Мир природы глазами ребенка (на материале повести Ч.Айтматова «Белый пароход»)
проект по литературе (5 класс) по теме

Дюрдеева Любовь Юрьевна

Исследовательская работа ученицы 5 класса по повести Ч.Айтматова "Белый пароход". Цель данной работы – показать красоту природы, ее способность к возрождению и самосохранению, бережное отношение к природе как матери всего живого, необходимость воспитания любви к природе.Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи: изучить доступную литературу по творчеству Ч.Айтматова, где рассматриваются вопросы отношения человека к природе, найти в тексте повести «Белый пароход» примеры, где картины природы показаны глазами ребенка. Установить, в чем отличие детского взгляда от взрослого.

Теоретическая значимость данной работы – в освещении проблемы экологии с позиций ребенка и взрослого и воспитание бережного отношения к природе. Перспективы своей работы вижу в исследовании других произведений Ч.Айтматова, освещающих тему природы.

Данное исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которым небезразлична судьба природы. Результаты исследования могут быть использованы во внеклассной работе – проведение мероприятий на экологическую тематику. Также на уроках внеклассного чтения при изучении произведений современных авторов, поднимающих похожие проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_glazami_rebenka.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Мир природы глазами ребенка

(на материале повести Ч.Айтматова «Белый пароход»)

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Место действия
  2. Отношение к природе
  3. Живой мир природы
  4. Символы в повести
  5. Сказки и мифы в повести
  1. Заключение
  2. Список литературы

Мир природы глазами ребенка

(на материале повести Ч.Айтматова «Белый пароход»)

  1. Введение

Мне всегда было небезразлично, в каком мире мы живем, как сохранить этот мир. Тема моей работы: «Мир природы глазами ребенка». Почему ребенка? Потому что детский взгляд идет от сердца, он честный и искренний. В последние годы мы все чаще слышим и употребляем слово «экология». Проблема взаимоотношения человека и природы с каждым годом становится все острей. К ней обращались и обращаются многие писатели: М.Пришвин, В.Белов, В.Астафьев, Б.Васильев – среди них и Ч.Айтматов. Почему именно Чингиз Айтматов? В его повести «Белый пароход» главный герой – семилетний мальчик, без имени, просто Мальчик. Именно его глазами показан мир природы и отношение к нему разных людей. Это не случайно. Ответственность за будущую жизнь не только природы, но и самого человека в руках нас, нынешних школьников. Именно от нашего мировосприятия зависит и отношение ко всему сущему сейчас и в будущем.

Исследователи чаще всего рассматривают это произведение с точки зрения соотношения добра и зла. Например, В.Солоухин, он один из первых участвовал в обсуждении повести и посвятил ей своеобразный очерк-анализ «Сказки пишут для храбрых» в своей книге «Волшебная дудочка». Он обращает особое внимание на сказку в повести (ее второе название созвучно - «После сказки»). Он делит героев на тех, кто верит сказке, и тех, кому она не доступна. В его понимании, сказка – синоним мечты. А у кого есть мечта, тот красив: «красота, живущая в душе человека, облагораживает его, делает лучше, чище, добрее, достойнее». У мальчика есть мечта, он верит в красоту, его взгляд на природу добрый и искренний.  

Цель данной работы – показать красоту природы, ее способность к возрождению и самосохранению, бережное отношение к природе как матери всего живого, необходимость воспитания любви к природе.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи: изучить доступную литературу по творчеству Ч.Айтматова, где рассматриваются вопросы отношения человека к природе, найти в тексте повести «Белый пароход» примеры, где картины природы показаны глазами ребенка. Установить, в чем отличие детского взгляда от взрослого.

Теоретическая значимость данной работы – в освещении проблемы экологии с позиций ребенка и взрослого и воспитание бережного отношения к природе. Перспективы своей работы вижу в исследовании других произведений Ч.Айтматова, освещающих тему природы.

Данное исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которым небезразлична судьба природы. Результаты исследования могут быть использованы во внеклассной работе – проведение мероприятий на экологическую тематику. Также на уроках внеклассного чтения при изучении произведений современных авторов, поднимающих похожие проблемы.

II. Основная часть

В основной части работы мы сделали попытку проследить, как и под влиянием чего формируется взгляд ребенка на мир природы, как он изменяется в зависимости от ситуации, что оказывает влияние на его изменение.

  1. Место действия

Действие повести разворачивается на лесном кордоне и на территории заповедника. Это еще более обостряет проблему отношения человека и природы, т.к. разрушение мира природы идет там, где ее призваны оберегать.

«Внизу, прямо под горой, по дну продолговатой лощины, серебрилась бурная, порожистая река… Противоположный берег был обрывистый и лесистый. Отсюда и начинался Сан-Ташский заповедный лес, уходящий высоко в горы, под самые снега. Выше всех взбирались сосны...»

Природа в повести величественная:  «Отсюда все было видно. И самые высокие снежные вершины, выше которых только небо. Они стояли позади всех гор, над всеми горами и над всей землей. И те горы, что пониже снежных, — лесистые горы, поросшие понизу лиственными чащами, а поверху темным сосновым бором. И горы Кунгеи, обращенные к солнцу; на склонах Кунгеев ничего не росло, кроме травы. И горы еще поменьше…» Казалось, она должна вызывать восхищение, преклонение, но нет – есть в повести те, для кого она объект потребления. Как это ни печально.

  1. Отношение к природе

Герои относятся к природе по-разному.

Для Орозкула и ему подобных природа – источник дохода и власти над другими. Именно Орозкул, главный объездчик на кордоне, призванный охранять лес, разрушает все, к чему прикасается на вверенном ему участке. Его раздражает все в природе. Галки, которые раскричались, вызывают у него желание расстрелять их из пулемета. Он продает вековые сосны «нужным» людям. По его приказу убивают Рогатую Мать-олениху.

Для старика Момуна, хранителя легенд и мифов, исторических корней народа, природа – мать всего сущего. Именно он рассказывает мальчику сказки и мифы и главный из них – о Рогатой матери-оленихе. Он искренне верит в то, что природу нужно беречь, без нее человек погибнет. Но он слаб и сопротивление – не его путь, он Расторопный Момун, но не борец, он хранитель устоев, но не защитник. Но именно он дарит мальчику сказку, которая становится мечтой, потому что мальчик в нее верит.

Благодаря деду, для главного героя повести природа – прекрасный сказочный мир, в который он уходит от равнодушной, а порой и жестокой реальности. Он придумывает имена всему, что его окружает, готов помочь всем представителям мира природа: от гор до трав и цветов. У него большое сердце, полное любви ко всему живому, и искренняя вера в сказку. Именно его глазами мы видим в повести красоту природы, ее силу и слабость. Он смелый и сильный в своих мечтах. Он видит себя великаном, перешагивающим через овраги, когда спешит на помощь замерзшим соснам.

  1. Живой мир природы

Для мальчика природа живая, он с ней общается. Камни имеют имена, характер, они могут обидеться и даже подставить подножку. Это и «Лежащий верблюд» – так он назвал рыжий горбатый гранит, по грудь ушедший в землю… Был у него валун «Седло» — наполовину белый, наполовину черный, пегий камень с седловинкой, где можно было посидеть верхом, как на коне. Был еще камень «Волк» — очень похожий на волка, бурый, с сединой, с мощным загривком и тяжелым надлобьем… Но самый любимый камень — это «Танк», несокрушимая глыба у самой реки на подмытом берегу». Только для него они друзья, а для всех остальных – просто камни.

И растения тоже были «любимые», «смелые», «боязливые», «злые»… Среди них у него есть враги – бодяк, но есть умные и веселые друзья – вьюнки, которые умеют смеяться и шепчутся о чем-то, радуясь солнцу. Малыш одинок: нет с ним отца и матери, нет ровесников, с которыми можно поиграть. Его лучший друг – дед Момун. Но он всегда занят. И если ребенку одиноко или обидел кто, он идет к своим друзьям  – ширалджинам, потому что в них можно укрыться, «если … хочется плакать, чтобы никто не видел».

Именно мир природы помогает ему переживать свои детские обиды. Не только камни и травы – друзья. А еще небо и облака на нем. «Надо лечь на спину и смотреть в небо. Сначала сквозь слезы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь. Облака знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь иди улететь, чтобы никто тебя не нашел и чтобы все потом вздыхали и ахали — исчез, мол, мальчишка, где мы теперь его найдем?.. И чтобы этого не случилось, чтобы ты никуда не исчезал, чтобы ты тихо лежал и любовался облаками, облака будут превращаться во все, чего ты ни захочешь. Из одних и тех же облаков получаются самые различные штуки. Надо только уметь узнавать, что изображают облака». Мальчик смотрит на мир широко открытыми глазами, не только на земле, но и под водой: «рыбы в воде плавают с открытыми глазами».  Его желание стать рыбой с человеческим лицом не случайно – ведь это его ощущение себя частью природы. Так оно и есть. Он же бугинец, чей род восходит к Рогатой Матери-оленихе. Это миф, который для ребенка обретает реальные черты.

  1. Символы в повести

В повести есть предметы-символы, которые усиливают восприятие природы, позволяют глубже проникнуть в ее мир. «Друг» мальчика – бинокль. Это «волшебный» предмет. Его появление в повести помогает мальчику не чувствовать свое одиночество и свою слабость. С его помощью ребенок увеличивает то, что ему дорого, как бы приближает к себе.  Бинокль расширяет рамки его маленького мира: «на самом дальнем краю земли, куда только достигал взор, за песчаной прибрежной полосой густо синела выпуклая кривизна озера. То был Иссык-Куль. Там вода и небо соприкасались. И дальше ничего не было… Кругом горы – скалы, камни, леса». На глади озера увидел он белый пароход, который стал его мечтой о счастье – встрече с отцом. К нему он хочет уплыть, превратившись в рыбу с человеческим лицом.

Благодаря биноклю он может оказаться на вершине далекой горы. А если перевернуть бинокль, то ты уже большой, а мир вокруг тебя крошечный и хрупкий. И ты ощущаешь себя сильным, защитником этого мира.

Но когда тебе плохо, мир изменяется вместе с тобой. «Мальчик огляделся по сторонам. Кругом горы – скалы, камни, леса. С высоты, с ледников бесшумно падали сверкающие ручьи, и только здесь, внизу, вода будто обретала наконец голос, чтобы вечно, неумолчно шуметь в реке. А горы стояли такие громадные и беспредельные. Мальчишка чувствовал себя в ту минуту очень маленьким, очень одиноким, совсем затерянным. Только он и горы, горы, всюду высокие горы».

И все равно этот мир дружелюбный и добрый. Главное – найти с ним общий язык. Это удается мальчику, но не взрослым.

Ребенок очень наблюдательный, разглядывая в бинокль окружающие леса и горы, он отмечает те изменения, что происходят в них. Он не просто любуется ими. В сказках, которые рассказывает ему дед, деревья живые. Зимой мальчик хочет превратиться в великана и пойти в лес. «Деревьям ведь очень страшно ночью в лесу. Они одни, и никто им слова не скажет. Стынут голые деревья на стуже, некуда им приткнуться. А я бы ходил в лесу и каждое дерево похлопал бы по стволу, чтобы ему не так страшно было».

Но люди вырубают леса. «Лощина Джелесай была безлесной, лишь кое-где остались после порубок старые одинокие сосны. Когда-то был здесь лес».  Теперь на этом месте поселок. Вырубка идет и на кордоне, где делать это категорически запрещено. «Сегодня с утра над горами галдели не смолкая растревоженные галки… Галки всполошились сразу, заслышав стук топоров, и теперь, крича наперебой, точно их ограбили средь бела дня, преследовали двоих людей, спускавших с горы срубленную сосну». Очень точные слова нашел автор – «ограбили…». Дерево растет долго – погибает быстро. Люди, подобные Орозкулу, слепы. Им и бинокль не поможет, потому что для духовного зрения нет биноклей.

  1. Сказки и мифы в повести

А еще взрослые не верят в мифы и сказки. В них верят старики и дети. Дед рассказывает внуку сказки о замерзших деревьях, миф об истории своего рода – о Рогатой Матери-оленихе.  Рассказанная Момуном внуку легенда о Рогатой Матери-оленихе символична. Сам автор так объяснял свое обращение к древнему народному сказанию: «Человек формировал свой духовный мир через познание внешней природы и осознавал себя как часть этой природы. Меня поразило, что проблемы, поставленные в древней притче о матери-оленихе, не утратили своего нравственного смысла и для наших дней».

По мнению Ф.Кузнецова,  «в повести поставлен вопрос о гармоническом взаимоотношении человека и природы – важный вопрос современной человеческой цивилизации». Мать-олениха – это сама мать-природа, которая дала человеку жизнь, простила его за неразумные поступки. Но человек забыл об этом, он продолжает разрушать и уничтожать природу. Возвращение семейства маралов – счастье и чудо для старика и мальчика. Но для Орозкула и его приятелей – это повод поесть бесплатного мяса. «Если люди не будут помнить отцов – они испортятся» Процесс порчи идет, набирая обороты.  Маленький мальчик не может остановить его. И дед не может. Убив Мать-олениху, он пошел против своих убеждений и уничтожил мир, который был в душе ребенка. Мальчик бросается в воду, чтоб уплыть к белому пароходу. Природа осталась без защиты в этом уголке мира. Есть надежда только на одного героя повести – Кулубека, его выбрал мальчик своим защитником и защитником всех слабых, потому что они братья – по своей принадлежности к роду бугинцев. Только сам Кулубек еще не знал об этом и не успел спасти ребенка.

«Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное», - так пишет автор о своем герое. Мальчик, находивший утешение своим детским обидам в небе и плывущих по нему облаках, стал его частью. И частью реки, в которую он бросился, и частью гор и лесов – он стал частью природы, которую любил рассматривать в бинокль, о которой знал так много.

  1. Совесть

«Детская совесть в человеке – как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает». Есть надежда, что прорастет такое зерно в душе Кулубека. Ему посчастливилось встретить на своем пути мальчика с живой душой, умеющего видеть красоту во всем – в камне, дереве, траве… Благодаря автору и его повести «Белый пароход» может прорасти совесть в читателях, не зависимо от их возраста. Я думаю, что хороших людей намного больше, чем плохих. Ведь не случайно Орозкулу не дано иметь детей, чтоб не распространялась жестокость в мире. И если прислушаться к совету автора и сказкам Момуна, то человек спасет природу, а вместе с ней и себя. Как поется об этом в одной песне с символичным названием «Прости, Земля!»:

Прости, Земля, мы ведь ещё растём,

Своих детей прости за всё, за всё.

Поверь, Земля, люди найдут пути

Спасти тебя, себя спасти.

III. Заключение

Таким образом, мир природы и отношение к ней раскрывается с позиций ребенка и взрослых, а понять отношение помогает использование символов, сказок и мифов. Все это доказывает утверждение автора – между человеком и природой должна быть гармония. Пока она присутствует только в жизни ребенка. Нарушение гармонии приводит к смерти мальчика.

Эта книга никого не может оставить равнодушным. Как не оставляет равнодушным и тема экологии, которая сейчас приобрела тревожное звучание. Чингиз Айтматов не одинок в своей борьбе за душу человека и землю, на которой он живет. Ни один человек не останется безучастным к судьбе своей планеты, своего настоящего и будущего.

Список литературы

  1. Айтматов Ч.Т. Повести. – М.: Советский писатель. – 1987. – С. 159-258
  2. Арстанбекова Ж.А. Переход от жанра повести к роману в творчестве Чингиза Айтматова // Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. – 2014. – №1. – С. 62-64
  3. Ахматалиев А. Чингиз Айтматов: Человек и Вселенная/ НАН Кирг.Респуб. – Б.: «Илим», 2013. – С.411-413
  4. Кузнецов Ф. Ф. Самая кровная связь. – М.: Просвещение, 1987. – С.149-158
  5. Солоухин В.А. Волшебная палочка. –  Режим доступа . –http://librebook.ru/volshebnaia_palochka 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести Ч. Айтматова ,,Пегий пёс, бегущий краем моря” «Быть человеком!» в 8 классе.

Забывая о нравственности, мы можем забыть себя. Чтобы этого не случилось, провожу уроки по духовно-нравственному развитию. В уроке использована технология РКМЧП...

Урок по повести Ч. Айтматова ,,Пегий пёс, бегущий краем моря” «Быть человеком!» в 8 классе.

Забывая о нравственности, мы можем забыть себя. Чтобы этого не случилось, провожу уроки по духовно-нравственному развитию. В уроке использована технология РКМЧП...

Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева «История крепостного мальчика»: тема «История глазами ребенка»

В данных материалах представлена краткая разработка к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева "История крепостного мальчика".  Разработка сопровождается презентацией. На примере данно...

Открытый урок "Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход»"

Разработка открытого урока по внеклассной литературе для проведения в 7 классе....

Словарь к повести Ч. Айтматова "Белый пароход"

Болванка словаря для заполнения....

Консультация для родителей "Природа глазами ребенка"

Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями.О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и ...

Урок по повести Ч. Айтматова "Белый пароход"

Эта незаслуженно забытая  повесть с её «дефицитом человечности», этическим максимализмом, в которой автор поднимает массу проблем, близких нашему времени, как нельзя лучше подходит дл...