Подготовка к ЕГЭ "Банк аргументов"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Халева Татьяна Ивановна

"Банк аргументов" при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 10-11 классах удобен тем, что даны названия темы , проблемы и к ним приводятся аргументы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Проблема

Аргументы

Природа

Проблема сохранения окружающего мира.

Проблема загрязнения окружающей среды.

Бережного отношения к природе

Восприятия человеком природы как живой материи.

 Влияние природы на душу человека.

1.«Природа покоряется лишь тому, кто сам покоряется ей» (Бэкон)»

2.Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала- он её переделывает» (А Франс)

3.«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»( Тургенев « Отцы и дети»);

 

4.«Если бы каждый человек на куске своей земли сделал всё , что он может, как прекрасна была бы земля наша»(А.П.Чехов)

5.«Молчит земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?»(В.Распутин»Пожар»)

6.ВАстафьев («Царь- рыба»)

Природа жива и одухотворена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Примером карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несёт наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе.

7.Л.Н.Толстой « «Война и мир». Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб. И изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дуба.

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное.

Воспитание. Образование.

Проблема воспитания гармоничной личности.

Проблема истинной воспитанности человека.

Проблема воспитания и образования в современном мире.

1.«Надо много учиться, чтобы понять,  что знаешь мало»(Монтень)

2.Хитрые люди презирают знание, простаки удивляются ему, мудрые люди пользуются им» (Т.Маколей)

 3.«Каждый человек сам себя воспитать должен»(Базаров «Отцы и дети»И.Тургенев)

4.Герой Гончарова И.Обломов олицетворяет собой человека, который не смог развить ни свои природные задатки, ни понять по- настоящему в чём состоит истинное предназначение человека в этом мире.

5Н. Чернышевский «Что делать?». Рахметов всю свою жизнь посвятил физическому и нравственному усовершенствованию и для многих стал примером самовоспитания.

Война.

Проблема истинного героизма.

Какие качества характера русского человека помогли противостоять врагу в ВО войне?

Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны.

Мужества, героизма, нравственного долга.

Проблема сохранения высоких нравственных начал в суровое военное время.

Проблема раннего взросления детей в годы войны.

Проблема сохранения высокой человечности в годы войны.

1.«Тот, кто ничего не боится, не менее могуч, чем тот, перед кем трепещут.» (Шиллер)

2.«Несчастлива страна, у которой нет героев» (Буаст)

.3.Сила русского духа,  особенностей национального характера, воспетые М.Шолоховым в рассказе «Судьба человека»,помогли противостоять врагу в те непростые времена.

4.Л. Н. Толстой  «Севастопольские рассказы»

« Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие, потому что она разрушает все понятия о добре и зле»

5. К .Воробьёв «Убиты под Москвой».Сцена  страшной гибели роты кремлёвских курантов- это сцена зла, в котором нет места ничему живому.

1Б.Васильев «А зори здесь тихие».Девушки- зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.

2.Б. Васильев «В списках не значился».Лейтенант Плужников, приехавший служить в Брестскую крепость накануне войны , стал одним из её последних защитников. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей

.

3. Б. Полевой « Повесть о настоящем человеке»

 Лётчику Алексею Маресьеву, герою повести, только воля и мужество помогли выжить в сложнейшей жизненной ситуации  и впоследствии вновь вернуться в свою эскадрилью. Он доказал всем, что человек властен над своей судьбой.

В годы войны дети видели, какую тяжёлую ношу несут на себе их матери, знали, что их отцы сражаются за родину. И поэтому начинали предъявлять высокие требования к самим себе, ощущать свою высокую ответственность за семью .осознавая жестокую реальность, подростки не считали себя вправе продлить своё детство, а работали наравне со взрослыми и совершали взрослые поступки.

1.В.Закруткин « Матерь человеческая».Простая крестьянка по имени Мария, потеряв на войне  мужа и сына, сумела простить раненого немца и стать матерью чужим детям.

2.Высокий гуманизм русских солдат появлялся в великодушии по отношению к побеждённому врагу, в умении различать тех, кто стремиться завязать войну, и жертв этого жестокого стремления – Обычных людей, страдающих от ужасов войны.

Нравственность.

Проблема нравственного выбора человека.

Проблема нравственной прочности человека

1.«Нравственность-это разум сердца» (Гейне)

2.«Общественное мнение- вторая совесть»

3.Кондратьев «Сашка».Автор повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором .но всегда оставался человеком.

4.ю.Левицкий «Каждый выбирает для себя женщину. религию, дорогу.  Дьяволу служить или пророку- каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе…

5.В. Быков «Сотников». Сотников, физически слабый и больной. Морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напарника, с которым он отправился в разведку .Рыбак стал предателем, а Сотников предпочёл смерть ..

Милосердие.

Проблема бездушного отношения к (животным, людям, родителям, учителям)

Проблема милосердия. Сострадания.

Проблема любви и милосердия.

1.«Равнодушие- самая страшная болезнь души»(Токвиль)

2.«И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.»(С.Есенин)

3.Общественная деятельность Мать Терезы, А.П.Чехова показывают нам примеры настоящего гуманизма, любви к ближнему.

4.В. Тендряков «Хлеб для собаки».Володя Тенков в голодный!1933 год спасает от смерти собаку, отдавая ей хлеб, подкармливает раскулаченных, которые умирают на станции.

5.М. Булгаков «Мастер и Маргарита».Маргарита способна на глубокую, самоотверженную любовь..Она потеряла самое дорогое- своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему.

Русский язык.

Проблема сохранения чистоты русского языка.

Проблема сохранения

русского языка в современном  мире.

Проблема засорения русского языка в современном мире.

1.Тургенев «Русский язык»

(Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и  опора, о великий, могучий и свободный русский язык.»

2.«Слово - не воробей, вылетит -не поймаешь» 3.«Открой свой язык, и я скажу , кто

ты»(Сократ)

4. В. Белинский: «Употреблять иностранное слово когда есть ему равносильное русское,- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.»

5.ЛН.Толстой: «Нравственность человека видна в его отношении к слову»

6.В Распутин: «Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, а последней надеждой на наше национальное существование в мире».

7.А.М.Жемчужников «По- русски говорите , ради Бога! Введите в моду эту новизну»

М. Кронгауз. «Русский язык на грани нервного срыва».Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщен новыми словами, зависящими от интернета, молодёжи, моды. Название книги- авторская точка зрения на этот вопрос.

1.В.Ступишин « На каком языке мы говорим и пишем». Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов .Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований. Неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка.

2.А.Щуплов « от съезда партии – к съезду крыши». Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупости»

Литература.

Зачем нужна литература в школе.

Роль книги в жизни общества.

Нравственная ценность художественной литературы

Роль художественной литературы в становлении личности..

1.« Среди книг, как и среди людей можно попасть в хорошее и дурное общество»( Гельвеций)

2.«Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная от глупости и пошлости» (Чернышевский)

3.«Книга-это роскошь» (Улицкая)

4.Во-первых, книги способны открыть человеку новое, помочь в познании самого себя . Во- вторых, наши классики: М. Булгаков, Ф.Достоевский, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой - осветили в своих произведениях мировой духовный опыт, помогающий развитию таких моральных качеств как милосердие, гуманизм, любовь к родине.

5.Верный выбор книги - это залог обретения собственных нравственных ориентиров и настоящего человеческого счастья.

6.В.Шукшин «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит «

7.М. Горький( «Мои университеты»)  Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком.

Искусство.

Проблема современной массовой культуры.

Проблема состояния искусства в современном мире.

1.«Искусство-это одежда нации».(Бальзак)

2.«Лишь то, что прекрасно, во все времена бывает радостно,

вечно, ценно» (Уальд)

3.Увлекаясь современной массовой культурой, человек не стремится к чему-то возвышенному, а просто старается походить на своих кумиров, которые часто отнюдь не являются образцами для подражания.

Духовность.

Бездуховность

Проблема смысла жизни и назначения человека

.Проблема ответственности человека за свои поступки.

Проблема утраты духовных

 ценностей.

Проблема утраты связи поколений.

Проблема бесчеловечности, жестокости

Предательства. Безответственного отношения к судьбам окружающих.

Чинопочитания, человеческого ничтожества.

Взяточничества, казнокрадства.

Духовной убогости, ложного понимания счастья.

Хамского поведения, вседозволенности.

Нравственного падения.

Разрушающего влияния денег.

Пьянства.

Варварства, вандализма

Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей.

 Истинных и ложных ценностей в жизни.

Проблема стремления человека  к духовной комфортности .

( Чем опасно для человека стремление к духовной комфортности)

1.«Люби ближнего своего, помогай ему и сострадай ему в горе его»(Библейская заповедь)

2.«Праздность-мать всех пороков»(Афоризм)

3.«Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя»(Г.Бичер)

Б.Васильев «Глухомань».События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые « новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нём мерилом заслуг человека стал банковский счёт. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

1.Ю. Казаков «Запах хлеба».Дуся, героиня рассказа, уехав в город, потеряла все связи с родным домом. Деревней. И потому известие о смерти  матери не вызывает у нее переживаний. Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, но исправить ничего невозможно.

2.В. Астафьев «Изба». В сибирские леспромхозы приезжает молодёжь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением. превращаются после работы лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублём.

1.Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».

Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребёнка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свёкра и мужа, а затем и маленького Федю. Родственника мужа.

1.В.Распутин «Живи и помни».Дезертирство Андрея Гуськова , его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства жены.

2Л.Андреев «Иуда Искариот».Иуда, предавая Христа. Хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако все они оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя

1.А. П. Чехов «Смерть чиновника». Чиновник Червяков в невероятной степени заражён духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала (а тот не обратил на это внимания) Червяков настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

2. А.С.Грибоедов «Горе от ума». Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только  «всем людям без изъятья, но и даже « собачке дворника, чтоб ласкова была». Его позиции противопоставлены убеждения Чацкого, который говорит: «Служить бы рад- прислуживаться тошно».

1.Н.В. Гоголь «Ревизор». Городничий , взяточник и казнокрад, обманувший на своём веку трёх губернаторов, убеждён, что с помощью денег и умения можно пустить пыль в глаза.

1.А.П. Чехов «Крыжовник». Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всём. Женится по расчёту, одевается ,словно нищий, и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он,  когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

1.А.Н.Островский  «Гроза» .Персонаж драмы Дикой –типичный хам, который оскорбляет племянника Бориса, называя его « дармоедом», « проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

2.Д.Фонвизин «Недоросль».Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка « скот», «болван» и «воровская харя»

1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» .Ради любви прекрасной полячки Андрий отрекается от родины, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понёсся в бой против своего отца , брата, прежних друзей. Недостойная. позорная смерть - вот итог его нравственного падения.

1.А. П. Чехов. «Ионыч» .Доктор Старцев. В молодости талантливый врач, постепенно богатея. Становится важным и грубым. У него остаётся в жизни одна страсть- деньги.

2. Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».Образ Степана Плюшкина, скупого помещика. Олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял  человеческий облик.

1Пословицы: «Водку пить- себя губить»; «Вино приходит- стыд уходит»; « Пьяница в народе, что сорняк в огороде»,

2 Ф.М Достоевский «Преступление и наказание.

Чиновника Мармеладова  пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком.

3.М. Горький  «На дне». Актёр - пьяница, который страдает от пустоты и бессмысленности своей жизни. Пьянство привело его к тому. Что он даже забыл своё имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе- это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве.

1.Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает. Как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

2.И.Бунин «Окаянные дни».  

Писатель предполагал, что революция неизбежна .но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своём пути.

И.Гончаров «Обломов».Обломов, главный герой романа. При всех его положительных  задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.

2.А.П. Чехов «Ионыч». Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным, грубым, у него остаётся одна страсть- деньги.

1.А.П.Чехов «Попрыгунья».Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения. не замечая. Что её муж. Доктор Дымов был тем самым человеком . поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти героиня осознала своё легкомыслие.

2. Толстой « Война и мир». Андрей Болконский перед Аустерлицким сражением мечтает о славе, и лишь пройдя через испытания: ранение в бою, смерть жены, разочарования в общественной деятельности- по-новому смотрит на окружающий мир и приходит к выводу о том, что истинный смысл жизни человека заключается в любви к своим близким и служении отечеству.

Духовная комфортность делает человека нравственно-глухим,  подменяет в его сознании подлинные ценности мнимыми, в результате чего он бывает наказан нелюбовью по отношению к себе и чёрствостью своих  близких, и в первую очередь детей.

Дружба.

Товарищество.

Что такое дружба.?

Проблема истинного и ложного понятия о дружбе.

1.« В дружбе нет ни должников, ни благодетелей» (Ромен Роллан)

2.«Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести»(Бэкон)

3.«Дружба не услуга, за неё не

благодарят» (Державин)

4. Истинный друг , как в песне Высоцкого:

Когда ты упал со скал.

Он стонал, но держал,

Если шёл он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,-

Значит, как на себя самого положись на него.

5. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Тарас Бульба, главный герой повести ,считал, что товарищество выше семьи. Выше родства по крови, выше всего земного.

6. А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Дети- русский Колька и чеченец Алхузур- стали настоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые на Кавказе .Алхузур отрёкся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя .Сашкой, понимая как тяжело Кольке после гибели его брата .Его мудрый поступок совершил чудо: Колька выздоровел, но уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага.

Счастье.

Что такое счастье?

Стремление человека к добру и счастью.

1.« Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом»(Пифагор)

2.«Будь добрым, справедливым и правдивым, ведь быть таким и значит быть счастливым»

3.В. Г. Короленко «Парадокс». Ян Залуский- калека, но он считает, что « человек создан для счастья, как птица для полёта».врождённое несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек- творец своего счастья.

4. А.П. Чехов «Вишнёвый сад».В Ане Раневской есть юная вера в счастье, в свои силы .Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.

5.Ф.М.Достоевский «Идиот».Князь Мышкин верит в возможность рая на земле, в способность людей преображаться .Он не судит людей, а открыто, по- братски, относится к окружающим. Главное его качество- смирение, способность понять другого  и сострадание. Он считает, что красота «спасёт мир»

Спор.

 Проблема

 выбора поведения человека в споре.

1.« Вы можете победить в споре, но потерять друга»(Леббок)

2.«Спорить умеют многие, мало кто умеет просто беседовать» (Олкотт)

3.В споре не следует ни горячиться .ни затрагивать личность. Когда прения переходят в ссору ,лучше умолкнуть: ведь это не значит признать себя побеждённым.

Патриотизм.

Любовь к Родине.

Проблема истинного патриотизма.

Ностальгия. Тоска по родине.

Искажения понятия «патриотизм»

1.« Своя земля и в горсти мила» (пословица)

2.Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю».Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»(С.Есенин)

3.»Единственным свидетельством патриотизма является поступок…»И эти слова не раз доказывали на войне наши прадеды .Они умирали .но не сдавались.»

4.С.Довлатов «Письмо оттуда».Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину. Изгнавшую его: он уверен, что Отчизну, как и мать, не выбирают.

5.А Солженицын. «Матрёнин двор».

Для Матрёны Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где живёшь. Для героини это смысл её жизни, память о прошлом, о близких.

6.Н.Тэффи. «Русь».

В сборнике воссоздана горестная жизнь эмигрантов- соотечественников, лишённых Родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть своё существование «загробной жизнью» , «жизнью над бездной»

1.Б. Васильев «Кольцо А».Автор утверждает, что сейчас это великое понятие затрёпано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к родине доказывается только делами. Патриотизм- это практическая деятельность на благо страны.

Красота.

Проблема истинной и ложной красоты человека.

1«А что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она , в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?»(Заболоцкий)

2.А.П.Чехов «Попрыгунья».Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения. не замечая. Что её муж. Доктор Дымов был тем самым человеком . поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти героиня осознала своё легкомыслие.

Архитектура

Проблема сохранения старинных памятников архитектуры.

Проблема исторической памяти, сопричастности к ходу истории.

1.Нужно сохранять историческую память о славных традициях прошлого.

Например, Санкт- Петербург называют культурной столицей, так как  этот город был построен по плану, строили его знаменитые  архитекторы и до наших дней город сохранили таким, каким его задумал царь  Петр.

2.В. Солоухин( «Письма из русского музея»). Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом»

1В. Распутин «Прощание с Матерой».Лихорадочные действия людей, которые спешат затопить Матеру, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.

2. В.Распутин «Поле Куликово».На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков. Свою связь с ними.

Талант.

Проблема проявления творческого начала в человеке.

Каких людей можно считать талантливыми?

1.Талант – это не только дар, который даётся людям от природы. Но это и  творческие способности человека ,которые он может развить в себе при большом желании.

2.Ницше говорил: «Талант иного человека кажется меньшим, чем есть, потому что он ставит себе всегда слишком большие задачи»

3.Лесков «Левша».Косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом.

Детство.

Почему детство- это ответственный и суровый период в жизни человека?

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Роль отца в формировании личности ребёнка.

Проблема взаимопонимания бабушки и внука.

Проблема особенностей детского восприятия мира.

Проблема  взаимопонимания родителей и их детей-подростков.

Какое влияние имеет любовь матери на формирование личности ребёнка?

Во- первых, в этот период формируется личность человека, проявляются способности и нарабатываются навыки. Во- вторых ,от того как на человека повлияет социальная среда: семья, школа, друзья- зависят социальный статус человека в будущем.

Таким образом, надо ценить свои детские годы и во что бы то ни стало использовать их для самореализации, самопознания и общения с окружающим миром.

2.В неповторимый мир детства попадаем мы, читая произведения М. .Горького, Л.Н.Толстого, И.Бунина, герои которых, проходя через  испытания, обретают  жизненные уроки.

3.Л.Н. Толстой  «Война и мир».Петя Ростов накануне своей трагической  гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы». Унаследованные им в родном доме: доброту, открытость. Желание помочь в любую минуту.

4.Ф.Искандер. «Начало формы».Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоёвывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.

5. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Наставления отца помогли Петру Гринёву даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

5. Н. В. Гоголь.»Мёртвые души»Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.

 В.Астафьев «Последний поклон». Бабушка Екатерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости. Стала для него символом добра, любви, уважения к человеку.

Настоящим человеком можно считать того, кто сохранил детскую веру в разумность мира, направляющую на борьбу с жестокостью и глупостью и вселяющую в него силы для этой борьбы.

У родителей должно хватать мудрости понять потребность подростков в доверии с их стороны. Высокая степень доверия родителей к воспитанным ими  детям-подросткам позволит избежать непонимания.

Любовь матери, её стремление стать своему ребёнку настоящим другом дарит ребёнку чувство защищённости, уверенности в себе, формирует чувство собственного достоинства и дружелюбие по отношению к окружающим.

Музыка.

Каково влияние музыки на формирование духовного мира человека?

Роль музыки в жизни человека.

1.В Короленко «Слепой музыкант».Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по- настоящему талантливым пианистом.

2. Л.Н.Толстой «Война и мир». Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того как он проиграл большую сумму денег.

3Астафьев «Домский собор».Рассказчик убеждён, что только музыка спасёт мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

4.К. Паустовский «Старый повар».Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.

Любовь

Возвышающая сила любви.

Проблема любви, верности и нравственного долга.

Рабской любви, безропотного, униженного подчинения любимому человеку.

Любовь по расчёту

1.А. Куприн «Суламифь».Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую девушку из виноградника, в царицу.

2. А.Куприн «Гранатовый браслет».для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Вере Шеиной стала смыслом жизни. А любимая женщина- той, в которой «воплотилась вся красота земли».Это чувство помогло ему стать нравственно-выше других героев этого произведения.

3.А.С.Пушкин «Евгений Онегин».Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.

4.А. Куприн. «Гранатовый браслет».Рассказ генерала Аносова о романах поручика Вишнякова и Леночки, прапорщика и жены полкового командира позволяют увидеть, какими несчастными могут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружающих, их презирают и жалеют.

5.А Н Островский «Свои люди - сочтёмся!».

Подхалюзин, герой комедии, любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ своего жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по -  французски.

6.А.Н.Островский «Бесприданница».Главная героиня , Лариса Огудалова - бесприданница. несмотря на то что она умна, красива, талантлива, Лариса не может выйти замуж за того, кого любит. Сколько душевной боли звучит в её словах: «Я вещь, а не человек!»

Живопись

Роль живописи в жизни человека.

Б.Екимов «Музыка старого дома «Этюды

Шишкина, Серова помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.

Культура.

Проблема сохранения культуры.

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном ».1 Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

2.«Если  человек не любит хотя бы  изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,  значит, он не ценит память о них.»

3.« Если человек равнодушен к  памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей родине»

Добро и зло.

Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей.

 

Опасность непродуманных  экспериментов.

1.М. Булгаков (« Собачье сердце»).Эксперимент доктора Преображенского фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Учёный должен быть ответственен за свой эксперимент. Должен видеть последствия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционны вторжением в жизнь.

2. М. Булгаков «Роковые яйца».

Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова  в практике дали трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому,  убивающих и пожирающих его.

3.М. Булгаков «Мастер и Маргарита».Зло. по Булгакову, не в имеющих власть. Не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях.

Зло в том, что люди человечески слабы. Ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого  нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания

непрофессионализма, недобросовестности,подлости,подхалимства.лжи.

Власть.

Взаимоотношения власти и личности,

власти и художника

Ответственности за близких, окружающих, за свои действия.

Верность убеждениям.

1.М Булгаков. «Мастер и Маргарита».Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших

«литературную ниву» и считающих её своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей.

2.М.Замятин «Мы».Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера»,похожие на запрограммированных роботов.

3.Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом. Потому что эти люди ведут себя по- человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия.

1 И. Бабель «Конармия».Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесёт добро и справедливость. Однако он же говорит: « Хорошие дела делает хороший человек. Революция- э то хорошее дело хороших людей. Н о хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди.

1.А.Солженицын « Один день Ивана Денисовича».Иван Шухов сохранил достоинство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться человеком, не сломаться. Жизнь Шухова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, войну и это даёт ему силы жить.

2.А.Петров «Житие протопопа Аввакума»Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церковных реформ. Он не изменил своим убеждениям даже под угрозой смерти сознательно пошёл на мученическую смерть.

1

Гуманизм

1.Б.Екимов «Продажа».После развала Советского Союза  мать и дочь. Как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств .В поезде эти женщины стали свидетелями того. Как пьяная мать продавала свою трёхлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, а ведь эти деньги у них были последними.

2.М. Шолохов «Чужая кровь».Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного ,чужого человека, врага, коммуниста Николая

Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил .Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской заботой и любовью.

Семья.

.

Роль матери в воспитании.

Материнство как подвиг.

1.М. Горький « Сказки об Италии».Автор считает, что мать-это «источник всепобеждающей жизни»;всё лучшее на земле- от матери.

2.А.фадеев. «Молодая гвардия».в лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь

3.В П. Астафьев. « Сопричастный всему живому».автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно бы просил у своей судьбы- оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда  не возвращаются, и никто их заменить не может.

4.Л. Улицкая. « Дочь Бухары».Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна .Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью. Мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

5.В. Закруткин «Матерь человеческая».Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.

Взаимоотношения отцов и детей.

1.А. Алексин. « Безумная Евдокия. Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

2.Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба». Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершённым, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а  затем и во время казни .Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

3.Ф.Искандер. «Начало формы».Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоёвывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.

4. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Наставления отца помогли Петру Гринёву даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

5. Н. В. Гоголь.»Мёртвые души»Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.

Школа.

Роль школы, учителя в становлении личности школьников.

Равнодушие взрослых к миру детей.(детской незащищённости, безвинного детского страдания).

Чёрствость , неблагодарность учеников к учителям.

1.В. Тендряков «Ночь после выпуска».школа дала  героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств.

2.Е Гришковец. «Начальник».Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, Беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.

 

3. В Распутин «Уроки французского».учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умение чувствовать чужую боль.

4.В. Быков « Обелиск». Учитель Мороз стал для учеников образцом во всём, он даже погиб вместе с ними, считая. Что учитель всегда должен быть со своими учениками.

5. А. Алексин «Безумная Евдокия». Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант  в её учениках- талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

1.Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».

Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребёнок замёрз. Голодный и заброшенный

2.А.Приставкин «Ночевала тучка золотая».

Герои повести -  Кузьмёныши- находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.

3. Д.В. Григорович «Гутаперчевый мальчик».герой повести - сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто оказалась незамеченной.

1.Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна».

Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за её старомодную одежду, честное отношение к работе. За то. что она всю жизнь учила. А сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны.

Интеллигентность

Д. С. Лихачев « Письма о добром и прекрасном ». Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из  важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

Вера

Вера в будущее, любовь к жизни.

Добро и любовь как воскрешающая сила.

1.Д. Лондон. « Любовь к жизни».Герой вывихнул ногу, и напарник бросает его- ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил Рассказ стал гимном человеку- его упорству, мужеству, воле. Любовь к жизни руководила процессом борьбы за существование.

1Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание». Воскрешение души героя начинается только тогда , когда он обрел способность искренне любить и прощать.

2.М Булгаков « Мастер и Маргарита». Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно это прежде всего поражает   Пилата. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, - он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перерождение.

2.Л.Улицкая « Перловый суп».Марина, мать героини рассказа в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, - это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Марины.

Эгоизм.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

2. А.П. Чехов «Анна на шее». Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой,  а остальных рабами. Она даже забыла о своём отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

Бесчестие.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».Швабрин Алексей Иванович- дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно отзывается о ней; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Как только  Белогорская крепость достаётся  Пугачёву, Швабрин переходит на

сторону бунтовщиков.  

Карьеризм.

Д.Гранин «Иду на грозу». Мир учёных- физиков  в романе, это поле битвы. На котором идёт борьба между подлинными учёными ( Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к творчеству. Всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не

уничтожили научный поиск Тулина и Крылова . ищущих эффективный метод разрушения грозы.

Молодость.

Душевная молодость.

И.Бунин. «Молодость и старость».старик своей притчей дал понять красавцу греку, что молодость – это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе достоинство, человечность. Остаётся всегда молодым.

Бескорыстие.

Бескорыстного жизненного служения.

Принесения себя в жертву ради другого человека.

1.Я. Голованов « Этюды об учёных».Владимир Арсеньев, выдающийся путешественник, историк, географ, всё сделал для того, чтобы богатства Дальнего Востока служили на благо России.

2.Н.С.Лесков « Очарованный странник». Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжёлой солдатской службы молодого крестьянина, под его именем отправляясь служить в армию.

Деревня.

Проблема разрушения русской деревни.

К чему ведёт разрушение русской деревни?

1.Для деревни были трудные времена и а эпоху крепостного права, и в военную пору, и во время послевоенных экспериментов в сельском хозяйстве, а в переломные 90-е годы о ней и вовсе забыли.

2.С исчезновением деревни происходит обнищание сельского хозяйства, разрушается вековой пласт культуры, следы истории, нравственность. Привязанность к месту. Где человек родился, без чего невозможна любовь к большой Родине.

3. Проблемам русской деревни посвятили свои произведения такие писатели как Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий .Белов. Они в своих произведениях доносили до нас мысль о том , что деревня заслуживает бережного и уважительного отношения, так как  она всегда была кормилицей. Деревня подарила нашему государству множество людей, прославивших его: землепроходцев для освоения новых земель, даровитых людей- науке,рабочих для промышленных центров, неоднократно одолевавшую врагов армию.

Труд

Проблема формирования привычки к труду.

( Почему человек должен стремиться формировать у себя привычку к труду?)

1.Истинное сокровище для людей- умение трудиться(Эзоп)

2.»Кто любит труд, того люди чтут» (пословица)

3.А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».Умение хорошо трудиться выделяет Ивана Шухова из толпы заключённых в лагере, помогает ему не опуститься морально. Его уважают окружающие, и это даёт ему возможность мужественно сносить тяготы лагерной жизни

Животные.

Проблема взаимоотношения человека и животных

Проблема бездомных животных

На чем должны строиться взаимоотношения человека и его «братьев  меньших»?

1.«И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.»(С.Есенин

2.» Мы в ответе за тех,  кого приручили». ( Экзюпери)

3. .В. Тендряков «Хлеб для собаки».Володя Тенков в голодный!1933 год спасает от смерти собаку, отдавая ей хлеб, подкармливает раскулаченных, которые умирают на станции.

4.Троепольский « Белый Бим Чёрное Ухо». Смысл жизни Бима в его преданности хозяину. Потеря любящего его хозяина становится для собаки трагедией. Из-за чёрствости людей, которые не сумели помочь Биму найти хозяина, собака гибнет ,так и не найдя той « двери доверия и доброты», которую искала.

Прогресс.

Проблема развития научно-технического прогресса.

1Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это- первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям. (И.Этвес)

2. все научные исследования важны и необходимы для человечества. Однако некоторые из них могут навредить людям, если не проводить их в режиме гласности, широкого общественного обсуждения.

Совесть.

Что такое совесть?

Совесть- это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.» (П.Гольбах)

2.о своей репутации заботятся многие, о совести же лишь некоторые.9П.Сир)

3.» Я знаю в жизни только два несчастья:

угрызения совести и болезнь» ( Л.Толстой)

Сиротство.

Почему  в мирное время есть дети, которые воспитываются в детском доме?

Журналист С.Сорокина» Недетские истории».» круглых сирот, настоящих, без обоих родителей,- несколько человек на весь детдом, остальные- случайно рожденные, случайно выжившие, никому из родных не нужные. Эту свою ненужность они не умом, а инстинктивно чувствуют, это видно в их глазах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Энциклопедия аргументов.

При написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ учащиеся испытывают затруднения в аргументации личностной позиции. Книга В.Н.Александрова и О.И.Александровой "Энциклопедия аргументов", как мне думаетс...

Подготовка к сочинению-рассуждению.Аргументы.

Урок подготовки к написанию сочинению на ЕГЭ по русскому языку,отрабатывает умение подбирать аргументы из личного и читательского опыта....

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Энциклопедия аргументов. Подготовка к ЕГЭ (часть С, сочинение-рассуждение по исходному тексту)

Энциклопедия аргументов. Учебно-методический материал для подготовки к ЕГЭ. Выбор аргументов при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту (часть С)...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)

Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Поша...

Проблемы и аргументы (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Проблемы и аргументы (для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку)....

Таблица для подготовки к части С "Проблема - аргумент"

Разработанная таблица поможет пополнить базу собственных аргументов...