Контрольные работы по литературе (к учебникам Г.С. Меркина 5 – 8 кл.)
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Дидактический материал содержит ряд контрольных работ по литературе для 5-8 классов по учебнику Г.С. Меркина. Задания контрольных работ охватывают разделы, изучаемые в средних классах основной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольные работы по литературе (к учебникам Г.С. Меркина 5 – 8 кл.)

Контрольная работа по разделу «Из литературы XIX века»  5кл

1 вариант

1Соотнесите названия произведений и имена авторов.

1 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»                       1 Н.А.Некрасов.

2 «Ночь перед Рождеством»                                                          2 А.П.Чехов.

3 «Крестьянские дети»                                                                   3 А.С. Пушкин.

4 «Пересолил»                                                                                 4 Н.В. Гоголь.

2 Составьте пары литературных героев, укажите произведения, героями которых они являются, и их авторов.

Денис Григорьев, Герасим,  следователь,  Жилин, Муму, Дина.

3 Узнайте героиню по портрету, назовите автора и произведение.

«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено  красным. На ногах башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.»

4 Докажите, что «Злоумышленник» А.П. Чехова – рассказ.

5 Какова тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»? Какими вам представляются его герои? Каково авторское отношение к ним?

6 Какие факты биографии Н.А. Некрасова вам запомнились?

7 Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?

Контрольная работа по разделу «Из литературы XIX века»

2 вариант

1Соотнесите названия произведений и имена авторов.

1 «Бородино»                                                                                  1 Л.Н. Толстой.

2 «Муму»                                                                                         2 А.П. Чехов.

3 «Кавказский пленник»                                                                3 М.Ю. Лермонтов.

4 «Злоумышленник»                                                                       4 И.С. Тургенев.

2 Составьте пары литературных героев, укажите произведения, героями которых они являются, и их авторов.

Королевич Елисей, Оксана, землемер С мирнов, Вакула, царевна, Клим.

3 Узнайте героя по портрету, назовите автора и произведение.

«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были … тонки… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, … весь был не белее трубочиста».

4 Докажите, что «Пересолил» А.П. Чехова – рассказ.

5 Какова тема стихотворения  Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»?   Какими  вы представляете его героев? Каково авторское отношение к ним?

6 Какие факты биографии А.П. Чехова вам запомнились

7 Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?

Контрольная работа по разделу « Из литературы XX века» 5кл

1 Соотнесите произведения и имена авторов.

1 «Петька на даче»                                                1 А.П.Платонов

2 «Золотой петух»                                                2 Е.Н.Носов

3 «Никита»                                                            3 Л.Н.Андреев

4 «Каменный цветок»                                    4 Н.Н.Носов

5 «Три охотника                                                5 А.И.Куприн

6 «Как патефон петуха от смерти спас»             6 П.П.Бажов

Какое из данных произведений является юмористическим? Подчеркните его.

2Узнайте героя по портрету, назовите произведение и его автора.

 1 Он «был самым маленьким из всех служащих в заведении. Ему было десять лет; он  не курил, не пил водки и не ругался… посетители с брезгливостью смотрели на этого веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делаю его похожим на состарившегося карлика.

  2 Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки.

3Из данного фрагмента выпишите

 а) метафоры;  б) сравнения.

«На шее огненное ожерелье, спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные иссиня-чёрные перья. Держался он гордо, выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, приподнимая лапы, увенчанные загнутыми кверху острыми шпорами, и был храбр, как истинный гвардеец.

 Назовите произведение и его автора.

4Выпишите олицетворения из данного отрывка.

Полный месяц встал над лугом

Неизменным дивным кругом,

Светит и молчит.

Бледный, бледный луг цветущий,

Мрак ночной, по нём ползущий,

Отдыхает, спит.

Назовите автора стихов.

5 Докажите, что «Каменный цветок» - это сказ.

6Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?

                    Итоговая  контрольная  работа по  литературе - 5 класс

I Соотнесите названия произведений и имена авторов.

1 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»     1 Н.А.Некрасов

2 «Бородино»                                                                2 Л.Н.Толстой

 3 «Ночь перед Рождеством»                                       3 А.С.Пушкин

 4 «Кавказский пленник»                                             4 И.С.Тургенев

 5 «Крестьянские дети»                                                5 Н.В.Гоголь

 6 «Муму»                                                                      6 М.Ю.Лермонтов

 7 «Петька на даче»                                                       7 А.П.Платонов

 8 «Никита»                                                                    8 П.П.Бажов

 9 «Как патефон петуха от смерти спас»                     9 Л.Н.Андреев

 10 «Каменный цветок»                                                10 Е.Н.Носов

 II Составьте пары литературных героев, укажите произведения, в которых они действуют, и их авторов.

Жилин, Герасим, Оксана, королевич Елисей, Данила, Муму, Петька, Дина, царевна, Прокопьич,  Вакула, кухарка Надежда.

III Узнайте героя (героиню) по портрету, назовите произведение и автора.

1 «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были … тонки… Но сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, … весь был не белее трубочиста»

2 « …  глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляха и рубль серебряный».

3 Он «был самым маленьким из всех  служащих в заведении. Ему было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался … посетители с брезгливостью смотрели на этого веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом  у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой и делающие его похожим на состарившегося карлика»

IV Укажите названия  образно-выразительных средств, использованных поэтами в поэтических строчках.

«Полный месяц встал, …молчит» ( 1 ); «Всё серые, карие, синие глазки ( 2 ) смешались, как в поле цветы» ( 3); «Звучал булат, картечь визжала» ( 4 );  «Французы двинулись, как тучи» ( 5 ); «Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотые косы  « ( 6);

«мохнатый лес» ( 7 ); «паутины тонкий волос» ( 8 ).

V Назовите жанр следующих художественных произведений.

1 «Ночь перед Рождеством»  

2 «Каменный цветок»  

3 «Ворона и Лисица»  

4 «Пересолил»  

5 «Царевна – лягушка»

6 «Бородино»  

Контрольная  работа по  разделу «Из русской литературы XIX века»  - 6 класс

I Соотнесите названия произведений и имена авторов.

1 «Тарас Бульба»                                                         1 В.А. Жуковский

2 «Тучи»                                                                       2 А.П.Чехов

 3 «В дурном обществе»                                             3 А.С.Пушкин

 4 «Детство»                                                                 4 И.С.Тургенев

 5 «Дубровский»                                                          5 Н.В.Гоголь                                                                                

 6 «Светлана»                                                               6 М.Ю.Лермонтов

 7 «Налим»                                                                    7 Л.Н. Толстой

 8 «Бирюк»                                                                    8 В.Г.Короленко

II Составьте пары литературных героев, укажите произведения, в которых они действуют, и их авторов.

Дубровский, Валек, толстый, Остап, Маруся, охотник, тонкий, Маша Троекурова, Андрий, лесник Фома.

III Узнайте героя (героиню) по портрету, назовите произведение и автора.

1 «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно…»

2 « … была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту»

3 «Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»

IV Определите вид рифмы, назовите авторов стихотворных строк.

1Тучки небесные, вечные странники!

 Степью лазурною, цепью жемчужною

 Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

 С милого севера в сторону южную.

2Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

 И дремлющий залив, и чёрных скал вершины…

V Назовите жанр следующих художественных произведений.

1 «Светлана»  

2 «Дубровский»  

3 «Парус»  

4 «Налим»  

5 «Детство»

Контрольная работа по разделам «Из устного народного творчества» и «Из древнерусской литературы»  7 класс

1 Дать определения следующим литературным понятиям:

Эпос (2)

Летопись

Былина

2 Лексическая работа. Объясните значение выделенных слов;

- Выезжал удаленький дородный добрый молодец

- Он стоял заутреню во Муроме

- А й зовут его в Чернигов воеводою

- Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела

- Да кормите его ествушкой сахАрною

3 Выпишите из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»  три примера с использованием гиперболы.

4 Из народных песен выпишите  три примера с постоянными эпитетами.

5 Почему слово «литература» начинает использоваться только начиная с раздела «Из древнерусской литературы»?

6 Какие чудеса упоминаются в «Повести о Петре и Февронии»?  Каково их символический смысл?

7 Чем «Повесть о Петре и Февронии» близка русской народной сказке «Царевна?

8 Чем былина как жанр отличается от сказки?

Контрольная работа по литературе второй половины XIX  века   7 класс

I Соотнесите названия художественных произведений  и  имена писателей.

1 «Дикий помещик»                                                         1 Л.Н. Толстой

2 «Русские Женщины»                                                     2 А.П. Чехов

3 «Севастополь в декабре месяце»                                 3 М.Е. Салтыков – Щедрин

4 «Смерть чиновника»                                                     4 Н.С. Лесков

5 «Левша»                                                                                 5 Н.А. Некрасов

II По портрету узнайте героя, назовите его, запишите название произведения, в котором он действует, и его автора.

1 «Около самых ворот склада стоит …человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный  палец. На полупьяном  лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» - да и самый палец имеет вид знамения победы»

2 «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»

3 «… помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Когда же он наконец открыл свой лицо – оно было бледно, как у мёртвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся  откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. … За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна,… за вторым – третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня»

III Что общего в  стихотворениях Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» и «Железная дорога»?

   

IV Как показана в сказе Н.С. Лескова судьба талантливого человека в России?

V Что и кто является объектом сатиры в сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

Контрольная работа по разделу «Из литературы XIX  века» 8 класс

  1. Соотнесите название произведения и автора.

1 «Лесной царь»                                                           1 И.С. Тургенев

2 «Капитанская дочка»                                                2 Н.В. Гоголь

3 «Мцыри»                                                                    3 В.А. Жуковский

4 «Ревизор»                                                                   4 А.Н. Островский

5 «Ася»                                                                          5 А.С. Пушкин

6 «Снегурочка»                                                             6 Л.Н.Толстой

7 «После бала»                                                              7 М.Ю. Лермонтов            

  1. По характеристике узнайте героя, назовите его, произведение и автора.

1 «Молодой человек лет двадцати трёх; несколько приглуповат и,  как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях    называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли.»  

2 «Она была в белом платье с розовым поясом  и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. …ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа.»

3 …показалась мне совершенно русской девушкой… На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да  шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась. Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты лица её приняли такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши.»                      

  1. Составьте пары литературных героев, укажите произведения, в которых они действуют, и их авторов.

Пётр Гринёв,   Ася,   Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин,  Гагин,  Мизгирь,  Савельич,  Варенька, Антон Антонович Сквозник- Дмухановский,   Снегурочка, Иван Васильевич.

  1. Определите автора поэтических строк.

1 Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв его, держит и греет старик.

2 Немного лет тому назад,

Там,  где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

3 Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

      5.   Назовите жанр следующих художественных произведений.

1)«Ревизор»,  2) «Капитанская дочка», 3) «Ася», 4) «Мцыри»,  5) «После бала», 6) «19 октября»

  1. Какое произведение раздела «Из литературы XIX  века» произвело особое впечатление? Объясните свой выбор. Какова тема и идейное содержание этого произведения?

Контрольная работа по разделу «Из литературы ХХ века» 8 класс

I Соотнесите название произведения и автора.

1 «Обезьяний язык»                                                                 1 В.П.Астафьев

2 «Зодчие»                                                                                 2 А.М.Горький

3 «Макар Чудра»                                                                      3 М.М.Зощенко

4 «Фотография, на которой меня нет»                                   4 А.Т.Твардовский

5 «За Далью – даль»                                                                 5 В.Г. Распутин

6 «Уроки французского»                                                         6 Д.Б. Кедрин

II По характеристике узнайте героя, назовите его, произведение и автора.

1 «Лицо его, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, калёными ветром, грубо тёсаными лицами. Причёска «под политику» - волосы зачёсаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что печальные и оттого необыкновенно добрые глаза… Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком».

2 «Посмотреть было, конечно, на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки;  в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».

III Определите, из какого произведения взят диалог, назовите автора, произведение и участников диалога.

1 « - Видала молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил – моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я этого. Но что толку? …я тебя люблю. А ещё я люблю волю. Волю-то я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом, слышишь?

  - Слышу! Весело сердцу слушать твою речь! Ну-ка, скажи ещё!

  - А ещё вот что, всё равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь.»

2 « – Знаете, какой случай вышел?

 - Какой жа?

 - Вчера утром обнаружил у своего порога воз дров, сухих, швырковых. И не могу дознаться, кто их свалил.

 - А чего дознаваться-то? Нечего и дознаваться. Топите – и все дела.

IV Что общего между рассказами Н.Тэффи «Свои и чужие» и М. Зощенко «Обезьяний язык»? Против чего направлена сатира в рассказе М. Зощенко?

V Подчеркните метафоры в отрывке:

Мастера заплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Скаты крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.             Назовите произведение и автора.

VI Подчеркните аллитерации в отрывке:

Ветром опита,

Льдом обута,

 улица скользила.

Лошадь на круп

Грохнулась, и – сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились, смех зазвенел и зазвякал:…                           Назовите произведение и автора

VII Какое из произведений раздела «Из литературы ХХ  века» запомнилось больше других? Объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

 Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века»....

Итоговая контрольная работа по литературе. 6 класс (По программе Меркина Г.С.)

Итоговая контрольная работа по литературе. 6 класс (По программе Меркина Г.С.)...

Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я.

Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я....

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...