Рабочая программа по литературе. Меркин 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_mer._5_kl.docx75.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения») и учебника: Литература. 5 класс. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское Слово – РС», 2010и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объёме 102 ч.

Содержание планирования включает 102 урока различных типов.

1.        Уроки изучения художественных произведений

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений

2.        Уроки изучения истории и теории литературы

Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки по биографии писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения и опроса

3.        Уроки развития речи

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений.

Содержание учебного предмета «Литература»

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.

5. Русская литература второй половины XIX в.

6. Русская литература первой половины XX в.

7. Русская литература второй половины XX в..

8.  Зарубежная литература.

9. Обзоры.

10. Сведения по теории и истории литературы.

11. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

5 класс.        Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6 класс.        Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7 класс.        Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8 класс.        Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)

9 класс.        Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIX века (романтизм, реализм)

5 класс

Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира

ЭЗОП. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. ТРЕДИАКОВСКИЙ. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. ЛОМОНОСОВ. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. СУМАРОКОВ. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. КРЫЛОВ. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. МИХАЛКОВ. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы ХIХ века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.  Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение  (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский  замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы.  Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С. Тургенев. «Русский язык».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).

С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце.

Нарцисс.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки, бывальщины.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1-2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Из русской литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик», «Обоз». 

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». 

А.А. Дельвиг. «Русская песня».

Е.А. Баратынский. «Водопад».

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».

М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». 

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг».

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». 

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза…».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».

Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».

Из русской литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии».

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит...», «Помню — долгий зимний вечер...».

И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима».

М.М. Пришвин. «Моя родина».

А.Т. Твардовский. «Лес осенью».

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» 

Е.И. Носов. «Варька».

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» (по выбору).

В.П. Крапивин. «Дети синего Фламинго».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».

В.И. Белов. «Скворцы».

В.К. Железников. «Чудак из 6 “Б”».

Р.П. Погодин. «Тишина».

Из зарубежной литературы

В. Скотт. «Айвенго».

М. Рид. «Всадник без головы».

Ж. Верн. «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта».

Дж. Лондон. «Мексиканец».

А. Конан Дойл. «Голубой карбункул».

А. Линдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Устное народное творчество

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
  • установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.

Зарубежная литература

          Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

          Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


  5 класс  (Г.С. Меркин)

                

Урок N

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

02.09

1

Книга – твой друг.

Из мифологии

05.09

1

«Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

07.09

2

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

09.09

12.09

1

Образы Одиссея и Полифема.

Из устного народного творчества

14.09

1

Загадки.

16.09

1

Пословицы и поговорки.

19.09

1

Литературная игра.

21.09

1

Анализ письменных работ.

23.09

1

«Царевна-лягушка». Сюжет, сказочные образы.

26.09

1

«Падчерица». Нравственная основа сказки.

   28.09

1

Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению.

   30.09

1

Анализ письменных работ.

Из древнерусской литературы

03.10

1

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

Исторические события и их отражение в древнерусской литературе.

05.10

1

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Нравственная позиция автора.

07.10

1

Анализ письменных работ.

Басни народов мира

10.10

1

Эзоп «Ворон и Лисица».

 Ж. де Лафонтен. Лисица и виноград.  Раскрытие характера персонажей в баснях.

12.10

1

Русские басни.  М.В. Ломоносов. «Случилось вместе два философа…»

14.10

1

Басни И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в баснях. Сравнение басен В.К. Тредиаковского «Ворон и Лиса». А.П. Сумарокова «Ворона и Лиса» и И.А. Крылова «Ворона и лисица»

17.10

1

И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом». Образный мир басен Крылова.

19.10

1

Русская басня XX века.

21.10

1

Анализ письменных работ.

Из литературы XIX века

24.10

1

Краткие сведения об А.С. Пушкине.

26.10

1

А.С. Пушкин «Няне». Пушкин и няня Арина Родионовна.

28.10

1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет и герои.

09.11

1

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

11.11

1

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (Отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

14.11

1

А.С. Пушкин «Зимняя дорога». Образы природы.

16.11

1

Поэзия XIX века о родной природе.

18.11

1

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове.

21.11

1

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

23.11

1

Средства художественной выразительности в стихотворении.

25.11

1

Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы».

28.11

1

Анализ сочинений.

30.11

1

Краткие сведения о Н.В. Гоголе.

02.12

1

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести.

05.12

1

Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

07.12

1

Краткие сведения об И.С. Тургеневе.

09.12

1

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

12.12

1

Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

14.12

1

Герасим и Муму.

16.12

1

Подготовка к анализу эпизода рассказа «Муму».

1

Анализ сочинений.

19.12

1

И.С. Тургенев «Воробей», «Русский язык». Стихотворения в прозе.

21.12

1

Краткие сведения о Н.А. Некрасове.

23.12

1

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.

25.12

1

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

28.12

1

Н.А. Некрасов «Тройка». Фольклорная основа произведения, авторская позиция.

1

Анализ письменных работ.

  30.12

1

Краткие сведения о Л.Н. Толстом. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

13.01

1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

16.01

1

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

18.01

1

Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ

Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

Анализ письменных работ.

20.01

1

Краткие сведения об А.П. Чехове.

23.01

1

А.П. Чехов «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

25.01

1

А.П. Чехов «Пересолил». Приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам.

27.01

1

Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.

1

Анализ сочинений.

Из литературы XX века

30.01

1

Краткие сведения об И.А. Бунине.

01.02

1

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации.

03.02

1

И.А. Бунин «В деревне». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

06.02

1

И.А. Бунин «Подснежник».

08.02

1

Краткие сведения о Л.Н. Андрееве.

10.02

1

Л.Н. Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

13.02

1

Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

15.02

1

Краткие сведения об И.А. Куприне.

17.02

1

Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

1

Анализ письменных работ.

20.02

1

Краткие сведения об А.А. Блоке.

22.02

1

А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

27.02

Краткие сведения о С.А. Есенине.

01.03

1

С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…». В есенинском Константинове.

03.03

1

С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Единство человека и природы.

06.03

1

Краткие сведения об А.П. Платонове.

10.03

1

А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребёнка.

13.03

1

А.П. Платонов «Цветок на земле».

15.03

1

Краткие сведения о П.П. Бажове.

17.03

1

П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе.

20.03

1

П.П. Бажов «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

22.03

1

Анализ письменных работ.

03.04

1

Краткие сведения о Н.Н. Носове.

05.04

1

Н.Н. Носов «Три охотника». Тема, система образов.

07.04

1

Анализ письменных работ.

10.04

2

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

12.04

14.04

1

Краткие сведения о Е.И. Носове.

17.04

1

Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка; юмористическое и лирическое в рассказе.

19.04

1

Анализ письменных работ.

21.04

1

Родная природа в произведениях писателей XX века.

24.04

1

В.И. Белов «Весенняя ночь». Художественная идея рассказа.

26.04

1

В.Г. Распутин «Век живи – век люби». Утверждение чувства единства с миром, любви

Из зарубежной литературы

28.04

2

Краткие сведения о Д. Дефо. «Жизнь, удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии. Характеристика персонажей.

03.05

05.05

1

Краткие сведения о Х.К. Андерсене. «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность.

10.05

1

Краткие сведения о М. Твене. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях. «Приключения Тома Сойера» (Отрывок). Мир детства и мир взрослых.

12.05

1

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

15.05

2

Краткие сведения о Ж. Рони-Старшем. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

17.05

19.05

1

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Сказание о Кише». Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни.

22.05

1

Краткие сведения об А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Леннеберги». Выявление качеств характера героя произведения.

24.05

1

Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения.


Сроки

Кол-во

часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

02.09

1

Книга – твой друг.

Устные высказывания, выразительное чтение.

Предметные:

уметь правильно бегло и выразительно читать художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть.

Личностные:

книга в духовной жизни человека

Метапредметные:

умение подбирать аргументы, строить логическое рассуждение

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

Из мифологии

05.09

-

12.09

4

Мифы

Подбор ключевых слов и словосочетаний. Словесное рисование.

Различные виды пересказа, подбор ключевых слов и словосочетаний.

Предметные:

уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

уметь давать развернутый ответ на вопрос Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, логического мышления учащихся

    Учиться делать сравнительную характеристику героев.

Личностные:

 Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся

Умение пользоваться ресурсами Интернета

 Метапредметные:

 воспитание интереса к мировой истории и культуре

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

Из устного народного творчества

14.09

1

Загадки.

Развитие представлений о малых жанрах устного народного творчества.

 Предметные:

Учиться писать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу.

Личностные:

Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся,

Метапредметные:

воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику, письменные работы

 2 письменные работы

16.09

1

Пословицы и поговорки.

Устные высказывания, осознанное, творческое чтение.

 Предметные:

уметь создавать собственный текст (пословицы, Частушки, рассказа.)

 Личностные:

Воспитание интереса к фольклору,

Метапредметные:

формирование представлений об особенностях народного мировосприятия

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

19.09

1

Литературная игра.

Умение применять свои знания на практике.

 Предметные:

 Формирование навыков работы с учебником,

Личностные:

 Умение применять полученные знания на практике, определять основную мысль пословиц и поговорок.

Метапредметные:

Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.

21.09

1

Анализ письменных работ.

Развитие навыков контроля и самоконтроля.

23.09

-

28.09

3

Сказки

Ответы на вопросы учебника, устные высказывания, участие в диалоге. Сравнение героев.

Аргументация своей точки зрения, создание устного связного рассказа о сказке.

Определение темы и идеи сказки; выбор названия сказки; сочинение сказки.

Предметные:

Знать содержание изучаемых произведений.

 Формирование навыков работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении

Знать литературоведческие термины в объеме 5 класса.

Уметь писать сочинения по литературным произведениям в объеме 0,5-1,0 страницы.

Личностные:

 Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества,

Воспитание чувства социальной справедливости,

Метапредметные:

 формирование представлений о подлинных ценностях.

формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

30.09

1

Анализ письменных работ.

Развитие способности видеть положительное в работах своих товарищей.

Из древнерусской литературы

03.10

2

Из «Повести временных лет»

Пересказ статьи «О литературе Древней Руси», ответы на вопросы учебника.

Выявление нравственной позиции автора, подробный пересказ фрагментов «Повести…».

Предметные:

Владеть техникой чтения 120 слов в минуту при чтении вслух и 140-170 про себя

Метапредметные:

Воспитание интереса к отечественной истории.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

05.10

07.10

1

Анализ письменных работ.

Развитие способности видеть положительное в работах своих товарищей.

Басни народов мира

10.10

-

19.10

5

Басня

Выразительное чтение; характеристика особенностей сюжета, композиции; ответы на вопросы учебника.

Составление плана статьи учебника о русском баснописце. Выделение смысловых частей басни. Выявление авторской позиции.

Понятие о морали, аллегории, сравнении, гиперболе, сатире. Определение иносказательного смысла.

Сопоставление сюжетов, композиций, изобразительно-выразительных средств басен.

Инсценировка басен, отзыв на инсценировку. Определение иносказательного смысла.

Конкурс на лучшее выразительное чтение и чтение по ролям. Работа с выражениями характеризующими поведение персонажей.

Предметные:

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Осмысление языка басен как одного из необходимых источников русского литературного языка

Личностные:

Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Метапредметные:

 Формирование нравственно-эстетических представлений.

Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

21.10

1

Анализ письменных работ.

Редактирование работ.

Из литературы XIX века

24.10

-

14.11

6

А.С. Пушкин.

Осмысление роли А.С. Пушкина в развитии русской литературы. Составление плана статьи учебника о поэте; выразительное чтение, устные высказывания.

Поиск информации о жизненном и творческом пути поэта, ответы на вопросы учебника.

Определение жанра; анализ текста, характеристика и сравнение героев. Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы учебника.

Овладение знаниями о различиях между литературной и фольклорной сказкой. Инсценировка или чтение по ролям фрагментов сказок.

Устное словесное рисование, выразительное чтение, ответы на вопросы учебника. Определение функций эпитетов.

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, сопоставление фрагментов чернового и окончательного вариантов стихотворения.

Предметные:

Формирование представления о патриотизме  

умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

Личностные:

Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

Эстетическое восприятие произведений.

Метапредметные:

Умение организовать совместную со сверстниками учебную деятельность.

Формирование нравственно-эстетических представлений.

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

16.11

1

Поэзия XIX века о родной природе.

Составление плана анализа стихотворения; сбор материалов к сочинению по плану анализа стихотворения.

Личностные:

Владение выразительными средствами языка

Метапредметные:

 Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

18.11

-

25.11

4

М.Ю. Лермонтов.

Чтение по ролям фрагмента из романа

М.И. Сизовой «Изпламя и света». Чтение и составление плана вступительной статьи раздела.

Выразительное чтение наизусть, письменные и устные ответы на вопросы учебника.

Сопоставление эпизодов произведения, выразительное чтение, устные ответы на вопросы.

Беседа о замысле сочинения, выделение смысловых частей, формулировка своего отношения к прочитанному.

  Метапредметные:

Формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств.

Формирование представления о патриотизме.

Воспитание патриотических чувств

Личностные:

Воспитание интереса к личности и творчеству поэта

 Воспитание интереса к отечественной истории и культуре.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

28.11

1

Анализ сочинений.

Редактирование работ, оценка своей работы и работ товарищей.

30.11

-

05.12

3

Н.В. Гоголь.

«Ночь перед Рождеством»

Подготовка устного рассказа по плану. Устный рассказ о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к малой родине.

Пересказ сюжета повести, определение темы.

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование; определение общего и различного в характерах персонажей, нахождение приемов народной сказки в повести; определение роли двух планов повести (бытового и фантастического).

Метапредметные:

Утверждение роли искусства в жизни общества

формирование представлений об образе рассказчика

Личностные:

 Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя

Умение характеризовать героев

Умение пересказывать прозаические произведения

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

5

И.С. Тургенев

«Муму».

Составление вопросов к вступительной статье раздела; подготовка заочной экскурсии в Спасское-Лутовиново.

Характеристика образа-персонажа с опорой на средства создания образа. Краткий выборочный пересказ эпизодов, знакомство с историей создания произведения, формулировка первых впечатлений от встречи с героями.

Понимание социальной проблематики повести; сопоставление персонажей, ответы на вопросы учебника.

Устный анализ эпизода, место эпизода в произведении; изобразительно-выразительные средства и приемы создания образа.

Языковой разбор текста, написание сочинения.

Личностные:

Понимание ключевых проблем изученных произведений

Умение характеризовать героев.

Умение анализировать литературное произведение

 Метапредметные:

Формирование представлений о социальных ценностях.

Формирование нравственно-эстетических представлений

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

сочинение

Сочинение

07.1

-

16.12

1

Анализ сочинений.

Разбор сочинений, выявление самой удачной работы.

19.12

1

И.С. Тургенев Стихотворения в прозе.

Ответы на вопросы учебника, сопоставление художественных произведений. Роль детали в характеристике образа.

 Личностные:

Умение самостоятельно ставить цели своего обучения

Метапредметные:

 Формирование нравственно-эстетических представлений бучения.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

23.12

-

28.12  

4

Н.А. Некрасов

Пересказ вступительной статьи раздела, ознакомление с творческой биографией писателя.

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, подбор заглавий к частям стихотворения, выявление авторского отношения к героям; определение идеи произведения.

Определение роли повествователя и автора в стихотворении, общественный и гуманистический пафос.

Языковой анализ текста, составление словарика из слов, указывающих на сострадание автора к крестьянам.

Предметные:

Формирование коммуникативной компетенции

Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.

Личностные:

Умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Понимание ключевых проблем изученных произведений.

 Метапредметные:

Воспитание интереса к жизни и творчеству, формирование гуманистического мировоззрения.

Утверждение роли искусства в жизни обществ

Выявление активной гражданской позиции автора стихотворения.  

Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

1

Анализ письменных работ.

Развитие навыков контроля и самоконтроля.

4

Л.Н. Толстой

«Кавказский пленник».

Знакомство с творческой биографией о общественной позицией писателя, нравственные искания. Составление комментариев к иллюстрациям. Комментированное чтение.

Выявление мотивов поступков героев, особенностей взаимоотношение Жилина и горцев; знакомство с реалиями жизни горцев. Исследовательская работа с текстом.

Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи рассказа. Определение завязки, кульминации, развязки.

Построение письменного высказывания, формирование умения аргументировать и объяснять свои мысли и чувства.

 Предметные:

Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом Личностные:

Понимание ключевых проблем изученных произведений

 Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

Умение анализировать литературное произведение

 Метапредметные:

Воспитание гуманистического мировоззрения.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

  30.12

-

18.01

1

Анализ письменных работ.

Дискуссия, определение темы и идеи работ.

20.01

-

27.01

4

А.П. Чехов «Злоумышленник». «Пересолил».

Объяснения смысла названия вводной статьи к разделу, пересказ статей по опорным словам.

Чтение по ролям, ответы на вопросы учебника. Осмысления противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести»; авторской позиции, жанровых особенностей рассказа.

Формирование навыка работы с учебником, обобщение и систематизация сведения, полученных в ходе анализа рассказа «Злоумышленник».

Предметные:

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

Формирование коммуникативной компетенции

Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся

 Личностные:

Формирование и создание условий для самооценки.

 Умение анализировать литературное произведение.

Понимание ключевых проблем произведения

Метапредметные:

Осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести»; авторской позиции, жанровых особенностей рассказа.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

сочинение

Сочинение

1

Анализ сочинений.

Чтение и анализ рассказов о смешном случае.

Из литературы XX века

4

И.А. Бунин

Ответы на вопросы учебника, ознакомление с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Развитие навыков работы с таблицами.

Ответы на вопросы учебника, выявление художественной идеи стихотворения; определение темы, обучение чтению стихотворения по частям речи.

Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа; художественной идеи рассказа. Рассказ о впечатлениях мальчика, выявление роли литературных приемов в описании картины зимней дороги.

Предметные:

Формирование высококвалифицированного читателя.

Выявление художественной идеи стихотворения.

Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся

Метапредметные:

Семейные традиции и их влияние на формирование личности

Воспитание нравственно-эстетических представлений у учащихся.

Формирование гуманистических ценностей

 Личностные:

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

30.01

-

06.02

08.02

-

13.02

3

Л.Н. Андреев

«Петька на даче».

Формирование умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыков выразительного чтения, работы с учебником.

Краткий и выборочный пересказ; составление вопросов к рассказу.

Выявление нравственной проблематики рассказа. Роль эпизода в создании образа героя.

Предметные:

Умение анализировать литературное произведение

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

 Метапредметные:

Формирование и создание условий для самооценки.

Личностные:

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

15.02

17.02

2

А.И. Куприн

«Золотой петух».

Развитие умения выделять главное в прослушанном, навыка выразительного чтения. Отзыв об эпизоде, выявление основных нравственных проблем рассказа.

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе. Пересказ с изменением лица рассказчика.

 Метапредметные:

Формирование гуманистических ценностей.

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

 Личностные:

Умение анализировать литературное произведение.

Предметные:

 Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств  в нём.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

1

Анализ письменных работ.

Развитие умения критически подходить к оцениванию своей работы.

20.02

22.02

2

А.А. Блок

Ознакомление с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения поэта.

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Предметные:

 Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

Метапредметные:

Формирование гуманистических ценностей.

 Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Личностные:

Формирование и создание условий для самооценки.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

27.02

-

03.03

3

С.А. Есенин

Ознакомление с некоторыми фактами биографии С.А. Есенина, оказавшими влияние на процесс формирования творческой личности поэта; выявление роли книги, общения с природой в его судьбе. Чтение наизусть.

Ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста стихотворений, выявление художественной идеи стихотворения.

Выявление особенностей мировосприятия поэта, поэтической манеры С.А. Есенина. Анализ и оценка лирических произведений.

Предметные:

Воспитание любви к родине и родной природе

Личностные:

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

Выявление роли книги, общения с природой в его судьбе.

 Метапредметные:

Формирование гуманистических ценностей.

Утверждение роли искусства в жизни общества.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

06.03

-

13.03

3

А.П. Платонов

«Никита»

«Цветок на земле».

Ознакомление с некоторыми фактами биографии писателя, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения. Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника.

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности. Анализ рассказа с опорой на раздел учебника.

Предметные:

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.

Личностные:

Умение анализировать литературное произведение

Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

  Метапредметный:

Формирование гуманистических ценностей. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

15.03

-

20.03

3

П.П. Бажов

«Каменный цветок».

Ознакомление с некоторыми фактами биографии П.П. Бажова. Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, чтение по ролям, языковой анализ произведения.

Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренней силы.

Овладение навыками лексической работы с текстом, приемами создания художественного образа. Отличие сказа от сказки.

Личностные:

Свободно владеть монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, развернутого ответа на вопрос.

 Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

 Метапредметные:

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся

Формирование и создание условий для самооценки.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

22.03

1

Анализ письменных работ.

Развитие умения критически подходить к оцениванию своей работы.

03.04

05.04

2

Н.Н. Носов

«Три охотника».

Ознакомление с фактами биографии писателя; актуализация читательского опыта учащихся, выявление их читательских 21.03предпочтений.

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении любви и жалости ко всему живому. Пересказ от другого лица. Подготовка к сочинению.

Предметные:

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.

Личностные:

Умение анализировать литературное произведение

Метапредметные:

Формирование гуманистических ценностей. Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении любви и жалости ко всему живому.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

07.04

1

Анализ письменных работ.

Овладение умением комментировать свою работу.

10.04

12.04

2

В.П. Астафьев.

«Васюткино озеро»

Знакомство с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству В. П. Астафьева.

Выявление основных черт характера героя, его знаний об окружающем мире, обусловивших поведение мальчика в лесу.

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении бережного и внимательного отношения к природе.

Предметные:

Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

Метапредметные:

Формирование и создание условий для самооценки.

 Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся

Личностные:

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

Умение анализировать литературное произведение

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

14.04

17.04

2

Е.И. Носов.

«Как патефон петуха от смерти спас».

Изучение биографии писателя с использованием возможности библиотеки, Интернета. Краткий пересказ, письменный ответ на вопрос.

Пересказ эпизода, выявление художественной идеи рассказа, характеристика героев, исследовательская работа с текстом.

Личностные:

Свободно владеть монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, развернутого ответа на вопрос.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику,

письменная работа

Письменная работа

19.04

1

Анализ письменных работ.

Развитие умения критически подходить к оцениванию своей работы.

21.04

1

Родная природа в произведениях писателей XX века.

Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений писателей ХХ века. Выразительное чтение наизусть, устное словесное рисование.

Метапредметные:

Формирование и создание условий для самооценки.

Личностные:

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

24.04

1

В.И. Белов

«Весенняя ночь».

Выявление художественной идеи рассказа через определение первоначальных впечатлений от чтения произведения.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

26.04

1

В.Г. Распутин

«Век живи – век люби».

Выявление художественной идеи рассказа - утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания. Пересказ (виды пересказов), лексическая работа с текстом.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

Из зарубежной литературы

28.04

03.05

2

Д. Дефо.

«Жизнь, удивительные приключения Робинзона Крузо».

Ознакомление с фактами биографии Д. Дефо, с прототипом героя романа «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо», выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе.

Личностные:

Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

Умение анализировать литературное произведение

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

 Метапредметные:

Формирование и создание условий для самооценки.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

05.05

1

Х.К. Андерсен

«Соловей».

Ознакомление с фактами биографии писателя; актуализация знаний учащихся в ходе викторины по творчеству писателя.

Выявление художественной идеи сказки. Выразительное чтение, чтение по ролям, самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

10.05

12.05

2

М. Твен

«Приключения Тома Сойера» (Отрывок).

Ознакомление с фактами биографии Твена, нашедшими отражение в книги «Приключения Тома Сойера».

Выявление роли творчества М.Твена в мировом литературном процессе. Различные виды чтения и пересказа, ответы на вопросы учителя.

Выявление источников жизнерадостности, бурной энергии героя романа Тома Сойера. Письменный отзыв о герое.

Личностные:

Уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

Правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

Умение анализировать литературное произведение

 Метапредметные:

Формирование и создание условий для самооценки.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

15.05

17.05

2

Ж. Рони-Старший. «Борьба за огонь». 

Составление плана статьи о писателе, составление плана характеристики героя.

Личностные:

Умение анализировать литературное произведение

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

19.05

1

Дж. Лондон

«Сказание о Кише».

Ознакомление с фактами биографии писателя. Различные виды пересказа.

Выявление роли портрета героя в характеристике образа.

Предметные:

Выявление художественной идеи сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

Личностные:

Свободно владеть монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, рассказа.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

22.05

1

А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Леннеберги». 

Ознакомление с фактами биографии писательницы. Актуализация знаний учащихся об авторе в ходе проведения викторины по ее произведениям.

Предметные:

 Обобщение изученного материала, выявление уровня сформированности литературных компетенций учащихся

 Личностные:

Умение анализировать литературное произведение

 Метапредметные:

Формирование ответственного отношения к учебе.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

24.05

1

Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения.

Реализация полученных знаний в ходе литературной игры.

Метапредметные:

Формировать потребность в самообразовании.

Личностные:

Осознание роли литературы в жизни человека и общества.

Чтение, рассказывание, иллюстрирование, работа с тетрадью к учебнику

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на    98     часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина 2014-2015 уч.год

Данная программа составлена в соответствии с новыми требованиями, содержит 8 пунктов...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс программа Г.С.Меркина 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образ...

рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина.

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...