Образ "маленького человека" в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Липович Елена Алиевна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образ " маленького "  человека   в   повести  " Станционный   смотритель "

(технология встречных усилий)

Цель: познакомить учащихся с понятием  «маленький человек» , способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика.

Задачи:

  1. Определить черты  «маленького человека» на примере характеристики образа Самсона Вырина.
  2. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  3. Воспитывать в каждой личности  необходимость  вырабатывать своё мнение.

Ход урока

Орг момент

Определение цели и задач урока

  1. Какой эпиграф к повести предложил А.С.Пушкин?

«Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»

Кто такой коллежский регистратор?  Кого называют диктатором?

(исследователь даёт определение понятий)

Коллежский Регистратор `Современный толковый словарь`

Коллежский Регистратор в России самый младший гражданский чин 14-го класса. До 1845 давал личное дворянство.

ДИКТА́ТОР, а, м. одуш. [лат. dicātor < dictāre предписывать]. 1. ист. В Др. Риме: высшее должностное лицо, облеченное всей полнотой государственной власти, назначавшееся в чрезвычайных случаях по решению сената на срок не более 6 месяцев. 2. Правитель, пользующийся неограниченной властью. || Ср. автократ, деспот (в 1-м знач.), монарх, тиран (в 1-м знач.). 3. перен. Тот, кто ведет себя по отношению к другим властно и нетерпимо, навязывая свою волю.

Является ли диктатором на станции смотритель?

Ученики: слово «диктатор» не надо понимать в прямом значении: это совсем не лицо, облеченное неограниченной властью, а скромный и робкий человек, которого всякий может обидеть.

  1. Кто такие станционные смотрители?

 ( ученики  заранее посещали музей станционного смотрителя в Выре, подготовили фотоотчёт, дали определение понятию «станционный смотритель»)

Станционный смотритель –это  начальник почтовой станции; на эту должность назначался чиновник низшего 14-го класса по Табели о рангах в чине коллежского регистратора. Станционный смотритель назначал очередных ямщиков, отпускал почтовых лошадей, регистрировал подорожные грамоты, собирал прогонные деньги.

подорожная в XIX веке -это письменное свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. Подорожная удостоверяла право получить на почтовой станции определенное количество лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего.

 Приведите цитату из текста.

«сущий мученик 14 класса, защищённый токмо от побоев, и то не всегда…»

 

3.  Познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?

4. Как выглядит его жилище?

5. Соответствует ли внешний облик героя имени Самсон?

6. Кто был библейский Самсон?

 Исследователь (  работают  со  словарём):

 В Библии  Самсон – это  богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная Далила остригла у спящего Самсона  волосы и позвала  воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену  волосы  у Самсона отросли; почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли враги.

Ученики: Из бодрого мужчины герой превращается в хилого старика, ничего не осталось от гордого богатыря Самсона; как библейский герой, потерявший силу вместе с волосами, Вырин оказался бессильным, нежизнеспособным, утратив дочь.

7. А как повествователь изображает его дочь?

Ученики: «Красота её поразила меня», а чуть дальше появляется деталь – «голубые глаза».

 

8. Какие у вас вызывают ассоциации словосочетание «голубые глаза»?

Ученики: Чистота, доверчивость, наивность.

 

9. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?

Цитаты из повести.

 

«Свежим и бодрым» увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдём другой портрет этого героя.

10. Что изменилось в его облике?

11. Как выглядит дом смотрителя?

Цитаты из повести.

 

12. Чем вызваны эти перемены?

Ученики: Исчезли порядок и мир, ибо «ею дом держался».

 

13. А что осталось неизменным?

Ученики: По-прежнему висят картинки, иллюстрации к притче о блудном сыне.

14.  Как вы думаете, почему в начале своей повести Пушкин обращает наше внимание на картинки в доме у смотрителя?

15. С какой целью повествователь так подробно останавливается на этой детали?

 

Учитель:  В повести варьируется библейский мотив «блудного сына» - одна из вечных тем мировой истории и мировой культурной традиции.

В притче о блудном сыне приводятся характерные черты жизненного пути грешника. Человек, увлекшийся земными удовольствиями, после множества ошибок и падений, наконец, «приходит в себя», то есть начинает сознавать всю пустоту своей жизни и решает покаянно вернуться к Богу.

 16. Как это связано с нашей повестью? Сравним притчу о блудном сыне и нашу повесть о «блудной дочери». Что общего и чем они отличаются?(заранее подготовленный человек читает притчу, класс называет черты отличия)

Несчастный блудный сын возвращается к счастливому отцу.

- А в повести  Пушкина?

Счастливая дочь не возвращается к несчастному  одинокому отцу

- Понятно ли вам, почему повесть не о дочери, а об отце? - Какая главная черта его личности?

Отцовство.

-Да,  отцовство. Даже покинутый дочерью, он не перестаёт думать о ней.

- Где ещё проявляется отцовство героя?  Где можно прочитать об этом в повести? Что вы видите за этими словами?

в отношениях с крестьянскими детьми. Уже спившийся, он по-прежнему занимается с детишками, и они тянутся к нему.

 

Какой великий трагизм судьбы героя стоит за этими словами! Ведь где-то у него есть горячо любимая дочь, и внуки, которых он не знает. Для иного человека тут впору озлобиться, а он по-прежнему любящий отец, и добрый «дедушка» для крестьянских ребятишек. И в этом его человеческая победа – в преодолении силы злых обстоятельств, которые так и не смогли вытравить его человеческую сущность».

 

17. В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь?  (потерянность в жизни,

страх перед нею)

18. Почему Дуня упала в обморок при виде отца?    (анализ фрагмента фильма)

Ученики: Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..

 19. Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой? (   протест против такого существования, но робкий, слабый.)

Ученики: он понимает её положение в обществе.

 20. Каково её положение?

Ученики: Содержанка у богатого барина. Минский ездит к Дуне в гости. «Нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!».

 Обратите внимание на деталь: В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?

22. Какой Минский?

Ученики: Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина.

23.  Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?

Ученики: Уступает ему свою постель. (Душа нежная, любящая, сострадательная.)

( утрата интереса и цели)

  24.  Очень важен нам эпизод с деньгами, полученными Самсоном Выриным от Минского.

- Почему вдруг «воротился» Самсон Вырин к этим проклятым деньгам? Почему «остановился, подумал…и воротился…»?

Он подумал о времени, когда надо будет спасать брошенную  Минским Дуню.

 

Учитель : «Пушкин создал образ «маленького человека» с большим сердцем, живущего в ненормальных условиях  сословно-чиновничьей России. Это боль о человеке, которую Пушкин «прокричал» в условиях бесчеловечной общественной системы, где ни отцу, ни дочери, ни Минскому даже не приходит в голову простая человеческая мысль о том, что всем можно встречаться и быть счастливыми, то есть «жить по закону Господнему».

 

    Итак, что мы скажем о «маленьком человеке» из повести Пушкина  «Станционный смотритель»? Какой он?

- низкое социальное положение,

- предметный мир, подчёркивающий бедноту, нищету героя,

- возможный протест против такого существования, но робкий, слабый,

- высокие моральные ценности, мечта о человеческом счастье,

- душа нежная, любящая, сострадательная,

- условия  бесчеловечной общественной системы,

- трагическая судьба  «маленького человека».

 

Составьте словарную статью о «маленьком человеке»

 «Маленький человек» - это литературный герой, который занимает одно из низших мест в обществе, живёт в бедности. Он робкий, скромный, но с высокими моральными ценностями, с нежной и любящей  душой. Его судьба очень трагична.

Станционный   смотритель - “ маленький ”  человек, нарисованный  Пушкиным  с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской  литературе .  Пушкин  первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение,  человек  все равно остается  человеком  и ему присущи все те же чувства и страсти, что и  людям  высшего общества.

  Рефлексивный этап.  

А сейчас в целом осмыслите результат нашей работы.

 

О чём повесть?

О потере человеком своего доброго имени, о взрослении, об ответственности, о соблюдении пятой заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Повесть  “ Станционный   смотритель ” учит уважать и любить  человека , учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут  станционные   смотрители , устроен не лучшим образом.

Домашнее задание:

письменно ответить на вопрос: «Как вы думаете, о чем плакала Дуня?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Статья "Тема "маленького человека" в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Более ста лет прошло с тех пор, как был создан образ Самсона Вырина -героя повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". С тех пор тема "маленького человека" стала одной из главных в литературе ...

Урок на тему: «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека»

Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". К материалам урока прилагается компьютерная презентация, разбитая на 3 части. Музыкальный файл в презентации отсутствует. (Можно скачат...

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...