Рабочая программа по литературе. Меркин 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_mer._8_kl.docx66.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения») и учебника: Литература. 5 класс. Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское Слово – РС», 2010и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе в объёме 68 ч.

Содержание планирования включает 68 уроков различных типов.

1.        Уроки изучения художественных произведений

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений

2.        Уроки изучения истории и теории литературы

Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки по биографии писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения и опроса

3.        Уроки развития речи

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений.

Содержание учебного предмета «Литература»

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.

5. Русская литература второй половины XIX в.

6. Русская литература первой половины XX в.

7. Русская литература второй половины XX в..

8.  Зарубежная литература.

9. Обзоры.

10. Сведения по теории и истории литературы.

11. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

5 класс.        Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6 класс.        Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7 класс.        Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8 класс.        Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)

9 класс.        Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIX века (романтизм, реализм)

8 класс

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).

Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского».

Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление  как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; икона святых благоверных князей-страстотерпцов Бориса и Глеба; древнерусская миниатюра; репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Из русской литературы XVIII века

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте; ода.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Связь с другими искусствами: портрет Г.Р. Державина.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».

Связь с другими искусствами: портрет Н.М. Карамзина.

Из русской литературы XIX век

В.А. ЖУКОВСКИЙ. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».

К.Ф. РЫЛЕЕВ. «Иван Сусанин».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы».

Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями; портрет Екатерины II (художник В. Боровиковский).

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукции картин               М.Ю. Лермонтова.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания              «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

 «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей; репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум» и А. Венецианова «Крестьянка с косой и граблями».

А.А. ФЕТ

Краткие сведения о поэте.

Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: портрет А.А. Фета; репродукция картины И.Шишкина «Дубы в Старом Петергофе».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»: Н.И. Гнедич. «Осень»; П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»; А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама…»; А.Н. Плещеев. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»; И.З. Суриков. «После дождя»; А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»; И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе.

Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В. Васнецовым; прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя.

«Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ

«После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: портрет Л.Н. Толстого; работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из русской литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя.

Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В.Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».

Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте.

Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовноcти. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В. ИСАКОВСКИЙ

Основные вехи биографии поэта.

Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии.

Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А.Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»; В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»; А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»;         М.А. Светлов. «Веселая песня»; А.А. Вознесенский. «Слеги»; Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»; В.С. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.П. АСТАФЬЕВ

Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»; Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»; М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;  М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.

Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В.Г. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе.

Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Невыразимое».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).

Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».

А.А. Фет. Одно из стихотворений (по выбору).

В.В. Маяковский. Одно из стихотворений (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка».

М.В. Исаковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

«Моление Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из русской литературы ХIХ века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей».

К.Ф. Рылеев. «Державин».

П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза».

А.С. Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...».

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».

Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка».

А.А. Фет. «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо».

Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из русской литературы ХХ века

М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...».

М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года».

С.А. Есенин. «Письмо матери».

Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...»

А. Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида».

В. Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки».

В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Устное народное творчество

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
  • установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.

Зарубежная литература

          Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
  • определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

          Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

Оценка достижения планируемых результатов изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


8 класс  (Г.С. Меркин)

Урок N

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Введение

02.09

1

Художественная литература и история

Из устного народного творчества

07.09

1

Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».

09.09

1

Исторические песни XVII века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета».

14.09

1

Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века – начало XVIII века.

16.09

1

Солдатские песни XVIII – XIX веков.

Из древнерусской литературы

21.09

1

Тематическое многообразие древнерусской литературы. «Сказание о Борисе и Глебе».

23.09

1

«Житие Сергия Радонежского». Художественные особенности произведения. Роль подвижнической деятельности   Сергия Радонежского в истории России.

28.09

1

«Слово о погибели Русской земли». Художественная идея произведения. «Житие Александра Невского». Авторская позиция. Стилистические особенности.

Из литературы XVIII века

30.09

1

Г. Р. Державин – поэт и государственный чиновник.

05.10

1

«Вельможа». Традиции и новаторство в произведении. «Памятник». Тема поэта и поэзии.

07.10

1

Основные вехи биографии Н.М. Карамзина. Карамзин и Пушкин.  Сентиментализм. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.

12.10

1

Основная проблематика и тематика повести, новый тип героя, образ Лизы.

Из литературы XIX века

14.10

1

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм. В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь». Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

19.10

1

К.Ф. Рылеев. Дума «Иван Сусанин». Сусанин – верный сын своего отечества. «Смерь Ермака». Образ Ермака. К.Н. Батюшков.  Анализ стихотворений «Переход русских через Неман», «Мой гений», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

21.10

1

Е.А. Баратынский.  Анализ стихотворений «Разуверение», «Чудный град порой сольётся…», «Муза». А.А. Дельвиг.  Анализ стихотворений «Романс», «Русская песня», «Идиллия».

26.10

1

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

28.10

1

Тема дружбы в стихотворениях «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года».

09.11

1

 «Песни о Стеньке Разине»: стилизация под народную песню.

11.11

1

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Творческая история произведения. Тема семейной чести (Анализ 1-2 глав). 

16.11

2

Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и дружбой (Анализ 3-5 глав).

18.11

23.11

2

Темы человека и истории, народа и власти. Внутреннеё свободы в повести (Анализ 6-14 глав).

25.11

30.11

1

Р/р.  Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

02.12

1

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». Особенности композиции. Смысл эпиграфа.

07.12

1

Основные мотивы поэмы «Мцыри». Образ главного героя.

09.12

1

Художественная идея и средства ее выражения в поэме.

14.12

1

Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Творческая и сценическая история  комедии «Ревизор».

16.12

1

«Сборный город всей тёмной стороны» (Анализ I действия). Хлестаков и городничий (Анализ II  действия).

21.12

1

Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо»  (Анализ III   действия).

23.12

1

Хлестаков – ревизор (Анализ IV действия).

28.12

1

Художественная идея комедии. Речь как средство создания образов героев комедии.

30.12

1

Р/р.  Подготовка к сочинению «Характеристика речи героев комедии».

13.01

1

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася».

18.01

1

Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести. Образ Аси.

20.01

1

Композиция повести. Образ Аси. Образ природы. Тема рока в повести.

25.01

1

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…»

27.01

1

«Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

01.02

1

Краткие сведения о Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...»,

03.02

1

«Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

08.02

1

А. Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.

10.02

1

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Элементы фольклора в сказке.

15.02

1

Образ Снегурочки. Берендеево царство. Язык персонажей. Особенности конфликта пьесы-сказки.

17.02

1

Основные вехи биографии Л. Н. Толстого. «Отрочество» (главы из повести).

22.02

1

«После бала». История создания рассказа.

01.03

1

Приемы создания образов. Художественная идея произведения.

Из литературы XX века

03.03

1

Основные вехи биографии М. Горького. «Песня о Соколе». Специфика песни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

10.03

1

«Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

15.03

1

Краткие сведения о  В.В. Маяковском. «Я» и «вы», поэт и толпа в его стихах.

17.03

1

«Хорошее отношение к лошадям». Рифма и ритм в лирическом стихотворении. 

22.03

1

Н. А. Тэффи. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей».

05.04

1

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».  Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов.

07.04

1

Краткие сведения о  Д.Б. Кедрине . «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения.

12.04

1

Н. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…»,

14.04

1

«Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовности. «Старая актриса». Тема творчества.

19.04

1

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Человек и война, литература и история в его творчестве.

21.04

2

«Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика.

26.04

28.04

1

Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения

03.05

2

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль». История создания поэмы.

05.05

10.05

1

Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

12.05

1

Основные вехи биографии В.Г. Распутина.  XX век на страницах прозы Распутина.

17.05

1

Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

19.05

1

Центральный конфликт и основные образы повествования.

Из зарубежной литературы

1

Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии.

1

М. де Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

24.05

1

Итоговый урок. Обзор произведений для летнего чтения.


Сроки

Кол-во

часов

Тема

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

Введение -  1 ч

02.09

Художественная литература и история

Работа со статьей учебника. Различные формы творческой защиты страничек читательского дневника (по выбору учащихся). Составление плана.

Знать: связь литературы и истории на уровне жанра, сюжета, образов, проблематики; теоретические понятия – «жанр», «род литературы».

Уметь определить эпоху создания литературного произведения.

Знать: отражение эпохи создания произведения в его проблематике и языке.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

Из устного народного творчества – 4 ч

07.09

-

16.09

Исторические песни.

Солдатские песни  

Составление тезисного плана статей учебника. Эвристическая беседа, словарная работа (выяснения значения непонятных слов), прослушивание музыкальных записей песен. Самостоятельная работа учащихся по анализу исторической песни (с опорой на руководство для самостоятельной работы).

Знать характеристику исторической песни как жанра фольклора.

Уметь определить жанр песни, анализировать произведение, находить средства художественной выразительности, различать песню и былину.

Знать основные сюжеты и образы песен.

Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, составлять словарь одной из песен.

Развитие навыков работы с текстом (выразительного чтения, литературного анализа)

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

Из древнерусской литературы – 3 ч.

21.09

-

28.09

Тематическое многообразие древнерусской литературы. 

«Сказание о Борисе и Глебе».

«Житие Сергия Радонежского».

«Слово о погибели Русской земли».

«Житие Александра Невского».

Выразительное чтение монологов Глеба, ответы на вопросы учебника.

Работа со вступительной статьей учебника, работа с разделом учебника «В мире художественного слова «Жития…»

Знать жанры дневнерусской литературы.

Уметь определить жанровую принадлежность, анализировать произведения, находить средства художественной выразительности.

Понимать специфику образов и сюжетов.

Знать основных героев и авторов житийной литературы.

Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, формулировать и записывать выводы.

Развитие навыков групповой и индивидуальной работы с текстом (выразительного чтения, литературного анализа)

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

Из литературы XVIII века – 4 ч.

30.09

05.10

2 ч

Г. Р. Державин

«Вельможа». «Памятник».

Пересказ вступительной статьи учебника, устные ответы на проблемный вопрос.

Анализ стихотворений по вопросам учебника, сопоставление стихотворений М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Выразительное чтение.

Знать наизусть стихотворение «Памятник».

Уметь произвести тематический анализ текста.

Уметь произвести литературный и лингвистический анализ текстов, строить ответ на их основе ключевых слова.

Владение монологической речью и техникой выразительного чтения наизусть.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

07.10

12.10

2 ч.

Н. М. Карамзин

 «Бедная Лиза»

Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа, словарная работа. Различные виды чтения.

Эвристическая беседа, подготовка докладов и творческих работ.  Словарная работа, выразительное чтение, выборочный пересказ, устная характеристика образа персонажа.

Знать особенности сентиментальной прозы.

Уметь выполнять литературный анализ текста, писать сочинения.

Знать специфику сентиментализма в рус. лит. и его место в мировом лит. процессе.

Уметь самостоят, письменно рассуждать на литературную тему.

Владение устной и письменной монологической речью

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

Из литературы XIX века – 34 ч.

14.10

-

21.10

3 ч.

Поэты пушкинского круга.

В.А. Жуковский. «Лесной царь». «Невыразимое», «Море».

К.Ф. Рылеев. Дума «Иван Сусанин». «Смерь Ермака». 

К.Н. Батюшков.  «Переход русских через Неман», «Мой гений», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Чудный град порой сольётся…», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Романс», «Русская песня», «Идиллия».

Устные сообщения о жизненном и творческом пути поэтов, выразительное чтение и анализ стихотворений, участие в дискуссии.

Знать основные темы, мотивы, жанры поэзии первой трети XXI века.

Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, составлять тезисный план.

Уметь самостоятельно подготавливать и представлять реферативные сообщения, анализировать выступления товарищей, выполнять лингв. ан. поэтич. текста.

Умение развернуто обосновывать суждение, представлять научное сообщение, работать с аудиторией, владение устной речью.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

26.10

-

25.11

8 ч.

А. С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

«И. И. Пущину»,

«19 октября 1825 года».

«Песни о Стеньке Разине».

«Капитанская дочка».

Виртуальная экскурсия в Царское Село и Михайловское, работа с материалами рубрики «В мире художественного слова А.С. Пушкина»

Эвристическая беседа, анализ стихотворений.        Выразительное чтение наизусть.

Составление тезисного плана статьи учебника, сопоставление песен.

Комментированное чтение, составление подробного плана статьи учебника. Словарная работа. 

Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану, беседа по вопросам. Различные виды пересказа, участие в беседе.

Подбор цитат для характеристики персонажа. Подготовленные пересказы глав и эпизодов, обобщение материала с записью в тетрадях.

Знать: основные периоды творчества Пушкина, содержание изучаемых произведений, исторические источники произведений, этап формирования характера героя.

Уметь выразит, читать стихи и прозу, в т.ч. наизусть, делить текст на смысловые части, анализировать литературное произведение, составлять тезисный план.

Владеть различными видами пересказа.

Уметь самостоятельно подготавливать и представлять реферативные сообщения, анализировать выступления товарищей, выполнять лингв. ан, поэтич, и прозаич, текстов, рассуждать о роли обстоятельств и персонажей в судьбе главных героев, отвечать на проблемные вопросы, писать сочинение на заданную тему по самостоятельно составленному плану, рисовать словесный портрет героя.

Самостоятельный поиск нужной информации по заданной теме, свободная работа с текстом художественного произведения.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

сочинение

Сочинение

30.11

1 ч.

Р/р.  Сочинение по повести

Эвристическая беседа, составление сложного плана, подбор эпиграфа, редактирование сочинения, написание сочинения.

02.12

07.12

09.12

3 ч.

М.Ю. Лермонтов.

«Мцыри».

Работа над вступительной статьей учебника по вопросам, выразительное чтение поэмы, обмен впечатлениями после чтения и прослушивания произведения. Составление словаря для характеристики персонажа.

Ответы на вопросы учебника. Эвристическая беседа, подбор цитат для характеристики персонажа.         Устное словесное рисование.

 Чтение наизусть.

Знать основные факты жизни и творчества Лермонтова, содержание изучаемой поэмы, романтические мотивы.

Уметь оценить значение образа природы, анализировать образ героя, характеризовать особенности композиции, выявлять фабулу.

Уметь: строить письменно е и устное рассуждение на заданную тему по самостоятельно составленному плану, подбирать цитаты и создавать цитатный план, выполнять комплексный анализ фрагмента текста, готовить и представлять индивидуальные сообщения.

Использование разных видов чтения, самостоятельный поиск материала, цитирование.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

14.12

-

28.12

5 ч.

Н.В. Гоголь.

«Ревизор».

Составление плана статьи учебника. Беседа по вопросам учебника.        Устный рассказ об истории создания произведения.

Эвристическая беседа, различные виды пересказа, чтение по ролям. Комментированное чтение, словарная работа.

Ответы на проблемные вопросы

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, участие в дискуссии.

Знать особ-ти драматич. произв., основы сценич. произв., сод-е и осн, проблематику комед. «Ревизор».

Понимать специфику жанра комедии,

Уметь выразит, читать по ролям драм, произв-е.

Владеть различными видами пересказа.

Уметь видеть в драматическом произведении авторскую точку зрения, разыгрывать сцены комедии, рисовать словесный портрет.

Владение монологической и диалогической речью, получение опыта сценической речи.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

сочинение

Сочинение

30.12

1 ч

Р/р.

Подготовка к сочинению «Характеристика речи героев комедии».

Эвристическая беседа, составление сложного плана, подбор эпиграфа, редактирование сочинения, написание сочинения.

13.01

-

20.01

3 ч

И.С. Тургенев

 «Ася».

Пересказ, близкий к тексту, составление развернутого плана ответа. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, литературная беседа по вопросам учебника

Участие в дискуссии, выявление авторской позиции, беседа по вопросам учебника, составление словаря языка персонажа.

Отзыв о произведении. Анализ текста.

Знать содержание произведения, особенности творчества автора.

Уметь отвечать на проблемные вопросы.

Уметь: выявлять тропы и фигуры в прозаическом тексте, понимать их роль в художественном тексте.

Владение монологической речью, умение отвечать на вопросы, строить письменное рассуждение на литературную тему

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть.

домашнее сочинение

Домашнее сочинение

25.01

27.01

2 ч

Н.А. Некрасов

 «Внимая ужасам войны…»

«Зеленый шум».

Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений.

Знать содержание произведений, особенности творчества автора.

Уметь понимать лирический текст.

Уметь: выявлять тропы и фигуры в поэтическом тексте.

Понимать различие темы и идеи лирического произведения, специфику изображения лирического героя,         Умение связно отвечать на вопросы, анализировать поэтическое произведение.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

01.02

03.02

2 ч

А. А. Фет

 «Учись у них: у дуба, у березы...»,

«Целый мир от красоты...».

Выявление языковых средств художественной образности, выразительное чтение.

Выразительное чтение, устное словесное рисование, письменный ответ на вопрос.

Знать содержание произведений, особенности творчества автора.

Уметь анализировать лирический текст.

Понимать различие темы и идеи лирического произведения, специфику изображения лирического героя, специфику отражения в лирике мироощущения автора.

Умение устно и письменно анализировать поэтическое произведение, выразительно читать наизусть лирику.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

08.02

10.02

15.02

3 ч

А. Н. Островский. «Снегурочка»

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения. Чтение по ролям, участие в литературной беседе.

Участие в дискуссии, анализ текста, чтение по ролям.

Составление плана статьи учебника «Центральные образы пьесы»

Знать содержание произведения, его творческую и сценическую историю, его специфику по сравнению со всем творчеством автора, особенности творчества автора.

Понимать отличия авторской и фольклорной литературы.

Уметь находить черты фольклора в авторском произведении.

Умение отвечать на вопросы, устно анализировать драматическое произведение, инсценировать, работать в команде

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

17.02

22.02

01.03

3 ч

Л. Н. Толстой. «Отрочество» (главы из повести).

«После бала». 

Эвристическая беседа, выразительное чтение, подготовка вопросов для дискуссии.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.

Определение проблематики произведения, выявление приемов создания образов и художественного своеобразия произведения.

Знать содержание и проблематику произведений

Уметь: отвечать на проблемные вопросы и анализировать прозу

Понимать особенности автобиографической прозы.

Уметь охарактеризовать стиль писателя.

Умение отвечать на вопросы, устно анализировать текст, работать в группе и в паре, готовить индивидуальные сообщения

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

Из литературы XX века - 20 ч

03.03

10.03

2 ч

М. Горький.

«Песня о Соколе».

«Макар Чудра».

Творческое чтение, определение языковых средств художественной образности, их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Выразительное чтение.

Комментированное чтение, беседа по вопросам, анализ, индивидуальная характеристика героев.

Знать содержание и проблематику произведений

Уметь: отвечать на проблемные вопросы, выразительно читать прозу

Понимать особенности романтического рассказа

Уметь характеризовать символику произведения.

Умение отвечать на вопросы, работать в группе, готовить индивидуальные сообщения

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

15.03

17.03

2 ч

В. В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям». 

Выявление проблематики и художественной идеи произведений, литературная беседа по вопросам учебника. Устный отзыв о прочитанном произведении, выразительное чтение.

Знать содержание произведений, изученные литературоведческие термины

Уметь охарактеризовать стиль автора, выявлять окказионализмы и формулировать их значение.

Умение анализировать лирическое произведение и производить сплошную выборку слов заданной группы

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

22.03

1 ч

Н. А. Тэффи.

«Свои и чужие».

Эвристическая беседа, работа с разделами учебника «В мире художественного слова…»          

Знать содержание произведения, формы комического

Понимать особенности жанра Уметь видеть в тексте иронию и сарказм, различать формы комического, понимать их роль в тексте

Монологическое высказывание, ответы на вопросы

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

05.04

1 ч

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».

Различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Знать содержание произведения, формы комического

Понимать особенности жанра Уметь видеть в тексте иронию и сарказм, различать формы комического, понимать их роль в тексте

Монологическое высказывание, ответы на вопросы

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

07.04

1 ч

Д.Б. Кедрин.

«Зодчие»

Эвристическая беседа по вопросам. Выразительное чтение.

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

12.04

14.04

2 ч

Н. А. Заболоцкий

«Я не ищу гармонии в природе…»,

«Некрасивая девочка». «Старая актриса». 

Эвристическая беседа, анализ стихотворений по плану.         Выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Знать тематику творчества, одно стихотворение наизусть

Уметь находить выразительные средства в поэтическом тексте

Монологическое высказывание, ответы на вопросы

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

творческая работа

Творческая работа

«Что есть красота?»

19.04

-

26.04

3 ч

В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Устный рассказ о жизни писателя, эвристическая беседа по вопросам учебника.

Различные виды чтения.

Эвристическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь характеризовать литературный персонаж и стиль автора

Монологическое высказывание, ответы на вопросы

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

Домашнее сочинение

Домашнее сочинение

28.04

1 ч

Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения

Эвристическая беседа, составление сложного плана, подбор эпиграфа, редактирование сочинения.

03.05

-

10.05

3 ч

А.Т. Твардовский

«За далью — даль».

Выразительное чтение. Участие в литературной беседе.        Различные виды чтения, цитатный план. Анализ отдельных глав.

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь выразительно читать наизусть

Уметь характеризовать литературный персонаж

Понимать художественное своеобразие изученных глав произведения.

Монологическое высказывание, ответы на вопросы, чтение наизусть

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, письменная работа

Письменная работа

12.05

-

19.05

3 ч

В. Г. Распутин

«Уроки французского».

Устный рассказ о жизни писателя, эвристическая беседа по вопросам учебника.        Различные виды чтения.

Составление плана ответа на вопрос, участие в литературной беседе. Составление словаря понятий, подготовка тезисов к диспуту.

Эвристическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь анализировать проблематику и поступки персонажей

Понимать художественное своеобразие произведения, специфику в раскрытии темы детства

Уметь формулировать свое видение нравственный проблем, подбирать пословицы, поговорки, афоризмы

Монологическое высказывание, ответы на вопросы, умение вести дискуссию, формулировать свою точку зрения и оспаривать другие точки зрения

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть,

сочинение

Из зарубежной литературы – 4 ч

1 ч

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта». 

Литературная беседа по вопросам учебника, подготовка сообщения.        чтение по ролям, подготовка сообщения.

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь анализировать проблематику и поступки персонажей

Понимать художественное своеобразие произведения

Ответы на вопросы

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, письменное сообщение

Письменное сообщение

1 ч

М. Сервантес

«Дон Кихот»

Литературная беседа по вопросам учебника, подготовка сообщения. Различные формы пересказа.

Эвристическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.

Знать содержание и проблематику произведения

Уметь анализировать поступки персонажа

Понимать художественное своеобразие произведения

Ответы на вопросы

Чтение, рассказывание, заучивание наизусть

24.05

1 ч

Итоговый урок.

Обзор произведений для летнего чтения.

Подведение итогов года.

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на    66   часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина 2014-2015 уч.год

Данная программа составлена в соответствии с новыми требованиями, содержит 8 пунктов...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс программа Г.С.Меркина 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образ...

рабочая программа по литературе 6 класс по программе Г.С. Меркина.

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.С. Меркина...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...