Литературный час: «Путешествие по стране Пушкина».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

Разработка предлагается для проведения урока литературы в 5 классе, как дополнительный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_pushkina.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный час: «Путешествие по стране Пушкина».

Ведущий: Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе,

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть она,

Страна ЧИТАЛИЯ!

Ведущий: Сегодня мы проводим заседание в литературной гостинице «Путешествие по стране Пушкина», посвящённое русскому поэту А.С.Пушкину. Родился А.С.Пушкин        6 июня 1799 году. Его творчество известно нам с раннего детства. Мы любим его волшебные сказки, стихи, любим поэмы.

Ведущий: Когда мы слышим имя Пушкина, то вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, живые глаза. Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы.

Ведущий: В стране Пушкина несколько царств-государст, где правят царь Дадон, царь Салтан, князь Гвидон. Но для начала хотелось узнать, что же вы нового узнали из биографии Пушкина за этот учебный год? Для этого проведём небольшой конкурс.

1.Конкурс: «Биография поэта».

Задание: Выбери правильный ответ.

1.В какой семье родился А.С.Пушкин?

А)В купеческой;                              В)в крестьянской;

Б)в дворянской ;                              Г)в царской.

2.Какой язык первым выучил маленький Саша?

А)Английский;                               В)испанский;

Б)немецкий;                                   Г)французский.

3. Истинной воспитательницей поэта была…

А)Тётя;                                            В)крёстная;

Б)служанка;                                   Г)няня.

4.Первым слушателем и критиком для Александра была…

А)Тётя;                                     В)соседка;

Б)сестра;                                   Г) дочь друзей отца

5. В 1811 году Пушкин поступил в…

А)Школу;                                     В)колледж;

Б)лицей;                                   Г)семинарию

Ведущий: Уже в годы учёбы и товарищам-лицеистам, и преподавателям было ясно, что призвание Пушкина – ЛИТЕРАТУРА. Конечно, вы уже знаете некоторые стихи, его прекрасные казки, поэмы, прозаические произведения, но это малая часть того, что создано им.

Ведущий: Знакомство с большей частью его произведений у вас ещё впереди. А жизнь самого поэта была полна трудностей. Трудно было напечатать стихи, неугодные царям (его не жаловали ни царь Александр 1, ни сменивший его на престоле царь Николай 1)

Ведущий: Трудно было обеспечить жизнь большой семьи. Зависть недругов вызывала поэта его красавица жена Наталья Николаевна, которую он очень любил.

Ведущий: На дуэли с французом Дантесом, жестоко оскорбивший поэта и его жену, Пушкин был тяжело ранен. Его доставили домой (на Мойку, 12 в г. Петербурге). У постели дежурил В.И.Даль, который был не только языковедом, но и военным врачом. Говорят, сегодняшняя медицина не дала бы поэту умереть, но тогда рана оказалась смертельной – 10февраля, по словам писателя В.Ф.Одоевского, «солнце русской поэзии закатилось…»

Ведущий: Жизнь поэта оказалась короткой, но и за то время, которое он прожил, в наследие русскому народу осталось его творчество, известное не только в нашей стране, но и за рубежом. А сейчас мы начнём с самого интересного – это сказки. Все читали сказки Пушкина? А сколько их у него? (7)

2.Конкурс «Времён минувших небылицы»

3.Конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина.

4. Конкурс «От кого телеграмма?»

1. «Да вот верёвкой хочу море морщить

      Да вас, проклятое племя, корчить!»

                                                                           (Балда)

2. «Ветер весело шумит,

      Судно весело бежит

      Мимо острова Буяна…»

                                                                      (Корабельщики)

3. «Видит девица, что тут

      Люди добрые живут,

      Знать не будет ей обидно!»

                                                                    (Молодая царевна)

4. «В кухне злится повариха,

      Плачет у станка ткачиха,

      И завидуют оне государевой жене…»

                                                                                  (1-я и 2-я девица)

5. «Горе мне! Попались в сети

     Оба наших сокола!

     Горе! Смерть моя пришла.»

                                                                           (Царь Дадон)

5.Конкурс «Верите ли вы мне?»

6. Конкурс «Какая сказка так начинается?»

7. Конкурс «Сказочный тест».

8. Конкурс «Комната забытых вещей»: Назовите автора и произведение, в котором данный предмет играет определённую роль.

- Кольцо (А.С.Пушкин «Дубровский»)

-Зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)

-Яблоко (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)

Ведущий: На этом мы с вами заканчиваем наше путешествие. Проходит время, а пушкинские строки бегут как волны сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь – любить русский язык, свой народ и родную Землю.

Ведущий: Любите сказки, и, каждый раз читая их, старайтесь находить в них что-то новое, неизведанное.

          Задания для 5-6 классов по творчеству Пушкина.

1. Конкурс «Блиц-турнир».

1. Город, в котором родился А.С.Пушкин?   (Москва)

2. Как звали внука Абрама Петровича Ганнибала?  (Александр Пушкин)

3. Имя Вырина? (Самсон)

4. Автор стихотворения «Узник»?  (А.С.Пушкин)

5.Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов?  (На дуэли)

6. Какой псевдоним взял себе Дубровский? (Дефорж)

7. За кого Мария Кирилловна выходит замуж? (За князя Верейского)

8.Название имения Троекурова? (Покровское)

9. Какой чин  у Владимира Дубровского? (Корнет)

10. Кто из чиновников помогал Троекурову в тяжбе за имение Дубровского? (Шабашкин)

11. Что гоняет ветер по небу а «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?  (Тучи)

12. За что укусил шмель Бабариху в «Сказке о царе Салтане?»      (За нос)

13. Через что вылетал от царя Салтана каждый раз превращённый в разных насекомых князь Гвидон?                  (Через окно)

14. Кто в «Сказке о рыбаке и рыбке» был наказан за «ЖАДНОСТЬ», а кто за «ТРУСОСТЬ и БЕЗВОЛИЕ»?

                                                                           (За жадность – старуха; за безволие – старик)

15.Кого пытался убить злодей-чародей в облике коршуна в «Сказке о царе Салтане»?   (Царевну-лебедь)

16. Кто в «Сказке о мёртвой царевне и 7 богатырях» умер от восхищения, а кто  - от зависти и тоски?

                                                                                                        (1-мать царевны; 2-мачеха)

17.Какое приданое получил королевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне и 7 богатырях»?

                                                                                   ( 7 торговых городов и сто сорок теремов)

2.Конкурс «Потерялось словечко»

Задание: Художник рисовал картину к стихотворению и случайно замазал слова в стихотворении А.С.Пушкина. Вы должны их восстановить.

Стихотворение «Зимнее утро»

1. ___________ и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора,-----------------------, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу--------------------------------Авроры,

Звездою-----------------------------явись!

(Ответ: Мороз, красавица, северной, севера)

2. Вечор, ты помнишь,--------------------------злилась,

На мутном небе мгла носилась;

----------------------, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно:

Под -------------------------------небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,-------------------------лежит;

(Ответ: вьюга, луна, голубыми, снег)

3. Прозрачный -------------------------один чернеет,

И ель сквозь ------------------------зеленеет,

И речка подо -------------------------------------блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная-----------------------------------.

(Ответ: лес, иней, льдом, печь)

Стихотворение «Узник».

1. Сижу за решёткой в---------------------------------сырой.

Вскормлённый в неволе------------------------молодой,

Мой -------------------------------товарищ, махая крылом,

Кровавую ------------------------------клюёт под окном.

(Ответ: темнице, орёл, грустный, пищу)

2. Клюёт, и бросает, и -----------------------------------в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня ----------------------------------и криком своим

И -------------------------------------------хочет: «Давай------------------------------------!

(Ответ: смотрит,взглядом,вымолвить, улетим)

3.Мы вольные -----------------------------; пора, брат, пора!

Туда, где за---------------------------------------белеет гора,

Туда, где -----------------------------------морские края,

Туда, где--------------------------------лишь ветер… да я!

(Ответ: птицы, тучей, синеют, гуляет)

3.Конкурс «Вспомни пропущенное слово».

1. И вдруг сидит передо мной

Старушка дряхлая, седая,

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой,

Печальной ветхости картина

Ах, витязь, то была……………………………………….?                         (Наина)

2. «Мама имела прекрасный----------------------------------------и большие музыкальные способности.»    (Голос)

3. Моя прекрасная---------------------------------------------

По солнцу бегая с утра,

Устала, слёзы осушила,

 В душе подумала: пора!                                                  (Людмила)

4. «-----------------------------------------на подушках осторожно седую бороду несёт».                          (Черномор)

5. «_________________________ рыбачил 30 лет и 3 года…»                         (Старик)

6.  «-----------------------------------------------за невестою своей

     Между тем по свету скачет…»                   (Королевич  Елисей)

Конверт № 1: «Сказка о золотом петушке».

1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?

2.Что пообещал царь Дадон Мудрецу в награду за петушка?

3. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?

4. Откуда пришла беда в царство Дадона?

5. «Царь скликает третью рать… Что такое рать?

6.Сколько сыновей было у царя Дадона?

7.Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы?

8. Кто встретил царя Дадона?

9. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь?

10. какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

 Конверт № 6: «Вопросы по сказкам А.С.Пушкина».

1. Какое произведение А.С.Пушкина так начинается:

«У Лукоморья дуб зелёный;

  Златая цепь на дубе том:

  И днём и ночью кот учёный

  Всё ходит по цепи кругом?»

2. Из какой это сказки?

«Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе.

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья»

3.Как правильно называется сказка о царе Салтане?

4. О ком идёт речь: «И, кого ни спросит он

Всем вопрос ему мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто в глаза скорее отвернётся…?»

5. Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы?

6.О какой бабушке идёт речь: «А царевич хоть и злится,

                                                      Но жалеет он очей

                                                     Старой бабушки своей»?

7. Из какой это сказки: «Царь с царицею простился,

                                           В путь-дорогу снарядился,

                                           И царица у окна

                                          Села ждать его одна…»?

8. «Вдруг шатёр распахнулся… и царица,

      Вся сияя, как заря,

     Тихо встретила царя.» Кто эта девица?

9. В какой сказке царица умерла от радости?

10. Из какой это сказки: «Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить»?

     Конверт № 2: «Сказка о попе и работнике его Балде».

1.За какую плату согласился работать Балда у попа?

2. Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай варёную полбу…» Что такое полба?

3. Как работал Балда?

4. Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?

5.За сколько лет должен был собирать Балда оброк с чертей?

6. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?

7. Как Балда перехитрил бесёнка в первый раз?

8. Когда Балда сказал бесёнку эти слова: «Глупый ты, бес, куда ж ты за нами полез?»

9. Как Балда перехитрил бесёнка во второй раз?

10. Слово «БАЛДА» имеет значение «ДУРАК, ТУПИЦА, БЕСТОЛКОВЫЙ». А почему А.С.Пушкин дал своему герою такое имя?

                   Конверт № 3: «Сказка о рыбаке и рыбке».

1.Сколько лет рыбачил старик?

2.Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?

3. Кем предстала перед стариком старуха: «В дорогой собольей душегрейке,

                                                                            Парчевая на маковке кичка,

                                                                            Жемчуги огрузили шею,

                                                                            На руках золотые перстни,

                                                                            На ногах красные сапожки.»

4. Сколько времени была старуха царицей?

5. Когда народ над стариком посмеялся?

6. Сколько просьб старика выполнила рыбка?

7. Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами?

8. как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?

9. Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морской?

10. За что рыбка наказала старика со старухой?

Конверт № 4: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1.Чей это портрет:  «Высока, стройна, бела,

                                    И умом  и всем взяла;

                                    Но зато горда, ломлива,

                                    Своенравна и ревнива»?

2.Какое приданое приготовил царь своей дочери?

3. Кому отдала царица приказ: «Весть царевну в глушь лесную

                                                        И, связав её, живую

                                                       Под сосной оставить там

                                                       На съедение волкам»?

4.Чем угощали царевну семь богатырей?

5. «Раз царевна молодая,

      Милых братьев поджидая,

      Пряла, сидя под окном…» Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?

6.Кто дал царевне отравленное яблоко?

7. Кличка собаки семи богатырей?

8. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

9. Зачем пошёл королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?

10. От чего умерла мачеха?

            Конверт № 5: «Сказка о царе Салтане».

1. Когда царь Салтан подслушал разговор трёх сестёр?

2. Какой величины родился ребёнок у царицы?

3. О чём подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

5.В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?

6. «А комар-то злится, злится –

     И впился комар как раз

     Тётке прямо в правый глаз…» Какой тётке?

7. Почему «ткачиха с поварихой

                    С сватьей бабой Бабарихой

                    Около царя сидят –

                   Четырьмя все три глядят»?

8. Какую песенку пела белочка «при честном при всём народе»?

9. Почему  «…ткачиха с поварихой,

                    С сватьей бабой Бабарихой

                   Не хотят царя пустить

                  Чудный остров навестить»?

10. «Царь глядит – и узнаёт…

      В нём взыграло ретивое!» Что такое ретивое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Путешествие в страну Любви"

Внеклассное занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида по чтению и развитию речи....

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

"Литературный календарь: путешествие по стране Маршака"

Сценарий мероприятия разработан для детей коррекционной школы....

Музыкально-литературный вечер "Путешествие в страну Тукая" посвящённый 130-летию поэта Г.Тукая.

Музыкально-литературный вечер "Путешествие в страну Тукая" посвящённый 130-летию поэта Г.Тукая. Экскурсия в поэтическую страну включает в себя хореографические композиции "Бала белэн кубэлэк", "Танец ...

Литературная викторина "Путешествие в страну сказок А.С. Пушкина", 5 класс

Урок -игра "Путешествие в Страну сказок А.С. Пушкина" развивает у учащихся любознательность, расширяет их кругозор. Для развития интереса и творчества учащихся использовала на уроке различны...