Написание итогового сочинения (из опыта работы)
статья по литературе (11 класс) на тему

Кулабухова Яна Евгеньевна

Для выпускников 11 классов стало серьезным испытанием вернувшееся в 2015 году в список обязательных экзаменов итоговое сочинение. В последние годы многие учителя сосредоточили все свои усилия на подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, уделяя недостаточно внимания традиционному школьному сочинению. В связи с тем, что сочинение как экзамен не писалось несколько лет, система работы в этом направлении «дала сбой»].

Сегодня одна из важнейших задач учителей русского языка и литературы - качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения, ведь от этого зависит вообще участие выпускников в итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_itogovogo_sochineniya_iz_opyta_raboty.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Написание итогового сочинения (из опыта работы)

ЕГЭ воспитывает не думающего человека.

Сочинение воспитывает человека

духовно богатого.

Александр Проханов

Для выпускников 11 классов стало серьезным испытанием вернувшееся в 2015 году в список обязательных экзаменов итоговое сочинение. В последние годы многие учителя сосредоточили все свои усилия на подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, уделяя недостаточно внимания традиционному школьному сочинению. В связи с тем, что сочинение как экзамен не писалось несколько лет, система работы в этом направлении «дала сбой» [1, 46].

Сегодня одна из важнейших задач учителей русского языка и литературы - качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения, ведь от этого зависит вообще участие выпускников в итоговой аттестации. 

Практика показывает, что старшеклассники при написании  итогового сочинения сталкиваются с определенными трудностями, среди которых неточное понимание темы, расширение или сужение темы, неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы, неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания. Но, пожалуй, самая распространённая ошибка - выбор литературного материала, необходимого для раскрытия темы.

В рамках выбранной темы выпускникам необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору.  Учитывая то, что современные школьники мало читают, справиться с этим не всем ребятам удаётся с первого раза. И потому задача первостепенной важности для педагога - развитие читательской компетентности, умения использовать тексты разных стилей для работы над сочинением.

Президент Русского общественного фонда имени А.И.Солженицына Н.Солженицына справедливо полагает: «У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература». Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению –  одна из первостепенных задач учителя-словесника [3]. Именно поэтому я стараюсь расширять список обязательной для прочтения  литературы, включая в него не только программные произведения. В этом списке небольшие по объему, но глубокие по содержанию рассказы А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.П.Платонова, А.Алексина, А.Грина, произведения современных писателей (Т.Кудрявцева и др.).

 В своей практике обучения выпускников написанию сочинения я  применяю различные приёмы. Но есть самые, на мой взгляд, эффективные, неоднократно оправдавшие себя. Известно, что темы сочинения бывают разные (назывные, вопросные, цитатные). Если мы работали над темой-понятием,  я учила детей задавать вопросы к словам. И данный метод оказался актуальным. Я предлагала детям тему сочинения, состоящую из одного слова (любовь, счастье, подвиг...) и просила их задать как можно больше вопросов к этому слову. Вопросы могли быть любые, насколько позволяла детская  фантазия. Затем мы классифицировали вопросы на главные, без которых сочинение невозможно, и второстепенные, без которых сочинение обойтись может. После этого мы распределяли вопросы по композиционным частям. Когда вопросы были распределены, учащиеся отвечали на них. Получалось готовое сочинение, в котором не хватало только одного: литературного аргумента. Затем мы (сначала совместно, а затем и самостоятельно) подбирали аргументы из прочитанных произведений.

Ещё одним из действенных приёмов считаю задание  найти цитаты на каждое направление. К предложенным цитатам дети  подбирали  произведения, которые могли бы послужить литературным аргументом.

Ну и, наконец, приём, который также детям помог в работе над  сочинение - составьте плана сочинения по одной из предложенных мной тем.

Для успешного написания сочинения необходимо развивать следующие умения: рассуждать на предложенную тему, выбирать путь ее раскрытия; использовать литературный материал для построения письменного высказывания и для аргументации своей позиции; моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы; точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции; оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности [2, 62].

  Вообще любое дело требует практических навыков. Поэтому необходимо написать несколько сочинений на свободную тему. Иначе научиться никак нельзя. Грамотность, четкость и лаконичность, это все то, что необходимо для написания хорошего сочинения. И только соблюдая определенные требования, можно добиться хорошего результата.

Итоговое сочинение в 11 классе – нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать  устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

 Л.Н.Толстой говорил: «Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Не надо бояться исправлять написанное, надо помнить, что ни один шедевр литературы не был написан за один присест, без исправлений, без мучительной работы творческой мысли.

Список литературы

  1. Мальцева Л.И. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2015.
  2. Нарушевич А. Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие / А. Г. Нарушевич, И. С. Нарушевич; под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода

В статье даются  мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения в лицее а также  об...

Презентация "Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения."

Учебная презентация , на основе которой проводятся первые два или три урока по подготовке к написаню итогового сочинения в 11 классе. Внимательно просмотрите материал, обратите внимание на алгоритм ра...

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Подготовка выпускников 11-х классов к итоговому сочинению (из опыта работы)

В данной статье представлен опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по следующим направлениям:Направление 1 – «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения...

Статья. Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы).

Статья представляет собой опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по направлениям  2017 - 2018 гг. В работе рассмотрены основные критерии оценки итогового сочинения и приёмы работы ....

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...