Рабочая программа по литературе 10-11 классы по программе Т.Ф. Курдюмовой
рабочая программа по литературе (10, 11 класс) на тему

Оленич Наталья Владимировна

В программе представлена пояснительная записка, в которую входят учебный план, содержание программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lit-re_10-11.docx75.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского района Воронежской области

  «Никольская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

10-11 классы

  Разработчик программы:

Оленич Наталья Владимировна,

                                                                                 учитель русского языка

                                                                        и  литературы    

IКК

пос. 1 отд.  с-за «Масловский»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- учебный план МКОУ «Никольская СОШ» на 2016/2017 учебный год;

- на основе  программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы ( авторы  Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев, составитель Чубуков А.В.: М. -Дрофа, 2013 г.,).    

Рабочая программа (общеобразовательная) составлена для учащихся 10-11 классов (базовый уровень)

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.

 Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;
  • освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
  • использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 10 класс», под редакцией  Т.Ф.Курдюмовой; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 10 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

Рабочая программа для учащихся 10 класса рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Рабочая программа для учащихся 11 класса рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

В 10 классе углубляется представление об историко-литературном процессе. В центре курса — русская литература XIX в. и сведения по литературе зарубежной. В этом классе осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и ее роль в литературном процессе и др. При этом рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы на базе основных тем и проблем отечественной словесности. Осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. Учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

В 11 классе дается картина литературы XX века до сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений. На базе усвоенных ранее направлений и течений ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма. Формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубление и обобщение тех сведений, которые были получены при изучении русской литературы XIX века (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика, ее роль в литературном процессе). Отражение в курсе этого класса особенностей современного этапа развития русской литературы.

Изучение литературы в старшей  школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.

Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.

Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.

Формы организации образовательного процесса:

- уроки изучения новой темы;

- уроки-закрепления;

- уроки-обобщения;

- уроки развития речи;

- нестандартные уроки

Технологии обучения:

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

- тесты;

- карточки;

- задания;

- портреты писателей;

- иллюстрации к изучаемым произведениям.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Содержание обучения по литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, литературоведческая и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

Литературоведческая компетенции – освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а также

освоение литературных произведений и формирование способности к их анализу.

Культуроведческая компетенция – представление о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни

нации и человека, осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции.

Виды контроля:

- вводный;

- текущий;

- тематический;

- итоговый;

Формы контроля:

- фронтальный опрос;

- индивидуальный опрос;

- самостоятельные работы;

- письменный опрос;

- зачет;

- обобщение в игровой форме;

- сочинения

Предмет относится к области филологии и тесно связан с  другими предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает общий для всех филологических наук предмет изучения- слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах , в том числе эстетической,  и предполагает постижение языка  и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык , и литература формируют коммуникативные умения и навыки ,  лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла ( музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой) : на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам , непосредственно связанным  с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

        

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика,

проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная

деталь); анализировать эпизод (сцену), изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое

содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить

произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической   значимости.

Тематический план в 10 классе

Раздел программы

К-во часов

Провер работы

Р/Р

1

Введение

2

Русская литература первой половины XIX века

23+3

тест

3соч.

3

Русская литература второй половины XIX века

56+9

тест

4соч.

4

Зарубежная литература XIX века

5

Итоги

1 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение  1ч

Русская история и русская литература XIXв. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью, свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и, мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в., их развитие и взаимодействие.

Методика. Установочный урок начала учебного года строится в значительной мере на материале, изученном в 9 классе. Однако он не может быть всего лишь уроком повторения: впереди очень ответственные моменты завершения и обобщения изучения творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, литературы первой половины XIX в. И эта задача должна быть обозначена на уроке, предваряющем курс 10 класса.

Русская литература первой половины XIX века 26 ч

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма нерусской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.

Теория. Реализм и его становление.

Методика. Повторяя общую характеристику классицизма, сентиментализма и романтизма в первой половине XIX в., нужно уделить основное внимание тому, как в процессе взаимодействия этих направлений зарождался реализм. В сильных классах в этот обзор возможно включение материалов темы «Поэты пушкинской поры» с кратким анализом творчества Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига, Д. В. Давыдова, А. В. Кольцова, Н. М. Языкова.

А. С.Пушкин. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило...»,- «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Коран у» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...^), «...Вновь я посетил...», «Пора, мой друг, пор а!..», «Из П и н д е м о н т и». Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

«Медный всадник». Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. 06раз Евгения и проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции произведения.

«Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

Теория. Народность литературы.

М. Ю. Лермонтов. «М о л и т в а» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», «И скучно и грустно...», «Нищий», «Мой демон». Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Теория. Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя.

Критика. В. В. Набоков. «Г о г о л ь» (фрагменты).

Теория. Образ автора в произведении.

Русская литература второй половины XIX века 65ч

Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Эпические полотна Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Формирование русского национального театра.

А. Н. Островский. «Гроза», «Б е с п р и д а н ница» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции.

Критика. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; An. Григорьев. «После «Грозы» О с т р о в с к о г о. П и с ь м а  к  И.С. Тургеневу».

Методика. Обращение к творчеству А. Н. Островского предполагает использование материалов по истории постановок его пьес на сцене (обращение к документальным материалам, учебным и художественным фильмам), поскольку это важнейший этап в истории русского национального театра.

И. А. Гончаров. «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Срн Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «

Критика. Н. А. Добролюбов. «Что такое о б л о м о в щ и н а»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова».

Теория. Нарицательные образы — герои художественных произведений.

И. С. Тургенев. «О т ц ы и дет и». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство).

Критика. М. А. Антонович. «Асмодей нашего вре.мени»;Д. И. Писарев. «Базаров»; Н.Н.Страхов. «Отцы и дети» И.С.Тургенева».

Теория. Философские позиции автора и героев романа. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Методика. Существует традиция в той или иной форме включать учеников в споры с Евгением Базаровым. Поскольку в романе звучат многие «вечные вопросы», а суждения героя часто совпадают с точкой зрения некоторых сегодняшних молодых людей, то такого рода споры и даже диспуты, если они вызваны реальной потребностью конкретного класса, продуктивны.

Ф.И.Тютчев. «S i 1 е n t i u m!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Эти бедные селенья...», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

А.А.Фет.«Поэтам»,«Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «Еще весныдушистой нега...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков
чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте»
{А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.        

Теория. Теория «чистого искусства».

А.К.Толстой. «Двух станов не_ боец, а только гость случайный...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения». Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики поэта. Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А. К. Толстого.

Теория. Влияние фольклора на лирику XIX в.

Н.А.Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам в о й н ы...», «Зине», «О Муза! я у двери гроба...», «Умру я скоро...». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Народность творчества.

К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к лирике Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Т е о р и я. Стихотворный перевод.

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60—70-х гг. XIX в. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.

Теория. Отражение жизненных коллизий в литературе.

Методика. Учитель найдет много материала по изучению произведения Н. Г. Чернышевского в школе, однако необходимо представить сегодняшний взгляд на роман. В связи с этим нужно дать учащимся материал по истории утопий в художественной литературе, который будет предпосылкой обращения к жанру антиутопии в литературе XX в.

Н. С. Лесков. «Тупейный художник», «Очарованный странник» (по выбору учителя и учащихся). Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество.

Теория. Сказ в творчестве Лескова.

Методика. Начать изучение творчества Н. С. Лескова можно с сообщений учащихся о жизненном пути писателя, а затем предложить желающим понаблюдать за словом писателя в художественном тексте, за особенностями его сказовой манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» — сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории...». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Методика. Учащимся будет интересна работа над созданием словаря слов эзопова языка по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина или словаря приемов, которые использует автор для сатирического изображения своих героев. Возможно создание словаря, например, гипербол из одной главы «Истории одного города».

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» *в его произведениях. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.

«И д и о т». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Христианский идеал человека в романе.

Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа.

Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XXв.

Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского.

Методика. Поскольку интерес к наследию Ф. М. Достоевского не утихает, то в процессе изучения его произведений нужно создать атмосферу поиска учащимися самостоятельных выводов и оценок, что способствует ответственному отношению к собственной роли читателя в этом мире. Работа с текстами писателя формирует уважительное отношение к собственным взглядам и позициям. В сильных классах возможен урок с обсуждением нравственных проблем, которые Ф. М. Достоевский ставит в своих романах.

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).

«Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл резкого противопоставления этих героев. Картины войны в романе

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

Методика. Роман-эпопея «Война и мир»„ входя в мир читателя-старшеклассника даже в том объеме, который посилен не очень увлеченному чтением ученику, всегда представляет собой эпоху в его духовной жизни. Учителю стоит очень тщательно продумать все этапы изучения, все темы и проблемы, которые предлагает нам писатель. Огромную роль может сыграть сопоставление позиций Достоевского и Толстого. Мучительный трагизм мировосприятия одного и безукоризненное духовное здоровье другого часто многое дают для формирования самосознания учеников.

А.П. Чехов. «Студент», «Дом с м е з о н и н о м», «Ионы ч», «С т е п ь», «П ал а та № 6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека».

«В и ш н е в ы й сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.

Методика. Можно предложить ученикам исследовательскую работу: ответ на вопрос «Почему А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада» как комедию?».

Зарубежная литература XIX века 9 ч

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества наиболее ярких писателей этой эпохи.

  1. Т. А. Гофман. «Серапионовы братья». Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана. «Двоемирие» в отражении действительности.
  2. Диккенс. «Записки Пиквикского к л у б а». История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста.

О. де Бальзак. «Г о б с е к». Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

В.Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.

Э. А. По. «Золотой жук». Динамичность сюжета. Острая характерность облика'и поведения героев.

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

А. Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении.

Теория. Социально-психологическая драма. Психологизм.

Методика. Знакомство с зарубежной литературой возможно и в форме общего обзора и как последовательное изучение одной-двух монографических тем, следующих за общим обзором. При этом целесообразно использовать сведения о популярности авторов и их произведений у русских читателей, а при обращении к драматургии — о популярности постановок на русской сцене.

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса:

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути  писателей и поэтов XX века;

- изученные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять основные части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героям;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.  

Тематический план в 11 классе

Содержание

кол-во часов

развитие речи

1

Литература XX века. Введение.

1 ч

2

Литература первой половины XX века.

15 ч

2

3

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века.

22 ч

1

4

Русская литература 20-40-х годов.

34 ч

2

5

Русская литература за рубежом 1917-1941 г.

4 ч

6

Великая Отечественная война в литературе.

3 ч

7

Русская литература 50-90-х годов XX века.

17 ч

1

8

Зарубежная литература.

3 ч

9

Литература на современном этапе.

2 ч

10

Итоги

1 ч

11

Всего

102 ч

6

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века 1 ч

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века 15 ч (2 р/р)

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. 22 ч (1 р/р)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

 А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облако в штанах». 

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор) 34 ч (2 р/р)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. 

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                        "Доктор Живаго" (обзор). 

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы 4 ч

И.С.Шмелев.

         «Солнце мертвых». 

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

В.В.Набоков.

 «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе 3 ч

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века 17 ч (1 р/р)

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

 Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). 

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). 

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

        "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Зарубежная XX века 3 ч

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

Б.Шоу.

        "Пигмалион".

 Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г.Аполлинер.

         Лирика ("Мост Мирабо" и др.).

Экспериментальная направленность лирики.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материальная база

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиа проектор.
  3. Экран.
  4. Принтер.

УМК для обучающегося.

Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.

Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.

УМК для учителя

  1. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
  2.  Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А. Литература: 10 класс: методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.  - М.: Дрофа, 2010.

  1. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.
  2.  Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А. Литература: 11 класс: методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.  - М.: Дрофа, 2010.
  4. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX- начала XX века. М.,1984г
  5. Смирнова Л.А. Художественные открытия в литературе Серебряного века. М., 1995
  6. Наследие Горького и современность. М. 1998г.
  7. Михайлов О. Куприн. М. 1981
  8.  Русская литература.XX век: справочные материалы. Сост. Смирнова Л.А. М., 1995
  9. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии., Л., 1990
  10. Марченко Алла. Поэтический мир Есенина М., 1989
  11. Захаров А.Н.Поэтика Есенина. М., 1995
  12. Михайлов А.И. Мир Маяковского. М., 1990
  13. Скороспелова Е.Б.Русская проза 20-30 гг. М.,1985
  14. Яновская Л. Творческий мир Михаила Булгакова. М., 1983
  15. Саакянц А.Марина Цветаева. М., 1986
  16. Павловский А.И. Анна Ахматова М, 1991
  17. Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон» М., 1995
  18. Македонов  А. Творческий путь Твардовского. М, 1981
  19. Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дне. М.1983
  20. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1994
  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
  2. Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.; Л., 1964.
  3. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. - М., 1984.
  4. Анненков П. В. Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.
  5. Афанасьев В. В. Жуковский. - М., 1986.
  6. Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1995.

II. Демонстрационные пособия

  1. Художественный фильм по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
  2. Художественный фильм по роману И. А. Гончарова «Обломов».
  3. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  4. Художественный фильм по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Интернет-ресурсы:

                                    www.ilibrary.ru  

                                    www.lib.rus.ec

                                    www.loveread.ec

                                    www.ruslib.org  

                                    www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/32/4/htm,

                                    http://schoolcollection.edy.ru,      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год. Состоит из пояснительной записки, содержания программы, календарно-тематического планирования. В программу включен региональный компонент (Литература До...

Рабочая программа по литературе для 9 класса по учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и составлена на 4 часа в неделю. В программе есть пояснительная записка, содержание программы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе в 5 классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе разработана на основе типовой программы, рекомендованной Министерством образования РФ. Образовательная программа, согласно статье №32 Закона РФ "Об образовании", - это ...

Рабочая программа по литературе в 5 классе по редакцией Т. Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе разработана на основе типовой программы, рекомендованной Министерством образования РФ. Образовательная программа, согласно статье №32 Закона РФ "Об образовании", - это ...

Рабочая программа по литературе в 11 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой

Программа по литературе для 11  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литер...

Рабочая программа по литературе в 8 классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по предмету «Литература» в 8 классе разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании», на основании Приказа Министерства образования и ...

Рабочая программа по литературе в 9 классе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе....