Доклад "Уроки на интегрированной основе как форма развития художественного мышления и речи школьников"
статья по литературе на тему

Халева Татьяна Ивановна

Доклад "Уроки на интегративной основе как форма развития художественного мышления и речи школьников" представляет собой обобщение педагогического опыта учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx100.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное бюджетное  общеобразовательное учреждение лицей №3 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Уроки на интегративной основе как форма развития художественного мышления и речи школьников в процессе обучения

Выполнила

Халева Татьяна Ивановна,  

учитель русского языка и литературы

        

г. Кропоткин

2017г

1.История темы педагогического опыта.

В ходе анализа своей педагогической деятельности я обнаружила противоречия в современном учебном процессе обучения учащихся  русскому языку и литературе:

  • между содержанием образования  и развитием интеллектуальных потребностей учащихся;
  • ухудшением психического, физического состояния здоровья учеников и все увеличивающимся объемом информации, темпом обучения;
  • между оценкой знаний учащихся, выводимой учителем и самооценкой самих учащихся
  • стандартизацией образования и отсутствием у учащихся мотивации к изучению предметов

        Передо мной встала проблема:  каким образом учитель должен строить свой учебный процесс, чтобы разрешить эти противоречия? Как создать условия психологического комфорта  учащихся  и учителя на уроке? Ответы на эти вопросы я нашла в методике  великого педагога современности , Шалвы Александровича Амонашвили - автора научного направления «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

 Глубоко в душу  проникла  речь Шалвы Александровича на  IV Всероссийских Педагогических чтениях в 2008 г. Он убеждён, что  гуманная педагогика сотрудничества предполагает прежде всего перестройку сознания современного  учителя. Созвучно нашему времени звучит его высказывание: «Время не бывает плохим. Оно бывает сложным. Какое общество мы строим? Мы не знаем. Но мы знаем идею - любовь к родине. Кого воспитываем?  Раньше воспитывали строителя коммунизма. Сейчас добиваемся лучших результатов ЕГЭ? Кризисы не в финансах, банкротство начинается в духе нашем».

Надо научиться осознавать себя, своё назначение. Мы художники жизни. Сейчас мы закладываем середину 21 века, духовную его составляющую. Мы строим жизнь, в  которой не будем участниками. Мы должны понять, что время акселератов прошло. Они  уже принесли нам мобильники, гаджеты, смартфоны. Сейчас приходят другие дети. Их называют дети света (индиго). Они должны принести нам культуру. И если есть дети света, то должны быть и учителя света.

Вдохновение – это дар небес, оно возвышает человека. Это состояние постоянно надо искать, ждать и  взращивать. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.

Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество.

Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми”. Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.

 Вот почему я выбрала гуманно- личностный подход основным методом в своей педагогической практике. Каковы его преимущества?

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

- приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

- оптимистическую веру в ребенка;

- сотрудничество, мастерство общения;

- отсутствие прямого принуждения;

- приоритет положительного стимулирования;

- терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает: уравнивание ученика и учителя в правах; право ребенка на свободный выбор; право на ошибку;

- право на собственную точку зрения; соблюдение Конвенции о правах ребенка;

- стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

- требовательность без принуждения, основанная на доверии;

- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

- замена принуждения желанием, которое порождает успех;

- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

- применение косвенных требований через коллектив.

Передо мной встала необходимость   изменения системы преподавания, для того чтобы внедрить  гуманно-личностный подход  в педагогическую практику.

 

       На мой взгляд , именно интегрированная система уроков поможет развить у учащихся мышление и речь, что так необходимо в новых условиях речевой коммуникации школьников. Поэтому   я выбрала тему   по   самообразованию «Роль интегрированных уроков в повышении эффективности образовательного процесса.» 

2Литературный обзор состояния вопроса

Урок литературы всегда был и остается первым помощником в воспитании «человека культуры» Сегодня, в век новых технологий, важно не забывать о духовном развитии личности. «Культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, где он живет, и в предметно-условном мире, каковым является искусство»

Работа учителя-словесника должна быть нацелена на достижение учащимися уровня компетентности на основе диалога культур. Учитель должен помнить о триединстве языкового, литературного и культурного развития человека.

Т.Б. Браже в статье «Интеграция предметов в современной школе» пишет: «Углубление процесса дифференциации наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту – стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей».  Научить детей чувствовать и видеть мир в его полноте и многогранности, развить эстетический вкус – основные задачи урока литературы. Ученики должны понимать: вкус не всегда относится к еде.  «Художественный вкус – это умение распознать настоящее произведение искусства, отличить его от того,  что выполнено плохо, без души»

Интеграция предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся

 

Интеграция – (от латинского integer – целый, восстановление.) Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.

 При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

 На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.

На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.

Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся.

 Цели и задачи.

 Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни, внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий.

Методика интегрированного обучения имеет цели: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой. Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое.

 Задача интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления; формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения

    Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировоззрения.  Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

   

 

Интегрированный урок как форма учебного занятия.

 

    Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения  следующий: содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —>межпредметные связи = единство материального мира.

    Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

    а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

   б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

   в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;

   г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

   д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

    Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи. 

Психолого-педагогический портрет класса.

 

В МАОУ лицей № 3 я работаю сравнительно недавно. Поняла, что контингент учащихся на порядок выше по своим интеллектуальным показателям, чем у учащихся тех школ, в которых мне приходилось работать ранее.

        5 В класс, в котором я являюсь классным руководителем, лицейский,  сформирован на базе двух классов 4 А, 4 Б.В основном в нем учатся дети из благополучных семей.

На начало года мною были поставлены задачи:

- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;

 - развивать умения действовать согласно полученным  нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

 - формировать духовно-нравственные качества личности;

- воспитать  гражданина – патриота  своей страны, ведущего здоровый образ жизни и обладающего активной жизненной позицией.

Опираясь на опыт В.А. Сухомлинского, воспитательную работу строю на основах сотрудничества

Совместная        Профилактика        взаимодействие

проектная        правонарушений                                ученик-учитель-

деятельность                родитель        

        

Работа в классе строится по методике И.П.Иванова, основу  которой  составляет проектная  деятельность и коллективно-творческие дела.

      На основе методики «Какой у нас коллектив?», разработанной профессором А.Н. Лутошкиным, проведена диагностика коллектива класса,  в результате  которой  можно сделать следующие выводы : в коллективе самоуправление, ребята умеют самостоятельно обдумывать предстоящее дело, участвовать в его планировании и анализе своей работы,  умеют работать над собой - воспитывать в себе волю и принципиальность,

трудолюбие и ответственность.

 Все учащихся учатся на хорошо и отлично. Наблюдается позитивная динамика  . В 1 четверти-3 отличника .Во второй четверти-5 человек .В 3 четверти- 7 человек.  Вырос и средний балл успеваемости. Карта занятости моих учащихся во внеурочное время свидетельствует о том , что они умеют использовать свой досуг, расширять кругозор и формировать  социально-личностную  компетентность.

  Дети с удовольствием участвуют в акциях « Чистый двор», «Цветик-семицветик», классных и школьных конкурсах, осуществляют проектную деятельность, участвуют в  олимпиадах

Карта занятости моих учащихся во внеурочное время свидетельствует о том , что они умеют использовать свой досуг, расширять кругозор и формировать  социально-личностную  компетентность.

        Любят мои ученики не только бывать на природе, но и создают проекты по её защите и охране. Воспитанники художественной галереи: Акиншина Алина, Карпенко Катя, Иванова Даша, Новикова Аня реализуют свои творческие способности в классном  пресс-центре «Твоё время». Под их руководством к праздничным датам идут выпуски плакатов различной тематики. Они также оформили выставку рисунков  к литературной гостиной и открытому мероприятию « Природа Краснодарского края в фотографиях и иллюстрациях».

Походы выходного дня стали неотъемлемой частью нашей внешкольной жизни.

Данные в таблице результаты показывают достижения моих учеников  в олимпиадах, в написании  научных работ и конкурсов краевого, городского, школьного уровней

№ п\п

Фамилия, имя

Название  конкурса, мероприятия (уровень)

Класс

Результат

Уровень

Чем награжден

Руководитель

1

Мачнев Д.

Международная онлайн-олимпиада» Фоксфорда по русскому языку

83балла

Диплом 1 степени

Зозуля Е.А

математике

84 балла

Диплом 1 степени

Зозуля Е.А

2

Луценко А.

Международная онлайн-олимпиада» Фоксфорда по русскому языку

66 баллов

Диплом 1 степени

Зозуля Е.А

3

Моргунов Ф

Международная онлайн-олимпиада» Фоксфорда по математике

51 балл

Диплом 3 степени

Зозуля Е.А

4

Гайфулин И

Международная онлайн-олимпиада» Фоксфорда по математике

78 баллов

Диплом 1 степени

Зозуля Е.А

5

РахматуллинР

Международная онлайн-олимпиада» Фоксфорда по математике

76 баллов

Диплом 2 степени

Зозуля Е.А

6

Иванова Д

Международная онлайн-олимпиада» Фоксфорда по русскому языку

44 балла

Диплом 3 степени

Зозуля Е.А

7

Хамиди Лина

Городская олимпиада по русскому языку

Призёр

Грамота

Халева ТИ

8

Краснов Влад

Конкурс «Живая классика»

Грамота за участие

Халева ТИ

9

Помельцов Валерий

Конкурс «Живая классика»

Грамота за участие

Халева ТИ

10

Тихонова Лия

Конкурс «Живая классика»

Грамота за участие

Халева ТИ

11

Весь класс

Обшешкольное мероприятие флэшмоб

1 место среди 5 -6 классов

Халева ТИ

12

Весь класс

Литературная гостиная

Халева ТИ

13

Луценко Артем

НИОС по теме « Нравственные уроки героев рассказов В.П.Астафьева»

Халева ТИ

14

ЛулукянГаяне

НИОС по теме « Художественные средства выразительности языка в творчестве Н.П.Кирсановой

Халева Т.И

15

Краснов Влад

Проект « Героизм  солдат в годы ВОВ»

( по страницам поэзии А.Твардовского)

Халева ТИ

16

Акопян Артём

Тема войны в поэзии К.Симонова

Халева ТИ

17

Помельцов Валерий

Родная природа в

в творчестве С. А. Есенина

Халева ТИ

18

Новикова Аня

Изобразительные средства языка

в творчестве А.Фета

Халева ТИ

19

Рахматуллин

Ринат

Картины природы в творчестве Ф.И. Тютчева

Халева ТИ

В таблице приведены также достижения учащихся 8А класса, который в данный момент я обучаю. Они часто играют как роль тьюторов, так и выступают в мероприятиях крупного масштаба. Поскольку класс является лицейским, в нем я тоже часто провожу уроки на интегрированной основе, так как он имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету,

способствует   активному  и  осознанному   усвоению   учениками учебного материала, развитию логического мышления; формированию познавательной компетенции учащихся; даёт возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся.  
            
Общая характеристика интегрированных уроков:

  • Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин.
  • Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.

Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

       Методика проведения интегрированного урока

 Первый этап работы -подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыке для их интеграции с историей. Для этого необходимо проанализировать программы этих предметов.

Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это одно из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.

Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.

 Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал. Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями.

Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д. Необходимо придумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), что делает и т.д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы группы учителей.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы.

Концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.

 Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

 Интегрированное обучение требует и разнообразия форм преподавания, ориентированного на личность каждого ребёнка и успешно влияющего  на психологию и эффективность восприятия учеником учебного материала. Разработка таких форм- одна из важных сторон методической базы учителя, ведущего интегрированный курс. И в первую очередь это касается нетрадиционных уроков.

Нетрадиционный  урок - это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного.

Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Что же дают нетрадиционные формы урока?

Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

В данной таблице приведены нетрадиционные формы уроков, которые я использую в свой практике.

Типы уроков

Виды уроков

Принцип создания

Урок изучения нового материала

Концерт,
спектакль,
путешествие,
турнир,
конференция,
видео-урок, гостиная

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Повторительно-обобщающий урок

интервью,
суд,
дискуссия,
исторический портрет,
проблемный урок и др

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц.

Контрольный урок

КВН,
аукцион викторина,
Конкурс знатоков,
Олимпиада и др.

Игровые способы проверки знаний и умений

 Интеграция уроков русского языка и литературы.

 Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный.

Выделяются следующие этапы интегрированного урока развития речи.

1.Восприятие исходной информации. Возникшие впечатления формируют эмоционально-образную среду и создают условия психологического комфорта, общения.

2.Погружение в эмоционально-образную структуру темы урока. Привлекаемые образы разных видов искусств и работа по постижению способов их воплощения создают психологическую основу погружения в искусство музыки, живописи, литературы( озарение, появление замысла)

Возникающая потребность в устном, а затем и письменном высказывании является не только составной частью обучения, но и сочетается с другой деятельностью: практической, игровой, творческой. Таким образом, прежде чем приступить на уроке к работе над конкретным продуктом речи, обязательно надо создать ситуацию обучения, о непринуждённом желании вступить в неё, о появления у школьников мотива речи, потребности что-либо сказать. Формируемая на таких уроках речевая среда создаёт условия развития художественного мышления и речи учащихся.

3.Самовыражение личности через творчество. На этом этапе необходимо научить видеть проблему, постигать приемы создания и воплощения источников информации. Идёт сложная работа по постижению образа литературного героя, изучаемой темы, явления, события, произведения. На основе конкретных образов создаётся собственный образ в воображении учащихся. Одновременно это этап внутреннего интегрирования, на основе которого появляется речь. Дети создают будущий текст , исходя из его особенностей, средствами выражения собственных мыслей и чувств..

4.Проверка и корректировка творческой работы. Этапы урока соотносятся  с фазами речевой деятельности: ориентирование, планирование, реализация и контроль

Предлагаю конспект урока развития речи на интегрированной основе

Изложение по отрывку из рассказа «На святой» И.С.Шмелёва в 5 классе.

Цели урока: продолжить обучение написанию изложения на литературном материале, познакомить детей с русской православной литературой, используя репродукции картин и музыку.

Оборудование: репродукция икон, аудиозапись произведений П.И. Чайковского «Празднество» и  «Весна»

Ход урока

1.Чтение отрывка из рассказа «На святой» под музыку П. И. Чайковского «Весна»

После чтения необходима пауза, которая позволит каждому почувствовать настроение автора, осуществить внутреннюю работу( ученики сопереживают героям)

2.Беседа по тексту.

-Какое настроение у музыки? ( Радостное, ликующее .Словно ожидание чего-то хорошего)

-Правильно. Чайковский написал эту музыку, чтобы показать своё отношение к пробуждающей природе.

-Каково настроение мальчика? ( Мальчик тоже восхищается острыми клейкими листочками тополя)

- Значит, чувства можно передавать как при помощи слов, так и при помощи музыки. А какова тема этого отрывка?

-Тема Пасхи.

Пасха - один из главных христианских праздников. Накануне этого дня принято печь куличи. Красить яйца луковой шелухой. Верующие идут в церковь, чтобы осветить куличи. Все дарят друг другу пасхальные яйца. Широко известен обычай- троекратный поцелуй со словами: «Христос Воскресе!», на который отвечают: «Воистину Воскресе!» Дата празднования Пасхи зависит от лунного календаря, и поэтому она может приходиться на разные дни. Однако всегда в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

Обратите внимание, что репродукции иллюстрируют историю смерти и воскресения Иисуса Христа.(Звучит композиция «Празднество»)

А теперь вернёмся к тексту. Найдите слова, которые помогли автору создать радостное, ликующее настроение. Как называются такие слова?

Гриша Лаптев. В тексте много эпитетов-это эмоционально-окрашенные прилагательные: «весёлый звон», «радостно-пунцовое яичко»

Луценко Артём. Есть в тексте сравнения: «как в волшебном саду», « светится как солнце», листочки тополя, «как плёночки»

Учитель. А можете сами проиллюстрировать это произведение?

Иванова Даша. Да. Мы можем нарисовать мальчика. Изобразить его радостное настроение, показать рисунком, что герой очень счастлив в этот праздничный день.

Учитель. Представьте себе, что мы с вами хотим создать фильм. Давайте подготовим сценарий фильма по рассказу « На святой» 

Дети вместе с учителем составляют киносценарий, который поможет написать изложение.

 кадра

Время. Место съёмки

Содержание кадра

1.

Святая неделя

Общий план: Горкин обещает мальчику побывать во всех святых местах

2.

Утро. Пасха. Дом

Крупный план: радостно-возбуждённое лицо мальчика.

Средний план: мальчик видит в окно тополь

3.

Открытое окно

Средний план: мальчик видит в окно тополь

4.

Окно

Средний план: клейкие листочки

5.

Комната мальчика

Средний план: мальчик одевается

4.Текст читается ещё раз. Дети внимательно слушают, следят за текстом по получившейся таблице.

5.Написание изложения 

Интеграция литературы и истории.

Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?
   На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

Урок литературы в 8 классе  по теме «Люблю тебя, Петра творенье…»

Цели урока: показать, как тесно связаны литература и история, познакомить учащихся с ролью образов Петра I и Петербурга в творчестве А.С.Пушкина на примере поэмы «Медный всадник»

Оборудование: иллюстрации А.Н.Бенуа к поэме А.С.Пушкина  «Медный всадник», фотографии с видами Петербурга, аудиозаписи: Р.М.Глиэр «Гимн великому городу», О.Газманов «Россия»

1.Вступительное слово учителя. На уроках истории вы изучаете деятельность Петра I , а на уроках литературы-творчество А.С.Пушкина. Эти два великих имени связаны между собой. Они любили один  и тот же город. Там сегодня стоят их памятники. Давайте перенесёмся в те далёкие времена-Россию 18 века.

2.Доклады учащихся о истории создания города на Неве. Просмотр видео «Санкт-Петербург».

Учитель

Итак, мы побывали в одном из прекрасных городов мира. Стоим на берегу красавицы-Невы. А рядом с нами взмывает вверх конь, несущий удивительного всадника.Он по праву стоит в центре созданного по его велению города.Но, пожалуй, вторую и ещё более блистательную жизнь памятнику А.С.Пушкин.

Петербург дал Пушкину тему и краски для создания поэмы « Медный всадник». Вступление-гимн городу, построенному Петром. Город выступает как победа над стихией и как символ возрожденной России. Он строился больше века и стал памятником и тому, кто дерзко его замыслил, и народу строителю, создавшему этот город ценой неимоверных страданий

Беседа

-Только ли  парадный Петербург изображен в поэме? (Петербург-это и город бедных. Именно здесь и происходит драма Евгения. Город  враждебен  герою)

-Найдите эпизоды, где Евгений одинок?

- Каков же образ Петра  в поэме? (Смелость- в безумном замысле создать новую столицу России на болоте.Мудрость- в чувстве исторической необходимости прорубить окно в Европу)

«Медный всадник» Фальконе- аллегорическое изображение Петра и его дел.

Конь- Россия, с которой Петр составляет  трагическое единство. Конь, чувствуя опытного всадника, стремительно вскочил на крутую гору, «самовластный государь уздой железною Россию поднял на дыбы». Так появился образ Петра-императора, слитый с  тем ликом Петербурга, который враждебен человеку.

-Какие несчастья обрушиваются на Евгения в этой поэме?

-Сколько раз и как  Евгений встречался с Медным всадником?

Согласны ли вы с иллюстрацией Бенуа к поэме?(Евгений изображен маленьким, а всадник большим?)

Несмотря на неоднозначное отношение Пушкина к Петру, он поёт хвалу городу.Ведь для Пушкина, как и для Петра. Петербург был сердцем России, которую и государь , и поэт любили всей душой.

Заключительное слово. 18 век проходил под стягом Петра, он в своей деятельности постоянно руководствовался идеей служения государству. Мечта всей его жизни  была увидеть могучую, развитую, великую Россию.(Звучит песня О.Газманова «Россия»)

Сегодня нам помогла в разговоре о великом городе. Его создателе и гениальном русском поэте, воспевшем Петербург. Музыка замечательного композитора Р. М. Глиера из балета «Медный всадник», одна из частей которого называется « Гимн великому народу» И неслучайно в наши дни эта музыка  каждое утро звучит в Петергофе, когда начинают работать фонтаны.

 Описание основных методов  и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

  При подготовке к  проведению интегрированных уроков  применяю различные методы

  1. Метод проектного обучения

  В рамках работы над учебными творческими проектами осуществляю три направления:

1. Индивидуальная работа (подготовка докладов, рефератов, работа с учеником по отдельной программе: помощь в разработке исследования, оказание консультационной помощи);

2. Групповая работа, включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко приходится использовать информацию из разных образовательных областей и информационных источников, в том числе электронных носителей и Интернета;

3. Массовая работа (проведение предметных недель, ученических конференций, творческих встреч, литературных гостиных)).

          Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода – предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно, чтобы создать все необходимые условия для инициации у школьников реального процесса мышления, познания.

Приведу фрагмент проектного планирования, которое является частью календарно-тематического.

        В течение учебной четверти - 1 проект, план составляется в начале года, с учетом памятных дат календаря.

1 четверть

2 четверть

3 четверть  

4 четверть

Название проекта

Ролевой

проект  

Творческий проект

Информационный проект

Исследовательский проект

Форма

Интеллектуальная  игра «Умники и умницы»

Инсценирование новогодней сказки

 Литературная гостиная

К 120 -летию со дня рождения С. Есенина

Научно-практическая

конференция

Организаторы

Учитель и ученики

Учитель, ученики . родители

Учителя музыки, ИЗО, литературы, учащиеся

Учителя, ученики, консультанты

Таким образом, происходит реализация 6 «П»:

        Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио

2.Способ диалектического обучения

Я считаю его принципиально новым подходом к учебному процессу.  Авторами этого способа  являются А.И.Гончарук, В.Л.Зорина. Достоинствами  Способа диалектического обучения можно считать:

  • Ориентацию на творческий уровень развития ребенка;
  • универсальность алгоритма работы с любой информацией — учебной и  внеучебной.

Способ диалектического обучения позволяет мне на основе единой методологии осуществлять переход:

- от ставки на память к ставке на мышление и выводные знания - от слова (язык) через понятие (наука) к категории (философии)

- от двумерной деятельности (прямая связь) к трехмерному труду (обратная связь)

- от непосредственного обучения (автократия) к опосредственному (демократия)

- от простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний.

Повышается рефлексивная культура ученика.

.

3. Технология развития критического мышления,  также  включает в себя комплекс разнообразных методов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, помочь ему в освоении материала, а затем научить систематизировать полученную информацию. Основная цель этой технологии – развить мыслительные навыки, которые учащийся будет использовать не только в школе, но и в жизни.

Вызов, осмысление, рефлексия – вот три этапа, лежащие в основе урока, построенного по технологии критического мышления.

На первом этапе, ВЫЗОВЕ, главное для учителя, отталкиваясь от уже изученного ребятами материала, - направить их на осмысление нового, активизировать умственные способности учащихся.

На втором этапе, ОСМЫСЛЕНИИ, задача учителя - оказать помощь ученику в овладении новыми сведениями, научить его сравнивать их с ранее полученными знаниями.

На третьем этапе идет РЕФЛЕКСИЯ, когда происходит целостное осмысление, обобщение той информации, которую получил он на уроке, формируется собственное отношение ученика к новому материалу.

Актуальность  педагогического опыта.

Актуальность интегрированных уроков продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена жизненными изменениями. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, культурной, интеллектуально-развитой личности.

Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно в отрыве от реальной жизни. Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Основные свойства интегрированного урока – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.  

Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни, внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Методика интегрированного обучения имеет цели: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой. Такие цели обучения приводят к формированию у детей критического мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальное.

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое. Задача интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления; формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и объективно оценивать достижения учащихся. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

 На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной. Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся

Новизна представляемого опыта

 

Новизна опыта состоит в стремлении построить урок так, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием. Новизна опыта выражается в следующих положениях:

  1. Строить педагогический процесс – педагогику обучения и воспитания – совместно со взрослеющими школьниками (реализация личностно – ориентированного подхода);
  2. Пробуждать живой интерес к окружающему, способствовать накоплению положительного опыта эмоциональных впечатлений;
  3. Расширять круг общения детей, предлагая те формы работы, при которых приобретается жизненный опыт и опыт активной деятельности;
  4. Воспитывать на уроках русского языка и литературы словом, любая истина (философская, нравственная) может быть осознана посредством слова и высказана с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности;

В учебном процессе нельзя использовать морально устаревшую форму, нужно искать новые пути, способствующие активному воспитанию истинного гражданина.

Технологичность опыта. 

Название используемых технологий, методов и подходов.

Класс, где используются

 указанные технологии

Подтверждение

Технологи я  критического мышления

9-11

Открытые уроки по комплексному  анализу текста.

Способ диалектического обучения.

9-11класс

Открытый урок.

Метод проектного обучения

5-9-11

НИОС. Грамоты и благодарственные письма.

Разработки уроков на интегрированной основе

5 - 8-9-10-11классы

Творческие встречи с интересными людьми города.

ИКТ на уроках литературы и русского языка.

5- 8-11 классы

Полный комплект электронных презентаций с 9 по 11класс, составленных учениками и учителем.

Личностно-ориентированный.

5-11  классы

Конкурсы чтецов, городской бал.

Исследовательский метод обучения.

5 - 8-11классы

Рефераты, доклады. Научные работы. Выступления учащихся на НИОС.

Дифференцированный подход

5- 8-11классы.

Выпускники 11 классов  сдали ЕГЭ с результатом среднего балла 4,63.

Технология формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка опирается на следующие принципы:

  • единство обучения, воспитания и развития;
  • научность, системность и доступность;
  • сознательность и творческая активность учащихся;
  • наглядность;
  • прочность усвоения знаний и развитие нравственных качеств учащихся;

  Результативность

Работа с одаренными детьми  на интегрированной основе на протяжении ряда лет способствует хорошей сдаче  ЕГЭ по русскому языку.

Исследовательская работа учащихся – наиболее активная форма в познавательной деятельности, эффективный путь развития у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы, индивидуальности и творческих способностей                          

Хорошая, убедительная речь, умение работать с различными информационными источниками , аналитическое мышление, которое школьники приобрели благодаря применению интегрирования на уроках, помогают учащимся  занять призовые места в их участии  в  НОУ

Год

Класс

Фамилия Имя ученика

Тема

Результат

2007

9 а

Подосельникова Наталья  

«Проблемы отцов и детей» в творчестве В. Астафьева

1 место . Работа

выдвинута на краевой форум научно-исследовательских работ

2008

8 а

Кочина Ксения

«Образ Пугачева в оценке А.С. Пушкина и С. Есенина»

Номинация - «Лучший оратор»

2008

10 а

Звездина Екатерина

«Испытание любовью» (по романам И.С. Тургенева  И.А. Гончарова)

1 место-школьный уровень.

2008

10 а

Диппель Елизавета

«Будущее глазами Н.Г. Чернышевского и Е.И. Замятина»

Номинация – «Лучшая исследовательская работа»

2009

9аб

Аникин Семён, Кочина Ксения

«Современный литературный процесс. Автор и его герой».

1 место на школьном уровне.

2место на городском уровне

2010

Леонтьев Даниил

«Образ Минусинска в творчестве художника С.Бондина»

1 место на школьном уровне, 2 место на городском

2011

Леонтьев Даниил

«Уклад сибирской деревни в творчестве В.П. Астафьева

2 место-школа,

1 место- город. Работа отмечена грамотой  Красноярского пед.института имени В.П.Астафьева.

Участие учеников в научно-исследовательской деятельности способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции.  

        

Навыки публичной защиты результатов

собственного исследования можно проследить по результатам педагогического наблюдения(кол-во уч-ся):

10 А класс Наполняемость класса – 28 человек

Год

Способность к работе с информационными источниками

Навыки оформления результатов деятельности

Умение презентовать результаты деятельности

Умение вести диалог, участвовать в дискуссии

8 класс

2010

3

5

5

5

9 класс

2011

10

8

6

6

10 класс

2012

23

23

23

23

 Курс  на интеграцию школьных предметов  позволил десятиклассникам выработать качества  хорошей речи, овладеть правилами речевого этикета, учащиеся научились учитывать все компоненты речевой ситуации, правильно использовать несловесные формы речевого поведения.

Модель формирования коммуникативной компетенции

        

 

Выводы:

- интегрированный урок даёт более целостное представление об изучаемом вопросе;

- любой из интегрированных уроков может быть по своему типу нестандартным, что уже изначально создаёт атмосферу заинтересованности и мотивации к уроку;

- с точки зрения здоровье сберегающих технологий такие уроки снимают эмоциональное и физическое напряжение;

-снижают усталость и утомляемость учащихся за счет переключения на разнообразные формы работы;

- интегрированный урок  создаёт эффективное поле для самореализации, самовыражения творчества как учителя, так и класса в целом, что и предполагает методика гуманно-личностного подхода Ш. А. Амонашвили

Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Приложение

В качестве примера привожу сценарий  интегрированного урока литературы по творчеству С. Есенина. Форма урока-гостиная .Участвовали учащиеся 5, 8, 10 классов. Учителя музыки, ИЗО, литературы.

Цели:

Образовательные:

  • Введение учеников в сложный мир есенинского стиха, подчеркнуть его музыкальность и живописность
  • Раскрытие особенности поэтического таланта автора
  • Знакомство учащихся с личностью и жизнью поэта, эпохой
  • Развивающие:
  • формирование индивидуальных оценочных суждений о жизни и творчестве поэта;
  • развитие творческих, актёрских способности
  • Воспитывающие:
  • привитие любви к творчеству С. Есенина;
  • формирование навыков учебного общения и сотрудничества со сверстниками

Задачи занятия:

  • Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути С.А.Есенина.
  • Раскрыть истоки его жизненной трагедии и своеобразие  поэтического мира.
  • Познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.А. Есенина.
  • Воспитать любовь к творчеству С. А. Есенина.

Вид медиапродукта:  наглядная презентация учебного материала,

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, экран,  портрет С. А. Есенина, иллюстрации учащихся, выставка книг о творчестве Есенина

1.Вступление

-Чтение учителем стихотворения Н. П. Кирсановой «Почитай мне , сыночек ,Есенина»

- Звучит песня на слова С. Есенина (В. С. Гагаркин–учитель русского языка и литературы)

Сегодня мы открываем двери литературной гостиной для самого почитаемого в народе поэта – Сергея Есенина, чьё 120-летие отмечалось 3 октября 2015 года, а в декабре исполнилось 90 лет со дня его трагической смерти.

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно С.Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа.

Чем же объяснить такую любовь к творчеству Есенина? Наша цель выяснить, какие духовные глубины содержит кажущаяся простота поэзии С.Есенина.

Обратимся к истокам  творчества-детству поэта.

2.Ведущая Бабарина Люда.

 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове (ныне – село Есенино) Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей(1 слайд)

 Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит…

(2 слайд)

 Из воспоминаний сестры поэта Александры Есениной:

 Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнёзд Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь оком…..

 Голубоглазый крепыш был любимцем и баловнем в доме.

По-матерински заботилась о Есенине бабушка. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд.

По настоянию деда Есенин рано стал одолевать грамоту по церковным книгам. «Читать начал рано, с 5 лет», - вспоминал позднее Сергей.

Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище сына в детстве) был признанным коноводом, неугомонным выдумщиком и заводилой мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.

В 9 лет переступил школьный порог  и сел за парту Окончил школу Сергей с похвальным листом

Первые стихи были написаны Есениным в 8-9летнем возрасте. После окончания сельской земской школы Есенина отдали в церковно-учительскую школу, которую он успешно закончил в 1912 году, получив звание учителя школы

Ведущий. Начало творческого пути. (Степаненко Лена)

(3 слайд)В мае 1912г., окончив церковно-учительскую школу, Сергей Есенин получил свидетельство о присвоении звания учителя школы грамоты. И в августе приехал в Москву.

Здесь он вступил в члены Суриковского литературно-музыкального кружка, поступил на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина. В сентябре 1914г. он начал заниматься на историко-философском отделении Московского городского университета им. Шанявского

.Стихи, написанные в это время, уже проникновенны и пленительны .

Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее произносил с восклицанием:
«Россия…Какое хорошее слово…И роса, и сила, и синее что-то»

У нас в гостях ученики 5В класса .В их чтении вам предлагается прослушать  отрывки из патриотической лирики поэта.

«НИЗКИЙ ДОМ С ГОЛУБЫМИ СТАВНЯМИ».(Помельцов В.)
« Гой ты, Русь…..»,(Плотников Р)

 « Я покинул родимый дом» (Гайфулин .И)


(4 слайд)

Русская природа как бы разделяет с поэтом его чувства

Для молодого поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.

.И вновь слово ученикам 5В класса .Они прочитают стихи о природе , покажут иллюстрации к стихам Есенина, которые они сами нарисовали по руководством учителя рисования Зайцевой Л.А, расскажут об основных приемах художественной мастерской С.Есенина под руководством учителя словесности Гагаркина В.С

Турбинова Алина

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц – в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта

Иванова Даша на примере стихотворений о природе, рассказывает о средствах художественной выразительности, применяемых С. Есениным

.ВедущийЛатынина Маша. Есенин и песня.

С.Есенин очень любил русские песни. Песней его можно было удержать дома, когда он , простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню . как теперь редко кто знает, и любил её-грустную, задорную, современную


ЗВУЧИТ «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ» ( Поют девочки  9 класса под руководством учителя музыки  Погосовой М.Ю)

Большой радостью бывало для него подбить мать на песни: споёт она, а он говорит: «Вот это песня!.Сёстры так не умеют, это старая песня».Под быстрыми пальцами его возникает то один мотив, то другой, то старинная деревенская песня, то бойкая частушка, то разухабистая шансонетка. А то вдруг старинная казачья песня.

У нас в гостях лауреат ы городского и краевого конкурса, образцовыйансамбль  народной песни Кавказского района«Добро», руководитель Макиенко Анна Сергеевна.


5 слайд)

  Ведущая Бондарчик .К

 В марте 1915 года Есенин уехал в Петроград. Одним из первых, с кем он встретился, был Александр Блок, на его квартире Есенин читал свои стихи. Здесь в Петрограде Есенин знакомится со многими известными писателями: Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Андреем Белым, но тесно сближается с имажинистами Н. Клюевым,П. Орешиным., В.Ивановым, С.М.Городецким.(6 слайд)

В 1916 году выходит книга стихов «Радуница», в журнале «Северные записки» опубликована повесть «Яр». Есенина призывают на военную службу – шла I Мировая война. Он послан в Царско-Сельский военно-санитарный поезд санитаром. Летом этого года читал свои стихи на встрече с императрицей и членами царской фамилии. Читал он не только свою поэму «Русь», но и приветствие молодым царевнам.

Город оказывал на поэта дурное влияние.
Есенина в этот период интересуют не озверевшие люди, а очеловеченные звери. О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.
Василий Иванович Качалов вспоминал:
«Я отыграл спектакль, прихожу домой ,слышу радостный лай Джима. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и взвизгивал и лизал Есенина в лицо».
Через много дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи
СТИХОТВОРЕНИЕ «СОБАКЕ КАЧАЛОВА»


(слайд 7)

Одинокова Лиза читает.

М Горький вспоминал: «Я попросил его прочитать о собаке , у которой отняли и бросили в реку семерых щенят…Когда он произнёс последние строки, на его глазах навернулись слёзы.Мне подумалось, что С.Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии.

- Хамиди Лина «Песнь о собаке»

(8 слайд)

6 ВедущаяСтурова Дина .

Есенин –драматург.

С. Есенин-это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Как он масштабно  крупно мыслит, причем он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа. Он пытается угадать будущее страны. То надеясь, то впадая в отчаяние, поэт признается:

 С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда несёт нас рок событий….

Обращаясь к истории, стремится понять настоящее, напряженно изучает судьбы людей, живших в переломные эпохи .Одно из таких обращений- поэма «Пугачёв»

-Инсценирование поэмы «Пугачёв»(мальчики 8 класса)

Пугачёв (Р.Мартынюк)

Яик, Яик, ты меня звал
Стоном придавленной черни.

О, помоги же, степная мгла,
Грозно свершить мой замысел.

Сторож(Д.Кориневский)

Кто ты, странник? Что бродишь долом?
Что тревожишь ты ночи гладь?

Пугачев

Слушай, отче! Расскажи мне нежно,
Как живет здесь мудрый наш мужик?
Сторож

С первых дней, как оборвались вожжи,
С первых дней, как умер третий Петр,
Над капустой, над овсом, над рожью
Мы задаром проливаем пот.

Нашу рыбу, соль и рынок,
Чем сей край богат и рьян,
Отдала Екатерина
Под надзор своих дворян. Всех связали, всех вневолили,
С голоду хоть жри железо.
И течет заря над полем
С горла неба перерезанного.

Пугачев

Невеселое ваше житье!
Но скажи мне, скажи,

Неужель в народе нет суровой хватки
Вытащить из сапогов ножи
И всадить их в барские лопатки?

Тамбовцев(В.Дудников)

Сми-ирно-о!
Сотники казачьих отрядов,
Готовьтесь в поход!
Нынче ночью, как дикие звери,
Калмыки всем скопом орд
Изменили Российской империи
И угнали с собой весь скот.
Потопленную лодку месяца
Чаган выплескивает на берег дня.
Кто любит свое отечество,
Тот должен слушать меня..

Кирпичников(И.Кольчурин)

Стой, атаман, довольно
Об ветер язык чесать.
За Россию нам, конешно, больно,
Оттого, что нам Россия — мать.
Но мы ничуть, мы ничуть не испугались,
Что кто-то покинул наши поля,

Траубенберг(Дудников)

Что это значит?

.Казаки

Замучили! Загрызли, прохвосты!

Тамбовцев(Дудников)

Казаки! Вы целовали крест!
Вы клялись...

Кирпичников(Кольчурин)

Мы клялись, мы клялись Екатерине
Быть оплотом степных границ,
Защищать эти пастбища синие
От налета разбойных птиц.
Но скажите, скажите, скажите,
Разве эти птицы не вы?
Наших пашен суровых житель
Не найдет, где прикрыть головы.

Траубенберг

Это измена!..
Связать его! Связать

Кирпичников

Казаки, час настал!
Приветствую тебя, мятеж свирепый!

Караваев(А.Ерёмин)

Пусть знает, пусть слышит Москва —

Это только лишь первый выстрел.

Пусть помнит Екатерина,
Что казак не ветла на прогоне
И в луны мешок травяной
Он башку незадаром сронит.

 Но что там? Кажется, шаги?
Шаги... Шаги...
Эй, кто идет? Кто там идет?

Пугачев

Свой... свой...

Караваев(Ерёмин)

Кто свой?

Пугачев(Мартынюк)

Я, Емельян.

Караваев

А, Емельян, Емельян, Емельян.
Что нового в этом мире, Емельян?

Пугачёв

Послушайте! Для всех отныне
Я — император Петр!

Я стращать мертвецом вас не стану,
Но должны ж вы, должны понять,
Что этим кладбищенским планом
Мы подымем монгольскую рать!
Братья, братья, ведь каждый зверь
Любит шкуру свою и имя...

Знайте, в мертвое имя влезть —

То же, что в гроб смердящий.

Больно, больно мне быть Петром,
Когда кровь и душа Емельянова.
Человек в этом мире не бревенчатый дом,
Не всегда перестроишь наново...
Но... к черту все это, к черту!
Прочь жалость телячьих нег!

Нынче ночью в половине четвертого
Мы устроить должны набег.

(9 слайд)

7.Ведущая Соловьёва Соня.

С Есенин –певец любви

.Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания. Женщины Есенина... Лидия Ивановна Кашина, Анна Романовна Изряднова, Зинаида Николаевна Райх, Айседора Дункан, Софья Андреевна Толстая..ГалинаБенеславская… Каждая из них не только вдохновила поэта на замечательные стихи о любви . но и притягивала его какими –либо гранями таланта

Ведущий: Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли “царицей жеста”. Её жизнь и восхождение к вершинам танцевального искусства были не из лёгких. В голодном 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. - Дети танцуют вальс ( Лаптев и Гусева.5 класс)

Сергей Есенин произвёл на Айседору незабываемое впечатление, в мае 1922 года она вышла за него замуж и они вместе уехали за границу. Выступая на гастролях, она провезла его по всему миру, открыла перед ним шедевры мирового искусства. Но Есенин очень тосковал по родине. Вот что он писал в письме Мариенгофу: «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа-это самый обширнейший рынок наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: боже мой! До чего богата и прекрасна Россия в этом смысле .Кажется, нет ещё такой страны и быть не может !» В августе 1923 года Сергей Есенин расстается со знаменитой танцовщицей и возвращается в Россию

Звучит песня в исполнении А.Малинина «О, Айседора ….

Где отогреться душой? Где вздохнуть полной грудью? Где спокойно подумать о жизни? Конечно, в родном краю. Есенин последний раз едет в Константиново , где встречается с прошлым, пытается переосмыслить настоящее.
Вернулся Есенин обновленным, полным желания жить и любить. Цикл стихов «Исповедь хулигана» он посвятил Августе Николаевне Миклашевской (актрисе Камерного театра).
СТИХОТВОРЕНИЕ «ЗАМЕТАЛСЯ ПОЖАР ГОЛУБОЙ» ( Шуляк . А 10 класс)
Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них то жажда любви, то страдание ее неполноценности, то стремление к ее торжеству.
В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».
И Пушкин, и Лермонтов, и Толстой ехали на Кавказ за волей, вольностью. И Есенин искал обороны от зол и бед, свалившихся на него, искал друзей.

Он писал: «Мне здесь дьявольски хорошо. Я скоро завалю вас материалами. Так много и легко пишется очень редко в жизни». Шаганэ НерсесовнаТальян вспоминает, что известное стихотворение поэт написал всего за несколько часов.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ШАГАНЭ, ТЫ МОЯ ШАГАНЭ» (Бондарчик Ксения)


( 10 слайд)
Последние годы жизни
.(Хамиди Лина)

Поэзия Есенина поражает своей непосредственностью и напряженностью. Он был расточителен в своем поэтическом творчестве, но писал только о том, что глубоко волновало и трогало его.


Именно в этот период он нуждается в поддержке родных и близких людей. Так родилось удивительное по глубине , по сокровенности переживаемых чувств « Письмо матери.» Он создал в нем культ родного дома ,как единственного надёжного пристанища в этом страшном мире ,и культ матери , как родной и преданной души.

Стихотворение «Письмо матери»( учитель Халева ТИ)

Звучит песня образцовогонародного ансамбля «Добро»


(11 слайд)

26 ноября 1925 года Есенина почти насильно кладут в психиатрическую клинику. Есенин знал, чувствовал, что ему жить осталось недолго. Сотрудники НКВД по пятам следуют за ним. 21 ноября Есенин убегает из клиники в Ленинград. Селится в гостинице. Но и здесь его не оставляют в покое…
Ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой, или это было преднамеренное убийство? До сих пор никто не может дать точного ответа на этот вопрос.

 Что ж, Сергей, развенчаны легенды, - 
Получил оценку катаклизм. 
Будет вечной траурною лентой
На судьбе твоей социализм. 
Оправданья не сыскать потере,
Как не взять убийц и подлецов, 
Но твое убийство в “Англетере” - 
Луч, что власти высветил лицо.

Итог урока:

  • Учащиеся самостоятельно составили сценарий мероприятия, распределили ведущих. Произвели отбор стихотворений для выразительного чтения , назначили исполнителей чтения . Учащиеся демонстрировали на уроке монологическую речь, показали технику выразительного чтения, навыки инсценирования, проявили умения анализа лирического произведения .
  • Раскрыли особенности поэтического таланта автора
  • Через изучение творчества поэта прониклись духом патриотизма

Литература:

  1. Старикова Э.С. Литература и живопись: книга для учащихся М.: Просвещение, 1985
  2. Искусство. Книга для учителя. В Зч. 43. Русское искусство. М.: Просвещение, 1989.

Интегрированные уроки языка и литературы. Ряш № 5, 1996, стр. 50

  1.  «Народный защитник или злодей? Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Приложение к газете «Первое сентября» № 37, 2003, стр. 24-27
  2. Литература – зеркало истории. Приложение к «Учительской газете», 2003, № 12 (27 марта), стр. 3
  3. Интегрированные уроки предметов гуманитарного цикла.

     

«Учитель», 2004, № 2, стр. 34-39

     33. Методика проведения интегрированного урока. Журнал «Методика», 2003, № 6

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

Технологии и формы развития критического мышления на уроках математики

Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично...

Открытый урок "Развитие художественного мышления и сенсо - моторных навыков в первый год обучения в классе фортепиано".

Урок с учащимися 1 – ого класса (возраст 7 лет) , дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано», учебная программа «Специальность и чтени...

«УРОКИ ПРОЕКТИРУЮТСЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП – РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

laquo;…Сначала он говорит: «Хочу есть».Тогда он еще не человек.                  А потом он гов...

Чичкань В.М. Дополнительная общеобразовательная программа как фактор развития художественного мышления // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 5 (22). – С. 623-632

Статья посвящена исследованию проблем использования дополнительных общеобразовательных программ для развития художественного мышления. Выявляется содержание понятия «дополнительная общеобразоват...

Технологии и формы развития критического мышления на уроках математики.

Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично...