Конспект урока" Героико-романтическая народная драма "Как француз Москву брал"".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Данный урок составлен , проведён в средней школе станции Курдюм. Урок соответствует требованиям школьной программы. Представляет интерес для педагогов , работающих по учебникам под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

8 КЛАСС

**Уроки для общеобразовательных учебных заведений

/*Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал»

Предварительная подготовка к уроку

К открытому уроку учащимся дается задание самостоятельно прочитать драму. Между несколькими учениками заранее распределяются роли, чтобы на занятии разыграть драму. Также ученикам дается задание повторить определение народной драмы, ее значение и особенности, выявить взаимосвязь древних ритуальных обрядов и пьесы.

Цели:

1) ознакомить учащихся с одним из образцов устного народного творчества;

2) воспитывать интерес к фольклору, родной речи и литературе;

3) развивать способности быстро отвечать на вопросы, анализировать текст, обосновывать свое мнение. !!! Меняем местами 2 и 3 цели

Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации и выставка наиболее известных произведений, посвященных войне 1812 года, портреты исторических личностей, принимавших участие в войне 1812 года; учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знааний

  Вид урока: урок-игра.

Ход урока

I. Повторение изученного

Учитель: Сегодня мы познакомимся с народной драмой «Как француз Москву брал». Давайте вспомним, что такое народная драма?

Ученик: Народная драма – это одна из разновидностей устного народного творчества. Народное творчество охватывает очень широкий круг явлений – это не только литература, но и музыка, народный театр, прикладное искусство. Важными признаками народного творчества является то, что оно отражается воззрения, надежды, стремления народа; произведения народного творчества нельзя четко связывать с каким-либо конкретным автором, так как они являются плодом коллективной деятельности, иногда на протяжении длительного периода времени.

Учитель: Из-за особенностей своего создания произведения народного творчества сильно отличаются от авторских произведений. Назовите особенности народной поэзии. (Ответить может один ученик либо несколько учеников по очереди раскрывают по одной-двум особенностям).

Ученик 1: В первую очередь это устность. Произведения народного творчества долгое время передавались напрямую от рассказчика к слушателю, а не от писателя к читателю посредством письменного источника. Форма этой передачи могла быть разной в зависимости от жанра исполняемого произведения: это мог быть рассказ, песня, сопровождаемая музыкальным аккомпанементом, либо представление в народном театре.

Ученик 2: Еще одна особенность, которая характеризует народную поэзию – это анонимность. Мы не можем назвать автора того или иного произведения, так как каждый рассказчик в зависимости от своего вкуса, настроения, аудитории и других факторов добавлял в произведение то, что ему казалось необходимым. Отсюда вытекает еще одна особенность народной поэзии – вариативность, то есть некоторая расплывчатость, изменчивость произведения. Если произведение конкретного автора следует читать так, как оно зафиксировано письменно, то произведение устного народного творчества может существовать в нескольких вариантах, и количество этих вариантов может постоянно увеличиваться.

Ученик 3: Следует отметить, что для произведений устного народного творчества большое значение, даже большее, чем смысл, имело звучание, его ритмичность, мелодичность и эмоциональная окрашенность.

Ученик 4: Может показаться, что жанры народного творчества предоставляют исполнителю абсолютную свободу изложения сюжета. Однако на самом деле все они подчиняются исторически сложившимся канонам, следовательно, их особенностью является традиционность.

Учитель: А теперь давайте вспомним, чем характеризуется обрядовая и необрядовая народная поэзия. Попробуйте проследить взаимосвязь обряда и народного театра. (Ответ можно разбить на несколько частей аналогичным предыдущему вопросу образом).

Ученик 1: Обряд, скорее всего, можно назвать прародителем других жанров народной поэзии. Обряд – это своего рода соглашение, которое человек заключает с силами природы, чтобы склонить их на свою сторону и получить от них просимое (дождь, урожай и т. п.). По своей структуре обряд очень близок к театральному представлению, которое и возникло на его основе.

Ученик 2: Необрядовая поэзия, возникшая на основе обряда, включает в себя множество жанров – это былина, пословица, песня, поговорка, потешка и др.

Учитель: Действительно, не только в русской традиции, но и у многих других народов театральное действо сформировалось на основе священных обрядов. Вспомним Древнюю Грецию, где прообразом театра были мистерии в честь Диониса, бога виноделия.

II. Работа над новым материалом

Учитель: Мы повторили основные понятия, которые пригодятся при работе над  сегодняшней темой. Но прежде чем мы приступим к обсуждению, давайте разыграем драму «Как француз Москву брал». (Подготовленные ученики разыгрывают).

Учитель: А теперь давайте вспомним, что нам известно о войне 1812 года Насколько верно отражены реальные исторические события в драме «Как француз Москву брал»?

Ученик: В драме упоминается Потемкин. Очевидно, что в войне 1812 года не мог принимать участие реальный исторический персонаж, Григорий Александрович Потемкин, фаворит Екатерины II.

Учитель: В драме есть и еще одна нестыковка – русский император назван Александром Николаевичем, тогда как Александр I был сыном императора Павла. Допущенная неточность как раз иллюстрирует особенность фольклора – рассказчик, со слов которого была записана драма, перепутал Александра I с Александром II, в армии которого служил солдатом.

Давайте подробнее остановимся на сюжете.

- Как вы думаете, какое значение имеет упоминание о том, что дочь Орлова-Чесменского пожертвовала свои драгоценности на нужды армии?

- А упоминание о русском, отрезавшем себе руку, чтобы не сражаться на стороне французов (такой факт действительно отмечен историками)?

- Каково значение образа Потемкина, сцен его бесед с Наполеоном и казни?

- Как вы думаете, зачем в драму введен образ жены Потемкина?

- Как отразились в образе этой женщины отголоски древнейших русских обрядов?

В драме имеются и другие несоответствия с историческими фактами, кроме уже упомянутых. Попробуйте их найти и проанализировать, почему произошло такое искажение. (Отравление раненых Наполеоном).

- Какое значение, как выдумаете, имеют в пьесе образы старика-гробокопателя, его жены и лекаря?

- Проанализируйте финал драмы. В чем его смысл?

- Как вы думаете, почему драма, несмотря на искажение истории, бережно сохранялась в народе?

III. Подведение итогов

На уроке мы вспомнили особенности народной поэзии, на практике узнали, что такое народный театр, вспомнили о событиях войны 1812 года и провели сравнительный анализ исторических фактов и событий, описанных в народной драме «Как француз Москву брал». Определили, что главным в драме является ее эмоциональное и патриотическое звучание, а не точность изложения исторических фактов.

IV. Анализ и оценка  итогов работы

V. Домашнее задание

Вспомните, в произведениях каких русских писателей и поэтов упоминается о войне 1812 года. Прочитайте одно из этих произведений и проведите небольшое исследование, в ходе которого определите, насколько верно отражены в произведении исторические факты и какими средствами автор воздействует на эмоции читателей. Результаты исследования запишите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Русский народный танец.

КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...

конспект открытого урока "Я Шаганов по Москве"

Интегрированный урок литература и музыка для 7-9 классов с использованием компьютерной презентации....

Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"

Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекцио...

Народная драма "Как француз Москву брал"

Презентация-сопровождение к уроку литературы по теме "Народная драма"....

Конспект занятия по живописи «Мой город - Москва. Город будущего», 2018 г.

Занятие в студии "Ботега", педагог Рассолова Е.А....

Конспект урока «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Конспект урока  "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва", разработан для обучающихся 6 класса  основной общеобразовательной школ школы.  К конспекту прила...

Конспект урока истории по теме «Возвышение Москвы» (6 класс)

Конспект урока истории по теме «Возвышение Москвы» (6 класс)...