Подготовка выпускников 11-х классов к итоговому сочинению (из опыта работы)
статья на тему

Харитонова Наталья Сергеевна

В данной статье представлен опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по следующим направлениям:

Направление 1 – «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

Направление второе – «Вопросы, заданные человечеству войной».

Направление третье – «Человек и природа».

Направление четвёртое – «Спор поколений: вместе и врозь».

Направление пятое – «Чем люди живы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_podgotovka_k_itogovomu_soch-yu.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Апастовского муниципального района» Республики Татарстан

Районный семинар учителей русского языка и литературы

Подготовка выпускников 11-х классов                                        к итоговому сочинению

(из опыта работы)

Составила: учитель русского языка и литературы                             Харитонова Наталья Сергеевна

Апастово-2014

I. Знакомство с пятью направлениями сочинений

Направление 1 – «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

Направление второе – «Вопросы, заданные человечеству войной».

Направление третье – «Человек и природа».

Направление четвёртое – «Спор поколений: вместе и врозь».

Направление пятое – «Чем люди живы»

II. Знакомство с критериями оценивания

Сочинение оценивается по пяти критериям.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится незачет.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Критерий № 1. Соответствие теме. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Незачет ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 2.  Аргументация. Привлечение литературного материала. Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Незачет ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Незачет ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 4. Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 

Незачет ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 5. Грамотность. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Незачет ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Сайт Минобрнауки

III. Чтение инструкции для выпускников

Выберите ОДНУ из ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на одну тему. Рекомендуемое количество слов – 350 (2-2,5 листа размера А4). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. 

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

 «Зачет» по критериям №1 и №2  обязателен.

«Зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). 

Составление памятки «Алгоритм работы над сочинением»

Памятка ученика

«Этапы работы над выпускным сочинением»

Шаг I.  Выбор темы.

1. Задать себе вопросы:

   —  Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)

  —  На каком материале можно раскрыть данные темы?

   —  Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

2. Выбрать одну из предложенных тем.

    При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы.

Тема выбрана! Что делать дальше?

1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:   (СЛАЙД 14)

ЧТО (О ЧЁМ)

писать?

ЗАЧЕМ

писать?

КАК

писать?

1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план.

1. Определяю основную мысль сочинения.

1.  Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)

2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию.

2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения

2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации

3.  Обдумываю композицию и форму сочинения

3. Пишу заключение

3. Обдумать  вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

   —  высказывание  своего взгляда  на проблему;

   —  вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение  его к разговору;

   —  обоснование  причин обращения к этой теме;

   —  эмоционально ввод в тему сочинения;

   — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

   — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

   — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

   — оформление вступления в виде вопросов

4. Обдумать заключение. Это может быть так:

   — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.

Слово учителя: Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать  работу, помогает  довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.

   — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)

Слово учителя: Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении  возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.

   — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).

   — обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас  должен ответить самостоятельно.

   — обращение к оригинальной цитате.

2

5. Определить композицию будущего сочинения 

композиционные части

содержание

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

 - ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

 - обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

 - разъяснение основных понятий темы;

 - изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

 - использование индукции: от конкретного к обобщению;

 - использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Выводы (обобщение)

 - изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

 - указание на изменчивость проблемы

Шаг 3. Тактика работы над сочинением

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество -  350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

 —  Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис?  (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

   — Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)

   — Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?

   — Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?

   — Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3)

   —  Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная  лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

   —  Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочие материалы для направления                                                           «Вопросы, заданные человечеству войной»

Формулировка темы

тезис

Аргументы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

Чему учит человечество война?

Нравственные уроки войны…

Война учит многому:  надо самоотверженно любить родину,  не терять себя как личность, принимать нравственно правильные решения  в экстремальной ситуации, помнить о тех, кто погиб…

1. В.Быков «Сотников».

2. Шолохов «Судьба человека»

1. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо».

2. Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать»

Направление четвёртое  «Спор поколений: вместе и врозь»

Формулировка темы

тезис

Аргументы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

Какова роль семьи в жизни человека?

Семьи в жизни человека

Семья – это основа жизни любого человека, это истоки нравственности, милосердия, мировоззрения

1. А.И.Гончаров. «Обломов»

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

3. Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

4. Л.Н.Толстой. «Война и мир»

Высказывания (для вступления):

Семья – кристалл общества.  (Виктор Гюго)

В чём прежде всего проявляется материнская любовь?

Любовь матери

Материнская  любовь  - это источник жизни. Без матери, её поддержки человек может вырасти озлобленным и жестоким. Мать способна на всё ради своего дитя.

Высказывания (для вступления):

Самую заледеневшую душу согреет тепло материнского сердца. (Вадим Синявский)

Произведения:

1. Максим Горький «Сказки об Италии»

2. Л.Улицкая. «Дочь Бухары»

3. В.Закруткин. «Матерь человеческая»

4. В.Распутин. «Последний срок»

Высказывания (для вступления):

Сердце матери – бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. (Оноре де Бальзак)

. Когда Наполеона спросили о том, в чём больше всего нуждается Франция, он коротко сказал: «В матерях»

Направление пятое. Чем люди живы?

Формулировка темы

тезис

Аргументы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

Является ли милосердие основой жизни в современном мире?

Милосердие в современном мире

Милосердие – это основа нашей жизни. И в какое бы время  мы ни жили, надо, чтобы люди были добры друг к другу.

Высказывания (для вступления):

1.  «Уклонись от зла и сотвори благо» (Псалтырь, Псалом 6, 27)

2. У каждого времени - своя жестокость. А доброта одна на все времена. (А.Лиханов)

Произведения:

1. А.И.Куприн «Чудесный доктор»

2. В.Распутин. «Уроки французского»

Высказывания (для вступления):

1. Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к падению человека; но милосердие не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку (Ф.Бэкон)

Произведения:

1. Арчибалд Джозеф Кронин «Ключи от Царства»

Что побеждает в человеческой душе: добро или зло? Что следует выбирать?

Борьба добра и зла в душе человека

В борьбе добра и зла, безусловно, победа должна быть на стороне добра. Только добротой, милосердием, красотой души спасётся мир.

Высказывания (для вступления):

Есть Добро и Зло. Их бой - нескончаем.

(Наум Коржавин)

Произведения:

1. М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

2.  Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Высказывания (для вступления):

1. Кто доброе сеет — добро его плод,

Кто злое посеет — злодейство пожнет. (Саади)

2. Добро — не наука, оно действие. (Р.Роллан)

Произведения:

1. Гёте. «Фауст»

2. Шекспир. «Гамлет»

Чем должен руководствоваться человек, выбирая будущую профессию?

Выбор профессии

Выбор профессии – один из важнейших жизненных этапов человека

Высказывания (для вступления):

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вам отыщет. (К.Д.Ушинский)

Произведения:

1. И.А.Крылов. Басня «Щука и кот»

2. Е.Коронатова «Жизнь Нины Камышиной»,

3. В.Кочетов«Журбины»,

4. И.Лазутин «Сержант милиции».

Высказывания (для вступления):

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека)

Работа по третьему направлению «Природа и человек».

Заполните таблицу, сформулировав  3-4 темы и подобрав для аргументации литературные произведения из отечественной и зарубежной литературы.

Формулировка темы

тезис

Аргументы

из отечественной литературы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Взаимосвязаны ли природа и внутренний мир человека?

Родство человека и природы

Человек является частью природы

1) Л.Н.Толстой. «Война и мир» (две встречи Болконского с дубом)

2) Ю.Нагибин. «Зимний дуб»

3) Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном» (письмо тридцать четвёртое «О русской природе»; тридцать  шестое «Природа других стран»)

4) И.С.Тургенев. «Бежин луг»

Работа над сочинением по четвёртому направлению                                                                  «Связь поколений: вместе и врозь».                                                                                         Обсуждение тем и подбор произведений для аргументации

Темы

1. Почему предают родные и близкие люди?

2. Одиночество среди родных людей.

3. «Мысль семейная»  в художественной  литературе.

4. Взаимосвязь людей разных поколений.

5. «Вечная» проблема «отцов» и «детей»

6. «Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполняет своего долга перед родителями. (Б.Ауэрбах, немецкий писатель)

7. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин)

Формулировка темы

тезис

Аргументы

в форме вопроса

в форме назывного

предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

1. Почему предают родные и близкие люди?

Тема предательства родных людей

В основе предательства родных людей лежит их эгоизм и равнодушие

Высказывания (для вступления):

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин.)

Произведения:

1. К.Паустовский «Телеграмма»

2. А.Н.Островский «Свои люди – сочтемся».

Произведения:

1. Тони Магуайр.

«Когда вернётся папа... История одного предательства»

2. Катерина Шпиллер. «Мама, не читай! Исповедь "неблагодарной" дочери»

2. Почему одиночество в семье стало нормой современного общества?

Одиночество среди родных

 Одиночество среди родных людей – опасный симптом духовной болезни, называемой равнодушием

 Высказывания (для вступления):

Одиночество – вот проклятая вещь. Вот что может погубить человека (А.Фадеев)

Произведения:

1. А.Вампилов. «Старший сын»

2. А. Лиханов «Обман»

Высказывания (для вступления):

1. «Ничто не сравнится со страданием быть одиноким». (Габриэль Марсель)

Произведения:

1. Томас Вулф. «Взгляни на дом свой, ангел».

2. В.Шекспир. «Гамлет»

Обучение составления плана к сочинению                                                                                   (на примере сочинения «Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова»)

Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова

План 1

I. Вступление (можно отметить  факты биографии писателя: одиночество с юных лет, смерть матери, вынужденная разлука с отцом, преследование и жизнь изгнанника в последние годы)

II. Основная часть

1. Невозможность что-либо изменить в этой жизни («И скучно, и грустно…», «Узник»)

2. Разочарование («Выхожу один я на дорогу…», «Парус», «Как часто пестрою толпою окружен…»)

3. Одиночество в творчестве («Нет, я не Байрон…»)

III. Заключение. Тема одиночества – сквозная тема в творчестве М.Ю.Лермонтова.

План 2

I. Вступление (можно сказать о том, что  «лишние люди» – болезнь века»)

II. Основная часть

1. Тема одиночества в лирике поэта:

    а) характерное для его времени настроение лирического героя («Дума», («На севере диком…», «Утес» «Мцыри»);

   б) неразделенная, несчастная любовь («Я не унижусь пред тобой…»);

2. «…история души человеческой…»  («Герой нашего времени»)

III. Заключение. Тема одиночества – сквозная тема в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Примерный план к сочинению по теме «Милосердие в современном мире»

Пункты плана

Композиционные части

(350 слов)

I. Милосердие – основа жизни в современном мире. (тезис)

Вступление  + тезис (60  70слов)

II. Основная часть

1. А.И.Куприн. «Чудесный доктор»;

2.  Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» (образ Сони Мармеладовой);

3. А.П.Платонов. «Юшка»;

4.  Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном».

Аргументация (234 - 240 слов)

III. «Доброта одна на все времена». (А.А.Лиханов)

Заключение (60 - 70 слов)

Пояснение учителю: количество слов, данное в правом столбике, примерное и может меняться.

Самостоятельное написание сочинений и на уроках, и дома.

Учитель предлагает 5 тем, ученики выбирают тему самостоятельно.                                         План – набросок ОБЯЗАТЕЛЕН.

Блок 1

1. Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова

2. Война и детские судьбы…

3. Истоки безответственного отношения человека к природе.

4. Роль семьи в жизни ребенка.

5. «Закон, живущий в нас, называется совестью». (И.Кант)

Блок 2

1. Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.

2. Влияние войны на судьбу человека

3. Философское звучание пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

4. «Мысль семейная» в художественной  литературе.

5. Тема  счастья в художественной литературе.

Блок 3

1. Изображение каких явлений человеческой натуры наблюдается в творчестве М.Ю.Лермонтова?

2. В чём проявляется бесчеловечная сущность войны?

3. Какую роль играет природа в художественных произведениях?

4. «Все семьи счастливы одинаково» и «каждая семья несчастна по-своему» (Л.Н.Толстой)

5. Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Блок 4

1. Тема «лишнего человека» в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Героизм и предательство в годы войны.

3. Благодарная природа и неблагодарный человек.

4. Тема предательства в семье.

5. «Честь дороже жизни» (Ф.Шиллер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка выпускников 9 класса к итоговой аттестации ( из опыта работы)

В работе представлен материал по подготовке выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации. Материал можно использовать в школах различного типа широким кругом педагогических работников....

методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году

методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году...

Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году

Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году...

Написание итогового сочинения (из опыта работы)

Для выпускников 11 классов стало серьезным испытанием вернувшееся в 2015 году в список обязательных экзаменов итоговое сочинение. В последние годы многие учителя сосредоточили все свои усилия на подго...

Статья. Подготовка к итоговому сочинению ( из опыта работы).

Статья представляет собой опыт работы по подготовке к итоговому сочинению по направлениям  2017 - 2018 гг. В работе рассмотрены основные критерии оценки итогового сочинения и приёмы работы ....

План подготовки выпускников 9 класса к итоговому сочинению

Работа над голосовыми данными, над ударениями (фонетическими и фразовыми), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями...