Хокку как основной жанр японской поэзии
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Лемудкина Наталья Владимировна

Урок в 7 классе по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

 Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами проведем один  очень интересный урок.

Интересный, во-первых, потому, что мы с вами не знакомы, и в процессе нам   интересно немного узнать друг друга. А, во-вторых, я хочу пригласить вас в одно очень увлекательное путешествие, в котором мы познакомимся с особенностями культуры  одной загадочной страны, и особое внимание  уделим литературе, как одному из ведущих видов искусства. На столе у каждого из вас есть карта путешествия,  мы обязательно ей воспользуемся, но чуть позже. Думаю, вам она поможет.  Итак, путешествие начинается…

  1. Видео.
  2. Ребята, в какой стране мы с Вами оказались?

 - Япония.

 - Правильно.  

 - раз мы оказались с вами в Японии, позвольте мне еще раз поздороваться с Вами, только на японском языке: «Каннитива», что в переводе означает  - Добрый день.

 - А какие возникают у вас ассоциации при упоминании Японии?

   - ( авто, техника, единоборства, кухня).

- Обратите внимание, что в последнее время сильно ощущается проникновение и влияние восточной философии и  культуры  на жизнь европейского общества. Стоит отметить, что Европа  не так давно обратила свое внимание на Восток. Это произошло только в конце 19 начале 20 веков. И европейцев привлекала прежде всего загадочность и одухотворенность восточной культуры, которая  складывалась в особых природных и исторических условиях.  Япония расположена на  4 крупных и многих мелких островах, омываемых морями. Таким образом ,японская культура  находилась в течении долгого периода в культурной изоляции, что способствовало закреплению многих уникальных черт японской культуры.

- А какие виды японского искусства Вы знаете?

-нэцке- миниатюрная скульптура,  представляющая собой небольшой резной брелок. Самым известным видом нэцкэ является катабори – изображение животных, людей.

-икебана  – особое сочетание цветов, веток, листьев, каждый элемент которого воплощает национальную символику.

- сад  - композиция из деревьев, мхов, камней, песка, имеющие многозначный подтекст. Самым известным считается сад камней в монастыре Реандзи. Пятнадцать камней расположены  на площадке с белым гравием, но из любой точки сада видно лишь 14 из них. Это напоминает человеку о том, что он никогда до конца не постигнет тайны природы.

- оригами  (к нему еще вернемся сегодня) – искусство бумажной пластики.

- поэзия (хокку, танка).

 

- Итак, в основе японского искусства лежит лаконизм, стремление к сотворчеству, единение с природой.

Такова и японская поэзия. Сегодня  мы познакомимся с одним из жанров японской поэзии – хокку.

 Японцы считали, что поэзия важнее прозы, так как искусство поэзии дано богом, а прозу придумали люди.

Давайте откроем верхнюю часть карты и зачитаем определение:

Хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишье из 17 слогов (5-7-5).

Автора хокку в Японии называют – хайдзин.

О хокку писал один из моих любимый современных авторов Б.Акунин в романе «Алмазная колесница»:

Фандорин иронически спросил:

А сколько строчек в твоем любимом стихотворении?

- три – серьезно ответила она – больше всего я люблю хокку. В них сказано так мало, и в то же время так много. Каждое слово на своем месте, и ни одного лишнего.

Она прикрыла глаза и нараспев продекламировала:

 Мой ловец стрекоз

О. как же далеко ты

 Нынче забежал…

 - Как вы думаете о чем оно?

Каким настроением проникнуто данное стихотворение? ( грусть, горечь утраты)

Открыто ли автор говорит об этом? (нет)

- Давайте дочитаем диалог. Верно ли мы поняли смысл?

«Мидори открыла глаза и повторила:

Чтобы до конца понять хокку, нужно обладать особенным чутьем. Если бы ты знал, что поэтесса Тие написала это стихотворение на смерть своего маленького сына, ты не смотрел бы на меня с такой снисходительностью».

 А теперь обратите внимание, есть ли  в стихотворении средства выразительности?

Есть ли рифма?

 Как построено стихотворение? (5-7-5)

 Как вы думаете, как надо читать хокку? ( медленно, вдумчиво)

Теперь давайте попробуем выделить особенности хокку как жанра литературы:

 - создание картины образа

- отсутствие рифмы

 - трехстишье 5-7-5

- недосказанность, намек

- часто заканчивается многоточием

- не принято использовать эпитеты, метафоры, сравнения.

Все особенности написаны в нашей карте Для этого откройте ее нижнюю часть.

 - Проанализируем хокку известного японского поэта, создателя жанра хокку Мацуо Басё, который жил в 1603-1694гг.

Уродливый ворон-

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро…

М.Басе.

Осеннюю мглу

Разбила и гонит прочь

Беседа друзей…

М.Басе.

 - О чем эти хокку?

Какие картины вы представляете себе, читая эти хокку?

 - Обратите внимание, что не во всех хокку соблюдается форма 5-7-5.Это связано с особенностями японского языка в которых  одно пятисложное слово уже занимает целую  строку: например, хототогису — кукушка, киригирису — сверчок.

 - Теперь хочу обратить ваше внимание на особенности композиции хокку.

 - Что такое композиция?

- Композиция хокку может быть построена двумя способами:

  1. От общего плана к детали.
  2. От детали к обобщению.

  Как развивается мысль автора в данных хокку?

 - Стоит особо отметить роль художественной детали в искусстве Востока.

Существуют ряд сезонных слов  -  киго, помогающих читателю представить   нарисованную автором картину: Переверните карту. Там вы найдете какому времени года соответствуют те или иные киго.

 Весна:   цветы сливы и сакуры, соловей, паутинка, жаворонок, прохлада.

Лето: ливень, кукушка  пион,   жара, бабочка ,  светлячки.

Осень: хризантема, луна, звезды, роса, крик цикад, красные листья клена.

Зима: моросящий дождь, снег, иней, лед, холод,   очаг, жаровня.

- Давайте поиграем: я читаю вам хокку  о временах года, а вы показываете карточку, соответствующую каждому времени  -  

белая – осень,

 черный - зима,

зеленая – весна,

 красная – лето.  

Эти цвета соответствуют цветовым кодам в японской живописи.

Одновременно ищем киго – сезонное слово.

О кленовые листья!
Крылья вы обжигаете
Пролетающим птицам. ( осень)

Только дохнет ветерок -
С ветки на ветку ивы
Бабочка перепорхнет. ( лето)

В гостях у вишневых цветов
Я пробыл ни много ни мало -
Двадцать счастливых дней. ( весна)

Только их крики слышны...
Белые цапли невидимы
Утром на свежем снегу. ( зима).

Хокку как художественное явление Японии неразрывно связано с  природой, близость и единство с которой с глубокой древности лежит в основе мироощущения японцев. Это воплотилось и классической живописи Японии, без которой тоже сложно представить хокку. В Японии в основном рисовали на свитках: горизонтальных и вертикальных, ширмах.  Позже особую популярность приобретают  гравюры. Картины  составляли единство с литературными произведениями и предавали особую близость японцев с природой. Поэтому самым популярным жанром в живописи становится пейзаж.

Немало стихов и картин посвящено священной для Японцев горе Фудзияме.

Обратимся к  гравюрам  известного японского художника Кацусика Хокусай, которые  входят в серию «Тридцать шесть видов Фудзи».

 - Что заинтересовало Вас в этих рисунках?

Может быть вы видите что-то необычное, отличительное от картин русских художников?

 (яркие краски, незнакомые пейзажи,  мало предметов, тонкая кисть)

- Какой можно сделать вывод?

А теперь прочитаем хокку, посвященные этой горе, и подумаем, к какой картине они могли бы подойти в качестве литературной иллюстрации:

 Посреди цветения

Фудзияма ввысь поднялась –

В Японии весна!

Сеу.

Тихо-тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот.

Исса.

Бессмертное творение одного из лучших японских поэтов.
Что же здесь, в этом коротком и загадочном, на первый взгляд, японском трехстишии?
Улитка ползет вверх, на гору. Она преодолевает себя. Движется к цели – не спеша, направленно, настойчиво.

 А что на вершине?

Там может быть победа над собой и достижение желанной цели. А может там достижение нового уровня сознания и возможность медитации - глядя сверху на открывшуюся картину: океан цветущих садов сакуры, облаков, что плывут мимо вершины так же неторопливо и не спеша, как улитка ползла вверх.
 

- Также хочу Вам показать одну из интереснейших картин  Андро Хиросигэ  «Луна-лук» из серии «28 видов луны».

 - Что вы видите на этой картине?

 - Картина повествует о таинственной красоте ночного горного ущелья. Хиросигэ использует традиционную вертикальную форму листа. Хиросигэ строит гравюру на контрасте светлых и темных пятен, не уводит взгляд вглубь гравюры. Приближенность переднего плана  позволяет проникнуться  настроением пейзажа.

 - Как я уже говорила в Японии живопись тесным образом переплетается с литературой. Очень  часто картины сопровождались стихотворением, написанным  каллиграфическим письмом.

  - Попробуйте определить каким стихотворением сопровождается данная картина. Почему?

Месяц летит

Среди тысячи деревьев.

 Река осени течет. (правильный ответ)

 

Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Вот-вот он сметет с небес.
 

 О светлая луна!
Я шла и шла к тебе,
А ты всё далеко.

 

 - Чтобы закрепить полученные знания, сейчас я предлагаю Вам самостоятельно сочинить хокку о весне, которая вот-вот наступит.  

- Можете воспользоваться картой путешествия, в которой указаны основные особенности хокку, а также для тех кто затрудняется в карте имеются слова –подсказки по данной теме.

Во время сочинения для вдохновения  посмотрите видео о символе Японии – сакуре и послушайте японскую музыку.

 - Читаем  хокку собственного сочинения.

- Наше путешествие подходит к концу.

 Вы очень постарались и помогли мне.  

 Что нового вы сегодня узнали?

 Было ли это интересно?

 Я хочу оставить на память об этом уроке что-то для вас, кроме хокку, которые вы сочинили. Возьмите заготовки на вашей парте. Мы с вами постараемся сделать оригами – птицу счастья, которая будет приносить вам удачу.

 - Делаем птицу.

 Спасибо всем за урок. А мне остается только попрощаться с вами. Сделаем это по-японски: Саёнара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы в 7 классе "Японская поэзия"

Презентация "Японская поэзия" поможет разнообразить урок литературы. В ней содержится иллюстративный материал, дающий представление о Японии и её поэзии....

"Японская поэзия"

Урок носит интегративный характер. Содержит материал об особенностях культуры, литературы, географического положения Японии. Учит ребят видеть своеобразие хокку, отражение в японской поэзии черт нацио...

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

Презентация "Хокку как жанр японской поэзии".

Презентация  «Хокку как жанр японской поэзии» используется на уроке литературы в 7 классе. Её просмотр дает возможность учащимся познакомиться с культурой Японии, узнать, как появились хокку, в ч...

Презентация к уроку "Хокку как основной жанр японской поэзии"

Презентация к уроку "Хокку как основной жанр японской поэзии"...

Мастер-класс "Японская поэзия-хокку"

Мастер-класс показывает лирику японской поэзии. Знакомит с ее разновидностью- хокку. Проходит анализ хокку, который вызывает положительный настрой на общение с природой, понимание своих чувств. Идет с...

Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии

Презентацию можно использовать на уроках литературы  при изучении Хокку...