Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Т.Ф.Курдюмовой
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год. Состоит из пояснительной записки, содержания программы, календарно-тематического планирования. В программу включен региональный компонент (Литература Дона).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8 класс литература242.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования для 8-11 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.

     Изучение курса реализуется через УМК: учебник-хрестоматия «Литература. 8 класс» Т.Ф.Курдюмова; работа ведется по авторской программе Т.Ф.Курдюмовой, соответствующей концентрической структуре современной школы. Планирование уроков литературы в 8 классе полностью охватывает все материалы, представленные в учебнике-хрестоматии. Программа направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

   В программе раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.

   Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.    

    Задачи, которые решаются на уроках литературы в 8 классе:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.

        Структура курса каждого из средних классов – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

        В 8 классе ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Сложность отношения литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в курс 8 класса, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

       Основные теоретические понятия, которые должны усвоить в 8 классе: жизнь истории на страницах литературы.

     Кроме того, на уроках литературы в 8 классе реализуется региональный компонент основного общего образования по литературе, целью которого является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.

    Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

     По учебному плану школы на 2011-2012 учебный год на изучение литературы в 8 классе отведено 105 часов в год, 3 часа в неделю.

Моя рабочая программа рассчитана на 102 часа часов, 3 часа в неделю, потому что 3 часа в году выпадают на праздничные дни:23 февраля, 8 марта и 9 мая.

 25 часов отведено на изучение произведений регионального компонента, которые изучаются на протяжении всего учебного года.

      Распределение часов рабочей программы по разделам:

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

Способы отслеживания результатов обучения

1

Введение.

2

Фольклор.

3

Древнерусская литература.

Тест №1 – 12.10.11г

4

Литература XVIII века.

5

Литература XIX века.

52ч

Сочинение №1 – 21, 22.12.11г

Тест №2 – 06.02.12г

Тест №3 – 15.03.12г

6

Литература XX века.

29ч

Тест №4 – 30.05.12г

Итого

102ч

Тестов – 4, сочинений -1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Введение(4ч)

Литературный процесс как часть исторического процесса.

 Жанры художественной литературы.

Х.К.Андерсен:  Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.

Поэты казачьего зарубежья: П.С.Поляков «Ветла», «Надежды».

 Фольклор (6ч)

Художественные особенности исторической песни «Правеж». 

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».

Связь донских песен «При лужку», «По Дону гуляет» с обрядами.

Донские легенды «Братья», «Про Пугача» как свидетельство былых событий. Сюжет и герои донских легенд «Братья», «Про Пугача».

 Древнерусская литература (8ч)

Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

 «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Жития святых как исторические повествования. «Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.

Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».

Литература XVIII века (3ч)

 Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин. «Казак», «Калмычке».

Н.М.Княжнин: Отражение и оценка событий русской истории в творчестве Н.М.Княжнина. Образы-антиподы в «Марфе-посаднице».

Литература XIX века (52ч)

А.И.Куприн: Донские страницы в очерке А.И.Куприна «Костя Попов». Автор и его герой в очерке «Костя Попов».

 Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.

А.К.Толстой: Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.

Г.Лонгфелло: Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.

А.С.Серафимович: Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис». Великая Отечественная война в были «На хуторе» А.С.Серафимовича. Стилистические особенности произведений о Доне А.С.Серафимовича.

В.Скотт: Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго». Концепция истории и человека в романе В.Скотта.

И.А.Крылов: Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

В.А.Закруткин:  Великая Отечественная война в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая». Мастерство В.А.Закруткина в создании образа главной героини. Смысл названия повести «Матерь человеческая».

А.С.Пушкин:  Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода. Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Творческая история «Капитанской дочки». Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Смысл названия повести «Капитанская дочка».

М.Ю.Лермонтов: Прошлое донского казачества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Два сокола». Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич. Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.

К.Д.Бальмонт: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Скифы».

Н.В.Гоголь:  Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе». Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).

 Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

А.А.Блок:  Изображение исторических событий в стихотворении А.Блока «На поле Куликовом».

А.Дюма: Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма. Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера».

А.К.Толстой:  Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого. Вымысел и реальность в художественном произведении.

И.А.Бунин: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».

Л.Н.Толстой:  Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Роль случая в жизни и судьбе человека.

Время и пространство в художественном тексте.

Русские поэты о Доне: Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам».

Литература XX века (29ч)

 Автор и время на страницах произведений 20 века. Былины и их герои в поэзии 20 века.

Ю.Н.Тынянов: Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже». Осуждение нелепостей воинской службы в армии при Павле I. Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона». Язык и стиль повести «Восковая персона».

История в стихотворениях донских поэтов: Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…».

М.Алданов: Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост». Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост».

Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н.К.Доризо.

С.Цвейг: Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга. Образ Наполеона в миниатюре «Невозвратимое мгновение».

Б.Васильев: Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…» Исторические лица, изображенные в романе. Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…».

И.М.Бондаренко: Тема Великой Отечественной войны в повести И.М.Бондаренко. Приключенческие мотивы в повести «Приговор обжалованию не подлежит».

Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского. Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

 Тема природы в стихах А.Рогачева, В.Жака, А.Софронова. Восприятие, истолкование, оценка стихотворений донских поэтов.

Л.М.Леонов: Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета». Смысл названия пьесы «Золотая карета».

В.Конецкий: Внеклассное чтение. Эхо войны в повести В.Конецкого «Тамара». Мотив жизни и смерти в повести «Тамара».

Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой. Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого, М.Кузмина.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ.

3 часа в неделю                                                                                                                                                                                                                                 102  часа в год

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Цели и задачи раздела

Знания по теории литературы

Знания по стилистике

Основные виды деятельности

1

Литературный процесс как часть исторического процесса.

1

01.09.11г

Дать более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и отдельного человека.

Понятие о художественном произведении, художественном образе.

Особенности конспектирования, составление тезисов.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником.

2

Жанры художественной литературы.

1

05.09.11г

Продолжить знакомство с жанрами художественной литературы.

Жанры художественной литературы

Особенности конспектирования, составление тезисов.

Беседа, ответы на вопросы, приведение примеров произведений разных жанров.

3

Сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.

1

07.09.11г

Продолжить знакомство с творчеством Х.К.Андерсена.

Понятие о сказке. Жанровые особенности сказки. Вымысел и реальность в произведении.

Выразительное чтение.

Чтение с элементами анализа.

4

Поэты казачьего зарубежья: П.С.Поляков «Ветла», «Надежды».

1

08.09.11г

Жизнь и творчество Полякова. Развивать навык выразительного чтения, анализа стихотворения.

Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение.

Партитура выразительного чтения.

Чтение и анализ стихотворений. Работа со средствами выразительности языка.

ФОЛЬКЛОР (6ч)

5

Художественные особенности исторической песни «Правеж».

1

12.09.11г

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать свой родной край. Народные песни как жанр фольклора. Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях.

Историческая народная песня.

Работа с выразительными средствами языка.

Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, сообщения, анализ исторических песен.

6

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта.

1

14.09.11г

Дать расширенное представление о народном театре.

Развитие понятия о драме, пьесе. Народная драма.

Работа с выразительными средствами языка.

Чтение и комментирование. Анализ.

7

Драматический и комический конфликт в драме «Как француз Москву брал».

1

15.09.11г

8

Связь донских песен «При лужку», «По Дону гуляет» с обрядами.

1

19.09.11г

Познакомить с казачьей песней, с историей создания казачьих легенд. Герои песни. Показать  связь донских песен с обрядами.

Легенды. Детский фольклор. Жанры донского фольклора.

Слово учителя, работа с учебником-хрестоматией.

Чтение, выборочный пересказ.

9

Донские легенды «Братья», «Про Пугача» как свидетельство былых событий.

1

21.09.11г

10

Сюжет и герои донских легенд «Братья», «Про Пугача».

1

22.09.11г

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (8ч)

11

Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

1

26.09.11г

Дать понятие о древнерусской литературе. Помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной и современной литературы.

Дать понятие о духовной литературе, канонизации. Древнерусская литература. Летопись.

Развитие монологической речи учащихся.

Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы.

12

«Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод.

1

28.09.11г

13

События и герои на страницах «Повести о разорении Рязани Батыем».

1

29.09.11г

Углубить понятие о воинской повести. Раскрыть связь повести с народно-поэтическим творчеством.

Воинская повесть

Выразительное чтение. Рассказ учителя.

Чтение и комментирование,

беседа

14

Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

1

03.10.11г

15

Жития святых как исторические повествования.

1

05.10.11г

Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу «Сказания…».

Раскрыть понятие «житийная литература». Житие.

Анализ текста. Партитура выразительного чтения. Пересказ. Умение находить авторскую позицию в изображении исторического героя в древнерусской литературе.

Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.

16

«Сказание о житии Александра Невского» как героя русской истории.

1

06.10.11г

17

Особенности изображения героя в житии «Преподобный Сергий Радонежский».

1

10.10.11г

Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу жития.

Жанр жития.

Развивать навыки анализа текста.

Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.

18

Тестовый контроль №1 по теме «Фольклор. Древнерусская литература».

1

12.10.11г

Проверить знания учащихся по теме.

Тест №1

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3ч)

19

Русские поэты о Доне: А.С.Пушкин. «Казак», «Калмычке».

1

13.10.11г

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством

Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения.

Восприятие, истолкование, оценка.

Навыки анализа лирического произведения.

Партитура выразительного чтения.

Чтение и комментирование. Анализ лирического произведения.

Наизусть.

20

Отражение и оценка событий русской истории в творчестве Н.М.Карамзина.

1

17.10.11г

Научить сопоставлению исторического труда и художественного текста. Дать отличие героини повести и исторического персонажа.

Историческая драма.

Партитура  выразительного чтения.

Сообщение учителя, беседа, комментированное чтение.

21

Образы-антиподы в «Марфе-посаднице».

1

19.10.11г

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (52ч)

22

Донские страницы в очерке А.И.Куприна «Костя Попов».

1

20.10.11г

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа.

Овладение понятиями: рассказ, особенности жанра рассказа.

Партитура выразительного чтения. Понятие о подробном и сжатом пересказе.

Выразительное чтение, выборочный пересказ

23

Автор и его герой в очерке «Костя Попов».

1

24.10.11г

24

Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.

1

26.10.11г

Показать историческое прошлое в литературе 19 века. Роль автора и его позиции в изображении времени минувшего. Раскрыть настоящее, прошедшее и будущее в их взаимной связи.

Характеристика литературного героя.

Развитие монологической речи учащихся. Умение давать оценку характеру и поступкам.

Составление и запись тезисов лекции учителя.

25

Народный идеал и авторская позиция в балладах «Илья Муромец», «Правда» А.К.Толстого.

1

27.10.11г

Показать значение жанра исторического романа в литературе 19 века, значение былин в поэзии 19 века.

Понятие об анализе поэтического текста.

Развивать навыки анализа поэтического текста.

Выступления учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение.

26

Образ народного героя Гайаваты в произведении Г.Лонгфелло.

1

09.11.11г

Показать интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Характеристика литературного героя. Герой и обстоятельства.

Партитура выразительного чтения.

Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.

27

Прошлое донского казачества в рассказе А.С.Серафимовича «Чибис».

1

10.11.11г

Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем Серафимовича. Развивать навык художественного пересказа, выборочного пересказа.

Развитие понятия о были, повести как жанре художественной литературы.

Характеристика литературного героя.

Лекция учителя. Чтение и комментирование, выборочный пересказ.

28

Великая Отечественная война в были «На хуторе» А.С.Серафимовича.

1

14.11.11г

29

Стилистические особенности произведений о Доне А.С.Серафимовича.

1

16.11.11г

30

Изображение героев и эпохи в романе В.Скотта «Айвенго».

1

17.11.11г

Обсудить на уроке самостоятельно прочитанное произведение.

Характеристика главного героя.

Развитие монологической речи учащихся

Чтение фрагментов, аналитическая беседа.

31

Концепция истории и человека в романе В.Скотта.

1

21.11.11г

32

Кутузов и Наполеон в басне И.А.Крылова «Волк на псарне».

1

23.11.11г

Показать особенности отражения истории в баснях.

Развитие понятия о басне как жанре художественного произведения.

Характер литературного героя.

Чтение басни по ролям. Анализ.

33

Великая Отечественная война в повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая».

1

24.11.11г

Краткий рассказ о писателе. Знакомство с текстом. История создания рассказа

Углубление понятия «характеристика литературного героя».

Партитура выразительного чтения. Понятие о подробном и выборочном пересказе. Отзыв на литературное произведение.

Пересказ, выразительное чтение

34

Мастерство В.А.Закруткина в создании образа главной героини.

1

28.11.11г

35

Смысл названия повести «Матерь человеческая».

1

30.11.11г

36

Сюжет баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и сюжет летописного эпизода.

1

01.12.11г

Показать интерес к истории как одно из важнейших подтверждений широты взгляда на мир великого поэта.

Развитие понятия о повести, романе, хронике.

Расширить понятия о прототипе, прообразе, мятеже, восстании.

Аналитическая беседа, сжатый пересказ статей учебника, сообщение учащихся.

37

Образ Петра в поэме «Полтава» - образ вдохновителя победы.

1

05.12.11г

Определить место этого произведения в создании образа Петра I автором.

Поэма.

Работа над выразительными средствами языка.

Выразительное чтение, беседа по вопросам.

38

Исторические и нравственные проблемы в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

1

07.12.11г

Показать роль и судьбу летописца Пимена в пьесе.

Историческая проза. Эпиграф.

Партитура выразительного чтения. Анализ лирического текста.

Лекция учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, беседа по вопросам.

39

Творческая история «Капитанской дочки».

1

08.12.11г

Расширить представление учеников о личности А.С.Пушкина как историка. Познакомить учащихся с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

Развитие понятия о повести.

 Чтение и комментирование. Анализ прозаического текста.

Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

40

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».

1

12.12.11г

Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева. В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.

Дать понятие иллюзии; что есть честь и достоинство.

Характеристика главного героя, выборочный пересказ.

Аналитическая беседа, сообщение, пересказ.

41

Образ Маши Мироновой.

1

14.12.11г

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой; раскрыть смысл названия повести.

Углубление понятия о литературном герое, характере литературного героя. Герой и обстоятельства.

Развитие монологической речи учащихся.

Составление и запись тезисов лекции учителя, подготовка сообщений по теме.

42

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

15.12.11г

43

Смысл названия повести «Капитанская дочка».

1

19.12.11г

Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева.

Умение давать оценку характеру и поступкам. Обреченность, противоречивость. Непредсказуемость.

Выборочное чтение, ответы на вопросы, запись в тетрадях.

44-45

Р.р.Обучающее сочинение по повести «Капитанская дочка».

2

21.12.11г

22.12.11г

Развитие связной речи учащихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.

Сочинение №1

46

Прошлое донского казачества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Два сокола».

1

26.12.11г

Продолжить знакомство

 с жизненным и творческим путем М. Ю.Лермонтова

Эпитет, метафора, олицетворение.

Выразительное чтение, анализ.

47

Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд.

1

28.12.11г

На примере повести «Капитанская дочка» рассмотреть героев, составить сравнительную характеристику мужских образов, женских, сделать выводы.

Знакомство с понятиями «историческая повесть», «исторический труд». Сюжет и фабула.

Аналитическая беседа, чтение эпизодов повести.

48

Быт и нравы XVI века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

1

29.12.11г

Продолжить знакомство учащихся с фактами биографии, лирикой поэта. Работа с текстом поэмы.

Характер литературного героя.

Анализ отрывков поэмы.

Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

49

Герои поэмы и их судьбы. Купец Калашников и опричник Кирибеевич.

1

16.01.12г

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. Сопоставительный анализ героев поэмы.

Продолжить знакомство с понятиями «поэма, тема, идея, сюжет, композиция».

Анализ отрывков поэмы. Сравнительная характеристика героев.

Выразительное чтение, анализ эпизодов.

50

Образ Ивана Грозного и его роль в сюжете поэмы.

1

18.01.12г

Дать характеристику Ивана Грозного, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Образ в литературе. Пафос романтической  поэмы о былом.

Партитура выразительного чтения. Средства художественной выразительности.

Беседа, рассуждения по поэме, анализ эпизодов.

51

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения К.Д.Бальмонта «Скифы».

1

19.01.12г

Познакомить учащихся с фактами биографии поэта, лирикой поэта.

Расширение понятия о художественном своеобразии языка (ритм, рифма, стихотворение, строфа). Антитеза, лирический герой.

Партитура выразительного чтения.

Аналитическая беседа. Работа в группах. Чтение наизусть.

52

Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

23.01.12г

Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана.

Художественная деталь. Тема и идея произведения.

Рассказ о писателе, слово учителя, работа по карточкам, словарная работа.

53

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества в «Тарасе Бульбе».

1

25.01.12г

Познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой. Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

Продолжение знакомства с понятиями «повесть, историческое, эпическое».

Углубление представления о повести.

Исторический экскурс, комментированное чтение.

54-55

Отец и сыновья. Характеры главных героев повести.

2

26.01.12г

30.01.12г

Выработка навыков определения характеров персонажей. Их развития в ходе повести.

Массовое сознание, индивидуальное сознание.

Ответы на вопросы, анализ характеров двух братьев на примере сцен.

56-57

Пафос произведения о защите Родины. Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер).

2

01.02.12г

02.02.12г

Показать пафос произведения, роль описания в повести.

Гипербола.

Выборочное чтение, комментирование, анализ отдельных эпизодов.

58

 Тестовый контроль №2 по теме «Литература XIX века».

1

06.02.12г

Проверить знания учащихся по теме.

Тест №2

59

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

1

08.02.12г

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Жуковского, Пушкина, Давыдова. Проследить, как отображается тема исторического прошлого в лирике этих поэтов.

Средства художественной выразительности.

Партитура выразительного чтения.

Выразительное чтение, анализ стихотворений.

60

Изображение исторических событий в стихотворении А.Блока «На поле Куликовом».

1

09.02.12г

Продолжить знакомство с творчеством А.А.Блока. развивать навык выразительного чтения.

Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка.

Партитура выразительного чтения.

Выразительное чтение, работа со средствами языка.

61

Трансформация исторических событий и исторических героев в романе А.Дюма.

1

13.02.12г

Раскрыть причину популярности произведения. Дать общую характеристику произведения: сюжет, герои, яркость и убедительность позиции автора.

Тема и идея произведения.

Беседа, выборочное чтение, чтение по ролям.

62

Увлекательность сюжета и яркость характеров в романе А.Дюма «Три мушкетера».

1

15.02.12г

63

Подлинные исторические лица в балладе А.К.Толстого.

1

16.02.12г

Познакомить учащихся с одним из первых произведений А.К.Толстого на тему русской истории.

Продолжить знакомство с понятием «баллада».

Составление характеристики героя.

Аналитическая беседа, ответы на вопросы, комментированное чтение.

64

Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

1

20.02.12г

65

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».

1

22.02.12г

Показать элементы реализма на страницах романтического повествования. Познакомить с образом жестокого и коварного властителя.

Углубление понятия о романе. Стихотворная сатира.

Составление сравнительной характеристики героев.

Выборочное чтение, комментирование.

66

Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого.

1

27.02.12г

67

Вымысел и реальность в художественном произведении.

1

29.02.12г

Показать мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой.

Использование фольклора.

Написание отзыва о прочитанном.

Чтение отрывков романа, запись в тетрадях, беседа, ответы на вопросы.

68

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения И.А.Бунина «Ковыль».

1

01.03.12г

Продолжить знакомство с биографией и творчеством поэта. Учить опознавать в стихах средства художественной выразительности языка.

Выразительные средства языка. Лирический герой: его чувства, мысли, переживания.

Партитура выразительного чтения.

Просмотр презентации, выразительное чтение, работа со средствами языка.

69

Контраст как основа композиции в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

1

05.03.12г

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа «После бала».

Духовный мир героев, обусловленность поведения героя обстоятельствами. Контраст как основной художественный прием рассказа.

Развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.

70

Роль случая в жизни и судьбе человека.

1

07.03.12г

Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.

Понятие о диспуте.

Развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Беседа с элементами диспута, слово учителя, тест.

71

Время и пространство в художественном тексте.

1

12.03.12г

Проследить, как Толстой употребляет в рассказе «После бала» прием контраста; выяснить, для чего он использует этот прием, какова его роль в произведении.

Понятие о контрасте как художественном приеме.

Чтение эпизодов рассказа, в которых используется прием контраста, анализ этих эпизодов.

Работа со статьей учебника.

72

Русские поэты о Доне: Н.Ф.Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам».

1

14.03.12г

Жизнь и творчество Н.Ф.Щербина. Развивать навыки работы со стихотворным текстом.

Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение.

Партитура выразительного чтения. Элементы анализа лирического произведения.

Чтение и анализ стихотворений.

73

Тестовый контроль №3 по теме «Литература XIX  века».

1

15.03.12г

Проверить знания учащихся по теме.

Тест №3

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (29ч)

74

Автор и время на страницах произведений 20 века.

1

19.03.12г

Показать прочность традиций. Поиски новых форм. Роль автора и истории на страницах исторических произведений 20 века.

Развитие монологической и диалогической речи.

Конспектирование, беседа, выразительное чтение.

75

Былины и их герои в поэзии 20 века.

1

21.03.12г

Познакомить обзорно с былинами и их героями.

Углубление понятия о былинах, понятие о статистике былины, своеобразие построения былин.

Партитура выразительного чтения.

Чтение по ролям, выборочное чтение, анализ.

76

Исторические герои и события в рассказе Ю.Н.Тынянова «Подпоручик Киже».

1

22.03.12г

Познакомить учащихся с творчеством Тынянова. Тема истории и деспотизма на страницах произведений Тынянова.

Углубление понятия об иронии и гротеске. Язык и стиль исторического повествования

Чтение и обсуждение рассказа.

77

Осуждение нелепостей воинской службы в армии при Павле I.

1

02.04.12г

78

История в стихотворениях донских поэтов: Ф.И.Анисимов «Всколыхнулся, взволновался…».

1

04.04.12г

Жизнь и творчество Анисимова. Навыки работы со стихотворным текстом.

Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение.

Партитура выразительного чтения.

Чтение и анализ стихотворений.

79

Образ Петра и его окружения в повести Ю.Тынянова «Восковая персона».

1

05.04.12г

Познакомить с необычностью воссоздания образа Петра. Раскрыть художественное своеобразие произведения.

Сопоставление фраз, сравнение описаний.

Партитура выразительного чтения.

Выборочное чтение, пересказ, комментирование, составление тезисов.

80

Язык и стиль повести «Восковая персона».

1

09.04.12г

81

Родная история и история Европы в романе М.Алданова «Чертов мост».

1

11.04.12г

Познакомить с творчеством Алданова. Тема героического прошлого России в произведениях Алданова.

Тетралогия, трилогия. Исторический роман.

Пересказ, анализ эпизодов, запись тезисов, самостоятельное чтение.

82

Изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост».

1

12.04.12г

83

Тема поэта и поэзии в стихотворениях Н.К.Доризо.

1

16.04.12г

Жизнь и творчество Доризо. Навыки работы со стихотворным текстом.

Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение.

Партитура выразительного чтения.

Чтение и анализ стихотворений.

84

Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре С.Цвейга.

1

18.04.12г

Биографические труды и исторические миниатюры писателя.

Миниатюры.

Отзыв и рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.

Самостоятельное чтение.

85

Образ Наполеона в миниатюре «Невозвратимое мгновение».

1

19.04.12г

Показать роль «мгновения» в судьбе человека и исторического события.

Анализ эпизодов, выразительное чтение эпизодов.

Исполнение миниатюры и ее обсуждение.

86

Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали…»

1

23.04.12г

Дать характеристику творчества Васильева. Познакомить с романом о судьбах властителей и простых людей на страницах истории.

Продолжить знакомство с жанром романа. Уметь выделить жанр романа среди других жанров, основываясь на основные отличительные признаки этого жанра.

Партитура выразительного чтения. Подробный пересказ, его стилевые и жанровые особенности. Понятие о конспекте.

Работа с учебником. Беседа. Составление плана. Словарно-лексическая работа.

87

Исторические лица, изображенные в романе.

1

25.04.12г

88

Смысл заглавия романа «Утоли моя печали…».

1

26.04.12г

Дать представление о проблеме трагического на страницах романа.

Понятие трагедии человечества.

Добиваться овладения всей партитурой выразительного чтения. Анализировать речь героя с точки зрения образности, синтаксиса словоупотребления.

Слушание, говорение, письмо, выразительное чтение.

89

Тема Великой Отечественной войны в повести И.М.Бондаренко.

1

30.04.12г

Знакомство с творчеством автора. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником.

Фантастика.

Развитие творческих способностей учащихся. Партитура выразительного чтения.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

90

Приключенческие мотивы в повести «Приговор обжалованию не подлежит».

1

02.05.12г

91

Великая Отечественная война в лирике А.Ахматовой, А.Прокофьева, К.Симонова, А.Твардовского.

1

03.05.12г

Познакомить со стихами о войне, поднимать эстетические, нравственные проблемы, воспитывать патриотизм, чувство долга, любовь к миру.

Расширение представления о поэзии 20 века.

Дать представление о стилистике Твардовского: пауза, просторечие. Значение стилистической окраски метафор и неологизмов.

Работа со статьями о поэте. Анализ выражения. Анализ стихотворения в единстве формы и содержания.

92

Великая Отечественная война в лирике Ю.Друниной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

1

07.05.12г

93

Тема природы в стихах А.Рогачева, В.Жака, А.Софронова.

1

10.05.12г

Познакомить с жизнью и творчеством донских поэтов.

Углубление понятия о лирике. Выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение

Партитура выразительного чтения.

Чтение и анализ стихотворений. Работа со средствами выразительности языка.

94

Восприятие, истолкование, оценка стихотворений донских поэтов.

1

14.05.12г

95

Судьбы героев и их идеалы в пьесе Л.М.Леонова «Золотая карета».

1

16.05.12г

Познакомить с творчеством писателя, с судьбами героев.

Расширение понятия  нравственности. Символика названия произведения.

Понимать значение стиля художественной литературы, метафор.

Работа с учебником, анализ, устное рисование.

96

Смысл названия пьесы «Золотая карета».

1

17.05.12г

97

Внеклассное чтение. Эхо войны в повести В.Конецкого «Тамара».

1

21.05.12г

Продолжить знакомство с литературой, посвященной теме ВОВ.

Расширение понятия нравственности, чувства долга и ответственности перед Отечеством.

Партитура выразительного чтения, характеристика литературного героя

Выразительное чтение, словарная работа, исследовательская работа, беседа по вопросам.

98

Внеклассное чтение. Мотив жизни и смерти в повести «Тамара».

1

23.05.12г

99

Мотивы былого в лирике В.Брюсова, З.Гиппиус, Н.Гумилева, М.Цветаевой.

1

24.05.12г

Дать понятие о Серебряном веке русской литературы. Обзор поэзии 20 века. Показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов.

Средства художественной выразительности.

Партитура выразительного чтения.

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.

100

Мотивы былого в лирике Е.Евтушенко, В.Высоцкого, М.Кузмина.

1

28.05.12г

101

Тестовый контроль №4 по теме «Литература XX века».

1

30.05.12г

Выявить пробелы в знаниях учащихся, наметить план по коррекции.

Тест №4

102

Повторение изученного за курс 8 класса.

1

31.05.12г

Проверить знания учащихся по теме.

Всего часов -  102

Тестов – 4         внеклассное чтение – 2       развитие речи – 2       литература Дона - 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс, к учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.Рабочая программа содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание,календарно- тематическое планирование, т...

Рабочая программа по литературе 7 класс.По учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 7 класс. По учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Т.Ф.Курдюмовой

Данная рабочая программа включает пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику Курдюмовой

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к знаниям и умениям выпускников, календарно - тематическое планирование...

рабочая программа по литературе, 5 класс, 102 часа (Т. Ф. Курдюмова)

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение...

Рабочая программа по литературе 10 кл. по учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа по литературе 10 кл. по учебнику Т.Ф. Курдюмовой рассчитана на 3 урока в неделю всего 105  часов в год. Содержит: пояснительную записку,цели и задачи курса, требования к ур...

Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой)

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе...