Итоговый тест по литературе (5 класс)
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Фалалеева Ольга Владимировна

Материал содержит итоговую контрольную работу по курсу литературы за 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_test_po_liter._5_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 вариант.

1. Запишите имя, отчество автора.

Пушкин _____________________________________________________________

Тургенев _____________________________________________________________

Крылов ______________________________________________________________

Тютчев _______________________________________________________________

2. Указать автора произведения.

«Муму» _________________________________________

«Волк и ягнёнок» _________________________________

«Царевна-лягушка»_________________________________

«Золотая рыбка»___________________________________

 «Каменный цветок»_______________________________

3.  Запишите определение понятию.

Рассказ - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приведите примеры произведений этого жанра, укажите автора.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) из указанных отрывков.

Эпитеты:

Метафоры:

Сравнения:

Я выглянул в окно. Крыша на сарае серебрилась изморозью. Белый искрящийся налёт быстро подтаивал, и с карниза падала весёлая, бойкая капель. Сквозь тонкую сетку ветвей черёмухи безмятежно голубело начисто вымытое небо.

Ветры обнажили деревья, далеко вокруг развеяли листву, и стоит лес странно пустой и прозрачный. Только дуб, что одиноко высился на самом краю леса, не сбросил своей листвы. Она лишь побурела, закучерявилась, опалённая дыханием осени. Дуб стоял, как былинный ратник, суровый, могучий. В него когда-то ударила молния, осушила вершину, и теперь на его тяжёлой, выкованной из бронзы кроны торчал обломанный сук, словно грозное оружие, поднятое для новой схватки.  (Е. И. Носов)

Какие средства выразительности присутствуют в данном отрывке ?

И синий бесконечный лес

 Скрывал ту сторону небес,

 Куда, дневной окончив путь,

 Уходит солнце отдохнуть.

5. Узнайте героя по его описанию. Укажите произведение и автора.

«… мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения… Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось  в его руках…».

6. Прочитайте высказывание. Поразмышляйте над его содержанием.

Более всего дороги человеку те картины природы, которые живут в памяти с самого детства. А потому в литературе много произведений, посвящённых любимому и родному краю.

2 вариант

1. Запишите имя, отчество автора.

Лермонтов _____________________________________________________________

Толстой ________________________________________________________________

Маршак  _______________________________________________________________

Фет ___________________________________________________________________

2. Указать автора произведения.

«Руслан и Людмила» _________________________________________

«Демьянова уха» ____________________________________________

 «Марья Моревна»____________________________________________

«Петька на даче»_____________________________________________

«Соловей»___________________________________________________

3.  Запишите определение понятию.

Рассказ - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приведите примеры произведений этого жанра, укажите автора.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпишите изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) из указанных отрывков.

Эпитеты:

Метафоры:

Сравнения:

Я выглянул в окно. Крыша на сарае серебрилась изморозью. Белый искрящийся налёт быстро подтаивал, и с карниза падала весёлая, бойкая капель. Сквозь тонкую сетку ветвей черёмухи безмятежно голубело начисто вымытое небо.

Ветры обнажили деревья, далеко вокруг развеяли листву, и стоит лес странно пустой и прозрачный. Только дуб, что одиноко высился на самом краю леса, не сбросил своей листвы. Она лишь побурела, закучерявилась, опалённая дыханием осени. Дуб стоял, как былинный ратник, суровый, могучий. В него когда-то ударила молния, осушила вершину, и теперь на его тяжёлой, выкованной из бронзы кроны торчал обломанный сук, словно грозное оружие, поднятое для новой схватки.  (Е. И. Носов)

Какие средства выразительности присутствуют в данном отрывке

Задремали звёзды золотые,

 Задрожало зеркало затона,

 Брезжит свет на заводи речные

 И румянит сетку небосклона.

5. Узнайте героя по его описанию. Укажите произведение и автора.

«увидел небольшого щенка, белого, с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом…».

6. Прочитайте высказывание. Поразмышляйте над его содержанием.

Детство – счастливая и поэтичная пора в жизни человека. Но уже и в это время человек может стоять перед сложным выбором. Важно в любой ситуации оставаться человеком.

Описание внешности литературного персонажа: его лица, фигуры, одежды, манеры двигаться, говорить и т.д. называется

Пейзаж

Фабула

Портрет

Описание природы в художественном произведении называется

Портрет

Фабула

Пейзаж

Натюрморт

Цепь событий, о которых повествуется в произведении называется

Портрет

Фабула

Пейзаж

Гипербола

5. Какой из приведенных фрагментов можно назвать портретом литературного героя?

«Бывают обстоятельства, при которых человек бессилен бороться, обстоятельства, при которых неистовствующую стихию в силах побороть лишь какая-нибудь другая стихия. Гленарван блуждающими глазами смотрел на ополчившихся против него огонь и воду, не зная, откуда могло бы прийти спасение»

«Полевого все называли "товарищ комиссар". В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из под куртки на ремешке у него всегда болтался наган»

6. Выберите качество, которое характеризует данный поступок героя.

«Доктор (Ливси) вошел в дом и, холодно кивнув мне головой, занялся своими больными. Он держался спокойно и просто, хотя не мог не знать, что жизнь его среди этих коварных людей висит на волоске. Он болтал с пациентами, будто его пригласили к больному в тихое английское семейство. Его обращение с пиратами, видимо, оказывало на них сильное влияние»

Коварство

Льстивость

Верность долгу

1 вариант.

 1. Установите соответствия.

 1.В.А.Жуковский. а) «В дурном обществе» а) Костылин.

 2.Л.Н.Толстой. б) «Свинья под дубом». б) Герасим.

 3. В.Г.Короленко. в) «Муму». в) Маруся.

 4. И.С.Тургенев. г) «Кавказский пленник». г) Царь Матвей.

 5. И.А.Крылов. д) «Спящая царевна». д) Ворон.

 2. Найдите лишнее.

 1. а) драма, б) повесть, в) лирика, г) эпос.

 2. а) басня, б) рассказ, в) сказка, г) былина.

 3. Определите жанр произведения по его отрывку.

 а) « ПАДЧЕРИЦА. Не пойду я!

 ДОЧКА. Как это - не пойдёшь?

 ПАДЧЕРИЦА. Неужели вам меня совсем не жалко?..»

 б) « Нашёл, конечно, Степан. Что ему, коли он всё нутро горы вызнал, и сама Хозяйка горы ему пособляла. Вырубили из этой малахитины столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам-Петербурхе отправил».

 4. Какой вид описания использован в данном отрывке?

 «…движения её тонких рук были медленны, глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице, длинные ресницы были опущены».

 а) пейзаж, б) портрет, в) авторская характеристика.

 5. Укажите вид рифмовки.

 И синий бесконечный лес

 Скрывал ту сторону небес,

 Куда, дневной окончив путь,

 Уходит солнце отдохнуть.

 6. Какие средства выразительности присутствуют в данном отрывке

 (см. №5). Приведите примеры.

 2 вариант.

 1. Установите соответствия.

 1.А.С.Пушкин. а) «Чёрная курица» а) Степан.

 2.А.Погорельский. б) «О чём говорят цветы». б) Дед Афанасий.

 3. П.П.Бажов. в) «Васюткино озеро». в) роза.

 4. В.П.Астафьев. г) «Сказка о мёртвой царевне». г) Алёша.

 5. Ж.Санд. д) «Медной горы хозяйка» д) Елисей.

 2. Найдите лишнее.

 1. а) рассказ, б) повесть, в) стихотворение, г) частушка.

 2. а) драма, б) трагедия, в) роман, г) комедия.

 3. Определите жанр произведения по его отрывку.

 а) «Уж сколько раз твердили миру,

 Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок.

 И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

 б) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».

 4. Какой вид описания использован в данном отрывке?

 «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»

 а) пейзаж, б) портрет, в) авторская характеристика.

 5. Укажите вид рифмовки.

 Задремали звёзды золотые,

 Задрожало зеркало затона,

 Брезжит свет на заводи речные

 И румянит сетку небосклона.

ТРУСИХА

Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц. Ее так и звали — трусиха.

Один раз ребята играли на улице, на большой куче песку. Мальчики строили крепость, а Валя и ее младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

Вдруг послышались крики:

— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..

Все обернулись.

— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..

Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку. На куче песка остался только маленький Андрюша, на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ.

Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в собаку сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

— Пошел вон!

— Фьють! Фьють! Лохмач! Сюда! - это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увел. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?

Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась.

(М. Артюхова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый тест по литературе 11 класс, 2 курс СПО

Данный тест по литературе предполагает проверку знаний учащихся 11 класса (2 курса СПО). Активизирует память, помогает систематизировать полученные знания при подготовке к написанию итогового сочинени...

Итоговый тест по литературе. 5 класс.

Итоговый тест по литературе.5 класс.1.Произведения, которые ты прочитал. 1.. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:     а) сказка...

Итоговый тест по литературе. 6 класс.

Итоговый тест по литературе. 6 класс. I вариант1. Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину» это:1)     Дума2)...

Итоговый тест по литературе. 5 класс

Презентация с итоговыми вопросами по литературе за 5 класс. Тест состоит из четырех частей. В конце теста можно найти ответы....

Итоговый тест по литературе 5 класс

Материал промежуточной аттестации...

Итоговый тест по литературе. 6 класс

Итоговый тест по литературе для 6 класса по программе Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговый тест по литературе 6 класс(по Коровиной)

Материал может использован в качестве итогового контроля знаний учащихся...