Интерпретация стихотворения Н. А. Некрасова "Застенчивость".
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Гришина Елена Михайловна

Вашему вниманию предложена интерпретация стихотворения Н. А. Некрасова "Застенчивость". Часто такая работа представляет затруднения для учеников, которые сводят ее к обычному анализу, забывая, что интерпретация может включать его элементы, но основное ее назначение - показать собственное прочтение текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерпретация стихотворения Н. А. Некрасова «Застенчивость».

Какой знакомый человеческий тип…Кажется, мы не раз с ним встречались: у Тургенева и Гончарова, Достоевского и Толстого. Неуверенный, мнительный, измучивший себя бесконечными сомнениями – типичный интеллигент 19 века. Да и есть ли временные рамки у  этой разновидности всего многообразия характеров? Умные, воспитанные и робкие – мужчины вне времени, вне пространства, вне женской благосклонности…

Осмеёт нас красавица модная…

Как тягостно-скрипуче вращается вокруг них колесо судьбы, с какой неохотой Фортуна оказывает им знаки внимания, как неуютно им среди словно бы инопланетных существ – веселых, самодостаточных светских «львов», у которых и

…поступь гордая, голос уверенный,

Что ни скажут – их речь хороша,

А вот я-то войду как потерянный –

И ударится в пятки душа!

Как трогательно, по-детски переосмыслено устойчивое сочетание! Душа не ушла – где ж ей взять поступь соответствующую? Ударилась, бедная, как в бега!..Словно заяц или каторжник-горемыка…

И улыбки у него «непроворные», и шутки – «плоские», и самооценка – как сейчас говорят – ниже плинтуса…

Для чего-де меня, горемычного,

Дураком ты на свет создала?

Ни умишка, ни виду приличного,

Ни довольства собой не дала?..

И место ему- в дальнем углу, на задворках чужого успеха и чужого счастья. Как глупо и как жестоко…Ведь ни внешностью, ни красноречием его Бог не обделил, да и просыпается же, в конце концов, удаль молодецкая  в груди измученного страдальца:

Малодушье пустое и детское,

Не хочу тебя знать с этих пор!

Я пойду в ее общество  светское,

Я там буду умен и остёр!

Но тут же- снова падение. В привычный мох серых сомнений….Там грустно. И уютно. И хорошо…Там не надо ничего требовать от себя, там – все просто и объяснимо:

Не стряхнуть рокового прошедшего

Мне с моих невыносливых плеч!..

И нет больше ни порывов, ни взлетов, ни крыльев, пусть – «сумасшедших», но – сумасшедшим принадлежит мир!..

Но оправдания так притягательно просты и естественны… «Долюшка слезная…»

Сам ритм стихотворения – заунывный, надрывно-печальный, так легко вызывающий в памяти русские песни-жалобы; словно плачущий анапест, усиленный дактилическими протяжными рифмами – как не поддаться сочувствию? Как не вспомнить вечного Иванушку-Емелюшку с его кудрявой бесталанной головушкой?

Лексический строй песни – фольклорный, сказочный, с бесконечными причитаниями, риторическими обращениями и горестными восклицаниями – погружает в давно ушедший мир золотоволосых наивных молодцев, разудалых и беспомощных в одно и то же время:

Ах ты, страсть роковая, бесплодная,

Отвяжись, не тумань головы!..

Рыбку им, господа присяжные, срочно рыбку! Да не ту, с полки, воблу вяленую, золотую им подайте-с!

Впрочем, можно и щучку, но только говорящую. А на худой конец – Конька-Горбунка или Жар-Птицу…

Однако если уж совсем дело не выгорит – так и быть: подайте Василису Премудрую. Только не забудьте метлой разогнать вышеупомянутых светских «львов» - не дай бог! – спугнут нашего бедолагу. Место расчистили, на ковер-самолет посадили, и – вперед! – к светлому будущему.

…Василисе-то Премудрой душа человечья – не без надобности?..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

Где я счастливо живу… (Опыт интерпретации стихотворения Н. Веселовой « Где родился – там сгодился»…)

В поэтическом созвездии Верхневолжья Надежда Веселова занимает особое место. Это яркая поэтесса, у которой свое поэтическое лицо, свое мироощущение. Ее стихи философичны. Ее находки в области яз...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок по элективному курсу "Русская словесность" на тему: «Интерпретация поэтического текста на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».

«Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовал­ся в своей поэзии, и, перелистывая то­мики его сочинений, мы можем про­честь историю его души и понять его как поэ...

Интерпретация стихотворения А. С. Пушкина "Анчар".

Данная разработка представляет собой план интерпретации лирического стихиотворения. Учащиеся не могут на профессиональном уровне анализировать стихотворные тексты, поэтому лучше всего развивать ...

Интерпретация стихотворения М.Ю.Лермонтова «Предсказание»

Стихотворение «Предсказание» достаточно известное произведение. Чаще всего его трактуют именно с точки зрения идеи, так как идейная составляющая наиболее ярко выражена. В своей работе мы п...