"Литературный календарь: путешествие по стране Маршака"
методическая разработка по теме

Мартемьянова Ольга Александровна

Сценарий мероприятия разработан для детей коррекционной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_kalendar_puteshestvie_po_strane_marshaka.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23 VIII вида»

«Литературный календарь: путешествие по стране Маршака»

Учитель-дефектолог

Мартемьянова Ольга Александровна

г. Нижнекамск

Задачи:

  1. Приобщить детей к творчеству С. Я. Маршака.
  2. Развивать творческую деятельность,  совершенствовать устную связную речь, выразительное чтение, развивать мышление, память, внимание.
  3. Воспитывать коммуникабельность, активность.

Оборудование: портрет писателя, кроссворд, изображения книжных героев С. Я. Маршака, выставка «Чьи стихи мы знаем с детства», костюмы королевы и профессора (сказка 12 месяцев), костюмы:  зима, весна, лето, осень,  Деда Мороза.

Ход

Ведущий:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы открыть литературный календарь и узнать об очень хорошем человеке – известном детском писателе. Если кто-нибудь начнет грузить в вагон всякую всячину: пакеты, чемоданы, ящики, сумки, то и дело беспокойно пересчитывать их при этом, непременно уж послышится со стороны: «Да, как говорится, дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку…». А кто-то добавит: «Еще бы сюда маленькую собачонку». Оставит какой-нибудь гражданин-зевака портфель на прилавке, и мы тотчас скажем: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной». Может быть, и не поймет иностранец, откуда взялось такое прозвище, но зато почти всякий россиянин в летах или малыш, знает, откуда повелись эти веселые, меткие, запоминающие слова. Они пришли в нашу жизнь из хорошо известных детских книжек. А сочинил эти книжки, любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете, разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим замечательным человеком.

Кроссворд

  1. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(Мяч)

  1. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья, Мы за обедом под столом, А ночью под кроватью.

(Сапоги)

  1. Под Новый год

Пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец, совсем исчез.

(Календарь)

  1. Пучеглазая особа,

Из болота смотрит в оба.

Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,

Вот и все ее слова.

(Лягушка)

  1. Мы ходим ночью,

Ходим днем, но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час

А вы друзья, не бейте нас.

(Часы)

  1. Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами

На глазах по колесу

И селедка на носу.

(Очки)

Ведущий

А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич.

Дети рассказывают биографию писателя.

1-й ученик

Родился он в позапрошлом веке, в 1887 году, в г. Воронеж.

2-й ученик

Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать. Любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов.

3-й ученик

С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Молодой Маршак уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык.

4-й ученик

Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком.

5-й ученик

В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей.

6-й ученик

Он верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом.

Ведущий

Об этом одна из его лучших сказок «Двенадцать месяцев».

Сценка из сказки «Двенадцать месяцев». Классная комната королевы. Сидит и пишет королева, перед ней профессор.

Королева

Терпеть не могу писать, все пальцы в  чернилах!

Профессор

Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строки.

Королева

 Ладно, уж диктуйте.

Профессор

 Травка зеленеет, солнышко блестит

Ласточка с весною в сени к нам летит!

Королева

Я напишу только «Травка зеленеет» (пишет) травка зе-не…

Входит канцлер

Канцлер (низко кланяясь)

Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

 Королева

 Еще писать! Хорошо! Но уж тогда не буду дописывать «зеленеет». Дайте сюда ваши бумаги! (подписывает одну за другой)

Канцлер

Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать…

Королева

Опять начертать!

Канцлер

Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо)

Что же я должна написать?

Канцлер

 Одно из двух, ваше величество:  либо казнить, либо помиловать.

Королева

 По-ми-ло-ва-ть, каз-нить. Лучше напишу «казнить», это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.

Профессор

 Нечего сказать,  короче!

Королева

О чем это вы?

Профессор

Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева

 Еще чего! Не могу же я писать и думать одновременно.

Профессор

И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

Королева

Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец наверно сошла с ума. Ну что у вас там дальше?

Ведущий

Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из 12 месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по новому засверкали перед нашими глазами в книге Маршака «Круглый год».

Входят дети в костюмах: зима, весна, лето, осень.

Январь

Открываем календарь – начинается январь.

В январе, в январе, много снегу на дворе.

Май

Распустился ландыш в мае, в самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая, распускается сирень.

Июнь

Пришел июнь, июнь! В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь и весь он разлетится.

Октябрь

В октябре, в октябре частый дождик на дворе

На лугах мертва трава, замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова, на зиму для печек.

Декабрь

Год прошел, как день вчерашний

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни, свой салют – 12 раз.

Ведущий

Миллион мальчишек и девчонок помнят его стихи наизусть. Например, книга о верном и неутолимом письмоносце, который в любую погоду и по любому адресу вовремя доставит почту.

Ученик

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне,

С цифрой пять на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

- Это он, это он – ленинградский почтальон.

Ведущий

А кто не помнит ловких, храбрых артистов из стихотворения «Цирк»?

Ученик

Жонглеры – медвежата, собаки – акробаты,

Канатоходец – слон, всемирный чемпион.

Единственные в мире атлеты – силачи

Подбрасывают гири как детские мячи.

Ведущий

Познавательная история о том, как живут «Детки в клетке» - зверята в зоологическом саду.

Ученик

Эй, не стойте слишком близко! Я тигренок, а не киска!

Ученик

Я страусенок молодой, заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу, вытягивая шею.

А вот летать я не могу, и петь я не умею.

Ведущий

Для того, чтобы рассказать обо всем этом, потребовались и огромный писательский талант, и самые разнообразные знания, и постоянный труд, заполнявший всю жизнь писателя до самого последнего ее дня. А теперь, дорогие ребята, посмотрим, кто из вас лучше других знает стихи Маршака. Мы отправимся в путешествие по стране Маршака.

Класс делится на две команды: «Усатый полосатый» и «Зоопарк».

Ведущий

  1. Про кого эти стихи?

Полосатые лошадки, африканские лошадки.

Хорошо играть им в прятки на лугу среди травы.

Разлинованы лошадки. Словно школьные тетрадки, от копыт до головы.

(Зебра)

  1. Вспомните, что принесла девочка – хозяйка своему котенку в стихотворении «Усатый полосатый»?

(Принесла кусочек мыла и мочалку раздобыла

И водицы из котла в чайной чашке принесла)

  1. Отгадайте о чем идет речь в книге «Что такое перед нами?»

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет

И никуда я не иду, покуда он идет.

(Дождь)

  1. Какие няньки в «Сказке о глупом мышонке» приходили качать его?

(Утка, жаба, лошадь, свинья, наседка, щука, кошка)

  1. Что сдавала дама в багаж?

(Диван, чемодан, саквояж, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку)

  1. А скажите мне, ребята, где обедал воробей?

(В зоопарке у зверей)

  1. В каком городе жил знаменитый почтальон Маршака?

(В Ленинграде)

  1. Почему рассеянный так и не смог уехать из города?

(Он сел в отцепленный вагон)

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный час: «Путешествие по стране Пушкина».

Разработка предлагается для проведения урока литературы в 5 классе, как дополнительный материал....

Литературная гостиная "Путешествие в страну Любви"

Внеклассное занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида по чтению и развитию речи....

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

Музыкально-литературный вечер "Путешествие в страну Тукая" посвящённый 130-летию поэта Г.Тукая.

Музыкально-литературный вечер "Путешествие в страну Тукая" посвящённый 130-летию поэта Г.Тукая. Экскурсия в поэтическую страну включает в себя хореографические композиции "Бала белэн кубэлэк", "Танец ...

Литературная викторина "Путешествие в страну сказок А.С. Пушкина", 5 класс

Урок -игра "Путешествие в Страну сказок А.С. Пушкина" развивает у учащихся любознательность, расширяет их кругозор. Для развития интереса и творчества учащихся использовала на уроке различны...