Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной.- Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителев 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_dlya_5_klassa.docx | 65.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной.- Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителев 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Результаты изучения предмета«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература»в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч., в 8 классе – 70 часов, в 9 классе – 105 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов«Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский«Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Устное народное творчество | 9 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 |
4 | Из литературы 18 века | 1 |
5 | Из литературы 19 века | 41 |
6 | Из литературы 20 века | 30 |
7 | Из зарубежной литературы | 14 |
8 | Итоговое повторение, обобщение | 2 |
9 | Резервные уроки | 4 |
10 | Итого | 105 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014
2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.
3. Репродукции картин художников
4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.
3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
- Раздаточный материал по темам курса
- Репродукции картин художников
- Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
- Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
- http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
- http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
- http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
- http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
- http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
- http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Вид, форма контроля | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
1 | Введение (1ч. +1ч. ВЧ ) | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | Тезисный план, конспект лекции. Викторина | ||
2 | Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли» | Составление плана «Что такое миф?» | |||
3 | Устное народное творчество (7 +1ч.РР +1 ч. ВЧ) | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор) | Игра по малым жанрам фольклора | ||
4 | Сказка как вид народной прозы. | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8) | |||
5 | «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой | Виды пересказа. Составление характеристики | |||
6 | «Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича. | Составление характеристики | |||
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | Составление плана сказки. | |||
8 | Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | Вопросы и задания 1-6 (с. 37) | |||
9 | РР Составление волшебной сказки | Уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы. | |||
10 | ВЧ Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций к сказкам, защита проектов | |||
11 | Контрольная работа | Письменный ответ на один из проблемных вопросов:1.Мой любимый герой русской народной сказки? 2.Почему я люблю читать сказки? 3.Почему в сказках добро всегда побеждает зло? | |||
12-13 | Из древнерусской литературы (1+1 ч.ВЧ) | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». ВЧ Русские летописи. | Сообщения (2-3) Тест Дать развернутый ответ на вопрос: «Каково значение памятника ДЛ «Из похвалы князю Ярославу» | ||
14 | Из литературы 18 века (1 час) | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» | Вопросы и задания (стр. 55) | ||
15 | Из литературы 19 века (27+8Рр+6ВЧ) | И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 58, 60-61) | ||
16 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях | Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1-2 (с.63), 1-2 (с.65) | |||
17 | Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе | Выразительное чтение, описание иллюстраций | |||
18 | РР Басни Крылова. Анализ и исполнение | Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций | |||
19 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Образы главных героев | Вопросы и задания 1-5 (с. 80), 1-6 (с. 80-81, «Фонохрестоматия»), характеристика героев | |||
20 | «Спящая царевна» как литературная сказка. | Характеристика героев | |||
21 | В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» | Вопросы 1-3, 7 (с. 87), составление плана баллады | |||
22 | Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни | Выразительное чтение | |||
23 | А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | Вопросы и задания 1-2 (90), 1-2 (с. 91), 1-2 (с. 92), описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника) | |||
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Вопросы и задания 1-12 (с. 109-110), задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 110), характеристика героев | |||
25 | Основные образы сказки | Составление характеристики героев | |||
26 | РР Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина | Вопросы и задания 1-2 (с. 113-114) | |||
27 | РР Стихи и проза. Рифма и ритм | Вопросы и задания 1-2 (с. 113-114) | |||
28 | Контрольная работа | Письменный ответ на один из вопросов: 1.В чём превосходство царевны над царицей? 2. Что помогло царевичу Елисею в поисках невесты? | |||
29 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Вопросы и задания 1-7 (с. 151-152), 1-2 (с. 152, выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста | |||
30 | ВЧВ.М. Гаршин. Сказка «Attaleaprinceps» | Вопросы и задания (с. 162), выборочный пересказ, характеристика героев | |||
31 | ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок» | Вопросы и задания 1-2 (с. 165), 1-7 (с. 169-170), выразительное чтение | |||
32 | М.Ю. Лермонтов.Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | Выразительное чтение | |||
33 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | Вопросы и задания (с. 170-171), выразительное чтение наизусть, описание репродукции, «Поразмышляем над прочитанным» (с. 170) | |||
34 | Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». | Вопросы 1 (с. 174), 1-2 (с. 184) | |||
35 | ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Выборочный пересказ, выразительное чтение, вопросы и задания «Фонохрестоматия» (с. 184-185) | |||
36 | ВЧ Н.А. Некрасов.«На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа, вопросы и задания (с. 191-192) | |||
37 | Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины. | Вопросы и задания (с. 195-196), (205-206), сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко | |||
38 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения | Вопросы и задания (с. 205-206), сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко | |||
39 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями | Сообщения, вопросы 1-3 (с. 241), 1-2 (с. 242-243, рубрика «Фонохрестоматия») | |||
40 | Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. | Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев | |||
41 | Герасим и Муму. Счастливый год | Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4-5 | |||
42 | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества | Выборочный пересказ, вопросы и задания | |||
43-44 | РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму» | Составление плана сочинения, написание сочинения | |||
45 | «Чудные картины» А.А. Фета | Выучить наизусть одно из стихотворений. Вопросы и задания (с. 245-246) | |||
46 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | Вопросы и задания 1-2 (с. 275), 1-2 (с. 276) | |||
47 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев. | Уровень знаний по предмету, ответы на вопросы | |||
48 | Тема дружбы в рассказе. | Выборочный аналитический пересказ, , вопросы и задания 7-8 (с. 275), 4-6 (с. 276). | |||
49 | Под страхом смерти. | Описание иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материалов | |||
50 | РР Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». | Темы сочинений: 1. «Жилин и Костылин: разные судьбы». 2. «Друзья и враги Жилина». | |||
51 | А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ. | Вопросы и задания 1 (с. 279), 1-3 (с. 284), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 284-285) | |||
52 | О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора | Работа с литературоведческими терминами | |||
53 | Вн. чт. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». | Пересказ, чтение по ролям, инсценирование рассказов, характеристика героев | |||
54-55 | РР Русские поэтыХIХ века о родине, родной природе и о себе ПРОЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | Чтение наизусть. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста | |||
56 | Из литературы 20 века (21+4Рр+5ВЧ) | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | Вопросы и задания 1 (с. 4)*, 1-3 (с. 9), 1-5 (с. 10,), описание репродукции Тест | ||
57 | ВЧ И. А. Бунин «Подснежник» | Выразительное чтение | |||
58 | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец | Вопросы и задания 1 (с. 11), 1, 3, 6 (с. 45), пересказ, составление плана повести | |||
59 | Новые знакомые Васи | Вопросы и задания 10, 13 (С. 46), 1-3, элементы анализа текста | |||
60 | ТыбурцийДраб – «замечательная личность» | Составление характеристики | |||
61 | РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | Элементы анализа текста, составление плана сочинения, подбор материалов | |||
62 | ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель» | Выразительное чтение, пересказ | |||
63 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | Наизусть стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы..» | |||
64 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера | Элементы анализа текста, составление плана сочинения, подбор материалов | |||
65 | Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. | Работа над литературоведческими понятиями | |||
66 | Контрольная работа | Контрольная работа | |||
67 | Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». | Викторина, описание иллюстраций палехских мастеров и рисунков учеников к сказам | |||
68 | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» | Пересказ, вопросы и задания (с. 75), словесное рисование | |||
69 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 75), словесное рисование | |||
70 | ВЧ Сказки К. Г. Паустовского | Чтение, пересказ | |||
71 | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | Контрольные срезы. | |||
72 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | Выразительное чтение по ролям пьесы-сказки, вопросы статьи «Прочитайте, это интересно! | |||
73 | Контрольная работа ПРОЕКТ Постановка спектакля по фрагменту сказки | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева? 2.Почему в пьесе-сказке добро побеждает зло? | |||
74 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита» | Выразительное чтение, составление плана рассказа. | |||
75 | Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | Вопросы и задания 1-4 (с. 111-112 | |||
76 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | Вопросы и задания 1-7, 9 (с. 140-141) | |||
77 | Человек и природа в рассказеВ.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Выборочный пересказ | |||
78 | Контрольная работа | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Какой изображена русская природа в творчестве писателей 20 в.? 2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в их произведениях? | |||
79 | РР Подготовка к Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике | |||
80 | ВЧ П. Мериме «Маттео Фальконе» | Выборочный пересказ, выразительное чтение | |||
81 | К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война | Вопросы и задания 1-2, 4 (с. 146), 1-2 (с.146-147, рубрика «Фонохрестоматия», 1 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-2 (с. 149), 1-2 (с. 149, | |||
82 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | Вопросы и задания 1-2, 4 (с. 146), 1-2 (с.146-147, рубрика «Фонохрестоматия», 1 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-2 (с. 149), 1-2 (с. 149, рубрика «Фонохрестоматия» | |||
83-84 | РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе | Сообщение, выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 151, 152, 153-154, 156-157), элементы анализа поэтического текста, вопросы и задания (с. 271-272) | |||
85 | Писатели улыбаются. Саша Черный«Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | Вопросы и задания (с. 173, 175) | |||
86 | Из зарубежной литературы (9+1Рр+2ВЧ) | ВЧ Н. А. Тэффи «Валя» | Чтение и анализ | ||
87 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» | Выборочное чтение, анализ эпизодов баллады, характеристика героя | |||
88-89 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо» | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания 1-5 (с. 193-194) | |||
90 | Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания | |||
91 | Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания | |||
92 | Истории четвёртая и пятая. Друзья и враги Герды. | Выборочный пересказ | |||
93 | Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом | Чтение и анализ | |||
94 | РР Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение) | Сочинение по предложенным темам | |||
95 | Дж. Лондон «Сказание о Кише" .Нравственное взросление героя. | Чтение, пересказ выборочный, беседа по вопросам | |||
96 | Вн.чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов сказки, характеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 240) | |||
97 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Черты характера героя. | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов сказки, характеристика героев, вопросы и задания 1-2 (с. 240) | |||
98 | Повторение (3 час) | Контрольное тестирование за второе полугодие ПРОЕКТ Электронная презентация «Памятники литературным героям» | Контрольный тест | ||
99-100 | Итоговый урок (творческий отчёт) ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | Итоговые вопросы (с. 176), выразительный пересказ, описание иллюстраций | |||
101-105 | Резерв (5 часов) | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...