Подготовка к сочинению-рассуждению.Аргументы.
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме

Куратова Людмила Александровна

Урок подготовки к написанию сочинению на ЕГЭ по русскому языку,отрабатывает умение подбирать аргументы из личного и читательского опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочинение-рассуждение.Аргументы.25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение – рассуждение как вид творческой работы. Аргументы.

Обучающая цель:

-подготовка  к написанию сочинения  по заданию,

сформулированному  в демонстрационном варианте ЕГЭ по  русскому языку (часть С)

 -раскрытие  содержания понятия «аргумент»

- знакомство со  способами  подбора  аргументов.

Развивающая цель: стимулирование  мыслительной деятельности, творческих способностей

учащихся,  умение выражать свое отношение к каким-либо  фактам, правильно

подбирая  аргументы; развитие  умения строить  монологическое высказывание на

публицистическую  тему.

Воспитывающая цель: духовное   становление  личности, формирование её

эстетического вкуса,  хорошее владение речью.

Задачи урока:

1. Организовать   повторение теории написания сочинения- рассуждения

2. развивать   коммуникативную  компетенцию  учащихся через систему творческих  заданий.

3. Развивать   культуроведческую   компетенцию   учащихся .

Тип урока: комбинированный  с использованием ИКТ

Оборудование:  мультимедийная установка,  раздаточный материал, папки с

методическими   материалами по работе с частью С , контрольные  листы, м/м презентация ≪виды  аргументов≫, презентации учеников.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Тема  сегодняшнего урока актуальна для   каждого сидящего здесь ученика. Каждый   из вас знает, что  на выпускном экзамене по русскому  языку предстоит написать

сочинение  по прочитанному тексту. Какая часть вызывает наибольшие трудности?

2.Тема, актуальность, цель: слайд № 1.

Тема  урока : «Виды аргументов в сочинении -рассуждении при подготовке к ЕГЭ».

Вот  первый аргумент, касающийся актуальности темы  урока.

- слайд № 2.

 Древнегреческий  философ  Менандр  утверждал: «Язык,  который умудрен знаниями, не будет  запинаться». Именно   это вам будет  необходимо прежде всего в решающий  момент.

Мне   хотелось бы, чтобы  учитель, проверяющий работу ,увидел  вас людьми эрудированными, мыслящими, умеющими владеть  речью.

3.Актуализация знаний.

 Что такое Часть С ? Какова ее цель?

• Часть  С – задание  открытого типа с развернутым ответом  проверяет практические  речевые умения,  ряд коммуникативных умений и  навыков:

• зрелость  суждений при интерпретации  текста;

• умение  оформлять собственные высказывания;

• умение  использовать средства выразительности;

• соблюдение  норм литературного языка,

Вспомним структуру сочинения ( слайд №3).

-выступления учеников с презентациями - схемами:

-проблематика -

- комментарий

-позиция автора –

-своя позиция

-вывод

4. Работа по теме урока  (аргументация экзаменуемым собственного мнения по   проблеме).

 Учитель: Этот  критерий касается оценки  изложения выпускником собственного  мнения,  качество выполнения этого   задания связано с пониманием  проблемы исходного текста и позиции   автора – именно в  этом  случае вы получаете  возможность изложения собственного  мнения . Вспомним, как звучит это задание: (выступление ученика).

 Что проверяет  данный  параметр?   апеллирует   к умственной и  гражданской  зрелости,  к широте   кругозора, начитанности, общему уровню образованности,  умению логически мыслить.)

Типичным   затруднением учащихся при выполнении  этого задания является неумение найти   аргументы для обоснования собственной точки  зрения.

5. Обратимся   к толковому  словарю  - слово ученику:

• Аргумент –  довод, основание (или их совокупность),  приводимые в доказательство высказанной  мысли.

• Аргументировать –  т.е. приводить  доказательства, аргументы.

• Фоновый   материал – материал, который   используется  для

Доказательства   собственного мнения (исторические,  литературные, научные и др.

факты,  события, цитаты, примеры из  собственной жизни…).

Какова цель этой части сочинения?

Цель   аргументации — убедить в чем-либо,  укрепить или

Изменить   мнение. Для   этого используется логически

Стройная   система доказательств и определенные требования.

6.Требования к аргументам (слайд № 4).

• правдивость  (авторитетные источники)

• доступность

•  объективность

. корректность и тактичность

А как быть , если в качестве примера ученик приводит выдуманный случай?  Д. Линн утверждает:

“Хорошей речь считается не тогда, когда оратор может доказать, что говорит правду, а тогда, когда невозможно доказать, что он лжёт”.

Помочь связать аргументы с проблемой, ввести аргументы в сочинение вам помогут различные клише. Познакомимся с ними.

7.Клише ( на слайде и распечатках)  (слайд № 5).

 

8.Как ввести аргументацию в изложение своей позиции? ( слайд №6)

С помощью словосочетаний:

•        Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)

•        Достаточно привести такой пример…

•        Это можно доказать следующим образом..

•        Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

•        Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.

•        В этом легко убедиться, обратившись к…

С помощью вводных слов и словосочетаний:

•        Например,…  Допустим…

•        По свидетельству кого-либо,… Предположим…

•        Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

С помощью союзов и придаточной части:

•        Так как…

•        Потому что…

•        Оттого что…

•        Благодаря тому что…

•        В связи с тем что…

Вывод: Таким образом, используя различные клише и способы ввода аргументов в сочинение . вы легко сконструируете систему доказательств.

Какие же виды аргументов вы можете использовать?

Разработчики  КИМов  предлагают следующие типы аргументов.

8.Знакомство  с понятием “типы аргументов”( слайд № 7)

1) Логические (рациональные) аргументы:

факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания);

выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.);

статистика (количественные показатели развития производства и общества);

объективные показатели состояния дел (например, Волга длиннее Оки);

законы природы;

положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения;

данные экспериментов и экспертиз;

свидетельства очевидцев.

2) Иллюстративные аргументы-примеры:

конкретный пример (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

литературный пример (пример – текст из общественного произведения);

предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).

3) Ссылки на авторитет:

мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;

цитата из авторитетного источника;

мнение специалиста, эксперта;

обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

мнение очевидцев;

мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);

Вывод: пользуясь данным материалом , можно легко подбирать различные примеры для доказательства своей позиции.

Постараемся на практике воплотить полученные  знания.  Работаем на специальных листах.

10.  Практическая часть.

А.) Выявление способов аргументации.

Попробуем на практике применить данную теорию.

 Цель работы:

Выбрать нужный пример из предложенных ,  соотнеся его с типом

аргументации. Заполнить таблицу.

Вид аргументации

Примеры( номера)

Пример

 

Иллюстрация

 

Образец (положительный  или отрицательный )

 

Отработка навыка аргументации.

Б.)Работа в парах. Цель: отработать навык аргументирования по заданной теме. Задание: подобрать аргументы к данным тезисам.

- 1 пара. Тезис :  «Судьба человечества в руках человека. Вот в чем ужас. » (В. Гжешик).

 2 пара. Тезис «Вину предков искупают потомки».( пословица).

 3 пара. Если человек зависит от природы, то и она от него зависит»

 Выступления учащихся. Обсуждение. Какие типы аргументов использовались?

 В.) Продолжите рассуждение: Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит , как и  чему ты научишься в жизни, кем станешь. Сможешь ли прожить настоящую жизнь.(индивидуальная работа).

Выступления 2 учеников. Обсуждение. Дополнение

11.Экспертная работа.

Цель: редактирование текста, исправление ошибок.

 См. приложение№3.

Вывод: не  приведены  аргументы из личного и читательского опыта, аргумент, скорее ,похож на вывод.

 Чтение дополненной работы.

Обсуждение. Типы аргументов. Соответствие требованиям.

Вывод: Итак, что же значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?

- Это  умение понимать другого и умение рассказать о себе, о своем видении мира.

13. Домашнее задание: подберите примеры из читательского опыта к следующим тезисам:

« Любовь к родине начинается с семьи» ( Ф. Бэкон).

                                                               

“Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством” (Белинский В.Г.).

“Смехом исправляют нравы” (Оноре де Бальзак).

“Величие искусства яснее всего проявляется в музыке” (Гёте И.).

Приложение №3.Сочинение для экспертизы.(аргументация)

Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен…

На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное - одинокую старость.

Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», - как мне кажется, «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами.

Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине.

Хочется  сказать,что мы, молодые, должны в первую очередь относиться к нашим родителям по-человечески, стараться причинять им как можно меньше страданий и поддерживать в трудные минуты.

Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен…

На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное - одинокую старость.

Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», - как мне кажется, «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами.

Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине.

Хочется  сказать,что мы, молодые, должны в первую очередь относиться к нашим родителям по-человечески, стараться причинять им как можно меньше страданий и поддерживать в трудные минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...