Т. Толстая "Пламень небесный"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Перерва Елена Федосовна

Урок-исследование по литературе 11класс "Люди «с отшиба»". Традиции русской классической литературы в малой прозе Татьяны Толстой (по новелле «Пламень небесный»). Опыт анализа новеллы Т. Толстой «Пламень небесный», определение жанровых черт новеллы, продолжение темы «маленького человека» в современной новелле, особенности прозы Т. Толстой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_t.tolstaya_plamen_nebesnyy.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Лилия Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Перерва Елена Федосовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина

г. Калининград

Урок- исследование  

по литературе 11класс

 «Люди «с отшиба». Традиции русской классической литературы в малой прозе Татьяны Толстой (по новелле «Пламень небесный»)

Мы с удовольствием читаем новинки   мировой прозы, но современная русская литература нам интересна вдвойне. Это литература новой эпохи. В ней мы видим продолжение традиций великой русской классической литературы и современное, порой парадоксальное, восприятие жизни и человека. Современные писатели обращаются к проблеме человеческой индивидуальности, через познание внутреннего мира героя читатель приближается к познанию сущности, души мира.

 Творчество Татьяны Толстой интересно своеобразным подходом к раскрытию нравственных аспектов, к изображению героев. И в её творчестве мы можем видеть продолжение традиций великой русской классики.

Татьяна Никитична Толстая (род. 1951) — известная писательница, мы знакомы с её статьями, эссе. Также она пишет рассказы. Современная критика определяет её новеллистику как литературу, направленную на исследование социально-психологических и нравственных вопросов современной жизни.

Презентация учащегося «Жизнь и творчество Т. Толстой»

Задание классу

В карту урока записываем основные положения презентации, которые помогут составить вам портрет современной писательницы.

Цель

Сегодня на уроке мы проанализируем новеллу Т. Толстой «Пламень небесный». Мы попробуем определить жанровые черты новеллы, увидеть продолжение темы «маленького человека» в современной новелле, выявить особенности прозы Т. Толстой.

Гипотеза: автор в новелле создаёт образ «маленького человека», продолжая традиции русской классической литературы, заставляет читателя видеть индивидуальность человека в современном мире, его внутренний мир.

Вопросы классу

- Какова фабула новеллы?

- Какие впечатления, ощущения, настроения возникли у вас после прочтения рассказа? На что вы обратили особое внимание?

Ответы учащихся

 Слово учителя

    Это непривычное для читателя-школьника произведение. Сама новелла полифонична, многоголосна. Авторская позиция, отношение к собственным героям не заявлены прямо. У читателя возникают вопросы: почему «Пламень небесный»? на чьей стороне автор? как относиться к героям нам? Но не вызывает сомнения, что автор обращается к классической русской теме «маленького человека».

Задание

Давайте вспомним, кто такие мещане и кого в литературе называют «маленьким человеком»? Кто из русских писателей обращался к этой теме? В каких произведениях?

Учащиеся записывают в карту урока

А.С.Пушкин «Повести Белкина», Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» - семья Мармеладовых, «Униженные и оскорблённые», А.П.Чехов  рассказы «Тонкий и толстый», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», М.Горький «На дне»

Слово учителя

В одном из интервью Татьяна Толстая говорит о себе: “Мне интересны люди «с отшиба», то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало чего поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил”.

Задание классу

Работа с текстом и индивидуальной картой урока в группах

В глоссарии карты урока посмотрите значение термина новелла, проследите по тексту, как выявляются особенности жанра. Итоги наблюдений запишите в карту урока. Задание группам (4 группы) вы видите на своих столах. Время работы – 10-15 минут. Представитель каждой группы рассказывает об итогах работы по плану карты урока. Время сообщения – 1-2минуты.

Новелла (итал. — новость) — малый прозаический жанр, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом, композиционной выверенностью. Изображение событий преобладает над изображением характеров, мотивировка действия часто бывает парадоксальной.

Карта работы с текстом

1-я часть — от начала до слов «Тут как-то Ольга Михайловна узнаёт...».

2-я часть — от слов «Тут как-то Ольга Михайловна узнаёт...» до слов «Вот опять наступает вечер...».

3-я часть — со слов «Вот опять наступает вечер...» до слов «Темнеет. Черный Коробейников...».

4-я часть — от слов «Темнеет. Черный Коробейников...» до конца.

1 группа

Работа с текстом (1-я часть рассказа)

  1. Прочитайте 1-ю часть новеллы.
  2. Обсудите в группе вопросы:    

Какие приёмы использует автор, изображая единственную героиню новеллы Ольгу Михайловну? Обратите внимание на ключевые слова и словосочетания, которые характеризуют её и помогают понять позицию автора (о Коробейникове, о врачах, о гостях). Какой вывод вы можете сделать о её личностных качествах? Почему Коробейников из санатория приходит к дачникам? Противопоставлен он этому миру, миру мещан, или он его часть?

  1. Свои ответы запишите тезисно.

  1. группа

Работа с текстом (2-я часть рассказа)

1. Прочитайте 2-ю часть новеллы.

2. Обсудите в группе вопросы:

Кто такой Дмитрий Ильич? Почему, на ваш взгляд, это единственный мужской персонаж, которому автор дал имя и отчество? Каким образом автор подводит нас к мысли, что Дмитрий Ильич недалёкий и достаточно жестокий человек?  Какую цель преследует Дмитрий Ильич, обвиняя Коробейникова в воровстве? Почему все дачники сразу поверили ему? Как автор определяет суть современного мещанства?

3. Свои ответы запишите тезисно.

3 группа

Работа с текстом (3-я часть рассказа)

1. Прочитайте 3-ю часть новеллы.

2. Обсудите в группе вопросы:

Как мы понимаем, что отношение дачников к Коробейникову поменялось? Почему автор особое внимание уделяет осуждению Коробейникова Ольгой Михайловной? Почему оценку  «она любит правду» даёт Дмитрий Ильич? Совпадает ли это с оценкой автора? Как Коробейников уловил изменение отношения к нему дачников и почему продолжает общение с этими людьми? «Желтый Коробейников идет по вечерней тропинке. Дмитрий Ильич обнимает Ольгу Михайловну в березовом лесу». Почему эти строки написаны отдельным абзацем?


3. Свои ответы запишите тезисно.


4 группа

Работа с текстом (4-я часть рассказа)

1. Прочитайте 4-ю часть новеллы.

2. Обсудите в группе вопросы:

Зачем в итоге Дмитрий Ильич признаётся во лжи?  Какова реакция героини и всех дачников на это признание? Как в этом проявляется позиция автора? Почему отношение к Коробейникову становится ещё хуже, несмотря на признание Дмитрия Ильича? «Неловко же смотреть в глаза человеку, которого мы зазря обгадили, а признаться не можем». Выходит ли эта цитата за рамки данного эпизода? Поясните свою точку зрения.  В последних строках рассказа звучит мысль автора, как вы её понимаете?  

3. Свои ответы запишите тезисно.

Выводы. Вопросы классу

- Можно ли Коробейникова назвать «маленьким человеком» в классическом понимании? Почему Т. Толстая называет таких героев «человек «с отшиба»?

 - О чём заставила задуматься новелла «Пламень небесный» и история её героев? Запишите свои мысли в карту урока.

Индивидуальная карта урока (буклет)


C:\Users\Виктория\Desktop\tatyana-tolstaya-sonya-5990-large.jpg

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

Новелла (итал. — новость) — малый прозаический жанр, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом, композиционной выверенностью. Изображение событий преобладает над изображением характеров, мотивировка действия часто бывает парадоксальной.

Почему «Пламень небесный» - новелла? Запишите признаки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Маленький человек» в русской литературе. Продолжите список.

А.С. Пушкин «Повести Белкина»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотеза: автор в новелле создаёт образ «маленького человека», продолжая традиции русской классической литературы, заставляет читателя видеть индивидуальность человека в современном мире, его внутренний мир

“Мне интересны люди «с отшиба», то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало чего поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил”.

Татьяна Толстая

«Люди «с отшиба»

Традиции русской классической литературы в малой прозе   Татьяны Толстой

(по новелле «Пламень небесный»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование. Небесные образы – символы в идейно – художественной структуре романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

Целью данной работы является идея исследования романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» с точки зрения небесной символики, определение роли небесных образов - символов в идейно - ...

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5 классе «Небесный мир»

Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5 класса.  Перед началом мероприятия кабинет биологии  оформляется красочными тематическими стенгазетами. Обр...

презентация к уроку по литературе 9 класс по творчеству Бунина "Птицы небесные"

Данная работа предназначена в помощь учителю при проведении урока по рассказу И.А. Бунина "Птицы небесные", в которой затронута проблематика ранних рассказов Бунина: поиски и понимание счастья....

"Земное и Небесное в творчестве И.С. Баха"

  Открытый урок музыки, посвящённый органному и хоральному творчеству И.С. Баха....

движения небесных тел

презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

"Небесное" и земное в музыке И. С. Баха.

Конспект к уроку для 6 класса «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. Полифония. Фуга....

Презентация "Небесное знамение"

Данная презентация поможет учителю наглядно и разнообразно объяснить на примере образования радуги такие оптические явления, как отражение света, преломление света, дисперсия света, рассмотреть различ...