Олимпиада по литературе 8 класс
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему

Лемудкина Наталья Владимировна

Олимпиада по литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_8_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Литература, 8 класс, 2008-2009

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

II (муниципальный) этап

2008 – 2009 учебный год

8 класс

Максимальное количество  – 40 баллов.

Задания.

  1. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками.  Укажите название басен И.А.Крылова по приведенным строкам.
  1. «На задних лапах я хожу ».
  2. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».
  3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
  4. «Избави, бог, и нас от этаких судей ».
  5. «Великий человек лишь громок на делах».

5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет.
  1. На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

   

   2.2.    «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный,  низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»

   2.3. (Он ) «был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривая свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».

 2.4. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал,                                                                                                                                                                  

ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.

2.5.                       Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа)

3. С  какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.

  1. В.А.Жуковский.                             1. Тарханы.
  2. А.С.Пушкин.                                  2. Спасское – Лутовиново.
  3. Н.А.Некрасов.                                3. Ясная Поляна.
  4. А.А.Блок.                                        4. Таганрог.
  5. Н.В.Гоголь.                                     5. Константиново.
  6. М.Е.Салтыков- Щедрин.               6. Белев.
  7. М.Ю.Лермонтов.                            7. Михайловское.
  8. И.С.Тургенев.                                 8. Грешнево.
  9. Л.Н.Толстой.                                   9. Шахматово.
  10. А.П.Чехов.                                      10. Васильевка.  
  11. С.А.Есенин.                                    11. Спас – Угол.

5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

                                                         

4. Назовите авторов приведенных фрагментов художественных произведений

4.1. О, память сердца! Ты сильней                                                            

       Рассудка памяти печальной

       И часто сладостью своей

       Меня в стране пленяешь дальной.

4.2. А вороны?..

       Да ну их к Богу!

       Я ж в своем, не в чужом бору.

        Пусть кричат, поднимают тревогу –

        Я от карканья не умру.

  1. Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья…

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

   4.4.  Привет, Россия – родина моя!

           Как под твоей мне радостно листвою!

           И пенья нет, но ясно слышу я

           Незримых певчих пенье хоровое…

  1. Простые звуки родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

  1. Его зарыли в шар земной,

       А был он лишь солдат…

6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. Прочитайте стихотворение Н.М.Языкова.                        

                                 Нелюдимо наше море,

                                 День и ночь шумит оно;

                                 В роковом его просторе

               Много бед погребено.

                                 Смело, братья! Ветром полный

            Парус мой направил я:

                                 Полетит на скользки волны

            Быстрокрылая ладья!

                                 Облака бегут над морем,

                                 Крепнет ветер, зыбь черней,

                                 Будет буря: мы поспорим

                                 И помужествуем с ней!

                                  Смело, братья! Туча грянет,

                                  Закипит громада вод,

                                  Выше вал сердитый встанет,

                                  Глубже бездна упадет!

                                   Там, за далью непогоды,

                                   Есть блаженная страна;

                                   Не темнеют неба своды,

                                   Не проходит тишина.

                                   Но туда выносят волны

                                   Только сильного душой!..

                                   Смело, братья, бурей полный

                                   Прям и крепок парус мой!

Выберите из предложенного списка 4 понятия, наиболее соответствующие идейно-художественным особенностям стихотворения Н. М. Языкова  «Пловец». Объясните ваш выбор.

Аллегория        Градация                Олицетворение

Аллитерация             Дактиль                Риторическое восклицание

Антитеза        Динамика        Хорей

Афоризм         Ирония        Эпитет

Гипербола         Метафора        Ямб

        16 баллов (по 1 баллу за правильный выбор термина; по 3 балла за точность и полноту ответа)

                                                 Ответы

Задание 1

  1. И.А.Крылов «Две собаки».
  2. И.А.Крылов «Кукушка и петух».
  3. И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
  4. И.А.Крылов «Осел и Соловей».
  5. И.А.Крылов «Две бочки».

Задание 2

    2.1. Алена Дмитриевна. Произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин. Произведение Н.В.Гоголя «Шинель».
  2. Калиныч. Произведение И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

     2.4. Помещик, князь Урус – Кучум – Кильдибаев. Произведение М.Е.Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик».

     2.5. Портрет А. Струйской (поэтическое «прочтение» картины художника Ф.С.Рокотова). Стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет».

Задание 3

    1 – 6         7 - 1

     2 – 7          8 - 2

     3 – 8           9 - 3

     4 – 9         10 - 4

     5 – 10         11 - 5

     6 – 11

Задание 4

4.1. Константин Николаевич Батюшков.

4.2. Александр Яковлевич Яшин.

4.3. Феодосий Петрович Савинов.

4.4. Николай Михайлович Рубцов.

4.5. Ольга Александровна Фокина.

4.6. Сергей Сергеевич Орлов.

Задание 5

Аллитерация, антитеза, градация, олицетворение, риторическое восклицание, динамика, метафора, хорей, эпитет (учащиеся могут обосновать выбор любых 4 терминов из данного списка).

                                                                                   

Инструкция по проверке и оценке ответов

Задание 1 –  5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Задание 2 -   7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа).

Задание 3 –   5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).

Задание 4 –   6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Задание 5 -    16 баллов: по 1 баллу за правильный выбор термина; по 3 балла за точность и полноту ответа:

3 балла – участник олимпиады обнаруживает понимание специфики задания: объясняет выбор понятия, фактические ошибки отсутствуют;

2 балла - объясняет выбор понятия и допускает 1 фактическую ошибку;

1 балл - объясняет выбор понятия и допускает 2 - 3 фактические шибки;

0 баллов – не объясняет выбор понятия или приводит объяснение, которое содержательно не соотносится с поставленной задачей.

        

Максимальное количество – 40 баллов

Время выполнения заданий – 3 часа (9.00 – 12.00)

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс

В работе представлены вопросы и ответы  по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...