Технологическая карта урока в технологии развития критического мышления (ТРКМ) .Тема: "Нравственная сила и человечность героя"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Кальченко Людмила Владимировна

В страстной привязанности к Муму раскрылась простая, непосредственная и сильная душа Герасима. Писатель показал, что крепостные крестьяне, даже такие неразвитые и наивные, как Герасим, способны разнообразно и глубоко чувствовать, переживая свое тяжкое горе и небольшие редкие радости. Они способны на сильную, самоотверженную любовь, трогательную и бескорыстную преданность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Технологическая карта урока

                              в технологии развития критического мышления (ТРКМ)

                                   Тема: «Нравственная сила и человечность героя»

                                  Задачи:

- обучающие: изучить материал учебника, выполнить самостоятельное исследование по проблеме: «Как определить нравственную силу и человечность героя»; развивать навыки написания сочинения – рассуждения.

- развивающие:

-стремление расширять свой кругозор;

- навыки аргументировано высказывать свою точку зрения;

- навыки критического мышления при усвоении информации;

Способствовать активизации познавательных способностей.

- воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе.

Оборудование :учебники, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Планируемые результаты:

личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, определять свою позицию, связанную с заданной проблемой

метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, объяснять языковые явления  , процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний;

регулятивные : адекватно оценивать свою деятельность, определять лично значимую цель в рамках учебной темы;

коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки работы в паре, участвовать в диалоге;

предметные  : научиться определять как раскрываются духовные и нравственные качества героя  

Этап технологии ТРКМ

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Умения

Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия деятельности

1.Мотивация к деятельности

А)

Организационный момент

Б)

Актуализация

Знаний

В)

Самоопределение к деятельности

Учебно – познавательная деятельность (обучение)

Учебно – познавательная деятельность (диагностика освоения материала)

Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Рефлексия состояния

Домашнее задание

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания

Предлагает учащимся проблемную ситуацию: К вам в гости пришли знакомые с детьми. Вы готовитесь к уроку литературы по произведению И. С. Тургенева «Муму». Гости задают вопрос: «Почему Герасим утопил собаку, почему не ослушался барыни?»

О чем нужно, чтобы объяснить, почему Герасим был вынужден утопить собаку? Зачем вам нужно изучать эту тему?

Корректирует тему урока.

Организует обсуждение проблемы.

1.Исходя из темы урока («Нравственная сила и человечность героя»), давайте сформулируем его главную цель: чему вы должны научиться к концу урока?

Конечно, определять нравственную силу и человечность героя, что крепостное право уродует людей, калечит их души.

2.Предлагает обратиться к учебнику (стр.217 – 219) за теоретическими сведениями по данной проблеме.

3.Организует подведение итогов по составлению плана рассказа:

- крепостное право на Руси (историческая справка)

- почему Герасим подчиняется барыне? Почему он принимает решение самому «уничтожить» Муму? Почему не ушел с ней в деревню. (Герасим не может ослушаться барыню : так устроен мир, в котором он живет. Он понимает, что «людишки» не пощадят собаки. Ему хватает мужества взять на себя этот грех).

Какую роль играет пейзаж в конце рассказа? ( Пейзаж появляется впервые. Герасим возвращается из мира лжи в мир естественности, и природа принимает его в свои объятия ).

4.Предъявляет задание: письменно ответить на вопросы.

1. Как автор относится к герою?

2. Чем Герасим отличается ото все героев рассказа?

3.Против чего протестует Герасим своим уходом?

Проверяет задание.

Предъявляет задание из упражнения учебника (224). 1.Почему рассказ назван «Муму?»

2.Главный герой рассказа – немой Герасим. Каковы черты его характера.

Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из текста произведения.

Предъявляет самостоятельное задание, ходит между рядами с целью проверки освоения материала.

А) Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте.

Б) Тургенев в рассказе «Муму» запечатлел человека , не сломленного крепостническим гнетом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества?

Предлагает вернуться к заданию, данному в начале урока, и проверить освоение материала, делая при этом пометы – объяснения:

Почему же Герасим выполняет волю вздорной барыни?

Он человек подневольный и , как всякий крепостной , должен беспрекословно выполнять барский приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню. Когда Герасим утопил своего друга, то утопил в себе рабство. Он был «как заяц», стал «как лев». Автор находит сравнение для героя: « Как лев выступал он сильно и бодро, подчеркивая свойственные царю зверей гордость, достоинство, отвагу.

Организует поведение итогов урока.

Раздает учащимся индивидуальный рефлексивный лист:

Мне ___ урок, потому что ____.

Я оцениваю свою работу ___ , так как _____ .

Предъявляет учащимся написать сочинение – рассуждение на тему : «Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму».

 

Приветствие учащихся. Готовность к уроку

Пересказ эпизодов:

«Герасим спасает щенка; «Муму в доме барыни;»(по вариантам).

Учащиеся предлагают свое видение проблемы урока, обсуждают в парах варианты ответа.

Отвечают на вопросы. Обсуждают в парах варианты ответов.

Формулирует цель урока

Читают текст и самостоятельно составляют план.

Участвуют в обсуждении, отвечая на вопросы

Выполняют задания в парах с комментированием

Обсуждают задание  в парах

Выполняют задание самостоятельно, проверяют друг у друга в парах, выставляют оценки.

Учащиеся, основываясь на полученные знания, объясняют, как определить?

Заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают учителю

Записывают домашнее задание в дневники, воспринимают его и уточняют для успешного выполнения.

Личностные: определять потребности в изучении учебной темы; проявлять интерес к поставленной проблеме.

Познавательные:

самостоятельно формулировать тему урока, восстанавливать информацию ранее изученного

Коммуникативные:

представлять адекватные ответы на поставленные вопросы.

Регулятивные:

оценивать собственные возможности для выполнения задания.

Личностные: проявлять интерес к учебным заданиям, готовность к сотрудничеству.

Познавательные:

Структуировать информацию и составлять план;

Устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные : формировать умения слушать и понимать учителя и своих одноклассников; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в диалоге.

Регулятивные: формулировать цель деятельности, устанавливать последовательность действия. Вносить коррективы в ошибочные суждения, принимать учебные задачи для коллективного обсуждения и самостоятельного решения

Предметные: узнавать новое – крепостное право на Руси, отмена, последствия, реформы.

Личностные: проявлять позитивное отношение к своим одноклассникам.

Регулятивные: преодолевать затруднения по выполнению заданий.

Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Предметные: использовать полученные знания на практических примерах.

Личностные : осознать успешность своей деятельности.

Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные : принимать учебную задачу для самостоятельного решения

Регулятивные : принимать учебную задачу для самостоятельного решения; планировать свое дальнейшее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.

В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Использование приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке математики

В данной статье рассмотрены приёмы технологии развития критического мышления на уроке математики, направленные на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информа...

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) В СИТУАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Представляемая статья посвящена современной и актуальной проблеме. Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Обучение в любом учебном заведении - это ...

Разработка урока по теме "Вирусы" для 9-11 классов с использованием Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Актуальность темы на сегодняшний день бесспорна. Для лучшего понимания и усвоения материала, детям нужно предоставить возможность самостоятельного осмысления и формулировки полученных знаний. Раб...