«УРОКИ ПРОЕКТИРУЮТСЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП – РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

«…Сначала он говорит: «Хочу есть».

Тогда он еще не человек.

                  А потом он говорит: «Хочу знать».

Вот тогда он уже Человек.

Ты чувствуешь, который из них

с большой буквы?» 

А. и Б. Стругацкие «Полдень, XXII век»

История           История помогает людям нынешнего века «спросить совета» у людей прошлых эпох. … Встреча людей в веках – это обсуждение проблем, которые ставит перед человеком современность и на которые мы ищем ответы в прошлом» - это слова из 

из эссе, которое традиционно пишут мои ученики, - «История – это встреча людей в веках». Я хочу, чтобы ребята понимали, что такое история, для чего они ее изучают, почему ее нужно изучать.

   А чтобы пришло свое восприятие истории, произошла «встреча людей» прошедших эпох и моих учеников, многие свои уроки я строю на использовании методов и приемов ИКТ. Эта технология в преподавании истории просто необходима. Понимание и осмысление исторических событий, процессов, законов невозможно без опоры на наглядный материал, именно он позволяет создать тот исторический фон, когда происходит «встреча людей в веках, играет роль своеобразной машины времени. В использовании ИКТ соблюдается и принцип наглядности в организации педагогического процесса. Кроме того, ИКТ позволяют использовать интерактивные задания различного типа, а это дает возможность повторить материал (по теме урока, по теме курса, за курс) значительнее быстрее, а главное, для ребят эти приемы повторения более интересны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


«…Сначала он говорит: «Хочу есть».

Тогда он еще не человек.

                  А потом он говорит: «Хочу знать».

Вот тогда он уже Человек.

Ты чувствуешь, который из них

с большой буквы?» 

А. и Б. Стругацкие «Полдень, XXII век»

 

«Если хочешь быть умным,

научись разумно спрашивать,

внимательно слушать,

научись спокойно отвечать и

перестань говорить,

когда нечего больше сказать»

Толстой Л.Н.

 

   История помогает людям нынешнего века «спросить совета» у людей прошлых эпох. … Встреча людей в веках – это обсуждение проблем, которые ставит перед человеком современность и на которые мы ищем ответы в прошлом» - это слова из эссе, которое традиционно пишут мои ученики, - «История – это встреча людей в веках». Я хочу, чтобы ребята понимали, что такое история, для чего они ее изучают, почему ее нужно изучать.

   А чтобы пришло свое восприятие истории, произошла «встреча людей» прошедших эпох и моих учеников, многие свои уроки я строю на использовании методов и приемов ИКТ. Эта технология в преподавании истории просто необходима. Понимание и осмысление исторических событий, процессов, законов невозможно без опоры на наглядный материал, именно он позволяет создать тот исторический фон, когда происходит «встреча людей в веках, играет роль своеобразной машины времени. В использовании ИКТ соблюдается и принцип наглядности в организации педагогического процесса. Кроме того, ИКТ позволяют использовать интерактивные задания различного типа, а это дает возможность повторить материал (по теме урока, по теме курса, за курс) значительнее быстрее, а главное, для ребят эти приемы повторения более интересны. Разработаны пакеты заданий различных уровней сложности в ИК технологии для 10-11 классов: тесты, схемы, тексты и т.п., которые дают огромные возможности для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ. ИКТ позволили создавать и использовать различные тренинги по всем темам обществознания и истории.

  Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от него собственных, размышлять о своих чувствах и мыслях и оценивать их и т.п. Этому можно и нужно учить в школе, в том числе и на уроках истории. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрение его инициативы и самостоятельности. Учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации, критическое ее осмысление и оценку. Поэтому мне пришлось изучать и использовать на своих уроках технологию развития критического мышления, которая и позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным.

   Уроки проектируются на основе технологии РКМЧП – развития критического мышления на основе чтения и письма. Технология – это система методов, которая направлена на решение педагогических задач. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом. Педагогическая технология включает технологию передачи знаний и технологию развития личности, предполагает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся и обязательно включает диагностические процедуры. Технология РКМЧП является одним из способов превратить учение в личностно -ориентированное, она вовлекает ученика в процесс учения, формирует умение самостоятельно учиться; обучение превращается в совместный поиск новых знаний.

   Мои ученики воспринимают методические приемы технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках, позитивно. На мой взгляд, их интерес к изучению истории значительно вырос, а главное, они стали более свободны в своих размышлениях, могут давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Практически на каждом уроке ученики пытаются самостоятельно ставить учебные задачи, а это уже формирование умения планировать, организовать свой труд. Им нравится работать, когда используются методы «инсерта», «тонких» и «толстых» вопросов, синквейна, неплохо получается работа на составлением совместных размышлений на стадии рефлексии; ученикам нравится дискуссия «За» и «Против», которая очень хорошо помогает формировать умение оценивать события и развивает открытость мышления.

   Прекрасно организует мысль и учит аргументировать прием «двухчастный дневник», который, по сути является «продвинутой» рефлексией, использование данного приема способствует развитию самоконтроля, повышает ответственность учащихся во время урока.. Очень хорошо помогает анализировать учебный материал сводная (или концептуальная) таблица. Сложнее для учеников составление резюме по изученной теме или нескольким темам курса, но этот прием учит делать выводы, обобщать, выделять главное и правильно его формулировать.

   Проявить свою активность и сформулировать свою оценку по изучаемому материалу прекрасно помогает прием «исторические шляпы», который идет, как правило, легко, и очень нравится мне . Применять его можно на стадии рефлексии. «Белая шляпа» - шляпа объективного наблюдателя: ученики отбирают факты, цифры, имена и т.д., которые наблюдали на уроке, не давая субъективных оценок, не высказывая эмоций. «Желтая шляпа» - шляпа оптимиста: группа выделяет по материалу урока его позитивные стороны и комментирует их. «Черная шляпа» - шляпа пессимиста: нужно определить, что на прошедшем уроке было не ясно, вызвало проблемы, что ученики оценивают негативно. Почему? «Красная шляпа» - шляпа эмоций: ученики должны выразить свои эмоции по отношению к материалу урока. «Зеленая шляпа» - творческая шляпа: ученики высказывают свои предложения. «Синяя шляпа» - шляпа философа: группа обобщает материал, услышанный и увиденный на уроке. Делает выводы. Такие методы позволяют моим ученикам активно включиться в работу на уроках. Особенно они важны с точки зрения подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, задания уровня «С» которого строятся на умении рассуждать, аргументировать и обобщать.

   При проектировании уроков я старалась соблюдать требования технологии РКМ при постановке задач на каждой стадии урока. «Стадия вызова» решает на уроках мотивационную функцию (стимулирование интереса), информационную (вызов «на поверхность» имеющихся знаний), коммуникационную (бесконфликтный обмен мнениями). Основными функциями «стадии содержания» являются информационная (получение новой информации), систематизационная (классификация новых знаний), мотивационная (сохранение интереса к теме). На «стадии рефлексии» решаются коммуникационная функция (обмен мнениями о новой информации), информационная (приобретение нового знания), мотивационная (побуждение к расширению знаний), оценочная (соотнесение новых и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

   Информационно – коммуникативные технологии и технология развития критического мышления вполне отвечают основным принципам компетентностного подхода в обучении. Например, ТРКМ позволяет активно формировать такие учебно-познавательные компетенции, как умение организовывать планирование и рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы и отыскивать причины явлений, формулировать выводы, выступать устно и письменно о результатах своей работы, проекта с использованием компьютерных средств и технологий (презентации) и т.д. А также коммуникативные компетенции: владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы.

   На Интернет–конференцию я представила проекты двух уроков: «Благотворительность в г. Сарапуле в конце 19 – начале 20 века» и «Правила добрых людей». В проектах этих уроков использованы некоторые приемы ИКТ и ТРКМ, возможные и полезные, с моей точки зрения, на данных уроках.

   Мы учимся учиться, мы учимся жить в современном мобильном мире: анализировать, сравнивать, делать выводы, осмысливать, оценивать, выбирать информацию; размышлять и ставить новые цели. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты – уметь получать и моделировать информацию, создавать и сотрудничать. Меняется общество, неизбежно меняется школа и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно – мы должны подготовить своих учеников к успешной жизни, к успешному будущему.

 

 Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

    Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

    Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались…

   А дальше следуют вопросы для обсуждения учащимися. Учащихся необходимо включить в целенаправленный процесс мыследеятельности. Роль учителя – руководить, а не вмешиваться. Какие приемы применить?

    Как научить ребенка критически мыслить? Как научить ребенка разбираться в большом потоке информаций, которые он получает ежедневно через СМИ, Интернет и т.д. Немалую роль в этом играют учителя истории и обществознания, классные руководители. Так как российское общество переживает сложный период своего становления, то необходимо формирование гражданского общества, которое способно обеспечит своим гражданам демократические права и свободы. Молодежь чутко реагирует на те сложности, которые происходят в обществе. В обществе ослабевают общепринятые доминирующие ценности, многие культурные стереотипы, что ведет к деградации культурной среды. Для многих характерна увлеченность жизнью только своей микрогруппы, интерес к низкопробным образцам мировой культуры, размытость нравственных ориентиров, агрессивность в отстаивании своих интересов.

   Процветание страны невозможно без обновления системы образования. Приоритетные направления преобразований – этоновые стандарты, в основе которых – ключевые компетенции, которые обеспечивают личностную, социальную и профессиональную успешность выпускника школы; это новые технологии обучения, направленные на развитие самостоятельности, навыков работы в сотрудничестве, исследовательских и проектировочных умений, информационной компетентности; это новые ценности образования – умение уважать других людей, гражданская ответственность, глобальное мышление, активная жизненная позиция.

    Только организуя совместную деятельность с ребенком, педагог может способствовать установлению его позитивного отношения к миру, к самому себе. В воспитании будущее принадлежит технологиям совместной деятельности.

   В свете таких перемен учителю необходимо владеть технологиями развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения. Ученые пишут объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят. Но неумолимые инструкции, требования пройти весь учебный материал нередко сводят все усилия на нет.

   Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма известна в России с 1997 года. О данной технологии я узнала в 2007 году. В работе начала применять с 2008 года. Понравилась сама идея, что психология критического мышления – это направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. Очень сложно научить человека в нашей стране критически мыслить. Но сколько от этого пользы самому человеку! 

Критические мыслители:

- Решают проблемы;

- Контролируют себя;

- Открыты для других идей;

- Слушают собеседника;

- Устанавливают множественные связи между явлениями;

- Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;

- Умеют строить логические выводы;

- Строят прогнозы;

- Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

- Активно воспринимают информацию.

   В полном объеме по данной технологии я не работаю. На уроках истории и обществознания использую некоторые приемы и стратегии. Но сразу становится, очевидно, что критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информаций. Это активный и интерактивный процесс познания. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.

   Часть приемов в данной технологии традиционные; часть приемов мы использовали в своей работе, только называли их иначе; часть приемов совершенно новые и интересные.

  Приведу примеры приемов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую на своих уроках, классных часах, творческих делах:

1. Разбивка на кластеры. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Данный прием может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой работе.

2. Синквэйн. Стихотворение, которое требует синтеза информации.

3. Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».

4. Лекция. Она должна быть посвящена одной теме. Целесообразно использовать спонтанные, допускающие обмен мнениями мини-лекции (10-15 мин). Материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не просто повторять или суммировать его.

5. Пятиминутное эссе позволяет подытожить знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в голове его ученика.

6. Чтение со стопами. Учащиеся читают определенными кусками, на которые учитель разбил заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Когда весь текст, прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Вопросы. Которые задает учитель для стимулирования критического мышления. Должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.

7. Метод шести шляп: 1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция; 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики; 3-я шляпа – черная: критическая, негативная; 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращают внимание на то, что есть положительного, хорошего); 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая; 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая. Такие шляпы мы с ребятами смастерили своими руками. Когда водрузишь на голову такую шляпу, возникают неожиданные ощущения и мысли.

8. Инсерт – чтение с пометками.

«v» - уже знал

«+» - новое

« - » - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Затем можно в таблицу тезисно занести сведения из текста.

9. Дерево предсказаний. «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения (количество ветвей не ограничено), «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

10. «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

11. Концептуальная таблица.

12. Сводная таблица.

13. Прием «Фишбоун».

14. Понятийное колесо.

15. Стратегия «ИДЕАЛ»:

И – идентифицируйте проблему

Д – доберитесь до ее сути

Е – есть варианты решения!

А – а теперь – за работу!

Л – логические выводы

16. ПОПС – формула:

П – позиция Я считаю, что…

О – обоснование Потому, что…

П – пример Например, …

С – следствие Поэтому…

17. Дискуссии, для проведения учебных занятий, являются удачными, где развиваются навыки ведения диалога, умения слушать, отстаивать аргументировано свое мнение.

    Для того, чтобы дети могли и самостоятельно пользоваться этими приемами и стратегиями, мы сделали папки со схемами этих и других приемов. Удобно и детям, и учителю.

   Уважаемые коллеги и просто посетители сайта, поделитесь своими мыслями по данной теме.

    «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»

    В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

  Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.… В современном обществе на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования и воспитания гибко реагировать на запросы личности. Поэтому, в своей работе по внеурочной деятельности, активно использую технологию развития критического мышления. К данной технологии ещё недавно относились как к интересной новинке. В настоящее время данная педагогическая технология стала неотъемлемым элементом школьной практики многих учителей.

   Считаю, что в работе с детьми в режиме технологии развития критического мышления можно вести внеурочную деятельность: проведение классных часов, классных мероприятий, коллективно- творческих дел и т.д. При использовании данной технологии важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – всё можно обсуждать или подвергать анализу.

   Базовая модель «вызов – осмысление содержания - рефлексия» отражает 3 стадии единого процесса движения учеников от поставленных целей к результатам воспитания. На стадии вызова предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания, убеждения. Мотивом к обсуждению может стать обмен противоречивой и неполной информацией. Важно на данной стадии не допускать критики. Никто не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения, даже если они кажутся неправильными. Если педагог грамотно организует работу класса на стадии вызова, у детей возникает естественное желание узнать новое, поделиться своими мыслями, что-то обсудить. Когда ребята работают с различной информацией: читают специально подобранные тексты, слушают объяснение педагога, просматривают фильмы, дискутируют, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмыслением содержания. На стадии рефлексии воспитатель и воспитанники возвращаются к возникшим на стадии вызова вопросам и проблемам, сопоставляют новую информацию с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения, обмен мнениями. В процессе рефлексии ученики формулируют выводы по обсуждаемой теме.

   Технология развития критического мышления предлагает для выбора целый набор стратегий, приёмов и методов, которые можно использовать во внеурочной деятельности на всех стадиях единого процесса. На стадии вызова часто использую «Корзину идей». На стадии содержания - кластеры, чтение с остановками, таблицы вопросов, игру «Как вы думаете?» (всегда, иногда, никогда), перекрёстную дискуссию (хорошо – плохо, возможно – невозможно); применяю различные стратегии: «ИДЕАЛ», « ИНСЕРТ», стратегию «До и после»; приёмы «Плюс – минус – интересно», «Фишбоун», «Верите ли вы…», «Неоконченное предложение». На стадии рефлексии детям нравится приём «ПОПС – формула», написание синквейнов.

   В результате использования ТРКМ во внеурочной деятельности у детей происходит соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, опытом и собственным поведением; выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом воспитанникам часто приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.

   В результате систематического применения ТРКМ во внеурочной деятельности формируются:

· способность к выбору

· способность оценивать себя, свои действия и поступки

· личностные приоритеты (образ «Я»)

· функция ответственности

· поиск смысла жизни

   Задача воспитателя обеспечить возможность для становления и развития личности. Критическое мышление учит детей активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. При этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимосотрудничать с другими детьми, причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения. Когда мы мыслим критически, задействованы разум, эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по проблемной технологии и развитию критического мышления" Монгольское нашествие", 10 класс

Краткий конспект урока в 10 классе по повторительно-обобщающей теме с использованием методики проблемной технологии, критического мышления и работы в группах...

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

Доклад "Уроки на интегрированной основе как форма развития художественного мышления и речи школьников"

Доклад "Уроки на интегративной основе как форма развития художественного мышления и речи школьников" представляет собой обобщение педагогического опыта учителя....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....