Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (204 часа) Т. Ф. Курдюмова
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Соколова Светлана Анатольевна

 

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (204 часа) Т. Ф. Курдюмова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_literatura.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (204 часа) Т. Ф. Курдюмова

№ урока с начала учебного года

Дата

факт

№ урока

в разделе

Тема урока

Параграф учебника

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1

02.09

1

Литература – искусство слова.

 

Стр.3-4

Стр.4-6

Писатель и читатель. Задачи уроков литературы. Понятие об искусстве. Виды искусств. Художественная литература как искусство слова. Понятие о сюжете. Понятие об изобразительно-выразительных средствах (тропах: эпитеты, сравнения, метафоры). Знакомство с учебником для 5 класса. Структура учебной книги. Правила слушающего, говорящего, читающего. Беседа о прочитанных за лето книгах.

Знать: особенности художественной и учебной книги ; Теоретико-литературные понятия: сюжет, троп, эпитет, сравнение, метафора; правила слушающего, говорящего, читающего.

Понимать: чтение как сотворчество, особенности художественной литературы как искусства слова; роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.

Уметь: разбираться в структуре книги, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

2

04.09

2

Художественные приемы

МИФЫ (9 часов)

3

05.09

1

Мифы народов мира

Стр.10-11

Понятие о мифах и мифологии. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Общие темы мифов разных народов. Устная форма существования мифов. Виды мифов (о животных, о создании Земли, о конце света, героические, календарные). Выборочное чтение мифов.

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология, виды мифов.

Понимать: роль мифов в развитии представлений человека о мире; эстетическое значение и необходимость изучения мифов.

Уметь: разбираться в классификации мифов; видеть общее и различное в мифах разных народов.

4

07.09

2

Календарные мифы.

 Масленица

Стр.11-13

Понятие о календарных мифах. Славянские календарные мифы. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, обряды, связанные с этим праздником. Описание репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица»

Знать: теоретико-литературные понятия миф, календарный миф; народные обычаи, обряды, связанные с праздником Масленицы.

Понимать: роль календарных праздников в жизни народа, их эстетическое  значение.

Уметь: рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках; описывать произведения живописи

5

09.09

3

Египетский миф «Сотворение мира»

Дополнит.  литература

Египетский миф «Сотворение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Древнегреческие мифы о сотворении мира. Современное восприятие мифов о сотворении мира.

Знать: содержание мифов о сотворении мифов.

Понимать: эстетическое значение мифов.

Уметь: воспринимать и пересказывать мифы, сопоставлять мифы разных народов о сотворении мира.

6

11.09

4

Древнегреческие мифы.

Стр.14-15

Дополнит.

литература.

Стр.15-17

Героический характер греческой мифологии. Миф «Золотые яблоки Гесперид». Характеристика Геракла. Сопоставление характеристик Геракла и Атланта. Жизнь древнегреческих мифов в мировом искусстве. Мифы как источник крылатых слов и выражений, географических и астрономических названий.

Знать: содержание и героев древнегреческих мифов; различные значения понятия герой. искусства, литературы, языка.

Понимать: эстетическое значение древнегреческих мифов, их роль в развитии.

Уметь: воспринимать и пересказывать мифы, характеризовать героя мифов – Геракла; давать сравнительную характеристику мифологических героев.

7

8

9

10

11

12.09

14.09

16.09

18.09

19.09

5

6

7

8

9

Немейский лев и Лернейская гидра.

Стимфалийские птицы и Керинейская лань.

Битва с кентаврами и Скотный двор царя Авгия.

Кони Диомеда и Пояс Ипполиты.

Золотые яблоки Гесперид.

ФОЛЬКЛОР (17 часов)

12

21.09

1

Русские народные сказки

Стр.20-22

Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Структурные элементы сказки (зачин, присказки, концовка). Прием троекратного повторения. Особенности сказывания (напевность, ритмичность)

Знать: особенности жанра сказки, виды сказок; теоретико-литературные понятия сюжет, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Понимать: нравственную взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок; значение сказки в жизни народа.

Уметь: отличать сказки от былин; сказывать сказки; выделять структурные элементы сказки.

13

23.09

2

Сказка «Царевна-лягушка»

Стр.24-31

Сюжет и герои сказки «Царевна-лягушка». Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Противопоставление в сказке мечты и действительности, добра и зла. Характеристика героев. Истинная красота и мудрость Василисы Премудрой. Доброта Ивана-царевича. Комментированное чтение.

Знать: особенности жанра сказки, виды сказок; сюжет и героев сказки.

Понимать: нравственную проблематику сказки.

Уметь: выразительно читать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выделять структурные элементы сказки; определять соотношение реальности и вымысла в сказке.

14

25.09

3

Сказки народов мира

Cтр.32-34

Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок народов мира. Своеобразие и колорит сказок «Тысяча и одна ночь». «Путешествие Синдбада-морехода» - характеристика героя сказки. Использование сюжетов арабских сказок в литературных сказках.

Знать: общие черты сказок разных народов; сюжет и герои сказки «Путешествие Синдбада-морехода».

Понимать: эстетическое совершенство сказки; отношение народа к героям сказки; роль сюжетов сказок «Тысяча и одна ночь» в создании литературных сказок.

Уметь: пересказывать сказку; использовать при сказывании характерные обороты; отмечать особенности арабских сказок; их своеобразный национальный колорит; вести беседу по прочитанному тексту.; характеризовать героев и их поступки;

15

26.09

4

Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода

Стр.34-44

16

28.09

5

Путешествия Синдбада-морехода

Стр.34-44

17

30.09

6

Пословицы и поговорки.

Стр.46-49

Разнообразие малых жанров фольклора. Детский фольклор. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Богатство и разнообразие тематики, форм, способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественных произведений. Отличия пословиц и поговорок по роли в речи и по завершенности. Процесс постоянного обогащения речи пословицами и поговорками.

Знать: виды малых жанров фольклора; отличительные черты пословиц и поговорок.

Понимать: роль пословиц и поговорок в устной и письменной речи.

Уметь: объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы; использовать пословицы и поговорки в речи.

18

02.10

7

Загадки

Стр.50-54

Загадка как один из видов фольклора и древнейшая форма тестов на сообразительности. Особенности создания загадок. Роль метафор и сравнений в загадках. Загадка и отгадка. Богатство связей различных жанров фольклора. Чтение и обсуждение сказки-загадки.

Знать: признаки загадки (конкретность, иносказательность, метафоричность).

Понимать: значение загадок в развитии воображения и сообразительности; эстетическая роль загадок; связь между различными жанрами фольклора.

Уметь: загадывать и отгадывать загадки; объяснять процесс создания загадок.

19

03.10

8

Сказка-загадка

Стр.55-56

20

05.10

9

Сказка-анекдот

Стр.57-60

Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Связь различных жанров фольклора, сказка-анекдот как тип такой связи. Чтение и обсуждение сказки-анекдота.

Знать: историю жанра анекдота; признаки анекдота (краткость, остроумие, наблюдательность, связь с повседневной жизнью).

Понимать: причины популярности анекдота; связь между различными жанрами фольклора.

Уметь: воспринимать анекдоты; объяснять процесс создания анекдотов.

21

07.10

10

Песни. Частушки

Стр.61-65

Понятие о народных песнях и частушках. История развития народной песни. Связь песен и частушек с событиями народной жизни. Виды народной песни (бытовые, календарные, лирические, исторические, городские). Стих и мелодия в песне и частушке. Тематика частушек, причины их популярности.

Знать: особенности жанров народной песни и частушки; виды песен, примеры каждого.

Понимать: отличие частушек от песен; причины популярности народных песен и частушек, их значение в жизни народа; связь между различными жанрами фольклора.

Уметь: объяснять процесс создания песен и частушек.

22

09.10

11

Народная драма

Стр.65-67

Понятие о народном кукольном театре. Народный театр в истории русской культуры. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора. Насыщенность народных пьес с малыми жанрами фольклора. Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Остроумие Петрушки, изобретательность, озорство и смелость. Поединки Петрушки с врагами, социальная острота этих столкновений. Стремительность развития действия и яркость диалогов.

Знать: теоретико-литературные понятия пьеса, афиша, сцена, акт, диалог, монолог, ремарка, реплика; сюжет и содержание пьес о Петрушке.

Понимать: причины популярности пьес о Петрушке; связь народного театра с другими формами фольклора.

Уметь: выразительно читать пьесу по ролям, характеризовать героя и его поступки; находить в тесте примеры других жанров фольклора, изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

23

10.10

12

 Озорник Петрушка

Стр.67-71

24

12.10

13

Обобщающий урок по теме «Фольклор»

Стр.71-72

Итоговые задания и вопросы по теме «Фольклор». Игра по малым жанрам фольклора. Викторина. Инсценировка отрывков пьесы о Петрушке. Представление рисунков по произведениям фольклора.

Знать: теоретико-литературные понятия по теме «Фольклор»; примеры фольклорных произведений; особенности разных жанров фольклора; произведения литературы, музыки, живописи на фольклорные мотивы.

Понимать: причины популярности фольклорных произведений» связь между различными жанрами фольклора; значение фольклорных произведений в жизни народа.

Уметь: исполнять фольклорные произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

25

14.10

14

Урок внеклассного чтения. Былины об Илье Муромце

Дополнит.  литер.

Былины – русский народный эпос. Циклы былин. Особенности исполнения былин (сказывание). Исполнители былин (сказители). Герои и события былин. Особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Комментированное чтение былин.

Знать: теоретико-литературные понятия былина, эпос, гипербола, эпитет, постоянный эпитет, особенности жанра и композиции былин, былинных героев.

Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранение народных традиций, народной памяти.

Уметь: воспринимать текст былин.

26

16.10

15

Былины в анимации

Дополнит.  литер.

Характеристика героев: отвага, смекалка, физическая сила, доброта, щедрость, рассудительность. Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа. Художественные особенности былины (повторы, гипербола, постоянные эпитеты). Словесное рисование. Словарная работа.

Знать: теоретико-литературные понятия: былина, постоянные эпитеты, гипербола; содержание былины.

Понимать: значение образа Ильи Муромца; патриотический пафос былины.

Уметь: выразительно читать и пересказывать былину; определять ее тему, особенности композиции; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение устаревших слов и выражений.

27

17.10

16

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник

Дополнит.

 литер.

Дополнит. литер.

Характеристика героев: отвага, смекалка, физическая сила, доброта, щедрость, рассудительность. Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа. Художественные особенности былины (повторы, гипербола, постоянные эпитеты). Словесное рисование. Словарная работа. Работа с репродукциями картин Васнецова В.М «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Богатыри» (цветная вклейка в учебнике)

Знать: теоретико-литературные понятия: былина, постоянные эпитеты, гипербола; содержание былин.

Понимать: значение образа русских богатырей; патриотический пафос былин.

Уметь: выразительно читать и пересказывать былины; определять их тему, особенности композиции; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение устаревших слов и выражений.

28

19.10

17

Былина «Илья Муромец и Калин царь»

Былина «Три поездки Ильи Муромца.»

ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА(30 часов)

29

21.10

1

Русская классическая литература 19 века

Стр.74-75

Понятие о классике, классических произведениях. Славные имена русских писателей 19 века. Золотой век русской поэзии. Значение изучения классических произведений. Повторение ранее изученного о литературных произведениях 19 века.

Знать: теоретико-литературное понятие классика; классические произведения 19 века, изученные в начальной школе и их авторов.

Понимать: значение изучения литературы 19 века.

Уметь: пересказывать сюжеты изученных произведения 19 века; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выразительно читать произведения.

30

23.10

2

Жанр басни. И.А.Крылов.

Стр.75-77

Расцвет русской басни в начале века. Слово о И.А.Крылове. Понятие о жанре басни. Понятие об аллегории. Эзопов язык. Олицетворение. Поучительный характер басни. Осмеяние в баснях людских пороков. Своеобразие басен И.А.Крылова.

Знать: теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение; сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова (кратко).

Понимать: аллегорический смысл и злободневность басен.

Уметь: выразительно читать басни, видеть связь басен с произведениями устного народного творчества.

31

32

24.10

26.10

3

4

Басня «Свинья под дубом»

Басня «Осел и мужик»

Стр.77-78

Стр.79-80

Обличение воинствующего невежества, неблагодарности в басне «Свинья под дубом». Невежа и невежда. Обличение глупости, недальновидности, бестолковости в басне «Осел и мужик». Афористичность басен. Изобразительно-выразительные средства, их роль в бане. Иллюстрации к басням (цветная вклейка учебника). Словарная работа.

Знать: теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение, монолог, диалог, полилог;

Понимать: аллегорический смысл басен.

Уметь: выразительно читать басни; давать развернутые ответы по прочитанному произведении.; характеризовать героев и их поступки; объяснять смысл слов невежа и невежда; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

33

28.10

5

Мир басен И.А.Крылова.

Стр.80-81

Инсценирование басен И.А.Крылова. Викторина по басням.  Конкурс чтецов

Знать: содержание басен И.А.Крылова; понятие афоризма.

Понимать: аллегоричность басен.

Уметь: выразительно читать басню наизусть, оценивать авторское чтение; инсценировать басни.

34

30.10

6

Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова

Доп. литература

35

31.10

7

А.С.Пушкин. Начало творческого пути.

Стр.81-85

Слово об А.С.Пушкине. Лицей в жизни поэта. Влияние народного творчества на будущего поэта. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок. Элементы лингвистического анализа текста. Портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского (цветная вклейка учебника). Словарная работа

Знать: сведения о семье и детстве поэта; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.

Понимать: собирательные образы пролога;

Уметь: выразительно читать пролог; прослеживать изменение настроения ; в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи; описывать портрет; объяснять значение устаревших слов и выражений;  находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

36

02.11

8

Поэма «Руслан и Людмила»

Стр.86-87

Стр.87-98

Стр.98-112

Сюжет и герои поэмы. Сказочные герои и исторические личности. Фантастические события в поэме. Приемы, свойственные народным сказкам. Сравнительная характеристика рыцарей. Пересказ эпизодов поэмы. Элементы анализа текста. Обучение выразительному чтению. Характер авторской иронии в тексте. Работа с эпизодом. (1.пересказ,  прослушивание арии «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» М.И.Глинка; 2.составление плана «Руслан и Голова», пересказ). Словарная работа. Групповая характеристика героев. Разнообразие изобразительно-выразительных средств в поэме. Особенности стиха поэмы. Автор в произведении. Словарная работа. Иллюстрации к поэме (цветная вклейка учебника).

Знать: сюжет и героев поэмы; теоретико-литературные понятия сюжет, поэма, пролог, песнь.

Понимать: связь поэмы с народными сказками; роль иронии в изображении персонажей поэмы; отношение автора к героям поэмы; гуманистический пафос поэмы; отличие литературной сказки от народной.

Уметь: выразительно читать и пересказывать поэму; характеризовать героев и их поступки; составлять план эпизода; сопоставлять произведения литературы и живописи, литературы и музыки; описывать портрет; объяснять значение устаревших слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;  

37

13.11

9

Пролог.

38

14.11

10

Песнь первая.

39

16.11

11

Песнь вторая.

Стр.113-126

40

18.11

12

Песнь третья-пятая

41

20.11

13

Песнь шестая.

Тест

42

21.11

14

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Дополнит. литер.

Сравнительная характеристика царевны и царицы. Авторское отношение к героям.

Знать: сюжет и героев сказки. Понимать: отличие народной сказки от авторской.

Уметь: выразительно  читать отрывок наизусть, характеризовать героев и их поступки.

43

23.11

15

Образы царевны и царицы.

44

25.11

16

Повествование, описание, рассуждение

Стр.128-131

Понятие о типах речи (повествование, рассуждение, описание). Понятие о портрете, интерьере, пейзаже. Практическая работа.

Знать: теоретико-литературные понятия повествование, описание, описание, рассуждение, портрет, интерьер, пейзаж

Понимать: значение каждого типа речи в литературном произведении.

Уметь: практически применять знания о типах речи; находить примеры соединения разных типов речи в одном текстовом фрагменте.

45

27.11

16

Лирика «Няне», «Зимний вечер».

Стр.131-133

Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С.Пушкина. Поэтический образ Арины Родионовны в стихотворениях «Няня», «Зимний вечер».

Мотивы единства красоты человека и природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Прием контраста в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворениях. Мастерство поэта в создании картин пейзажа. Словарная работа. Репродукция картины Н.Н.Ге «Пушкин в Михайловском». Иллюстрации Н.Е.Сверчкова «В метель», «Зимний вечер» (цветная вклейка учебника).

Знать: теоретико-литературные понятия контраст, эпитет, сравнение, метафора, пейзаж.

Понимать: роль пейзажа в стихотворениях, настроения и чувства лирического героя.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; сопоставлять произведения литературы и живописи.

46

28.11

17

«Зимнее утро»

Стр.133-134

47

30.11

18

Стихи и проза

Стр.135-137

Стихотворная и прозаическая речь. Понятие о рифме. Роль ритма в стихотворной речи. Понятие о стопе, строфе. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах. Понятие о буриме.

Знать: теоретико-литературные понятия ритм, рифма, ритмическое ударение, стопа, строфа.

Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью.

Уметь: создавать собственные произведения по заданным рифмам (буриме)

48

02.12

19

М.Ю.Лермонтов. Лирика

Стр.137-138

Слово о поэте. Контраст как основной прием композиции в стихотворениях поэта. Тема одиночества в произведениях, мотивы странничества. Способы создания динамического образа в стихотворении «Парус». Жанр и композиция стихотворения «Листок». Стремление к гармонии с природой в стихотворении «Из Гете». Обучение анализу поэтического текста. Словесное рисование. Лермонтов-художник. Описание репродукций картин поэта (цветная вклейка).

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта (кратко); основные мотивы лирики  и содержание стихотворений поэта; теоретико-литературные понятия ритм, рифма, эпитет, строфа, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: чувства и настроение лирического героя.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации, описывать репродукции картин.

49

04.12

20

 «Парус», «Листок», «Из Гёте»

Стр.138-141

50

05.12

21

Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота»

Стр.142-145

Слово о писателе. Чтение статьи учебника. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие народным поверьям, сказкам, как основа сюжетов популярных повестей Н.В.Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Композиция повести.

Знать: сведения о детских и юношеских годах писателя, его увлечения; история создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; сюжеты и содержание повести «Пропавшая грамота».

Уметь: аргументировано отвечать на вопросы по прочитанному тексту; объяснять значение устаревших и диалектных слов и выражений.

51

07.12

22

Своеобразие повести Н.В.Гоголя.

Стр.145-159

Национальный колорит повестей Н.В.Гоголя. Фольклорные традиции в создании образов. Рассказчик и его роль в повести. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повестях. Язык повестей, богатство и разнообразие художественных приемов. Типы речи в повестях. Обучение составлению плана рассказа (рассказ деда). Характеристика героев. Словарная работа.

Знать: сюжет и героев повестей.

Уметь: роль юмора в повестях.

Понимать: выразительно читать и пересказывать повести; определять соотношение реального и фантастического в произведении; аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев произведения и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений; определять типы речи в повести.

52

09.12

23

Обучение составлению плана рассказа.

53

11.12

24

И.С.Тургенев.

Стр.160-163

Рассказ о писателе. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. Портрет писателя работы К.Е.Маковского (цветная вклейка учебника). Чтение статьи учебника о писателе. История создания рассказа «Муму». Портрет главного героя, его богатырский облик. Словарная работа.

Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С.Тургенева; историю создания, сюжет и героев рассказа.

Понимать: характер отношений между людьми в крепостной России; роль портретного описания Герасима.

Уметь: выступать с сообщением на литературную тему; описывать портрет, здание, интерьер; объяснять значение устаревших слов и выражений.

54

12.12

25

Рассказ «Муму». Знакомство с героями.

Стр.163-198

55

14.12

26

Герасим и его окружение

Отношение Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героев. Словарная работа.

Знать: сюжет и героев рассказа.

Понимать: отношение автора к героям.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

56

16.12

27

Герасим и Татьяна

57

18.12

28

Герасим и Муму

Обсуждение планов рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Авторская позиция: осуждение крепостничества в рассказе. Работа с иллюстрациями П.М.Боклевского и И.И.Пчелко (цветная вклейка учебника)

Знать: сюжет и героев рассказа.

Понимать: отношение автора к героям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план текста и пересказывать по плану; прослеживать изменения в характере героя; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; описывать иллюстрации

58

19.12

29

Смысл финала рассказа

Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. Интерьер как средство характеристики героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Понятие о литературном герое. Обмен мнениями о финале рассказа.

Знать: теоретико-литературные понятия эпитет, метафора, сравнение, гипербола.

Понимать: роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль рассказа.

Уметь: прослеживать изменения в характере героя; аргументировано доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

59

21.12

30

Подготовка к сочинению по рассказу «Муму»

Обучение написанию сочинения. Обсуждение тем сочинения:

1.Как изменила Герасима история с Муму?

2. Как автор относится к своему герою?

3. Значение образов природы в рассказе «Муму».

Составление планов, подбор материалов. Устное сочинение. Консультация учителя.

Знать: сюжет и героев рассказа; теоретико-литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

ЛИРИКА

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ(3 часа)

60

23.12

1

И.С.Никитин,М.Ю.Лермонтов,А.К.Толстой.

.Стр.199-203

Ширь родной земли в стихотворении И.С.Никитина «Русь». Роль олицетворений в произведениях М.Ю.Лермонтова. Фольклорные образы в стихотворении  А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край!». Стремление народа к счастью в стихотворении Н.А.Некрасова «Соловьи». Обновление природы и души человека в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Роль олицетворения в стихотворениях  «Летний вечер», «Листья». Роль эпитетов в стихотворении «Есть в осени первоначальной…». Метафоричность стихотворений

А.А.Фета «Весенний дождь», «Учись у них…». Радость жизни в стихотворении  «Я пришел к тебе с приветом…». Живописность картин природы в стихотворении «Летний вечер тих и ясен…».

Знать: содержание стихотворений поэтов 19 века о Родине; тексты стихотворений наизусть; сведения о жизни и творчестве поэтов (кратко).

Понимать: чувства и настроения авторов стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи; сопоставлять произведения литературы и живописи.

61

25.12

2

Ф.И.Тютчев,А.А.Фет

Стр.207-213

62

26.12

3

Стихотворные размеры

Стр.214-216

Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Ямб и хорей в русском стихосложении.

Знать: теоретико-литературные понятия стих, ритм, рифма, стопа, строфа, стихотворный размер, ямб, хорей.

Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью.

Уметь: определять стихотворные размеры.

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ (8 часов)

63

28.12

1

М.Ю.Лермонтов

 Стр.217-218

Историческая основа стихотворения «Бородино» (сообщения учащихся). Сюжет, композиция, особенности повествования, патриотический пафос произведения. Образ рядового участника сражения. Словарная работа. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы, звукопись), их роль в стихотворении. Репродукции картин В.В.Верещагина «Конец Бородинского боя», П.Е.Заболотского «Ветеран 1812 года» (цветная вклейка учебника)

Знать: содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.

Понимать: патриотический пафос  и нравственную проблематику

стихотворения; отношения автора к событиям и героям.

Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; составлять план текста; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте. находить в поэтическом произведении изобразительно-выразительные средства  и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи;

64

11.01

2

«Бородино», его художественные особенности

Стр.218-222

 65

13.01

3

Л.Н.Толстой. Петя Ростов.

Стр.223-242

Детство Л.Н.Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Историческая справка о партизанском движении 1812 года. Партизанская война на страницах романа-эпопеи и его герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Комментированное чтение эпизодов «Приезд Пети в отряд», «Ужин с партизанами». Словарная работа. Обучение анализу эпизода. Речевая характеристика героя. Главные черты Пети Ростова: доброта, открытость, наивность, решительность, душевность, честность, смелость. Значение волшебного сна Пети. Противопоставление эпизодов «Петя в ночь перед боем», «Бой и гибель Пети»

Знать: сведения о жизни и творчестве  писателя (кратко); историческую основу, содержание фрагмента романа-эпопеи.

Понимать: отношение автора к героям и их поступкам; значение противопоставления эпизодов (контраст гармонии в душе мальчика и его гибели); гуманистический пафос произведения.

Уметь: пересказывать фрагмент романа; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; аргументировать свою точку зрения.

66

15.01

4

 Анализ эпизода из отрывка  романа «Война и мир»

67

16.01

5

М.А.Булгаков Петя Ростов.

Стр.242-245

Слово о М.Булгакове. повторение сведений о драматическом произведении. Сопоставление инсценировки и фрагмента романа. Петя Ростов в партизанском отряде. Эпизоды партизанской войны. Диалог в инсценировке. Эпизоды, вошедшие в инсценировку. Роль диалогов и ремарок в пьесе. Черты Пети, выделенные Булгаковым: доброта, честность, порывистость, открытость, стремление к подвигу.

Знать: сведения и жизни и творчестве М.Булгакова (кратко); сюжет и героев инсценировки «Петя Ростов»; теоретико-литературные понятия пьеса, афиша, сцена, диалог, монолог, реплика, ремарка. 

Понимать: различия между прозаическим произведением и его инсценировкой; позицию автора и его отношение к герою.

Уметь: сопоставлять драматургическое и прозаическое произведении я; характеризовать героев и их поступки; строить развернутое высказывание на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

68

18.01

6

69

20.01

7

70

22.01.

8

Повторительно-обобщающий урок

Тест.

Тестирование. Устные ответы. Выразительное чтение стихотворений. Просмотр фрагментов видеофильмов по изученным произведениям.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: идейное своеобразие и пафос произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: пересказывать и анализировать произведения и их отдельные фрагменты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; писать небольшие творческие работы.

ЛИТЕРАТУРА  ХХ  ВЕКА

СВЯЗЬ ВЕКОВ (2 часа)

71

72

23.01

25.01

1

2

И.А.Бунин.

А.А.Ахматова

В.А.Рождественский.

Стр.4-5

Стр.6-7

Богатство литературы 20 века. Авторы, произведения 20 века. Краткий обзор тем для изучения по литературе 20 века. Неразрывная связь русской литературы 19 и 20 веков. Краткие сведения о поэтах.  Репродукции картин Н.В.Кузьмина «В садах Лицея», А.Е.Мартынова «Царское село. Вид Садовой улицы ». Литературная композиция «Поэты 20 века об А.С.Пушкине»

Знать: о традициях в литературе, их сохранении и развитии; ключевые исторические события 20 века; теоретико-литературные понятия стихотворный размер, олицетворение, метафора, сравнение.

Понимать: связь литературы 20 века с литературой предшествующих веков; отношение к А.С.Пушкину, выраженное в стихотворениях 20 века.

Уметь: воспринимать рассказ учителя; выразительно читать стихотворения наизусть; анализировать поэтические тексты; сопоставлять произведения литературы и живописи.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ  ХХ ВЕКА(14 часов)

73

27.01

1

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

Стр.10-14

Слово об Х.К.Андерсене. Беседа по прочитанным сказкам. Чтение фрагмента рассказа К.Г.Паустовского «Сказочник». Работа с иллюстрациями А.\В. Кокорина  (цветные вклейки учебника). Особенности сюжета и композиции сказки «Снежная королева». Силы добра и зла в сказке. Комментированное чтение истории первой.

Знать: сведения о жизни и творчестве Г.К.Андерсена (кратко); сюжет и героев сказки; признаки сказки.

Понимать: отличие литературной сказки от народной; гуманистический пафос произведений Г.К.Андерсена.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказки; находить фольклорные мотивы в сказках; описывать репродукции картин.

74

29.01

2

Кай и Герда.

Стр.14-20

Выборочный пересказ текста. Мужественное сердце Герды, её самоотверженная любовь. Поиски Кая. Решение проблемного вопроса о том, добро или зло олицетворяет старушка. Работа с иллюстрациями В.Д.Пивоварова, Н.Г.Гольц и Б.А.Диодорова (цветная вклейка учебника)

Знать: сюжет и героев сказки

Понимать: отношение автора к героям.

Уметь: выразительно пересказывать сказку; сопоставлять сказку с иллюстрациями к ней; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений.

75

30.01

3

В чем сила Герды.

Стр.21-30

Испытания, выпавшие на долю Герды. Роль снов в сказке. Твердость Герды в выполнении своих решений. Помощники Герды. Роль природы в сказке. Связь сказки с фольклором. Словесное рисование. Просмотр эпизода фильма «Герда у разбойников», обсуждение

Знать: сюжет и героев сказки

Понимать: роль пейзажа в произведении; истоки мужества, решительности и твердости у Герды.

Уметь: выразительно пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; создавать словесные иллюстрации; определять связь сказки с фольклором.

76

30.01

4

Герда у маленькой разбойницы.

Стр.31-35

Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Смысл старого псалма и его роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ сказки. Иллюстрации в разных изданиях сказки.

Знать: сюжет и героев произведения.

Понимать: в чем заключается истинная красота и сила; роль псалма, фантастических образов и художественных деталей в сказке; нравственную проблематику сказки.

Уметь: выразительно пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; рассуждать и делать выводы; сопоставлять сказку с иллюстрациями к ней.

77

78

1.02

03.02

5

6

Герда у лапландки и финки.

В чертогах Снежной королевы.

Стр.35-39

Стр.39-42

79

05.02

7

К.Г.Паустовский. Очерк

Стр.8-9

Слово о К.Г.Паустовском. выразительное чтение очерка. Очерк как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Изобразительно-выразительные средства, их роль в очерке.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя; содержание очерка.

Понимать: основную мысль очерка; позицию автора.

Уметь: воспринимать произведение; рассуждать и делать выводы; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

80

06.02

8

А.П.Платонов «Волшебное кольцо»

Стр.43-58

Слово о А.П.Платонове. Герои сказки – Семен и его друзья. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора. Традиционное и новое в сказках. Словесное рисование.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя (кратко); сюжет и героев сказки.

Понимать: нравственную проблематику сказки.

Уметь: выразительно пересказывать сказку; находить общее и различное в фольклорной и литературной  сказках; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

81

08.02

9

Дж.Родари. «Сказки по телефону»

Стр.59-66

Слово о Дж.Родари. Беседа по произведениям писателя. Особенности жанра «Сказок по телефону». Роль вступлений к сказкам. Решение нравственных проблем в сказках. Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты, их особенности. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черт «Сказок по телефону».  Общее и различное в фольклорных сказках и сказках Дж.Родари. Юмор в сказках. Словесное рисование.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя; сюжет и содержание сказок.

Понимать: смысл названия сказок; юмористический характер и нравственную проблематику сказок.

Уметь: выразительно пересказывать сказки; видеть общее и различное в фольклорной и литературной сказках; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные иллюстрации.

82

10.02

10

В.В.Набоков. «Аня в стране чудес»

Стр.67-68

Сказки зарубежных писателей и их переводы-переработки русскими писателями. Сказка ученого Л.Кэрролла и её перевод-переработка В.Набоковым. Слово о Л.Кэрролле и В.В.Набокове. Алиса и Аня – героини сказок. Любознательность к необычным решениям и поступкам. Чудесные превращения Ани. Комментированное чтение глав сказки. Словарная работа.

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Набокова и Л.Кэролла (кратко); сюжеты и содержание сказок писателей; переводы-переработки русских авторов («Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова, «Винни-Пух и все-все-все» Б.Заходера и др. )

Понимать: связь сказки В.Набокова с фольклором; непривычный взгляд авторов на вещи.

Уметь: видеть общее и различное в сказках Л.Кэрролла и В.Набокова; характеризовать героиню и ее поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.

83

12.02

11

Игра слов в сказке В.В.Набокова «Аня в стране чудес»

Стр.69-83

Понятие о парадоксе. Чудо и парадокс на страницах сказки. Словесная игра в сказке. Роль художественных приемов в сказке. Сказка Л.Кэрролла для детей и взрослых. Представление фигурных записей фрагмента сказки. Словарная работа. Иллюстрации к сказке Дж.Тенниела (цветная вклейка учебника)

Знать: теоретико-литературные понятия парадокс, гипербола, литота.

Понимать: роль игры со словами в сказке; новый, необычный взгляд авторов на жизнь.

Уметь: выразительно пересказывать сказку; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации к сказке; создавать устные картины.

84

85

13.02

15.02

12

13

Дж.Р.Р.Толкиен. «Хобит, или Туда и обратно»(гл.1-5)

Сюжет и герои повести(гл.6)

Стр.84

Дополнит. литер.

Стр.85-103

Дж.Р.Р.Толкиен- один из самых читаемых в мире авторов второй половины 20 века. Сказочная страна Хоббитания и ее обитатели. Характер и взгляды главного героя как причины событий в повести. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Комментированное чтение глав повести. Словесное рисование.

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж.Р.Р.Толкиена; сюжет и героев повести.

Понимать: нравственные принципы автора.

Уметь: составлять план эпизодов повести; характеризовать героев и их поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.

86

17.02

14

Особенности жанра повести(гл.7-10)

Дополнительная литер.

Фэнтези как новый жанр в мировой литературе. Многочисленные исследования о выдуманной стране Хоббитании. Связь повести Дж.Р.Р.Толкиена с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Реальное и фантастическое в повести. Работа со словарем литературоведческих терминов. Смысл двойного названия повести.

Знать: сюжет и героев повести; теоретико-литературные понятия фэнтези, фантастика.

Понимать: смысл двойного названия повести; связь произведения с фольклором; причины популярности повести.

Уметь: пересказывать повесть, используя карту волшебной страны; определять жанровые особенности произведения; находить в тексте малые жанры фольклора; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.

ПРОЗА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ(3 часа)

87

19.02

1

И.С.Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

Стр.106-113

Слово об И.С.Шмелеве. Рассказ  «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа и его причины. Значение образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства в рассказе и их роль. Словарная работа.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С.Шмелева (кратко); сюжет и героев рассказа; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора.

Понимать: смысл двойного названия рассказа; юмористический пафос произведения; роль образов природы в рассказе.

Уметь: воспринимать текст рассказа, пересказывать сюжет; определять жанровые особенности произведения; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений; находить изобразительно-выразительные средства

88

20.02

2

Е.И.Замятин. «Огненное «А»»

Стр.114-116

Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. «Огненное «А»» - рассказ о мечте подростков начала 20 века (связь с Марсом). Приметы времени в рассказе. Герой Вовочка.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя (кратко); сюжет и герои рассказа, понятие несобственно-прямая речь.

Понимать: роль несобственно-прямой речи в рассказе.

Уметь: воспринимать текст рассказа, пересказывать его сюжет; определять жанровые особенности произведения; характеризовать героев и их поступки; объяснять значения слов и выражений, встретившихся в тексте.

89

22.02

21.02

3

А.И.Куприн. Очерк «Мой полёт»

Стр.117-121

А.И.Куприн – один из самых популярных писателей начала 20 века. Автобиографический очерк и его герои – одни из первых русских летчиков Заикин и писатель Куприн. Понятие о жанре очерка. Сюжет и композиция очерка. Поступок героев. Качества летчика Заикина: смелость, хладнокровие, чувство ответственности. Описание чувств и ощущений героев. Комментированное чтение.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна (кратко); сюжет и героев очерка; особенности жанра очерка.

Понимать: позицию автора, его увлеченность сильными, смелыми, передовыми людьми.

Уметь: пересказывать произведение; характеризовать героев и их поступки.

    ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОДИНЫ(4 часа)

90

24.02

27.02

1

Поэтический образ Родины

Стр.122-128

Стр.129-133

Природа в лирике поэтов 20 века. Звуковой образ весны в стихотворениях. Ностальгический сон. Роль олицетворения. Фольклорные и сказочные образы в стихотворениях. Одухотворение природы. Лирическая проза. Живописность стихотворений. Поэтизация вещного мира. Элементы анализа поэтического текста.

Знать: теоретико-литературные понятия лирика, лирическая проза; содержание стихотворений русских поэтов 20 века о родной природе.

Понимать: лирический пафос произведений.

Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять поэтические произведения друг с другом.

91

26.02

28.02

2

92

27.02

03.03

3

93

01.03

04.03

4

Обобщающий урок по теме «Поэтический образ Родины»

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Словесное рисование. Описание репродукций картин А.А.Пластова «Первый снег», «Летом» (цветная вклейка учебника). Представление и описание рисунков учащихся к стихотворениям. Прослушивание музыкального фрагмента по стихотворении. Н.М.Рубцова «В горнице»

Знать: содержание стихотворений русских поэтов 20 века о родной природе; наизусть (выборочно)

Понимать: лирический пафос произведений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи; создавать словесные иллюстрации.

МИР НАШИХ БРАТЬЕВ МЕНЬШИХ(1 час)

94

03.03

06.03

1

С.А.Есенин. В.В.Маяковский.

Стр.134-137

Слово о поэтах. Уважение, любовь, сочувственное отношение поэтов к живому, к жизни. Противопоставление человечности и бездушия в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в создании образов. Смысл названий произведений. Игра слов в стихотворении В.В.Маяковского

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; содержание стихотворений.

Понимать: смысл названий стихотворений; гуманистический пафос произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ(2 часа)

95

05.03

07.03

1

А.И.Фатьянов.

А.Т.Твардовский.

Стр.138-141

События ВОв и их отражение в искусстве. Песни, созданные на стихи русских поэтов, их популярность в годы ВОв и после нее. Противопоставление войны и мирной жизни. Завещание живым в балладе. Ценность русского слова. Память о погибших воинах. Прослушивание песен на стихи поэтов о ВОв, обсуждение. Репродукции картин А.А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», А.И.Лактионова «Письмо с фронта», Ю.М.Непринцева «Вот солдаты идут…», П.А.Кривоногова «Победа» (цветная вклейка учебника)

Знать: содержание стихотворений русских поэтов о ВОв.

Понимать: единство слова и музыки в песнях о войне; нравственную проблематику произведений, их антивоенный, гуманистический пафос.

Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями музыки и живописи; определять жанровые особенности произведений.

96

06.03

10.03

2

А.А.Ахматова. Р.Г.Гамзатов.

Стр.141-142

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА(7 часов)

97

10.03

11.03

1

В.П.Астафьев Рассказ «Васюткино озеро»

Стр.143-145

Слово о В.П.Астафьеве. Чтение статьи о писателе . Автобиографические произведения писателя о детских годах. Рассказы о формировании характера подростка. Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Поведения героя в лесу. Основные черты характера: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование. Комментированное чтение.

Знать: сведения о жизни и творчестве В.П.Астафьева; историю создания и содержание рассказа; теоретико-литературное понятие автобиография

Понимать: как формировался характер героя.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тесте; создавать словесные иллюстрации

98

12.03

13.03

2

Человек и природа в рассказе .

Стр.145-158

Стр.158-176

Любовь героя к природе и ее понимание. Следование «таежным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафора, сравнение). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу.

Знать: содержание рассказа.

Понимать: роль природы в произведении; необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; прослеживать изменения в поведении и характере героя; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации.

99

13.03

14.03

3

Как мальчик добился своего спасения

100

15.03

17.03

4

Подготовка к сочинению по рассказу

Обсуждение тем сочинения:

1.Что помогло Васютке выжить в тайге?

2.Законы тайги.

3.Значение образов природы в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя.

Знать: знать содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой.

Понимать: оптимистический, гуманистический пафос произведения.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

101

17.03

18.03

5

В.П.Астафьев «Белогрудка»

Текст произведения

Любовь к природе и ее понимание.

Знать: знать содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой.

Понимать: оптимистический, гуманистический пафос произведения.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.

102

19.03

27.03

6

Т.Янсон. «Последний в мире дракон»

Стр.177-185

Писательница и художник Туве Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир новых сказочных героев, нарисованных и описанных в книгах Т.Янссон (мумии-троли, хемули, снусмумрики). Словесное рисование

Знать: сведения о жизни и творчестве Т.Янссон (кратко); сюжет и герое сказки.

Понимать: юмористический характер и гуманистический пафос сказки.

Уметь: воспринимать текст произведения; характеризовать героев и их поступки; создавать словесные иллюстрации; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.

103

20.03

28.03

7

Обобщающий урок по теме «Литература 20 века»

Тест.

Беседа о литературе 20 века. Тестирование. Обсуждение прочитанных произведений.

Знать: сведения о поэтах и писателях 20 века; содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: кратко пересказывать произведения; выразительно читать стихотворения наизусть; сопоставлять литературные произведении я друг с другом; создавать и обсуждать творческие работы; отвечать на вопросы по прочитанным произведениям.

ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ (17 часов)

ПОКОРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

104

22.03

31.03

1

Д.Дефо. Робинзон Крузо.

.Стр.188-189

Слово о Д.Дефо. чтение статьи о писателе (с.186-187). Герой книги Робинзон. Особенности повествования в романе. Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Вера в разум человека, гимн его неисчерпаемым возможностям. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Робинзон как нарицательное имя. Словарная работа. Словесное рисование. Иллюстрации Ж.Гранвиля к роману (цветная вклейка учебника).

Знать: сведения о жизни и творчестве Д.Дефо (кратко); понятие робинзонада.

Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою; значение романа для формирования личности; роль природы в произведении.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д.Дефо «Робинзон Крузо», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»); создавать устные картины; описывать иллюстрации.

105

24.03

01.04

2

Робинзон попадает на остров.

Стр.190-201

106

02.04

03.04

3

Дневник Робинзона.

Дополнительная литер.

107

03.04

04.04

4

Приручение животных.

108

05.04

07.04

5

Робинзон и Пятница.

109

07.04

08.04

6

Р.Э.Распэ. Приключение барона Мюнхгаузена.

Стр.202-204

Слово о Р.Э.Распэ. История создания произведения. Чтение «Введение» К.И.Чуковского к книге (с.201-202). Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота » и др. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях» героя. Словесное рисование. Просмотр фрагментов мультфильма «Приключения барона Мюнхгаузена», обсуждение. Иллюстрации М.А.Скобелева к произведению (цветная вклейка учебника).

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя (кратко); сюжеты и содержание историй барона Мюнхгаузена; теоретико-литературные понятия гротеск, литота, ирония.

Понимать: юмористический характер произведения; отношение автора к герою.

Уметь: выразительно читать и пересказывать произведения; характеризовать героя и его поступки; создавать устные картины; описывать иллюстрации; сопоставлять литературные произведения с мультфильмом.

110

09.04

10.04

7

111

10.04

11.04

8

Просмотр мультфильма.

112

12.04

13.04

9

М.Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера»

Стр.206-214

Слово о М.Твене. Беседа о книгах писателя, прочитанных ранее. М.Твен – мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера» и ее герои. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы и приключения подростков. Комментированное чтение глав повести.

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Твена (кратко); теоретико-литературные понятия прототип героя, автобиографическое произведение; сюжет и героев повести.

Понимать: позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

113

14.04

15.04

10

Том и Гек.

Дополнительная литер.

Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Находчивость, предприимчивость, смелость, авантюризм и неуемная фантазия Тома и Гека. Том и Бэкки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в повести.

Знать: сюжет и героев повести; приемы юмористического изображения (повторы, нагнетания, неожиданности, контрасты).

Понимать: юмористический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; инсценировать эпизоды повести; оценивать исполнительское мастерство; описывать иллюстрации.

114

16.04

17.04

11

Том и Бэкки.

115

17.04

19.04

12

Том и тетушка Поли.

116

19.04

21.04

13

Друзья и враги Тома.

117

21.04

14

Просмотр фрагментов фильма о Томе Сойере

Викторина по тексту повести. Иллюстрации В.Н.Горяева (цветная вклейка учебника). Просмотр фрагментов фильма о Томе Сойере.

Знать: сюжет и героев повести.

Понимать: юмористический пафос произведения.

Уметь: обсуждать и оценивать творческие работы; отвечать на вопросы викторины; сопоставлять произведения литературы, живописи и кино.

118

23.04

15

А.Линдгрен. Приключение Калле Блюмквиста.

Стр.217-225

Слово о А.Линдгрен. Девиз писательницы: «Не хочу писать для взрослых!». Знакомые герои произведений: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Леннеберги и др. и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рискует», «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Краткий пересказ повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. Комментированное чтение.

Знать: сведения и жизни и творчестве А.Линдгрен (кратко); произведения писательницы и их героев; сюжет и героев повести; теоретико-литературные понятия трилогия, детективный сюжет.

Понимать: проблематику произведения; нравственную позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

119

24.04

16

Сюжет и композиция художественного произведения

Стр.226-228

Итоги наблюдений над сюжетом и композицией в художественных произведениях. Элементы построения произведения (завязка, кульминация, развязка). Сюжет и герой произведения. Практическая работа «Сюжет и композиция изученных произведений»

Знать: теоретико-литературные понятия композиция, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Понимать: значение изучения теории литературы.

Уметь: находить элементы сюжета в произведениях.

120

26.04

17

А.Линдгрен. Приключение Калле Блюмквиста.

Стр.217-225

Слово о А.Линдгрен. Девиз писательницы: «Не хочу писать для взрослых!». Знакомые герои произведений: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Леннеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рискует», «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». Краткий пересказ повести. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. Комментированное чтение.

Знать: сведения и жизни и творчестве А.Линдгрен (кратко); произведения писательницы и их героев; сюжет и героев повести; теоретико-литературные понятия трилогия, детективный сюжет.

Понимать: проблематику произведения; нравственную позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

НОВАЯ ЖИЗНЬ ЗНАКОМЫХ ГЕРОЕВ(16 часов)

121

28.04

1

Н.С.Гумилев. Орел Синдбада

Стр.228-229

Новая жизнь знакомых героев. Слово о Н.Гумилеве. Стихотворение «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихотворениях поэтов 20 века. Развитие литературных традиций. Анализ стихотворения. Словесное рисование.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта (кратко); содержание стихотворения «Орел Синдбада»; план анализа поэтического текста; понятие о новой жизни героев художественных произведений.

Понимать: лирический пафос стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворение; сопоставлять литературные и фольклорные произведения; создавать словесные иллюстрация.

122

123

03.05

05.05

2

3

Б.Лесьмян. Новые приключения Синдбада-морехода.

Герой на мнимом острове.

Стр.230-235

Стр.236-242

Слово о Б.Лесьмяне. «Новые приключения Синдбада-морехода» Синдбад 20 века в сказке польского классика. Сюжет и герои произведения. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Общее и различное в арабской сказке о Синдбаде и произведении Б.Лесьмяна. Словесное рисование. Беседа о новой жизни старых героев в прочитанных книгах.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателе; сюжет и герои повести.

Понимать: жизнеспособность героев фольклора и классических произведений, их новые черты в современной литературе.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

124

07.05

4

Обобщающий урок по теме «Приключения и путешествия»

Стр.243

Беседа по книгам о путешествиях и приключениях. Краткий пересказ и характеристика героев прочитанных книг. Чтение и обсуждение творческих работ.

Знать: авторов, содержание и героев произведений о путешествиях и приключениях.

Понимать: оптимистический пафос произведений, их значение для формирования личности.

Уметь: пересказывать произведения; характеризовать героев и их поступки.

125

08.05

5

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Доп.литература

Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героев. Словарная работа.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателей (кратко); сюжет и героев рассказов и повестей

Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою;

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений.

126

10.05

6

Чудо доктора Пирогова

127

12.05

7

А.И.Куприн «Белый пудель

(гл.1-2)

(гл.3)

(гл.3-4)

(гл.5-6)

Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героев. Словарная работа.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателей (кратко); сюжет и героев рассказов и повестей

Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою;

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом; прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений.

128

14.05

8

Обитатели дачи «Дружба»

129

15.05

9

Пропажа собаки.

130

17.05

10

Арто спасен

131

19.05

11

Оскар Уйльд «Мальчик-звезда»

Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героев. Словарная работа.

Знать: сведения о жизни и творчестве писателей (кратко); сюжет и героев рассказов и повестей

Понимать: нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к герою;

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом; прослеживать изменения в характере и поведении героев и объяснять причины этих изменений.

132

21.05

12

133

22.05

13

Л.Н.Андреев «Кусака».

134

24.05

14

Сон Кусаки

135

26.05

15

Повторение и обобщение изученного материала в 5 классе.

Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 5 классе. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития.

Знать: содержание и героев прочитанных книг.

Уметь: пересказывать и анализировать произведения и их отдельные эпизоды; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.

136

28.05

16

Рекомендация для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс – 102 часа

Календарно - тематическое планирование составлено по литературе  11 класса  по программе КоровеннойВ.Я. -  102 часа, 3 часа в неделю...

Рабочая программа для индивидуального обучения по литературе, 6 класс, 34 часа (Т.Ф. Курдюмова)

Календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс (34 часа) - индивидуал...

Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс 102 часа

  Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией   Г.И.Бе...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю....