Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Наедине с тайгой"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Тесленко Татьяна Александровна

Урок литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Завершающий урок, подводящий итог прочитанному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы в 5 классе132.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Наедине с тайгой»

(по рассказу   В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

                 (5 класс. УМК. Учебник «Литература» в двух частях В. Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина) ФГОС

Учитель

Тесленко Татьяна Александровна

Класс

Предмет

Литература

Тема урока

 Наедине с тайгой (Из русской литературы ХХ века).

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты поведения маленького героя. Формировать навык многоуровневого анализа художественного произведения.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать  её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: оценивание содержания рассказа «Васюткино озеро»; осознание эстетической ценности произведений В.П. Астафьева; развитие таких черт, как трудолюбие, ответственность, мужество.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания  литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы.

Материально-технические средства

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Образовательные ресурсы

http://www.urok.net;

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап.

Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

Приветствует класс, настраивает на урок

Читает стихи

 И. Мазнина:

Как это приятно:

проснуться и встать,

И синее небо в окне увидать,

И снова понять,

что повсюду весна,

Что утро и солнце прекраснее сна!

  – Дома просыпаться всегда радостно, а  вот Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» проснулся в лесу. Почему? Что испытал он?

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Обмениваются впечатлениями.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Знакомит с заданием.

Ставит учебную задачу.

 

-Посмотрите на экран, прокомментируйте слайды.

 (Виктор Астафьев, Название рассказа)

- Мы прочитали с вами рассказ В. П. Астафьева и на сегодняшнем уроке обобщим прочитанное.

 

 -Какие два самых главных образа показаны в этом рассказе?

- Какой самый главный вопрос волнует читателя?

 -Выскажите предположения о том, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора?

Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

Называют образы рассказа:

 тайга и человек

Рассказывают о писателе,

комментируют иллюстрацию к рассказу

Индивидуальная,

Коллективная поисковая деятельность.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

П. Построение логической цепочки рассуждений.

К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли.

3. Введение в тему.

Создать условия для погружения в проблемную ситуацию.

Предлагает объяснить лексическое значение слова наедине

-Давайте обратимся к очень важным для сегодняшнего урока словам.

Наедине – один на один, т.е., никто не подскажет

никто не увидит

никто не поможет

никто не поддержит, ты можешь рассчитывать только на себя!

- А легко ли оказаться наедине с тайгой? Почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют главный вопрос:

Что помогло

Васютке в тайге?

Работа в парах, индивидуально.

П.Постановка и решение проблемы.

Построение речевого высказывания.

Л. Нравственно-этическая ориентация.

4. Целеполагание, формулировка темы и цели урока.

Формировать умение самостоятельно формулировать тему и цель урока

Предлагает посмотреть слайд-шоу

 «Наедине с тайгой»

Посмотрите на экран и подумайте, почему так трудно в тайге одному?

- О чём конкретно мы будем сегодня говорить?

-Попробуйте сформулировать цель урока.

Формулируют цель урока: проследить поведение героя в тайге, отметить его достоинства и  самые напряжённые моменты

Индивидуальная работа

П. Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей.

К. Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли.

Р. Постановка учебной задачи.

5. Актуализация знаний.

 Анализ имеющихся знаний. Открытие новых знаний

Предлагает вспомнить и передать историю написания рассказа «Васюткино озеро» «Астафьев обращается к воспоминаниям далёкой поры детства, чтобы восстановить духовную атмосферу того времени, когда проходило первичное становление характеров его сверстников».

Предлагает ответить

 на вопросы:

Предлагает по набору слов определить эпизод

-Как родилась история про Васютку?

-Это произведение называют автобиографичным. Почему?

- В какое время года происходят события в рассказе?

 - Какие факты доказывают самостоятельность героя?

- Какой эпизод становится завязкой?

Рассказывают историю написания рассказа.

Отвечают на вопросы учителя.

Монолог

Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей.

К. Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли.

Р. Постановка учебной задачи.

6. Аналитическая работа.

Цель: развивать умение анализировать прочитанное, группируя основные  образы и понятия

Вернисаж.

Определяет задания по парам:

определить основные действия и умения героя в тайге;

Задания по вариантам

I ряд – 133стр.

II ряд – стр. 137, 139

III ряд – стр. 146

индивидуально:

Как Васютка подбадривал себя, о чём вспоминал?

(140)

Какой эпизод показался тебе самым интересным?

Определяют основные действия:

приготавливается к ночлегу; разводит костёр; готовит пищу в ямке (стр. 133);

высматривает дорогу;

борется со страхом;

принимает решение куда идти (стр. 137)

по приметам находит дорогу к воде (стр. 137); стреляет уток (стр. 139);

определяет погоду (139) по гудку определяет направление к реке;

привлекает внимание рыбаков дымом костра и выстрелами (146)

Вернисаж.

Защищают иллюстрации к рассказу

Работа в парах

Вернисаж.

К. Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретно-познавательных задач.

7. Физкультминутка

Напоминает о минуте отдыха

Проводит ученик:

встали, выпрямили плечи 1, 2, 3

руки на пояс, 2 наклона влево, 2 наклона вправо, сели.

8. Основы исследовательской деятельности.

Цель: развивать умение исследовать прочитанный материал

Предлагает группе учеников прочитать результаты исследования

-Тайга – центральный образ рассказа, но образ тайги собирательный, т. е. состоит он из множества образов флоры и фауны.

-Видел ли эту красоту Васютка?

Читают свои работы:

Как представлена фауна тайги?

Что нового о растительном мире вы узнали из рассказа?

9. Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону. Практикум

Цель: формировать умение выделять главное, определять ключевые понятия

Предлагает решить тестовые задания;

ответить на вопрос.

Комментируют коллаж

- Какой эпизод является кульминационным в развитии действия?

-Счастливый финал рассказа свидетельство того, что герой справился с испытаниями.

 Что же ему помогло?

Называют «составляющие» счастливого исхода приключений героя.

Составляют кластер

Индивидуальная

10. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Осмыслить выполненную на уроке работу,

Предлагает прочитать или пересказать самые запомнившиеся строчки рассказа,

закончить предложения, учитывая выделенные слова следующего предложения.

-Литература уникальна тем, что этот вид искусства мы храним в своей памяти и в какой-то момент можем произнести вслух.  Какие строчки из рассказа вам запомнились особенно?

И всё же самое ценное в художественной литературе – это её общечеловеческое значение. Главный итог урока, который тайга преподала герою

Закончите фразу:

Читают или пересказывают любимые строчки рассказа..

Оценивают работу на уроке.

11. Домашнее задание

Предлагает написать ответ на вопрос:

1. «Чему научил меня рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»?

2. Ответ на вопрос 4 (стр.152).

Записывают домашнее задание

       Закончить предложения, учитывая выделенные слова следующего предложения:

  • Прийдя в лес, нельзя отвлекаться на что-то …
  • Неожиданная удача может обернуться настоящей …
  • Попав в беду, нельзя впадать в …
  • Отчаяние лишает человека последних …
  • Силы нужно находить в общении с …
  • Законы природы нужно знать и …
  • Ценой беспечности может стать самое дорогое – человеческая жизнь!

________________________________________________________________________________________

               По набору слов определить эпизод рассказа:

_______________________________________________________

Шёл, следил, пометы, тропинки, зарастают

_______________________________________________________

Вершина, ель, кедровка, прицелился, щёлкнул

_______________________________________________________

На четвереньки, повалилась, в глубь леса, ранил, дробь

_______________________________________________________

________________________________________________________

Мох-бородач, куча, поджёг, тени, темнота

________________________________________________________

Снял телогрейку, кепку, с высоты, молчаливая, равнодушная

________________________________________________________

Стебли травы, прибавил шагу, берёзки, осинки

________________________________________________________

Берег озера, дрова, огонь, шишки, язык

________________________________________________________

Дух захватило, край берега, белые чайки

________________________________________________________

       Закончите  предложения, учитывая выделенные слова следующего предложения:

Закончив предложения, сформулируйте жизненные уроки рассказа «Васюткино озеро»:

  • Прийдя в лес, нельзя отвлекаться на что-то …
  • Неожиданная удача может обернуться настоящей …
  • Попав в беду, нельзя впадать в …
  • Отчаяние лишает человека последних …
  • Силы нужно находить в общении с …
  • Законы природы нужно знать и …
  • Ценой беспечности может стать самое дорогое – человеческая жизнь!

             

Пароход «Серго Орджоникидзе».

Организационная структура (сценарий) урока

Тема урока.                                           Наедине с тайгой.

Цель урока:

Проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты поведения маленького героя.

Формировать навык   многоуровневого анализа художественного произведения.

Оборудование: проектор, экран, учебник, раздаточный материал

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний 

 - Как это приятно: проснуться и встать,

 И синее небо в окне увидать,

 И снова понять,  что повсюду весна,

 Что утро и солнце прекраснее сна!

  – Дома просыпаться всегда радостно, а  вот Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»,  проснулся в лесу. Почему?

  - Что испытал он?

  - Мы прочитали с вами рассказ В. П. Астафьева и на сегодняшнем уроке обобщим прочитанное.

 

 -Какие два самых главных образа показаны в этом рассказе?

 -Какой самый главный вопрос волнует читателя?

 -Выскажите предположения о том, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора?

2. Постановка цели и задач урока

3. Работа над темой урока

Словарная работа

 - Объясните значение слова «наедине».

Просмотр презентации.

Вот какая она, настоящая тайга... Легко ли одному в тайге?

-Как родилась история про Васютку?

-Это произведение называют автобиографичным. Почему?

- В какое время года происходят события в рассказе?

 - Какие факты доказывают самостоятельность героя?

- Какой эпизод становится завязкой?

Работа по парам с карточками  (По набору слов определите эпизод рассказа)

______________________________________________

Шёл, следил, пометы, тропинки, зарастают

_______________________________________________________

Вершина, ель, кедровка, прицелился, щёлкнул

_______________________________________________________

На четвереньки, повалилась, в глубь леса, ранил, дробь

_______________________________________________________

Мох-бородач, куча, поджёг, тени, темнота

________________________________________________________

Снял телогрейку, кепку, с высоты, молчаливая, равнодушная

________________________________________________________

Стебли травы, прибавил шагу, берёзки, осинки

________________________________________________________

Берег озера, дрова, огонь, шишки, язык

________________________________________________________

Дух захватило, край берега, белые чайки

________________________________________________________

4. Аналитическая работа. Работа по вариантам.

Давайте определим, какие же основные действия и умения  помогли Васютке в тайге?

I ряд – 133стр.                                             II ряд – стр. 137, 139                                                                  III ряд – стр. 146

Послушаем теперь индивидуальные ответы учеников.

 - Как Васютка подбадривал себя, о чём вспоминал?

 - Какой эпизод показался тебе самым интересным? Почему?

5. Ролевая игра. Вернисаж.

 - Мы с вами, ребята, отправляемся на вернисаж.

 -  Каждый при этом может попробовать себя в роли художника.

  - Что изобразили вы на своих иллюстрациях?

6. Основы исследовательской деятельности.

-Тайга – центральный образ рассказа, но образ тайги собирательный, т. е. состоит он из множества образов флоры и фауны.

-Видел ли эту красоту Васютка? Докажите примерами.

- Какой эпизод является кульминационным в развитии действия?

7. Практикум.

- Какой эпизод является кульминационным в развитии действия?

-Счастливый финал рассказа –  свидетельство того, что герой справился с испытаниями.

 Что же ему помогло?

 Коллективное составление (комментарий) кластера «Что помогло Васютке в тайге»

 -Литература уникальна тем, что этот вид искусства мы храним в своей памяти и в какой-то момент

 можем произнести вслух.  Какие строчки из рассказа вам запомнились особенно?

И всё же самое ценное в художественной литературе – это её общечеловеческое значение.

 Главные  итоги  урока, который тайга преподала герою, можно сформулировать.     

 Закончите предложения, учитывая выделенные слова следующего предложения:

  • Прийдя в лес, нельзя отвлекаться на что-то …
  • Неожиданная удача может обернуться настоящей …
  • Попав в беду, нельзя впадать в …
  • Отчаяние лишает человека последних …
  • Силы нужно находить в общении с …
  • Законы природы нужно знать и …
  • Ценой беспечности может стать самое дорогое – человеческая жизнь!

8. Рефлексия   - Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?- Какие трудности встретились, в чем состояла трудность?

- Что было интересным? - Чему научила работа в группе?- Получили ли удовольствие, работая на уроке?

- Заполните оценочные листы.

9. Домашнее задание.  Написать ответ на вопрос:  «Чему научил меня рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»?

                                                                                                  «Как изменился Васютка, блуждая в тайге?»

                                                        - Спасибо за активную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока -путешествия "Леса умеренного пояса. Тайга"

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями органического мира тайгиЗАДАЧИ:1.      Формировать предметные УУД: понятие тайга, животный мир тайг...

Открытый интегрированный урок (литература – английский язык): «Тайга…хлипких не любит»

Данный урок позволит в интересной и увлекательной форме обобщить знания обучающихся 5 класса по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро" и закрепить материал по английскому языку "Способы выражения ...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""

Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока по литературе "Как выжить в тайге?" (По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") 5 класс

Анализируя текст рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро", пятиклассники получают практические навыки поведения в экстремальных ситуациях....