Лермонтовские чтения 2017
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Любезнова Юлия Викторовна

Сценарий чтений содержит сведения о М.Ю.Лермонтове. Учащиеся читают стихотворения на разные темы творчества поэта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontovskie_chteniya_2017.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Лермонтовские чтения 2017

Ученик1 рассказывает стихотворение

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

Ученик  рассказывает стихотворение

И был урок литературы…

С доски смотрел на нас портрет:

Военный, взгляд немного хмурый

И надпись «Лермонтов, поэт».

Так начинался путь открытий

В духовный, поэтичный мир.

И рядом с нами был учитель,

Он Лермонтова мне тогда открыл.

Вот взгляд открыт и неподвижен, -

В глазах поэта грусть отозвалась.

Но Лермонтов понятен мне и ближе,

Когда я вижу «угли вместо глаз»!

Ведущий:

Михаил Юрьевич Лермонтов  прожил короткую и яркую жизнь, оборвавшуюся трагически. Ему, убитому на дуэли, не было и 27 лет. Он  был необыкновенно одарённым человеком. Писать стихи он начал еще в детстве.

Ученик  читает стихотворение

Весна

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.

Ведущий:

Лермонтову  также была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. Он мог стать великим художником: его живописное наследие - работы маслом, акварели, рисунки. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.

Ведущий:

За свою недолгую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о любви, о дружбе, о природе, о поиске смысла жизни, о будущем и прошлом.

Ученик читает стихотворение

Мой дом

Мой дом везде, где есть небесный свод,

 Где только слышны звуки песен.

 Всё, в чем есть искра жизни, в нём живет,

 Но для поэта он не тесен. До самых звезд он кровлей досягает,

И от одной стены к другой —

Далекий путь, который измеряет

Жилец не взором, но душой.

Есть чувство правды в сердце человека,

 Святое вечности зерно:

Пространство без границ, теченье века

 Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущим мой прекрасный дом

 Для чувства этого построен,

И осужден страдать я долго в нём,

И в нём лишь буду я спокоен.

Ведущий :

Лермонтовым написано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.

Ведущий:

Основными темами лирики Лермонтова являются темы одиночества, смысла жизни, свободы, поэта и поэзии, а также тема любви.

Поэтическая композиция (звучат стихотворения М.Ю.Лермонтова на разные темы – по выбору учителя)

Ведущий:

Лермонтовская Москва хранила еще живую память о войне 1812 года, когда была спасена Россия. Лермонтов – певец героической Москвы, ее простых и мужественных защитников, героев Бородина.

Звучит стихотворение «Бородино»

Ведущий:

Будучи студентом, Лермонтов был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Эту любовь Лермонтов пронес через всю свою жизнь. 

Ученики рассказывают стихотворение

Они прощались навсегда,

Хотя о том пока не знали.

Погасла в небе их звезда,

И тихо свечи догорали.

"Я обещаю помнить вас...

Дай бог дожить до новой встречи..."

И каждый день, и каждый час

Звучать в нём будут эти речи.

Она его не дождалась,

С другим печально обвенчалась.

Он думал: "Жизнь не удалась..."

А жизнь лишь только начиналась.

Он ставит в церкви две свечи.

Одна - за здравие любимой,

Чтоб луч её мерцал в ночи,

Как свет души его гонимой.

Свечу вторую он зажег

За упокой любви опальной

И может, пламя горьких строк

Зажглось от той свечи печальной?

Две горьких жизни... Два конца...

И смерть их чувства уравняла,

Когда у женского лица

Свеча поэта догорала.

Ведущий:

«Мцыри» - одна из поздних кавказских поэм М.Ю.Лермонтова, образец русской романтической поэмы. «Мцыри» переводится как послушник монастыря. Мечта героя так и не осуществилась, побег не удался, но способность Мцыри к борьбе, к воле, к мужеству восхищают.

Отрывок из поэмы «Мцыри»

Ведущий:

Роман «Герой нашего времени» стал продолжением темы «лишних людей».В образе Печорина дан портрет не одного человека, а целого поколения молодых людей начала 19 века.

Ведущий:

Герой романа сам говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Печорин предстает перед читателем сложным и противоречивым человеком: из-за него лишается крова и погибает Бела, страдают Мери и Вера, погибает Грушницкий.

Инсценировка «Дуэль Печорина и Грушницкого»

Ведущий:
Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего.

Ученик читает стихотворение К. Бальмонта

К Лермонтову

Нет, не за то тебя я полюбил,

Что ты поэт и полновластный гений,

Но за тоску, за этот страстный пыл

Ни с кем неразделяемых мучений,

За то, что ты нечеловеком был.

 

О, Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалмом певучим.

 

И вижу я, как ты в последний раз

Беседовал с ничтожными сердцами,

И жестким блеском этих тёмных глаз

Ты говорил: "Нет, я уже не с вами!"

Ты говорил: "Как душно мне средь вас!"

Ученик рассказывает стихотворение

О, этот Лермонтов опальный,

 Сын нашей собственной земли,

 Чьи строки, как удар кинжальный,

 Под сердце самое вошли,

 Он, этот Лермонтов могучий,

 Сосредоточась, добр и зол,

 Как бы светящаяся туча,

 По небу русскому прошёл.

Ведущий:

Лермонтов  наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Урок-путешествие по лермонтовским местам"

В работе представлены описания мест Кавказских минеральных вод, где побывал  М.Ю.Лермонтов с фотографиями, комментариями и высказываниями самого поэта....

Презентация к уроку по литературе (7-9 класс) по теме: Лермонтовский Кавказ

Данная презентация может использоваться на уроках литературы в 7-9 классах как дополнительный материал при изучении творчества М.Ю.Лермонтова....

Лермонтовские чтения.

мероприятие, посвященное творчеству Лермонтова...

Доклад Рождественские педагогические чтения 2017 год.

Формирование толерантного отношения к участникам инклюзивного образовательного процесса....

Буклет Калининские чтения 2017

Буклет Калининские чтения 2017...

Выступление на районном мероприятии "Рождественские чтения 2017"

Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?» И тут народная мудрость подсказывает: «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». В про...