17

49

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Литературная критика о романе.

50

Контрольная  работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

51

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

08.01.18-13.01.18

52

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.

53

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка). Обучение анализу эпизода.

54

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образы помещиков (Ноздрев, Собакевич, Плюшкин).

15.01.18-20.01.18

55

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образы чиновников губернского города .

56

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

57

 Н.В.Гоголь. «Мертвые души» - поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений.

22.01.18-27.01.18

58

Р/Р. Контрольное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

59

Р/Р. Анализ контрольного сочинения.

60

А.Н.Островский. Слово о драматурге. Отражение в его пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы «Бедность не порок».

29.01.18-03.02.18

61

А.Н.Островский. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

62

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи».

63

Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

05.02.18-10.02.18

64

Ф.М.Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести.

65

Урок внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. Судьба, личность, творчество. Автобиографическая трилогия «Детство». «Отрочество», «Юность».

66

А.П.Чехов. Слово о писателе». Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

12.02.18-17.02.18

67

А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

68

Урок внеклассного чтения. А.П.Чехов. Книга художественно-путевых очерков «Остров Сахалин». Особенности жанра произведения

69

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы ХIХ века?» (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова).

19.02.18-24.02.18

70

Вн.чт. Поэзия второй половины ХIХ века(лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета). Многообразие жанров, эмоциональное богатство. Развитие представлений о жанрах лирических пр.)

71

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений (обзор).

72

И.А. Бунин. Слово о писателе. Философия любви в новеллах И.А.Бунина. Мастерство И.А.Бунина в новелле «Легкое дыхание»

26.02.18-03.03.18

73

М.А. Булгаков. Слово о писателе. История создания, композиция, судьба повести «Собачье сердце».

74

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов, поэтика повести.

75

М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа.

05.03.18-10.03.18

76

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».  Особенности авторского повествования в рассказе судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

77

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

78

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

12.03.18-17.03.18

79

Контрольная работа  по произведениям  второй половины ХIХ и ХХ века.

80

Избранные страницы творческого наследия поэтов Серебряного века русской поэзии.

81

А.А. Блок. Слово о поэте. Избранные страницы творческого наследия поэта. («Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края..», «О, я хочу безумно жить..»). Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

19.03.18-24.03.18

82

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта. («Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано..», «Край ты мой заброшенный…»)

83

С.А. Есенин. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта. («Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»). Народно-песенная основа лирики Есенина.

84

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

02.04.18-07.04.18

85

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

86

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенность поэтики Цветаевой.

87

М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

09.04.18-14.04.18

88

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. « Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

89

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

90

А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

16.04.18-21.04.18

91

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем мне хочется дойти до…».

92

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

93

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне.

23.04.18-28.04.18

94

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков

95

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков

96

Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

02.05.18-05.05.18

97

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить..». Чувства и разум в любовной лирике поэте. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

98

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы ,её универсально- философский характер.

99

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».( обзор с чтением отдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

07.05.18-12.05.18

100

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

101

И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

102

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

14.05.18-19.05.18

103

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся, обобщение изученного.

104

Резерв.

105

Резерв.

21.05.18-25.05.18

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект учителя.

  1. Программа: «Программы общеобразовательных учреждений. Литература/5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной.- М.: «Просвещение», 2010».
  2. Коровин В.И. Методические рекомендации к учебнику В.И.Коровина и др. «Русская литература 19 века»./В.И.Коровин.-М.,2004
  3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература.9 класс. Методические советы. М. :Просвещение, 2003
  4. Беляева Н.В., Ерёмина О.А. « Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2011
  5. Фефилова Г.Е. Литература. 9 класс: планы-конспекты уроков/ Г.Е.Фефилова.-Ростов н/ Д: Феникс, 2016.
  6. Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие.-Воронеж: ТЦ «Учитель»,2003.  
  7. Литература в таблицах и схемах/ Мещерякова М.И.-М.: Айрис-пресс, 2002.
  8. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.-М.: Просвещение, 2013.

Учебно-методический комплект для учащихся.

  1. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном  носителе. В 2 частях. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин.-12-е изд.  - М.:    Просвещение,  2013.
  2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2010
  3. Курдюмова Т.Ф. Литература.9 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Т.Ф.Курдюмова-М.: Дрофа, 2014 (дополнительно).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наглядные пособия.

           

  1. Творчество А. С. Пушкина  в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к  

произведениям.)

  1. Творчество М. Ю. Лермонтова в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к

произведениям.)

  1. Портреты писателей.

Информационно-коммуникативные средства.

  1. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс» - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.
  2. Видеофильмы о писателях серии «Мой живой журнал».
  3. Презентации.

Интернет-ресурсы.

  1. Все для учителя литературы. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»: http :// lit .1 september . ru
  2. Методика преподавания литературы: http :// metlit . nm . ru
  3. Разработки уроков, методический материал: http://www.eduhmao.ru/info/1/3790/
  4. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО: http :// ruslit . ioso . ru
  5. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала: http :// litera . edu . ru
  6. Виртуальный музей литературных героев :http :// www . likt 590. ru / project / museum /
  7. "Стихия" (литературный поэтический сайт: поэзия XVIII, XIX, XX вв.) http://www.litera.ru/stixiya/
  8. Филателистическая пушкиниана (сайт содержит следующие разделы: творчество А.С.Пушкина; жизнь и окружение поэта; Пушкин и музыка; памятники Пушкину; и пр.): http://asp200.narod.ru/index.html
  9. Библиотека Мошкова (художественная литература, включая фантастику, поэзию, исторические романы и пр.): http://lib.ru/
  10. "Вавилон" - современная русская литература (литературная жизнь Москвы; произведения современных авторов и пр.): http://www.vavilon.ru/
  11. Литература (сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы; содержит сетевой литературный журнал "Словесность"): http://www.litera.ru/
  12. Золотой стихофон - архив образцов искусства художественного чтения, виртуальная аудиокнига классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского; профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино: gold.stihophone.ru/
  13. Стихи.ru" – коллекция современной русской поэзии:  http://www.stihi.ru/
  14. Издательство «Школьная пресса». Режим доступа: http://www.schoolpress.ru
  15. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Электронный документ. Режим доступа: http://www.wimdow. edu.ru
  16. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: Электронный документ. Режим доступа: http://www.school-collection. edu.ru

Технические средства обучения.

  1. Телевизор.
  2. Видеомагнитофон.
  3. Компьютер с выходом в Интернет.
  4. Проектор.
  5. Экран.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО учителей

русского языка и литературы

от 22 июня 2017 года № 6

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР

____________/Е.С.Зиннатова /

23 июня 2017 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА / 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ / УЧЕБНИК Ю.В.ЛЕБЕДЕВА

Для изучения предмета используется учебник:  Ю.В. Лебедев  «Русская литература XIX века 10 кл. / в 2-х ч.»,   М.: «Просвещение», 2011.       Раб...

Рабочая программа по литературе для 10 класса (3 часа) по программе Коровиной В.Я.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЛитература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 11 КЛАССА - 100 ЧАСОВ

Настоящая рабочая программа предусматривает широкое использование Интернет-технологий и Интернет-ресурсов в образовательном процессе посредством практического применения материально-технического обору...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА - 104 ЧАСА

Настоящая рабочая программа предполагает 104 часа на изучение курса литературы в условиях проведения онлайн-уроков в соответствии с учебным планом Центра дистанционного обучения детей-инвалидов санато...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА - 100 часов

Предлагаемая программа соответствует содержанию УМК по литературе под ред. Г.С.Меркина (изд-во «Русское слово») и составлена на основе Примерной программы по литературе (изд-во «Просвещение»: М. 2011)...

Рабочая программа по информатике 7-11 классы, УМК Босова, Поляков, 2017-2018 уч.год

Рабочая программа по информатике 7-11 классы, УМК Босова, Поляков, 2017-2018 уч.год...

Рабочая программа по немецкому языку 7 класс (6 год обучения) 2017 - 2018

Рабочая программа по немецкому языку 7 класс составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....