Литературная игра "Нежданное путешествие"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Данный материал содержит разработку внеклассного мероприятия по книге Дж.Р. Толкина "Хоббит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_hobbit.docx572.84 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Нежданное путешествие» ( по книге Дж. Р.Р.Толкина «Хоббит, или туда и обратно»

Цель: повысить мотивацию к изучению зарубежной литературы через изучение сказочной повести.

Задачи:   1.  Познакомить учащихся с некоторыми фактами жизни и                                                                      творчества Дж. Р. Р. Толкина.

                2. Развить познавательную активность детей, соревновательный дух, дружескую поддержку.

                3. Воспитать интерес к творчеству Толкина и к зарубежной литературе.

Методы: познавательная игра, беседа.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, карта путешествия Бильбо Бэггинса, предметы для последнего конкурса: кекс, ключ, носовой платок, мешок, меч, трубка, шишка, кольцо.

Класс: 5-6

Учитель: Балашова Е.Г , учитель МБОУ «Средняя школа №2» города Городца Нижегородской области

Мероприятие проводится в два этапа. Первый этап – подготовительный. Дети читают книгу, выбирают название для своей команды ( один из народов Средиземья: эльфы, гномы, тролли). Готовят презентацию, в которой представляют свой народ. Второй этап – литературная игра.

Ход игры:

  1. Вступительное слово учителя:

Уроки литературы открывают для вас новые книги и новых авторов. В этом году таким открытием стала книга «Хоббит…»английского писателя Дж. Р.Толкина.

Толкин родился в Африке. Имя, данное ему при рождении, звучало роскошно: Джон Роналд Руэл. В детской памяти от Южной Африки осталось мало: укусил тарантул, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут обезьянки, по ночам воют шакалы и рычат львы. Пожалуй, больше и ничего. Из оранжевой республики приехали в Англию. Отец умер внезапно, когда будущему писателю было четыре года. Когда ему минуло двенадцать лет, он потерял и мать. В восемнадцать лет Толкин стал стипендиатом Оксфордского университета. Стипендии тогда, в отличии от наших нынешних ВУЗов, давали только тем студентам, что сдали вступительные экзамены не просто на пятерку, а блестяще. В 21 год Толкин женился, а через 2 месяца после свадьбы ушел добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Он провел на передовой 4 месяца в разгар самой кровопролитной битвы: шел или полз под огнем по грязи и по мертвым телам бок о бок с другими, и солдаты считали его своим. Потом – сыпной тиф.

        На этом невзгоды в жизни Толкина закончились. Оставшиеся полвека протекали спокойно. Он стал уважаемым профессором, знатоком многих языков, блестящим специалистом по Средним векам. В семейной жизни Толкин был домоседом, любящим мужем и отцом. А вот в литературе он заслужил титул одного из самых читаемых авторов второй половины XX века.

        Судьба книг Толкина удивительная, невероятная, фантастическая. «Хоббит…» - одна из самых читаемых книг в мире. А началось все так. Толкин утверждал, что книгу, которая принесла ему всемирную славу, он написал случайно. Проверял как-то ночью экзаменационное сочинение да и наткнулся на чистый лист. На нем-то он и написал: «В земле была нора, а в норе жил да был хоббит». И подумал, «что не мешало бы выяснить, какой такой хоббит».

- Действительно, ребята, а кто такой «хоббит?» Давайте выясним. Слово нашим лингвистам.

( Заранее подготовленные ученики рассказывают о происхождении слова «хоббит»)

1 ученик: Слово «хоббит», по версии самого Толкина, есть сокращенная форма слова Holbytlan, то есть Holedwellers – «жители гор». Толкин так начинает свою повесть: «Жил был в норе под землей хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит – благоустроенная.» И далее подробное описание уютной норы. Такое важное значение придавал автор жилищу хоббита».

2 ученик: У меня другая версия. В слове «хоббит» соединяются слово rabbit (кролик) со среднеанглийским словом hob. Этим словом называли маленьких волшебных существ в английском фольклоре. На сходство хоббита с кроликом не раз указывал сам писатель в тексте сказочной повести. Когда Бильбо угодил в лапы к троллям, один из них, поглядев на мохнатые ножки хоббита, сказал: «Кролик ты несчастный». И орел, переносивший хоббита на своей спине, недовольно говорил ему: «Что ты трусишь, как кролик? Хотя ты и впрямь смахиваешь на кролика». Именно мохнатые кроличьи ножки хоббита помогают ему бесшумно передвигаться. Недаром гном Торин желает, чтобы никогда не выпала шерсть на ногах хоббита.

3 ученик: В одном из писем автор «Хоббита» высказал удивительную мысль: «В действительности я – хоббит (во всем, кроме роста)». На первый взгляд заявление это кажется странным и даже довольно нелепым. Но это на первый взгляд. Так что же хоббичьего в Толкине? Посмотрите на портрет этого английского джентльмена ( показ портрета). Находи внешнее сходство – на портрете художника Э. Зарянского Толкин изображен с трубкой. «хоббит обожал всякие карты, еще ему нравились руны и вообще всякие необычные буквы и затейливые почерки.» ( писателю тоже). Толкин вложил в своего героя часть своей судьбы, наделил его своими сокровенными душевными чертами, свойствами, особенностями, отдал часть себя. Без этого хоббит не был бы столь живым, выразительным, запоминающимся.

Учитель: Большое спасибо, ребята, теперь мы знаем, кто такие хоббиты. Но у Толкина мы встречаемся не только с ними. В книге есть и другие представители северной мифологии. Давайте с ними познакомимся.

  1. Конкурс « Презентация»

В первом конкурсе командам необходимо представить свой народ. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

( команды представляют свои народы, жюри оценивает краткость и точность презентации)

  1. Конкурс «Знатоки»

Командам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ – 1 балл, если команда затрудняется ответить, право ответа переходит к другой команде.

Вопросы:

  1. Где обитают хоббиты? (В Хоббитании, в норках)
  2. Почему хоббиты не носили обувь? ( на ногах  у них были жесткие кожаные подошвы и теплый мех)
  3. Сколько гномов отправилось в экспедицию за сокровищами? (13)
  4. Что вы можете сказать о повадках драконов? ( у них страсть к золоту, выдыхают пламя, живут в пещерах и т.д.)
  5. В чем заключается секрет кошелька троллей? ( начинал говорить, когда его брал чужой)
  6. Как Гэндальфу удалось спасти гномов от троллей? ( Гэндальф, подражая голосу троллей, заставил их подраться, и рассвет превратил их в камни)
  7. Где гномы достали знаменитые эльфийские мечи? (в пещере троллей)
  8. Что такое Лунные буквы, когда их можно прочитать? ( это руны, которые изобрели гномы, они написаны серебряными перьми. Лунные буквы становились видны только при той фазе Луны, когда они были написаны)
  9. Когда начинали светиться эльфийские мечи? ( при приближении врага)
  10. Кто называл себя «моя прелесть»? ( Голум)
  11. Как к Бильбо попало кольцо? (он наткнулся на него случайно в темноте и положил в карман)
  12. В чем заключается волшебство кольца? ( кто его надевал, становился невидимым)
  13. Какое состязание предложил Голум Бильбо? ( отгадывать загадки)

Учитель: Ребята, мне хотелось бы обратить ваше внимание на следующую мысль. Высказанную нашим современником, русским писателем Юрием Марковичем Нагибиным: « Мы живем в суровое, даже страшное время, которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом. Все это читатель най дет в сказках Толкина. Его герои ни при каких обстоятельствах не утрачивают достоинство, не изменяют правде и долгу.»

  1. Работа с текстом

Докажите, что хоббит исполнял свой долг на протяжении всей сказочной повести, не терял достоинства в самых сложных ситуациях.

( Дети работают с текстом, вспоминая, с каким достоинством отказался Бильбо от своей честно заработанной доли сокровищ, как ни разу не изменил своему долгу, хотя ответственность за поиски клада он взял на себя отнюдь не по своей воле. Жюри оценивает ответы ребят.)

  1. Конкурс капитанов

Представителям от каждой команды по очереди задаются вопросы. Если капитан отвечает правильно, он зарабатывает 1 балл для своей команды, если затрудняется ответить, он может попросить помощи у своей команды, но зарабатывает 0,5 балла. Если команда не может ответить, право ответа переходит к другой команде.

Вопросы:

  1. Как называются волки по ту сторону Туманных гор7 ( варги)
  2. Кто помог путешественникам спастись от варгов и гоблинов7 ( орлы)
  3. Чье обличие мог принимать Беорн? ( медведя)
  4. В чем особенность Черного ручья? ( усыплял и давал забвение после пробуждения)
  5. Почему Бильбо и его спутники сошли с тропинки в Черном лесу? ( им захотелось есть, и их заманили лесные эльфы)
  6. Как гномам и Бильбо удалось сбежать от короля лесных эльфов? ( с помощью кольца Бильбо освободил гномов из камеры, сплавил их по реке в пустых бочках)
  7. Что сделал Бильбо, когда первый раз попал на гору? ( украл золотую чашу)
  8. Что удалось выяснить Бильбо при второй встрече с драконом? ( узнал его уязвимое место)
  9. Что такое Аркенстон7 ( священный камень гномов, огромный алмаз)
  10. Кто и с чьей помощью убил дракона? ( убил лучник Берд с помощью дрозда)
  11. Что сделал с Аркенстоном Бильбо, и что стало с камнем в конце? ( Бильбо отдал его людям, надеясь избежать сражения, после смерти Торина камень положили с ним в могилу)
  12. Что происходило в домике Бильбо, когда он туда вернулся? ( аукцион)

  1. Конкурс «Туда и обратно» ( путешествие по карте)

Ребята, в фольклорных сказках повторяется мотив опасных странствий, мотив приключений. Вся сказочная повесть Толкина построена на приключении, в котором герой приобретает мудрость и великодушие. Вспомните подзаголовок «Хоббита» - «туда и обратно».

Ваша задача проследить маршрут путешественников к Одинокой горею

( командам раздаются распечатанные карты, они должны прочертить линию путешествия Бильбо к Одинокой горе)

  1. Конкурс «Что это?»

Что делает сказку волшебной? Не только фантастические герои. В каждой сказке есть волшебные предметы. Кому принадлежат эти предметы?

( учитель показывает предметы, а команды отгадывают, кому эти вещи принадлежат.)

Предметы:

  1. Кекс – хоббитам
  2. Ключ – Торину
  3. Носовой платок – Бильбо
  4. Мешок – тролли
  5. Меч – Гэндальф
  6. Трубка – Бильбо
  7. Кошелек – тролли
  8. Шишка – Гэндальф
  9. Кольцо – Бильбо

Учитель: Пока жюри подсчитывает результаты игры, предлагаю вам музыкальную разминку.

Вы путешествовали с героями сказочной повести Толкина, радовались их победам, сопереживали их неудачам, ненавидели их врагов. Послушайте музыку, подумайте, какому из персонажей она соответствует? С кем ассоциируется7 Почему? Может быть, она напоминает какой-нибудь эпизод?

( звучит музыка композиторов Говарда Шора и Эдварта Грига, ребята отгадываю, с какими персонажами она ассоциируется)

Учитель: молодцы, ребята, а теперь слово жюри.

Заключительное слово

Наше мероприятие заканчивается. Но мы не прощаемся с Толкиным. Нам нужна его светлая и мудрая сказка, в которой легко разглядеть самих себя, свое время. Английский писатель подарил нам чудесных героев, и отныне они надолго станут нашими верными спутниками.

Писатель в сказочно-волшебной форме призывает объединиться всем силам мира против общего зла. И борьба в его сказке идет не за золото, а за установление добрососедских мирных отношений между сказочными королевствами, городами и странами. Чтобы продолжалась жизнь, чтобы сохранилось на свете все доброе и прекрасное. И в этом главная и самая дорогая правда этой сказки.

Используемая литература:

1. Вайсман А.И., Лысенко Л.Л. Сказка Дж. Р.Р. Толкина “Хоббит, или Туда и Обратно”. 5-й класс // Литература в школе. 1998. № 2. С. 149–155.

2. Гаков В. Век Толкина // Толкин Дж. Р.Р. Хоббит. Минск: Высшая школа, 1992.

3. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 1991.

4. Муравьёв В. Предыстория // Толкин Дж. Р.Р. Хранители. М.: Радуга, 1991. С. 5–27.

5. Свердлов М. Дж. Р.Р. Толкин и его герой хоббит // Литература. 1998. № 32. С. 8–9.

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература / Авт.-сост. Н.В. Чудакова. М.: ООО ““Фирма”. Изд-во АСТ”. 1995. С. 368–373.

Приложение

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ef432ad4d1cc665e2b9f63cf5538b0fe&n=13

http://cn15.nevsedoma.com.ua/photo/706/157_files/3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра-путешествие "Вниз по волшебной реке"

Правила игры:Класс разбивается на 2 команды – 2 корабля. Каждая команда заранее придумывает себе название, девиз, выбирает капитана корабля.Задача команд: первой добраться до острова Роберта Сти...

Литературно-краеведческое путешествие "Вспоминая Болдинскую осень" (7 класс)

Разработка урока литературы в 7 классе по творчеству А.С.Пушкина . Урок - путешествие позволяет "проехать" из Москвы в Болдино вместе с поэтом. В урок включен краеведческий материал о пребывании поэта...

Внеклассная работа. Литературная игра "Путешествие в Диканьку" ( 6 класс)

Игра в рамка Недели русского языка и литературы для учащихся 6 классов по творчеству Н.В.Гоголя....

Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс)

Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс) Сказки - неотемлемый элемент воспитания и развития каждого ребёнка, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Предл...

Литературный час: «Путешествие по стране Пушкина».

Разработка предлагается для проведения урока литературы в 5 классе, как дополнительный материал....

Литературная гостиная "Путешествие в страну Любви"

Внеклассное занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида по чтению и развитию речи....

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...