Урок по повести В.Токаревой "Ни сыну, ни жене, ни брату"
план-конспект урока по литературе на тему

Мананкова Наталья Николаевна

Урок внеклассного чтения для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_v.tokarevoy_ni_synu_ni_zhene_ni_bratu.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-размышление

по повести В.Токаревой

«Ни сыну, ни жене, ни брату»

Мананкова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Вступление (видеоролик о Токаревой)

Обсуждение повести

Сегодня на уроке мы с вами обсудим повесть В.Токаревой «Ни сыну, ни жене, ни брату». Хотелось бы, чтобы при написании сочинения на экзамене вы сумели сориентироваться в формулировке проблемы и, возможно, привели эту повесть В.Токаревой в качестве литературного аргумента.

К сегодняшнему занятию вам предлагалось поработать в группах и хотелось бы узнать, что интересного в рамках своего исследования вы обнаружили.

Выступление группы «энциклопедисты»

Виктория Токарева родилась в 1937 году в Ленинграде. Окончила Ленинградское училище по классу фортепиано. В доме своего ученика и встретила будущего мужа. После замужества переехала в Москву. Там она поступила в Литературный институт. Первый рассказ "День без вранья" был напечатан в 1967 году в журнале "Молодая гвардия". В то время Виктория Токарева - студентка сценарного факультета ВГИКа. Рассказы постепенно появлялись в журналах "Юность", "Новый мир". После выхода первого фильма по ее сценарию "Шла собака по роялю" В. Токареву приглашают вступить в Союз писателей, в Союз кинематографистов. Жизнь свою В. Токарева разделила на три периода: ранний - это 70-годы, средний - конец 70-х - начало 80-х, третий - перестроечный - 90-е годы. Сейчас В. Токареву издают во всем мире.

Выступление группы «обозреватели»

«Какое доброе дарование! Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо» (Ф.Феллини).

«В её произведениях есть материнское мягкосердечие и материнский оптимизм. События, которые происходят вокруг героя, мы переживаем, как собственный опыт» (Макико Ояма, Япония).

«Ваш неповторимый стиль, тонкий юмор, серьезность и глубина тем изменили традиционные представления о женской прозе... Замечательные рассказы, повести, сценарии принесли Вам настоящий успех и признание, стали яркой страницей отечественной литературы» (Владимир Путин).

«Виктория Токарева смотрит на мир так, будто другие глаза его еще не видели, будто ей дана возможность впервые обнаружить природу и суть вещей» (Ю.Нагибин).

"У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие" (Ю.Нагибин).

Выступление группы «киноведы»  

По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в "золотой фонд" отечественного кинематографа: "Урок литературы" (1968), "Джентльмены удачи" (1971, в соавторстве с Г. Данелия); "Совсем пропащий" (1973, в соавторстве с Г. Данелия); "Мимино" (1977, всоавторстве с Р. Габриадзе и Г. Данелия), "Шла собака по роялю" (1978), "Я есть. Ты есть. Он есть. " и другие. Такие картины, как "Джентльмены удачи" и "Мимино", стали настоящими шлягерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта. Виктория Токарева - лауреат IV Российского кинофестиваля "Литература и кино" (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручен приз "За вклад в литературу и кино".

Произведения  Виктории Токаревой  вызывают у современных читателей живой, неподдельный интерес. Они являются современным “зеркалом” вечных проблем, поднятых классиками русской литературы. В этих рассказах идёт откровенный разговор с читателем о современной жизни, о бедности и богатстве, чести и бесчестии, нравственном и безнравственном. Лаконичное выражение мыслей, виртуозное владение словом, ироничные и умные замечания о людях и их поступках — вот что отличает стиль писательницы. Главный герой её рассказов — человек, нравственная природа которого многогранна, неоднозначна и противоречива. Герои Токаревой, будь то женщины или мужчины, дети или старики, счастливые или несчастливые, думают так же, как любой из нас. Все эти качества прозы Виктории Токаревой делают её произведения доступными для понимания, поэтому, очевидно, её книги с интересом читают как в школе, так и самостоятельно.

- О чём эта повесть? Какова её тема? (изображение сложных отношений между людьми: учителями и учениками, родителями и детьми, одноклассниками, соседями, вообще – с людьми)

- Кто главный герой этой повести? Что вы можете сказать о нём, о его характере?

        Уроков Дюк не учил. Внеклассную работу не вёл, у него не было общественной жилки. В начале года его назначали вожатым в третий класс, а что именно делать — не сказали. А сам он не знал. И ещё одно: Дюк не умел любить всех детей сразу. Он мог любить выборочно — одного или, в крайнем случае, двух. А то, что называется коллективом, он любить не умел и даже побаивался.

— Хоть бы ты хулиганил, так я тебя бы поняла. Пусть отрицательное, но все-таки проявление личности. А тебя просто нет. Пустое место. Нуль.

      Нина Георгиевна замолчала, ожидая, что скажет Дюк в своё оправдание. Но он молчал и смотрел вниз, на концы своих сапог. Сапоги у Дюка были фирменные, американские, на толстой рифлёной подошве, как шины у грузовика. Эти сапоги достались Дюку от маминой подруги тёти Иры, которая вышла замуж за американца, и у него с Дюком одинаковый размер ноги. Американец купил эти сапоги в спортивном магазине и ходил в них по горам — лет пять или шесть. Потом они перепали Дюку, и он носил их не снимая во все времена года, и, наверное, будет носить всю жизнь и выйдет в них на пенсию, а потом завещает своим детям. А те — своим.

Эти мысли не имели ничего общего с тем, что интересовало Нину Георгиевну, но Дюк специально не сосредоточивался на её вопросах. Думал о том, что, когда вырастет большой, никогда не станет унижать человека при посторонних только за то, что он несовершеннолетний, и не зарабатывает себе на хлеб, и не может за себя постоять. Дюк мог бы сказать это прямо сейчас и прямо в глаза Нине Георгиевне, но тогда она потеряет авторитет. А руководить без авторитета невозможно, и получится, что Дюк сломает ей карьеру, а может, даже и всю жизнь.

     

      …— Ну, скажи что-нибудь! — потребовала Нина Георгиевна.

— Что? — спросил Дюк.

— Кто ты есть?

Дюк вдруг вспомнил, что его мама с самого детства звала «талисманчик ты мой». И вспомнил, что с самого детства очень пугался, а временами ревёл по многу часов от ужаса, что мог родиться не у своей мамы, а у соседки тёти Зины и жить у них в семье, как Лариска.

— Я талисман, — сказал Дюк.

- Какое прозвище было у главного героя повести?

- Что такое талисман?  (Талисма́намуле́т, о́берег — магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие).

-Чьим же талисманом был Александр Дюкин? Кому он помог?

1. — Ух ты… — задохнулась Мареева, в которой тут же проснулась надёжда, и даже, может быть, не одна, а несколько. Она надела на себя пояс, как обруч на бочку, и спросила: — Красиво?

— Совсем другое дело, — сказал Дюкин, хотя дело было то же самое.

Мареева ушла в комнату и вернулась с пластинкой. Поверхность её была уже не чёрная, а сизая, истерзанная тупой иглой.

— Бери, — она протянула пластинку.

— Не сейчас, — отказался Дюк. — У меня к тебе просьба: я завтра после школы приду к тебе с Кияшкой. Она у тебя попросит, ты ей отдашь. А то, что я к тебе приходил, ты ей не говори. Ладно?

2. Обидно было упустить такую возможность — возможность утвердиться и подтвердиться в глазах старшеклассника, и не какого-нибудь, а Витальки Резникова, имевшего изысканно-подмоченную репутацию. Получалось: Дюк как бы примыкал к этой репутации становился более взрослым, более потёртым, как джинсы.

Из десятого "А" навстречу им вышла Маша Архангельская.

На ней была не школьная форма, а красивое фирменное рыжее платье, она походила в нем на язычок пламени, устремлённый вверх. Дюк обжёгся об её лицо.

Виталька схватил Дюка за руку, как бы зажимая в руке талисман. Подошёл к Маше.

Она остановилась с прямой спиной и смотрела на Витальку строго, почти сурово, как завуч на трудновоспитуемого подростка.

— Пойдём завтра на каток, — волнуясь, выговорил Виталька.

— Сегодня, — исправила Маша. — В восемь.

И пошла дальше по коридору с прямой спиной и непроницаемым ликом.

Виталька отпустил Дюка и посмотрел с ошарашенным видом — сначала ей вслед, потом на Дюка.

      3. — Саша, говорят, что ты… это… забыты… это… забыла слово. Ну, навроде золотой рыбки.

— Кто говорит? — заинтересовался Дюк.

Путь распространения славы был для него небезразличен.

— В школе говорят.

Дюк догадался, что Виталька сказал Маше. Маша — Лариске. Лариска — тёте Зине. А той только скажи. Разнесёт теперь по всей стране. В «Вечерке» напечатает, как объявление.

Дюку льстило, что его имя муссировали в кругах, где лучшие мальчики катаются на катке с лучшими девочками, под музыку, скрестив руки перед собой.

— Ко мне знакомые приехали из Прибалтики, — сообщила тётя Зина почему-то жалостливым голосом. — Мы у них летом дачу снимаем. Они хотят финскую мебель купить «Тауэр». А достать не могут.

      4. Из-под её очков выползла слеза. Аэлита сняла слезу пальцем, но на её место по этой же самой дорожке выкатилась следующая слеза, абсолютно такая же.

— Не плачьте, — попросил Дюк. — В конце концов, как у всех, так и у вас. Если бы вы одна старели, а все вокруг оставались молодыми, тогда было бы обидно. А так чего?

— Все — это все. А я — это я, — не согласилась Аэлита и упрямо шмыгнула носом.

— Вы хотите, чтобы я сделал вас моложе? — догадался Дюк.

— Немножечко, — тихо взмолилась Аэлита. — Всего на десять лет. Больше я не прошу…

— Но это не в моих возможностях. Для этого надо быть волшебником, а я только талисман.

— Не отказывайтесь! — шёпотом вскричала Аэлита. — Я не из-за себя прошу. Мне все равно. Я, в конце концов, себя и так узнаю. Я — из-за него.

— Из-за кого?

— Я замуж выхожу. — Аэлита сняла очки, и её лицо стало близоруким, беспомощным. Казалось, если пойдёт, то вытянет перед собой руку, как слепая. Будет щупать рукой воздух, а ногами землю. — Он моложе меня на десять лет. Когда он родился, я уже в четвёртый класс ходила…

     5. — Я слушаю, — окрепшим голосом потребовал Дюк.

— Саша… Это ты? Извини, пожалуйста, что я тебя разбудила…

Дюк с величайшим недоумением узнал голос воспитательницы Нины Георгиевны. И представил себе её лицо с часто и нервно мигающими глазами.

— Мне только что позвонили из больницы и сказали, что мама плохо себя чувствует. И чтобы я пришла. Я очень боюсь.

Дюк молчал.

— Ты понимаешь, они так подготавливают родственников, когда больной умирает. Они ведь прямо не могут сказать. Это антигуманно…

Волнение Нины Георгиевны перекинулось на Дюка, как пожар в лесу.

— Я тебя очень прошу. Сходи со мной в больницу. Пожалуйста.

Но несмотря на эти позитивные моменты, автор подводит нас к мысли, что желание помочь людям может обернуться бедой. Саша Дюкин в паспорте «Аэлиты» исправил данные. Вы понимаете, чем это грозит. Это понимал и Саша Дюкин. Он переживает, его мучает совесть. И как хорошо, что в тот момент рядом с ним оказалась его мама. И как хорошо, что у Саши Дюкина с мамой были самые теплые, доверительные отношения.

- Что говорит ему мама, когда он рассказал ей о том, что с ним происходит, о том, что все его считают талисманом?

— Знаешь, в чем твоя ошибка? — спросила мама. — В том, что ты живёшь не своей жизнью. Ты ведь не талисман.

— Не известно, — слабо возразил Дюк.

— Известно, известно, — мама поцеловала его, как бы скрашивая развенчание нежностью. — Ты не талисман. А живёшь как талисман. Значит, ты живешь не своей жизнью. Поэтому ты воруешь, врёшь, блюёшь и воешь.

Дюк внимательно слушал и даже дышать старался потише.

— Знаешь, почему я развелась с твоим отцом? Он хотел, чтобы я жила его жизнью. А я не могла. И ты не можешь.

— А это хорошо или плохо? — не понял Дюк.

— В библии сказано: «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобой при жизни твоей. Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем…» Надо быть тем, кто ты есть. Самое главное в жизни — найти себя и полностью реализовать.

А далее на его вопрос, как же ему найти себя, она советует:

Есть лидеры, а есть ведомые. Жанна Д'Арк, например, вела войско, чтобы спасти Орлеан, а за ней шёл солдат. И так же боролся и погибал, когда надо было. Дело не в том, кто ведёт, а кто ведомый. Дело в том, куда они идут и с какой целью. Ты меня понял?

— Не очень, — сознался Дюк.

— Будь порядочным человеком. Будь мужчиной. И хватит с меня.

После задушевной беседы с мамой Дюк дал слово, что перестанет «талисманить», но не удержался. Помог учительнице, которая не раз его оскорбляла, поддержал её в трудной ситуации. И понял:

… есть смысл искать себя, и найти, и полностью реализовать. Осуществить своё существо. Рыть в себе колодец до родниковых пластов и поить окружающих. Пейте, пожалуйста. И ничего мне не надо взамен, кроме: «Спасибо, Дюк.» Или: «Спасибо, Саша». Можно просто «спасибо».

Благодарность — не аморфное чувство, как говорит мама. Оно такое же реальное, как, скажем, бензин. Благодарностью можно заправить душу и двигаться по жизни дальше, как угодно высоко, — до самых звёзд, господней перфокарты.

Какие проблемы поднимает этой повестью В.Токарева? Попробуйте самостоятельно ответить на этот вопрос (5 минут). Заполните таблицу (каждому ученику выдаётся распечатка списка проблем), запишите во 2-й столбик («примеры»)  название этой повести, если она каким-нибудь образом отражает данную проблему.

- Озвучьте и прокомментируйте проблемы, которые затрагивает повесть В.Токаревой «Ни сыну, ни жене, ни брату».

Проанализировав проблематику повести, мы убедились, насколько глубоко в понимании содержания это произведение, сколько вечных «проблем»-вопросов затрагивает В.Токарева в своём творчестве.

В последнее время встречается всё меньше и меньше людей, которые любят читать книги. Мне, как учителю литературы, хотелось бы ещё раз обратиться к вам, моим ученикам: читайте! Ничто не заменит книгу! И хочется надеется, что вы ещё прочтёте что-нибудь, написанное В.Токаревой.

Рефлексия – написать синквейн.

Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами; в каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие,

тема синквейна, выраженная в форме существительного;

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-диалог по отрывку из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" - "Мальчики"

Урок-диалог. Тема: "Путь к состраданию". Урок, завершающий изучение данного отрывка, предполагает обобщение исследовательской работы с текстом, которую проводили учащиеся в течение двух уроков....

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

УРОК МУЖЕСТВА. Отчизна! Помни тех сынов, не возвратившихся с Афгана.

23  годовщине  вывода советских войск из Афганистана посвящается урок мужества " Отчизна! Помни тех сынов не возвратившихся с Афгана."  Мероприятие проводилось с целью знакомства  ...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...